Создание мультимер сопровож

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:40, реферат

Краткое описание

В связи с выдвижением президентом Д. А. Медведевым новой образовательной инициативы «Наша новая школа» перед обществом встает ряд задач. Первая задача, которую необходимо решить системе общего образования, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Оглавление

Введение
1 Анализ различных типов уроков на предмет возможности использования на них мультимедийного сопровождения (на примере презентации)
2 Теоретические основы и методические рекомендации к созданию мультимедийного сопровождения для использования в учебном процессе (на примере презентации)
3 Мультимедийное сопровождение к урокам по теме "Круглые тела"
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Создание мультимер сопровож.doc

— 286.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

1 Анализ различных типов уроков на предмет возможности использования на них мультимедийного сопровождения (на примере презентации)

2 Теоретические основы и методические рекомендации к созданию мультимедийного сопровождения для использования в учебном процессе (на примере презентации)

3 Мультимедийное сопровождение к урокам по теме "Круглые тела"

Заключение

Список литературы

 

 



Введение

 

В связи с выдвижением президентом Д. А. Медведевым новой образовательной инициативы «Наша новая школа» перед обществом встает ряд задач. Первая задача, которую необходимо решить системе общего образования, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Это связано с тем что в конце XX в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. Основная его особенность – возрастание роли информации и информационных коммуникаций, создание единого информационного пространства. В современном мире информационный поток, обрушивающийся на человека, на столько велик, что людям волей не волей приходится прибегать к помощи разнообразной техники. Процесс информатизации охватил все сферы деятельности человека, не обошел стороной и сферу образования. Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности, как для учителя, так и для учащегося.

Компьютерные технологии или информационные технологии – это обобщенное название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Современный образовательный процесс уже не мыслим без широкого применения новых информационных и коммуникативных технологий. Информационные ресурсы Интернета используются на уроках в школе. Появилась и новая форма обучения – дистанционная, полностью основанная на средствах информационных и коммуникативных технологий. Теперь каждый школьник или студент может принять участие в международных учебных или исследовательских проектах, телеконференциях, дискуссиях, которые проводятся в университетах разных стран мира. Молодые люди могут принять участие в он-лайн конференциях или просто пообщаться со сверстниками в чатах. В последнее время появились так называемые тематические блоги и википедия (свободно формирующаяся энциклопедия), которые объединяют участников обсуждения той или и ной темы на специальном сайте. Это виртуальные объединения людей для свободного общения по определенным темам. Преподаватели могут объединяться в сетевые сообщества для обмена опытом, обсуждения своих профессиональных проблем. Проблема получения информации по любой теме перестала быть актуальной не только для жителей больших городов, где всегда был доступ к источникам, но и для самых отдаленных населенных регионов. Главное, чтобы был доступ в Интернет. В настоящее время все большее распространение приобретает и беспроводной Интернет. Таким образом, даже в совершенно безлюдных местах появляется возможность связи со всем миром.

Идеи применения компьютера как средства обучения возникли в 50-е гг. 20 в. в рамках программированного обучения. По мере совершенствования технических характеристик самого компьютера и его программного обеспечения, расширение его дидактических возможностей утвердилась идея о принципиально новых свойствах компьютера как средства обучения. Компьютер позволяет строить обучение в режиме диалога, реализовать индивидуализированное обучение. Изменилась оценка места и роли компьютера в учебном процессе. К началу 90-х гг. были созданы десятки тысяч различных обучающих систем.

Компьютерные технологии дают нам следующие возможности:

– компьютер, как средство поиска информации (текстовой, видео- и аудио ряды): можно использовать с этой целью Интернет-ресурсы, информацию на дисках и других цифровых носителях;

– компьютер как средство обработки информации: можно применять с целью контроля успеваемости, учета посещаемости, сбора, обработки и сортировки информации для портфолио, обработки анкет, построения диаграмм, графиков при исследовании динамики тех или иных процессов в образовательной деятельности;

– компьютер как средство хранения информации: базы данных, и видеоархивы, электронные музеи;

– компьютер как средство коммуникации: сайт, почта и т. п.

– компьютер как средство обеспечения наглядности: презентации и другие демонстрационные формы, срочное фото, гимназические газеты, издательская деятельность в печатном и электронном виде, моделирование конкретных ситуаций – игровые программы, викторины, использование в спектаклях.

В моей курсовой работе рассматривается одна из возможностей использования компьютера, а именно обеспечение наглядности посредствам мультимедийного сопровождения.

Проблема использования компьютера в обучении математике и, в частности, в обучении геометрии привлекли внимание многих педагогов и методистов (Асылбеков Ш.Ж., Баранова Е.В., Гузеев В.В., Далингер В.А., Розов Н.В., Поздняков С.Н., Савин A.M., Титоренко С.А., Шарыгин И.Ф., и др.) Отмечается, что компьютерное обучение геометрии эффективно там, где его дидактические возможности оказываются выше в сравнении с традиционным обучением, в частности в продуктивном обучении, ориентированном на активные методы (Далингер В.А., Козлова Г.А., Машбиц Е.И., Монахов В.М., Поздняков С.Н., Уваров А.Ю. и др.) Такие возможности компьютера, как сочетание наглядно-образной информации с символьно-знаковой способствуют формированию направленного восприятия, расширяют методические возможности и роль графических представлений при изучении понятий, опирающихся на наглядные образы. Применение компьютера как средства наглядного представления информации оказывает влияние на формирование и развитие гибкого геометрического мышления.

В настоящее время существует достаточно много различных программных средств обучения геометрии. В качестве примера можно привести такие программы, как «Живая геометрия», "The Geometer's Sketchpad" . В частности, программа "The Geometer's Sketchpad", осуществляющая построение и динамическое преобразование геометрических фигур, изучаемых в курсе планиметрии средней школы. GeoGebra (Живая геометрия) – программа предоставляющая возможность создания динамических («живых») чертежей для использования на разных уровнях обучения геометрии, алгебры, планиметрии и других смежных дисциплин. Программа обладает богатыми возможностями работы с функциями (построение графиков, вычисление корней, экстремумов, интегралов и т.д.). Идея GeoGebra заключается в интерактивном сочетании геометрического, алгебраического и числового представления. Вы можете создавать конструкции с точками, векторами, линиями, коническими сечениями, а также математическими функциями, а затем динамически изменять их. Однако в большинстве случаев подобные программы так и остаются невостребованными из-за не разработанности содержания компьютерного обучения и отсутствия соответствующего методического сопровождения. Так же существуют различные компьютерные учебники, тренажеры и развивающие игры, учебные базы данных.

Таким образом, моя курсовая работа на тему «Создание мультимедийного сопровождения к урокам по теме "Круглые тела"» является достаточно актуальной и определяется диктуемой современными требованиями к образованию необходимостью внедрения компьютерного обучения и требованиями, предъявляемые к учителю, реализующему компьютерное обучение.

Объектом исследования является процесс обучения математике.

Предметом исследования является использование мультимедийного сопровождения к урокам геометрии по теме "Круглые тела".

Цель работы: разработать мультимедийное сопровождение к урокам геометрии по теме «Круглые тела».

Предмет, цель и гипотеза исследования определяют следующие задачи:

1. Проанализировать различные типы уроков на предмет возможности использования на них компьютерных слайдов.

2. Провести анализ темы: "Круглые тела", выявить формы работы, которые могут быть организованы с помощью использования мультимедийных технологий.

3. Разработать мультимедийное сопровождение к урокам геометрии по теме «Круглые тела».

4. Предложить методические рекомендации к использованию мультимедийного сопровождения на уроках математики.


1 Анализ различных типов уроков на предмет возможности
использования на них мультимедийного сопровождения
(на примере презентации)

 

Как правило на уроках используют не отдельные слайды, а объединяют их в мультимедийные презентации. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.

• Материал презентаций ориентирован на учеников с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития.

• Каждый слайд представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу.

Содержательные элементы презентации выстроены в систему и предназначены активизировать познавательную деятельность учащихся.

Естественно возникает вопрос «Что нам дает использование мультимедийных презентаций в школе?»

Ответ на этот вопрос достаточно очевиден. Возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, повысить возможности восприятия им учебного материала. Действительно, использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь «зацепить» каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы. В конце концов, просто делает его (урок) на порядок ярче и насыщеннее. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам – фото, плакатам, карикатурам, видеофрагментам и т.п. Использование слайдов на уроках сравнительно новое явление и поэтому нужно достаточно четко осознать ключевые преимущества мультимедиа и стремиться максимально, использовать их.

Можно выделить три основных способа (или подхода) использования мультимедийных презентаций:

1) Иллюстративный (традиционный). Более или менее удачно подобранный визуальный ряд иллюстрирует традиционный рассказ учителя. Ученики на первых порах внимательно следят за меняющимися по мановению руки учителя «картинками», часто при этом «забывая» воспринимать (а то и просто слушать) этот самый рассказ. Как правило, дальше этого использование мультимедиа не идет. В лучшем случае этот же визуальный ряд затем используется при не менее традиционном опросе или обобщении. К тому же рано или поздно наступает привыкание и восприятие «картинок» тоже притупляется.

2) Схематичный (шаталовский). В основу обучения положено конструирование опорных конспектов или структурно-логических схем. Использование мультимедиа в данном случае лишь расширяет возможности построения таких схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами, все теми же «картинками».

3) Интерактивный. Сочетает в себе элементы иллюстративного и схематичного подходов. Разница заключается в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимации сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников. Как правило, использование такого подхода требует очень высокого уровня квалификации учителя. И документы, и «картинки» должны быть яркими, создавать определенный образ эпохи, должны отличаться определенной „символичностью". Но самое главное в таком подходе – высокий уровень методической обработки материала. Он и дается, собственно, в таком сочетании, чтобы вызвать активность учеников, спровоцировать их на сопоставление, размышление, дискуссию.

При проектировании будущего мультимедийного урока (как и любого другого) продумываются цели и задачи, определяется, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса, его тип, структура, методы, формы учебной деятельности школьников. Проводится анализ содержания ученого материала на возможность использования электронной презентации, формы и способы подачи информации на экран.

Электронные презентации могут быть классифицированы в зависимости от типа урока и иметь следующие предназначения:

• для изучения нового материала, предъявления новой информации;

• для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

• для повторения, практического применения полученных знаний, умений, навыков;

• для обобщения, систематизации знаний;

• для контроля знаний, умений, навыков.

В зависимости от этапов урока, презентации представляют следующие возможности:

1. При изучении нового материала. Позволяет объяснения учителя иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. В зависимости от выбранного подхода использования слайдов, это могут быть и просто, соответствующие излагаемому материалу, чертежи, изображения фигур и т.д. Либо краткое или схематическое представление материала. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

2. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения.

3. При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.

4. При проверке домашних работ. Так же обеспечивает визуальный контроль знаний и умений, которые учащиеся должны продемонстрировать в домашней работе.

5. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.

Весь урок, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке. Необходимо так установить технику, чтобы она не мешала свободному перемещению учеников и учителя и не исключала возможность работы с классической доской. Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности.

2 Теоретические основы и методические рекомендации к созданию мультимедийного сопровождения для использования в учебном процессе (на примере презентации)

Информация о работе Создание мультимер сопровож