Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 21:10, курсовая работа
Новизна опыта – формирование надпредметных, преимущественно учебно-технологических умений учащихся в области информационных коммуникационных технологий при решении учебных и практических задач.
Уровень новизны – рационализация (результативное гибкое применение уже известных подходов, новизна проявляется в деталях, новом сочетании методов и приёмов для достижения поставленных целей).
Ведущей деятельностью юношеского возраста является самоопределение как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории (своего пути).
Для современного юноши сценарии образовательных событий, проектов носят характер задуманного пробного действия. Для данного возраста важен, прежде всего, «проект себя самого» – своих настоящих и будущих возможностей. Принято выделять три периода в становлении юношеского возраста. Первый период связан с постановкой жизненных целей, второй – с определением условий дальнейшего развития человека, а третий – с определением ресурсов для достижения задуманных целей. Старший школьный возраст главным образом связан с задачами первого периода юношеского возраста.
Важнейшей спецификой юношеского возраста является его активная включенность в существующие проблемы современности. Становление юноши - это попытка обретения практического мышления. Поэтому единицей организации содержания образования в старшей школе должна стать «проблема» и проблемная организация учебного материала, предполагающая преодоление задачно-целевой организации учебной деятельности и выход в следующий управляющий контур – в пространство «смыслов», «горизонтов», «возможностей».
Взрослый при построении юношеского образования сам должен быть носителем определенной темы и проекта, иначе он теряет значение для молодых людей.
Т.к. надпредметные умения обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса и обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, то систематическая работа по их формированию невозможна без учёта возрастных особенностей учащихся.
При выборе предложенных форм, методов, приёмов и средств обучения по формированию надпредметных умений учащихся следует опираться на ведущие виды деятельности в конкретном возрасте учеников.
3.3 Усвоение новых знаний и способов действий
Приём «Знакомая незнакомка»
Учащиеся при изучении новой компьютерной программы до изучения её особенностей находят знакомые команды меню, знакомые кнопки на панелях инструментов, знакомые элементы окон.
Например, находятся команды сохранения, открытия, печати документов; команды копирования, перемещения, вставки объектов и т.д.
Приём «Больше знаешь – быстрее делаешь»
Принцип приёма – поиск нескольких способов выполнения одних и тех же действий, что позволяет в зависимости от условий и возможностей быстрее достигать цели задания.
Приём «Что? Где? Как?»
При составлении алгоритмов деятельности учащиеся отвечают на три вопроса:
Первый вопрос «Что?» определяет результат деятельности. Второй вопрос «Где?» определяет место поиска команд. Третий вопрос «Как?» раскрывает последовательность действий для достижения цели.
Пример: алгоритм выравнивания текста в программе Microsoft Office Word 2007
1 способ:
Что? – выровнять текст
Где? – панель инструментов
Как? – алгоритм:
1) выделить текст,
2) вкладка «Главная» – поле «Абзац» – выбрать одну из кнопок
2 способ:
Что? – выровнять текст.
Где? – диалоговое окно
Как? – алгоритм:
1) выделить текст,
2) вкладка «Главная» – поле «Абзац» – кнопка открытия диалогового окна
3) диалоговое окно «Абзац» - вкладка «Отступы и интервалы» – Выравнивание.
3 способ:
Что? – выровнять текст
Где? – клавиатура
Как? – алгоритм:
1) выделить текст,
2) сочетания клавиш (CTRL+L выравнивание по левому краю, CTRL+R выравнивание по правому краю, CTRL+E выравнивание по центру, CTRL+J выравнивание по ширине)
Приём «Что я могу добавить?»
Нередко в знакомых программах учащиеся могут предложить свой способ достижения необходимого результата, который добавляется к известным.
Учителю этот способ знаком.
Приём «Я не могу всё знать»
Если ученик предлагает неизвестные учителю способы работы, то это только приветствуется и поощряется.
Приём «Аукцион идей»
При изучении новой темы учащиеся выдвигают идеи (гипотезы) решения задачи, отвечая на вопрос «Как я мог бы это сделать». Далее идеи проверяются.
Приём «Краткость – сестра таланта»
При возможной классификации
Приём «Зачем мне это надо?»
Когда новая тема рассмотрена, идёт поиск возможного применения знаний в других предметных областях.
Приём «Он ничего не умеет»
Когда ученики дома пытаются создать какой-то электронный документ, часто им не удаётся достигнуть желаемого результата и появляется реплика: «Компьютер ничего не умеет». Изучение новой темы начинается с имитации домашней ошибки.
Пример: при изучении темы «Параметры страницы» в программе Microsoft Office Word приводится пример напечатанного реферата, в котором переход на следующую страницу осуществляется неоднократным нажатием на клавишу Enter. В режиме отключения непечатаемых знаков учитель пытается добавить или удалить фрагменты текста, увеличить или уменьшить размер шрифта, результатом является закономерное смещение текста на другие страницы. Выявляется проблема – переход на другую страницу должен быть произведён каким-то другим способом. Начинается изучение самой темы.
Приём «Общее в частном»
При изучении учебного материала приводятся примеры сразу нескольких программ, где он может встречаться.
Пример: при изучении цветовых моделей компьютерной графики (RGB, CMYK и др.) они показываются во всех имеющихся графических редакторах.
Приём «Помоги соседу»
Предлагается общее задание с известным началом. Пока одна группа учеников начинает выполнение задания, другой группе объясняется часть неизвестного алгоритма. Потом группы меняются местами, только второй группе объясняется другая часть неизвестного алгоритма. Когда практическая работа возобновится в полном составе и учащиеся дойдут до проблемных шагов алгоритма выполнения работы, сосед соседу должен объяснить неизвестное. Учитель контролирует ситуацию и в случае «неумелых» объяснений приходит на помощь незадачливым соседям.
Метод «Обучающая практическая работа»
Учащиеся изучают новый
Пример: изучение окна программы Microsoft Office Excel 2007
Задания: открыть программу; найти заголовок последнего столбца; выделить ячейку С10; выделить диапазон ячеек с ячейки А4 по ячейку С8 (сколько ячеек выделено?); выделить столбец В; выделить столбцы D,E и F; выделить 1-ю, 4-ю и 5-ю строки; увеличить ширину столбца G; перейти на Лист2; выделить всю таблицу; увеличить высоту всех строк и т.д.
Метод «Учебная лабораторная работа»
Новая
тема изучается в форме лабораторной
работы. Учащимся выдаются тексты лабораторной
работы, в которых идёт объяснение
нового материала с конкретными
примерами и указаны возможные
изменения в условиях заданий
по рассматриваемой теме. По каждой
части объяснения предлагаются задания
репродуктивного и проблемно-
Пример: лабораторная работа «Создание запросов в программе Microsoft Office Access 2007» (Приложение 4)
Метод «Электронная экскурсия»
Учащимся предлагается перед изучением темы линейный или разветвляющийся видеоряд, который может помочь им определить тему урока и цель урока без подсказок учителя. Ряд выстроен так, что можно проследить последовательность действий на уроке при изучении темы.
3.4 Закрепление знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний
Приём «Доделай работу»
Учителем предлагается задание, которое
состоит из двух частей. Первая часть
требует полного
Пример: при изучении компьютерной графики точно воспроизвести графическое изображение (допустим, паровоз), а потом придумать и изобразить фон к рисунку.
Приём «Исправь мои ошибки»
Ученику предлагается электронный документ с ошибками и выдаётся бумажный вариант документа без ошибок. Требуется привести электронный документ к безошибочному варианту.
Приём «Научи учителя»
Учащимся требуется найти способ объяснения практического материала «виртуальному» учителю, не имеющему практических навыков работы на компьютере.
Приём «Сравни и выбери»
Учащимся предлагается к рассмотрению несколько вариантов реализации одного и того же электронного документа. Их задача – аргументировано выбрать приемлемый для себя вариант.
Пример: предлагается одна и та же презентация в разном дизайне, с разной анимацией, с разным расположением объектов на слайде. Требуется выбрать оптимальный вариант презентации.
Приём «Я учу»
Ученику уступается место учителя за компьютером. Он должен объяснить классу и учителю свой способ решения предложенной проблемы
Приём «Я сам»
Ученик самостоятельно пытается составить задачу и её решить.
Приём «Конструктор»
Учащимся в объяснении определяются способы получения отдельных результатов на отвлечённых примерах. Задание – найти аналогичные элементы в своей задаче и «собрать» решение в одно целое.
Пример: в электронных таблицах рассматриваются «минизадачи» - перевод метров в километры, определение максимальной массы товара. Учащимся предлагается самостоятельно решить задачу «Цены товаров даны в долларах. Определить цену товаров в рублях и найти максимальную цену товара».
Метод «Учебная практическая работа»
Учащимся предлагается к выполнению практическое задание. Перед выполнением работы под руководством учителя разрабатывается алгоритм выполнения работы.
Метод «Шторм»
Девиз метода - «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»
Учащимся даётся задание для выполнения. Происходит коллективный разбор плана выполнения работы и способов реализации отдельных действий.
Выбирается «капитан» из числа учеников, регулирующий процесс поиска решения.
Под его руководством находятся ответы на вопросы:
Проблема? (например, нарисовать, вычислить, написать программу и т.д.)
Где реализовать решение задачи? (конкретный графический редактор, электронные таблицы, язык программирования и т.д.)
Что делать? (разбиение задачи на подзадачи – «капитан» записывает перечень подзадач на доске, это может быть линейная или разветвляющая структура)
Как делать? (по каждому пункту плана «капитан» определяет учащихся, уверенных в своих способностях решения этой проблемы, их задача – объяснить алгоритм решения своего фрагмента остальным; пункты, вызывающие сомнения разбираются всеми учащимися, возможно, с помощью учителя)
После такого разбора все учащиеся приступают к практическому применению найденного алгоритма решения задачи.
Учитель вступает в процесс поиска решения только в том случае, когда учащиеся просят помощи и наводящими вопросами подсказывает настолько, насколько это необходимо для перехода к следующему шагу рассуждения.
Пример: Составление алгоритма рисования изображения
Проблема – «Нарисовать»
1 вопрос – В каком графическом редакторе рисовать? - CorelDRAWX3
2 вопрос – Что рисовать?
3 вопрос – Как рисовать?
По каждому пункту плана определяются учащиеся, уверенные в способности нарисовать тот или иной фрагмент рисунка. Их задача – объяснить всем алгоритм рисования своего фрагмента. Пункты, вызывающие сомнения разбираются всеми учащимися (возможно, с помощью учителя).
Метод «Минипроект»
Метод может применяться при повторении, обобщении и систематизации учебного материала. Проект может длиться на протяжении 2-3 уроков. Учащиеся делятся на пары. Каждой паре определяется тема проекта. Определяется общий перечень вопросов, которые должны быть реализованы в ходе проекта. Предъявляются строгие требования к продукту проекта. Обязательно – дальнейшая защита своих работ.