Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:40, реферат
В связи с выдвижением президентом Д. А. Медведевым новой образовательной инициативы «Наша новая школа» перед обществом встает ряд задач. Первая задача, которую необходимо решить системе общего образования, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Введение
1 Анализ различных типов уроков на предмет возможности использования на них мультимедийного сопровождения (на примере презентации)
2 Теоретические основы и методические рекомендации к созданию мультимедийного сопровождения для использования в учебном процессе (на примере презентации)
3 Мультимедийное сопровождение к урокам по теме "Круглые тела"
Заключение
Список литературы
На основании проведенных исследований, мною разработан комплекс мульмимедийного сопровождения по теме «Круглые тела».
Название мультимедийного сопровождения | Содержание. Вид организуемой работы | Возможности использования (по тематическому планированию) |
Ознакомительная презентация «Круглые тела (на примере головных уборов)» | Данная презентация ориентирована на знакомство учащихся с круглыми телами на примере головных уборов | Урок знакомства с круглыми телами |
Презентация «Сфера и шар. Объем шара и его частей» (6 часов) | Данная презентация представляет собой теоретический материал, позволяющий учащимся познакомиться со сферой и шаром и основными понятиями, характеризующими данные тела. В данной презентации приводятся решения основных задач, связанных с шаром и сферой. | Уроки по темам: «Сфера и шар»; «Решение задач по теме «Сфера и шар»; «Объем сферы. Задачи»; «Объем шара. Задачи» |
Тест «Сфера и шар» | Данный тест содержит 10 вопросов как теоретического, так и практического характера, позволяющий выявить уровень усвоения учащимися данной темы. | Самостоятельная или контрольная работа |
Презентация «Цилиндр. Объем цилиндра» (6 часов) | Данная презентация состоит из двух частей. В первой представлен теоретический материал, позволяющий учащимся познакомиться с таким понятием как цилиндр (слайды 2-8) и основными понятиями, характеризующими данную фигуру. Во второй части презентации приводятся задачи и их решения, связанных с цилиндром. | Уроки по темам: «Цилиндр»; «Решение задач по теме «Цилиндр»; «Объем цилиндра. Задачи» |
Тест «Цилиндр. Объем цилиндра» | Данный тест содержит 20 вопросов как теоретического, так и практического характера, позволяющий выявить уровень усвоения учащимися данной темы. | Самостоятельная или контрольная работа |
Презентация «Конус. Усеченный конус. Объем конуса» (6 часов) | В презентация представлен теоретический материал, позволяющий учащимся познакомиться как с самим конусам, там и с усеченным конусом (слайды 2-10) и основными понятиями, характеризующими данную фигуру. | Уроки по темам: «Конус»; «Усеченный конус»; «Решение задач по теме «Конус. Усеченный конус»; «Объем конуса. Задачи» |
Тест «Конус. Объем конуса» | Данный тест содержит 20 вопросов как теоретического, так и практического характера, позволяющий выявить уровень усвоения учащимися данной темы.
| Самостоятельная или контрольная работа |
Название мультимедийного сопровождения | Содержание. Вид организуемой работы | Возможности использования (по тематическому планированию) |
Обобщенная презентация по теме «Круглые тела» | В данной презентации приведены определения круглых тел (цилиндр, конус, сфера, шар) и основные формулы. | Урок подготовки к контрольной работе |
Содержание тестов находится в приложении 1.
Содержание презентаций находится в приложении 2.
47
Проанализировав различные типы уроков на возможность использования на них мультимедийного сопровождения и тему «Круглые тела», мною разработан комплект мультимедийного сопровождения данной темы, состоящий из презентаций и тестов. Так же в работе представлены методические комментарии к разработанному сопровождению.
В данной курсовой работе получены следующие практические результаты, которые могут быть применены в практике преподавания геометрии в 10-11 классах:
1. Проанализированы различные типы уроков на предмет возможности использования на них мультимедийного сопровождения.
Электронные презентации могут быть классифицированы в зависимости от типа урока и иметь следующие предназначения:
• для изучения нового материала, предъявления новой информации;
• для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
• для повторения, практического применения полученных знаний, умений, навыков;
• для обобщения, систематизации знаний;
• для контроля знаний, умений, навыков.
В зависимости от этапов урока, презентации представляют следующие возможности:
1) При изучении нового материала. Позволяет объяснения учителя иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. В зависимости от выбранного подхода использования слайдов, это могут быть и просто, соответствующие излагаемому материалу, чертежи, изображения фигур и т. д. Либо краткое или схематическое представление материала. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.
2) При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.
3) При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
4) При проверке домашних работ. Так же обеспечивает визуальный контроль знаний и умений, которые учащиеся должны продемонстрировать в домашней работе.
5) При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
2. Проанализирована тема «Круглые тела» по учебникам Геометрии 10-11 И.М. Смирновой, В.А. Смирнова.
3. Выявлены формы работы, которые могут быть организованы с использованием мультимедиа. На уроках по данной теме мультимедийное сопровождение может использоваться для организации:
– объяснения нового материала;
– проведения математических диктантов с последующей самопроверкой;
– тестового контроля учащихся;
– самостоятельных работ на уроках;
– решения задач;
– повторения изученного материала.
4. Разработан комплект мультимедийного сопровождения по теме «Круглые тела» с методическими рекомендациями.
Результаты данной работы могут быть применены учителями в процессе обучения математике, а также изучены студентами в рамках курса методики математики.
47
1.Зыкова Г. В. , Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Г. В. Зыкова. – Орск : Издательство ОГТИ, 2008. – 115 с. – ISBN 978-5-8424-0419-3.
2. Информатика. Базовый курс / под ред. С. М. Симоновича. – СПб : Питер, 2000. – 768 с.
3. Мануйлов В. Г. , Разработка тестирующих интерактивных презентаций / В. Г. Мануйлов // ИНФО. – 2002. – № 4, 5.
4.Могилев А. В. , Информатика / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер. –М. : Академия, 2000. – 816 с.
5. Тематическое планирование к учебникам Федерального комплекта / Математика в школе. – 2002. – № 4. – С. 44-45.
6. Смирнова И. М. , Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. – М. : Мнемозина, 2003
7. Смирнова, И. М. Геометрия. Учебник для 10-11 классов естественно‑научного профиля обучения / И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. – М. : Просвещение, 2001
8. Смирнова И. М. , Геометрия. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля / И. М. Смирнова. – М. : Просвещение, 1997, Мнемозина, 2003
9. http://www.openclass.ru/dig-
47
Приложение 1
Тест «Сфера и шар»
1. Найдите расстояние от центра шара с радиусом 6 см до плоскости сечения , радиус которого 3√3 см.
а) 2√3 см;
б) 3см;
в) 4см;
г) 3√3 см;
д) 6 см.
2. Даны шары с радиусами 4 см и 3 см , расстояние между их центрами равно 5 см . Найдите длину линии , по которой пересекаются их поверхности.
а) Определить нельзя;
б) 2,4 см;
в) 4,8π см;
г) 1,2 см;
д) 2.4π см.
3. Какая из указанных сфер имеет координаты центра (-3 ; 2 ; 4) и радиус равный 5?
а) (x + 3)2 + (y – 2 )2 + (z – 4 )2 = 25;
б) (x + 3 )2 + (y – 2 )2 + (z – 4 )2 = 5;
в) (x – 3 )2 + (y + 2)2 + (z + 4 )2 = 25;
г) (x – 3 )2 + ( y + 2 )2 + (z + 4 )2 = 5;
д) (x – 3 )2 + (y – 2 )2 + (z – 4 )2 = 25.
4. Сфера задана уравнением x2 +y2 + z2 + 2x – 2z = 0. Определите координаты её центра и радиус.
а) О(1; 0; 1), R = √2;
б) О(-1; 0; 1), R = 2;
в) О(- 1; 0; 1), R = √2;
г) O(1; 0; -1), R= √2;
д) O(1; 0; -1), R = 2.
5. Через точку А(3; 4; 12), принадлежащую сфере x2 + y2 + z2 = 169 , проведена перпендикулярная оси Ох плоскость. Найдите радиус сечения.
а) 12;
б) 5;
в) 3;
г) 4;
д) 13.
6. Выберите неверное утверждение.
а) Сфера может быть получена в результате вращения полуокружности вокруг её диаметра;
б) тело, ограниченное сферой, называется шаром;
в) сечение шара плоскостью есть круг;
г) площадь сферы можно вычислить по формуле S = 4r2;
д) если радиус сферы перпендикулярен к плоскости, проходящей через его конец, то эта плоскость является касательной к сфере.
7. Сфера задана уравнением (x - 3)2 + (y + 5 )2 + z2 = 25. Тогда сфера касается :
а) Оzy и Oz;
б) Oxy и Oy;
в) Oxz и Ox;
г) Oxy и Ox;
д) Ozy и Ox.
8. Сторона основания правильной четырёхугольной пирамиды равна 3. Боковые рёбра наклонены к плоскости основания под углом 45˚. Найдите площадь описанной около пирамиды сферы.
а) определить нельзя;
б) 3π;
в) 4π√3;
г) 12π;
д) 36π.
9. Сечения шара двумя параллельными плоскостями, между которыми лежит центр шара, имеют площади 144π и 25π, расстояние между сечениями равно 17. Найдите площадь сферы.
а) 100π;
б) 169π;
в) 676π;
г) 576π;
д)119π.
10. Диаметр шара разделён на три части в отношении 1 : 3 : 2, и через точки деления проведены перпендикулярные ему плоскости . Найдите площадь сферы , если сумма площадей сечений равна 52π см2.
а) 36π см2;
б) 144π см2;
в) 72π см2;
г) 324π см2;
д) 100π см2.
Тест «Цилиндр. Объем цилиндра»
1. Диагональ осевого сечения цилиндра равна √61 см, а радиус основания – 3 см. Найдите высоту цилиндра.
а) √52 см;
б) 12 см;
в) 5 см;
г) √58 см;
д) √55 см.
2. Площадь осевого сечения равностороннего цилиндра равна 4 см2. Найдите площадь основания цилиндра.
а) 2π см2;
б) π см2;
в) 4π см2;
г) 0,5π см2;
д) определить нельзя.
3. Радиус цилиндра равен х, его высота – 2, площадь боковой поверхности равна у, площадь полной поверхности – 2у. Найдите х и у.
а) х = 2, у = 8π;
б) х = 1, у = 4π;
в) х = 2, у = 8;
г) х = 6, у = 24;
д) х = 4, у = 16π.
4. Диагональ сечения цилиндра, параллельного оси, равна 8√3, она наклонена к плоскости основания под углом 60˚. Это сечение в основании отсекает дугу в 120˚. Найдите площадь осевого сечения цилиндра.
а) Определить нельзя;
б) 48;
в) 16√3;
г) 96√3;
д) 96.
5. Выберите верное утверждение.
а) Длина образующей цилиндра называется радиусом цилиндра;
б) цилиндрическая поверхность называется боковой поверхностью цилиндра;
в) сечение цилиндра, перпендикулярное оси цилиндра, называется осевым;
г) площадь боковой поверхности цилиндра вычисляется по формуле Sбок.= πr2h;
д) цилиндр может быть получен в результате вращения треугольника вокруг одной из сторон.
6. Сечение проведено параллельно оси цилиндра, отстоит от него на расстоянии, равным 3. Найдите площадь сечения, если радиус цилиндра равен 5, а его высота – 10.
а) 40;
б) 80;
в) 60;
г) 30;
д) 10√91.
7. Сколько понадобится краски, чтобы покрасить бак цилиндрической формы с крышкой, имеющий диаметр основания 1,25м и высоту 1,44м, если на один квадратный метр расходуется 0,25кг краски (найдите с точностью до 0,1кг)?
а) 2,0 кг;
б) 2,1 кг;
в) 2 кг;
г) 1,9 кг;
д) 2,03 кг.
8. Развёртка боковой поверхности цилиндра – квадрат со стороной 1. Найдите площадь полной поверхности цилиндра с точностью до 0,001.
а) 7,283;
б) 0,159;
в) 1,318;
г) 1,159;
д) 0,318.
9. Основанием прямой призмы служит треугольник со сторонами 6, 8 и 10. Высота призмы равна 4. Найдите площадь боковой поверхности описанного около призмы цилиндра.
а) 40π;
б) 40;
в) 32π;
г) 20π;
д) 32.
10. Радиус r основания цилиндра в три раза меньше его высоты h. Площадь полной поверхности цилиндра равна 288π см2. Найдите r и h.
а) r = 18см, h = 6см;
б) r = 6 см, h = 18см;