Структура и состав автоматизированных информационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 08:56, контрольная работа

Краткое описание

Информационные технологии в настоящее время активно внедряются во все сферы деятельности. Быстро развивающийся рынок электронных информационных продуктов и услуг предлагает большое количество отечественных и зарубежных экономических информационных систем (ЭИС) различного назначения [1]. ЭИС – это не только компьютерная техника и применение новейших технологических достижений, но и совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и в выработке управленческих решений.

Оглавление

Введение 3
1. Структура и состав автоматизированных информационных систем 4
2. Классификация угроз информации в современных
информационных системах 10
3. Задачи 20
Заключение 21
Список литературы 23

Файлы: 1 файл

К.р. Информационные системы в экономике.doc

— 614.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3

1. Структура и состав автоматизированных информационных систем 4

2. Классификация угроз информации в современных

информационных системах 10

3. Задачи                                                                                                                 20 

Заключение 21

Список литературы 23

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Информационные технологии в настоящее время активно  внедряются во все сферы деятельности. Быстро развивающийся рынок электронных  информационных продуктов и услуг  предлагает большое количество отечественных и зарубежных экономических информационных систем (ЭИС) различного назначения [1]. ЭИС – это не только компьютерная техника и применение новейших технологических достижений, но и совокупность внутренних и внешних потоков прямой и обратной информационной связи экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессе обработки информации и в выработке управленческих решений.

 Важнейшим ресурсом  современного предприятия, способным  значительно повлиять на повышение его конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и капитализации, являются корпоративные информационные ресурсы и знания, которые сегодня призваны обеспечивать безопасность.

Характерной чертой нашего времени  являются интенсивно развивающиеся процессы информатизации практически во всех сферах человеческой деятельности. Они привели к формированию новой информационной инфраструктуры, которая связана с новым типом общественных отношений (информационные отношения), с новой реальностью (виртуальной реальностью), с новыми информационными технологиями различных видов деятельности. Сердцевиной современных информационных технологий являются автоматизированные информационные системы (АИС), создание, функционирование и использование которых привело к возникновению специфических понятий, категорий, приемов и навыков.

Цель контрольной работы раскрыть сущность 2 теоретических вопроса и решить задачи. Цель работы предопределила порядок решения задач.

 

 

  1. Структура и состав автоматизированных информационных систем

В составе  информационной системы можно выделить три подсистемы, представленные на рис. 1.

 

Рис. 1 Состав и функциональные группы информационной системы

 

Организационно-технологическая  подсистема сбора информации обеспечивает отбор и накопление данных в информационную систему и включает совокупность источников информации, организационно-технологические цепочки отбора информации для накопления в системе. Без правильно организованной, оперативно и эффективно действующей организационно-технологической подсистемы сбора информации невозможна эффективная организация функционирования всей информационной системы в целом.

Подсистема  представления и обработки информации составляет ядро информационной системы и является отражением представления разработчиками и абонентами системы структуры и картины предметной области, сведения о которой должна отражать информационная система. Подсистема представления и обработки информации является одним из наиболее сложных компонентов при разработке информационной системы.

Нормативно-функциональная подсистема выдачи информации определяет пользователей, или иначе абонентов, системы, реализует целевой аспект назначения и выполнения задач информационной системы.

Информационным ядром (информационным фондом) подсистемы представления и обработки информации АИС, или, говоря иначе, внутренним носителем знаний о предметной области является база данных (БД). Понятие базы данных является центральным в сфере технологий автоматизированных информационных систем. В справочной литературе по информатике приводится следующее определение базы данных — «совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения и манипулирования данными, независимая от прикладных программ».1 Нормативно-правовая трактовка понятия базы данных представлена в законе «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», согласно которому «база данных — это объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ».

 Другим фундаментальным понятием, непосредственно связанным с  АИС, является система управления базами данных (СУБД), которая по ГОСТу определяется как «совокупность программ и языковых средств, предназначенных для управления данными в базе данных, ведения базы данных и обеспечения взаимодействия ее с прикладными программами». В настоящее время развитие СУБД как специального вида программного обеспечения для создания и эксплуатации АИС приводит к более широким санкциям СУБД. Ввиду этого в расширенном толковании СУБД можно определить как комплекс программных средств, реализующих создание баз данных, их поддержание в актуальном состоянии, а также обеспечивающих различным категориям пользователей возможность получать из БД необходимую информацию. Совокупность конкретной базы данных, СУБД, прикладных компонентов АИС (набор входных и выходных форм, типовых запросов для решения информационно-технологических задач в конкретной предметной области), а также комплекса технических средств, на которых они реализованы, образуют банк данных (БнД), или иначе автоматизированный банк данных (АБД). Таким образом, соотношение понятий БнД, СУБД и БД можно проиллюстрировать схемой, приведенной на рис. 2. По характеру представления и логической организации хранимой информации АИС разделяются на фактографические, документальные и геоинформационные.

Фактографические АИС накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов (информационных объектов). Каждый из таких экземпляров структурных элементов или некоторая их совокупность отражают сведения по какому-либо факту, событию и т. д., отделенному (вычлененному) от всех прочих сведений и фактов.2

Структура каждого типа информационного  объекта состоит из конечного  набора реквизитов, отражающих основные аспекты и характеристики сведений для объектов данной предметной области.

К примеру, фактографическая АИС, накапливающая  сведения по лицам, каждому конкретному лицу в базе данных ставит в соответствие запись, состоящую из определенного набора таких реквизитов, как фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, образование и т.д.

Комплектование  информационной базы в фактографических АИС включает, как правило, обязательный процесс структуризации входной информации из документального источника. Структуризация при этом осуществляется через определение (выделение, вычленение) экземпляров информационных объектов определенного типа, информация о которых имеется в документе, и заполнение их реквизитов. 

 

Рис. 2 Соотношение понятий  БнД,  СУ БД и БД

 

 В документальных АИС единичным элементом информации является нерасчлененный на более мелкие элементы документ и информация при вводе (входной документ), как правило, не структурируется, или структурируется в ограниченном виде.

Для вводимого документа могут  устанавливаться некоторые формализованные  позиции — дата изготовления, исполнитель, тематика и т.д. Некоторые виды документальных АИС обеспечивают установление логической взаимосвязи вводимых документов — соподчиненность по смысловому содержанию, взаимные отсылки по каким-либо критериям и т.п.

Определение и установление такой  взаимосвязи представляет собой  сложную многокритериальную и многоаспектную аналитическую задачу, которая не может в полной мере быть формализована.

В геоинформационных АИС данные организованы в виде отдельных информационных объектов (с определенным набором реквизитов), привязанных к общей электронной топографической основе (электронной карте). Геоинформационные системы применяются для информационного обеспечения в тех предметных областях, структура информационных объектов и процессов в которых имеет пространственно-географический компонент, например маршруты транспорта, коммунальное хозяйство и т. п. Разработка и проектирование информационной системы начинаются с построения концептуальной модели ее использования.

Концептуальная  модель использования информационной системы определяет, прежде всего, круг конкретных задет и функций, обеспечиваемых созданием и эксплуатацией информационной системы, а также систему сбора, накопления и выдачи информации. Поэтому другим критерием классификации АИС являются функции и решаемые задачи, основными из которых могут являться:

  • справочные; -  поисковые;
  • расчетные; - технологические.

Справочные функции являются наиболее распространенным типом функций информационных систем и заключаются в предоставлении абонентам системы возможностей получения установочных данных на определенные классы объектов (Лица, Организации, Телефоны, Адреса и т. п.) с жестко или произвольно заданным набором сведений. Видами информационных систем, реализующих чисто справочные функции, являются всевозможные электронные справочники, картотеки, программные или аппаратные «электронные записные книжки» и их более развитые аналоги в виде т.н. персональных информационных систем.

Системы, реализующие поисковые функции, являются наиболее широко распространенным классом информационных систем, которые чаще всего называют информационно-поисковыми системами (ИПС). ИПС в общем виде можно рассматривать как некое информационное пространство, задаваемое в терминах информационно-логического описания предметной области — «информационные объекты», «информационные связи». Пользователям ИПС предоставляется возможность поиска и получения сведений по различным поисковым образам в таком информационном пространстве.

Расчетные функции информационных систем заключаются в обработке информации, находящейся в системе, по определенным расчетным алгоритмам для различных целей. К числу подобных задач относится вычисление определенных статистических характеристик и показателей по экземплярам различных типов объектов и отношений, данные по которым накапливаются в системе. Широко применяющейся разновидностью расчетных информационных систем являются различные системы автоматического проектирования, всевозможные бухгалтерские и финансово-экономические системы.

Технологические функции информационных систем заключаются в автоматизации всего технологического цикла или отдельных его компонент, какой-либо производственной или организационной структуры. К системам, обеспечивающим подобные задачи, относится широкий класс автоматизированных систем управления (АСУ, АСУ ТП). Другой разновидностью технологических информационных систем являются системы автоматизации документооборота. Рассмотренная классификация автоматизированных информационных систем, как и всякая классификация, условна и на практике конкретная АИС может характеризоваться комплексным характером представления информации (например, являться фактографически-документальной системой) и решать комплекс справочных, поисковых, расчетных и технологических задач.

 

2. Классификация угроз  информации в современных

информационных  системах

Безопасность (с точки  зрения экономики) – это интегральная системная характеристика сложных объектов, которая зависит от надежности элементов, устойчивости и стабильности показателей, управляемости параметров и живучести объекта в целом [2].  Если отойти от строго теоретического определения экономической безопасности, то можно дать более простое толкование этому термину через понятие «бизнес». Ведь что такое бизнес – это самостоятельная, осуществляемая с риском деятельность с целью получения систематической прибыли. Эту прибыль может или уже получает кто-то вместо вас. А, следовательно, возникают риски, которые формируются за счет целого списка потенциальных угроз для бизнеса.

 Рассмотрим возможные угрозы  для бизнеса на экономическом  объекте «Торговый центр» (см. рис. 1), которых в настоящее время  достаточно много.

 Экономическая безопасность  предприятия – это такое состояние  коммерческой, финансовой, производственной  и любой другой деятельности  на предприятии, при которой  невозможно или затруднительно  нанести экономический ущерб  данному предприятию.

Рис. 1. Возможные угрозы экономической  безопасности объекта «Торговый  центр»

 Современная «зависимость»  бизнеса от ИТ: качество функционирования  и обслуживания может серьезно  сказаться на экономической безопасности  предприятия, так как высокая  степень централизации корпоративной информации делает ее особенно уязвимой и увеличивает риск утечки данных. Таким образом, одной из составляющих экономической безопасности является информационная. Информационная безопасность - это система, позволяющая выявлять уязвимые места организации, опасности, угрожающие ей, и справляться с ними.

 Событие, которое может вызвать  нарушение функционирования экономического  объекта (фирмы, предприятия, организации  и т.д.), включая искажение, уничтожение  или несанкционированное использование обрабатываемой информации, называется угрозой. Возможность реализации угроз зависит от наличия уязвимых мест. Состав и специфика уязвимых мест определяется видом решаемых задач, характером обрабатываемой информации, аппаратно-программными особенностями обработки информации на предприятии, наличием средств защиты и их характеристиками.

 Следует выделить два основных  класса угроз информационной  безопасности [2]:

1. Непреднамеренные или случайные  действия, выражающиеся в неадекватной  поддержке механизмов защиты и ошибками в управлении (например, если пользователи пишут пароли на бумажках и приклеивают их к мониторам, ни о какой защите информации не может быть и речи).

Информация о работе Структура и состав автоматизированных информационных систем