Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 11:40, реферат
В связи с выдвижением президентом Д. А. Медведевым новой образовательной инициативы «Наша новая школа» перед обществом встает ряд задач. Первая задача, которую необходимо решить системе общего образования, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Введение
1 Анализ различных типов уроков на предмет возможности использования на них мультимедийного сопровождения (на примере презентации)
2 Теоретические основы и методические рекомендации к созданию мультимедийного сопровождения для использования в учебном процессе (на примере презентации)
3 Мультимедийное сопровождение к урокам по теме "Круглые тела"
Заключение
Список литературы
Необходимость использования компьютерных мультимедийных технологий в процессе обучения и самообучения – это неоспоримый факт. Но насколько в реальности используются все возможности мультимедиа в приложении к творческим способностям автора компьютерной презентации, электронного учебного пособия?
Порой стоит нелегкая проблема выбора и освоения необходимого программного инструмента, обусловленная отсутствием у пользователей знаний о новых мультимедийных технологиях, нежеланием их осваивать либо просто растерянностью при большом выборе.
Под термином «мультимедиа» обычно понимаются такие возможности компьютерных систем, как обработка и вывод звуковой, видео, графической информации. При творческой интеграции всех этих возможностей в единую цифровую среду получается мультимедийный продукт – синтез реализованных знаний автора и функциональных возможностей программного инструмента. Компьютерная революция, свершившаяся на наших глазах в течение двух последних десятилетий, не могла не затронуть систему образования. Рассматривая положение, которое в этой системе занял персональный компьютер, мы должны, прежде всего, отметить уникальность этого положения. С одной стороны, он стал естественным объектом учебного процесса, а с другой стороны – сам явился ценным техническим средством обеспечения общего процесса образования.
Появление персональных компьютеров – это революционный прорыв на фронте развития информационных технологий. Компьютер обладает уникальной особенностью. С одной стороны, он является объектом изучения, а с другой – сам может служить техническим средством обучения. Многие учителя используют компьютер для подготовки учебных документов, а учащиеся готовят с помощью компьютера домашние задания. В учительской практике часто приходится иметь дело с учебными документами, которые должны содержать не только текст, но и таблицы, формулы, графики, диаграммы и другие иллюстрации подобного рода.
Учителя не редко используют компьютер для подготовки карточек, контрольных заданий, методических материалов в помощь учащимся и других учебно-методических документов. Однако, для многих людей, освоивших компьютер и основные программы (текстовые процессоры, графические редакторы и т.д.), переход к созданию комплексных документов не редко вызывает сложности. Отсюда возникает ряд трудностей в обычной учебной практике. Эти трудности связаны с тем, что в работе иногда приходится использовать некоторые возможности программ не стандартным способом. Между тем, использование надлежащих средств значительно упрощает многие работы, вплоть до того, что создание документа, богато украшенного схемами и иллюстрациями, занимает не больше времени, чем ввод и форматирование обычного текста.
Соответствующие практические приемы освоить не трудно, а результаты, которые можно при этом получить значительно расширяют круг работ, для которых можно использовать компьютер (вплоть до оформления домашних заданий по школьным предметам).
Компьютерная презентация – это файл, в который собраны материалы выступления, подготовленные в виде компьютерных слайдов. При наличии проектора эти слайды можно проецировать на экран в увеличенном виде. К достоинствам слайдовой презентации можно отнести:
• последовательность изложения. При помощи сменяющихся слайдов легко удержать внимание аудитории;
• возможность воспользоваться официальными шпаргалками. Презентация – это не только то, что видит и слышит аудитория, но и заметки для выступающего – как расставить акценты, о чем не забыть;
• мультимедийные эффекты. Слайд презентации – это не просто изображение, в нем могут быть элементы анимации, аудио- и видеофрагменты;
• копируемость. Копии презентации создаются мгновенно, поэтому каждый желающий может получить материалы презентации на руки;
• транспортабельность. Носитель с презентацией гораздо компактнее рулона плакатов, при этом файл презентации можно легко переслать по электронной почте или опубликовать в Интернете.
Отсюда следует, что презентация представляет собой серию независимых страниц: если текст и иллюстрации не помещаются на одной странице, то избыток не переносится на новую страницу, а теряется. Распределение информации по страницам презентации производит пользователь, при этом в его распоряжении имеется обширный набор готовых объектов. Самое важное в программе подготовки презентации – это не число необычных возможностей, а простота выполнения и степень автоматизации тех операций, которые приходится выполнять чаще всего.
Учителя математики используют преимущества компьютерных технологий для создания наглядных пособий. Применение на уроках математики мультимедийного сопровождения как нельзя лучше отвечает поставленным задачам:
• усвоить базовые знания по предмету;
• систематизировать усвоенные знания;
• сформировать навыки самоконтроля;
• сформировать мотивацию к учению;
• оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Так обеспечивается самостоятельный и творческий подход к получению информации, воспитывается логическое мышления и техническая грамотность, активизируется учебный процесс.
Основная функция средств наглядности – иллюстрация, помощь в наиболее полном и глубоком понимании образа того или иного предмета или явления.
Мультемедийные технологии могут быть использованы:
1. Для объяснения темы.
На уроках изучения нового материала компьютерные слайды можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких‑либо иллюстрациях, данных формулах. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40‑50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
2. Как сопровождение объяснения учителя.
Презентации можно использовать на уроках применения знаний и умений, в качестве сопровождения к уроку ( наглядная демонстрация процесса (построение таблиц, графиков, и т.д.). Основным назначением такого урока является осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий. Здесь учитель с помощью слайдов может в считанные минуты пробежаться по основным моментам изученного материала, для того, что бы приступить к следующему этапу (самостоятельному выполнению учащимися заданий под контролем учителя). Можно использовать созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные тригонометрические формулы, таблицы значений функций, графики и т.п. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится преподавателем на одном компьютере (желательно с применением средств проекции на настенный экран). Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся.
3. Как информационно-обучающее пособие.
В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.
Такие пособия удобно использовать в тех случаях, когда ученик по какой-то причине не успел выполнить задание во время урока или если он пропустил тему по причине болезни. В этом случае учащиеся могут прийти в кабинет информатики после уроков и доработать материал. И, наоборот, учащиеся, которые успевают за урок выполнить все предложенные по теме задания, могут, не дожидаясь остальных, переходить к следующему разделу темы или выполнять творческое задание по изученной теме. Таким образом, благодаря индивидуальному режиму работы каждого учащегося, все достигают положительного результата.
Мультимедийное приложение, позволяющее организовать такую работу, должно быть более полным и включать в себя материалы по нескольким сопутствующим темам. В этом случае обеспечивается возможность для самостоятельного изучения разделов темы, а также для опережающего обучения. Структура презентации в этом случае должна быть достаточно сложной, нелинейной, с большим количеством разветвлений и основываться на "ручной" навигации по присвоенным тем или иным объектам ссылкам на другие кадры, срабатывающим, когда пользователь выполняет щелчок мышью на соответствующем объекте. При наличии такой сложной структуры важно предусмотреть хорошо оформленные кадры, выполняющие роль "главного меню" (а также вспомогательных меню) для выбора желаемой темы и подтемы, а также имеющиеся на каждом кадре "типовые" кнопки навигации, оформленные в виде единой по стилю "панели управления". При организации самостоятельной работы на уроке важно предусмотреть наличие дополнительного материала для учащихся, которые успешно справляются с обязательным уровнем обучения. Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков. Использование компьютера на этом этапе имеет, помимо плюсов (индивидуальный темп работы с программой, большой объем информации по теме, наличие мультимедиа), и минусы: отсутствие контакта с учителем, восприятие текстовой информации с экрана монитора).
4 Для систематизации знаний.
На уроках обобщения и систематизации знаний презентацию можно использовать в виде фрагмента урока для обобщения и систематизации основных понятий, усвоения системы знаний и их применения для объяснения новых фактов. Такой фрагмент может состоять из устного опроса, небольшого диктанта.
5. Для контроля знаний.
Урок проверки и оценки знаний. Данный тип урока строится в форме контрольной или теста. Компьютерная презентация здесь может принимать непосредственное участие. На основе слайдов можно провести контрольную работу, оформив каждое задание на отдельном слайде, что привлечет зрительный интерес. Не говоря уже об оформлении презентации. Проверка знаний может осуществляться и в виде тестирования. Тест состоит из вопросов с выбором ответов. Данная форма контроля позволяет более рационально использовать время урока, охватить большой объем содержания, быстро установить связь с учащимися и определить результаты усвоения материала.
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени.
При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.
Особого внимания требует вопрос совместного использования мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей. Не следует опираться только на возможности компьютера, хотя он предоставляет великолепные средства для наглядного и красочного представления информации по изучаемой теме, тексты основных определений и другие основополагающие сведения все же должны остаться у учащихся в виде "бумажной копии". При решении задач, в которых требуется выполнить самостоятельно какие-либо вычисления и вписать в указанные места готовые ответы, также желательно делать это в рабочей тетради. Функции мультимедийных презентаций и рабочих тетрадей строго разделены и дублировать друг друга должны только там, где это действительно необходимо.
Существует достаточно большое разнообразие различных технологических приемов, нацеленных на разработку качественных слайдов. При этом при создании и последующем педагогическом использовании слайдов следует соблюдать несколько основных рекомендаций, способствующих созданию качественных презентаций.
В качестве основы для создания презентаций может стать модель содержания учебного материала, представляющая собой способ структуризации учебного материала, основанный на разбиении его на учебные элементы и наглядном представлении его структуры в виде иерархии.