Шпаргалка по "Информатике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Информатике".

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 61.08 Кб (Скачать)

Объективность процесса информатизации, направления ее развития 1,Процесс интенсификация производства и внедрения информации и знаний во все сферы человеческой деятельности называется информатизацией. Цель информатизации заключается в максимальном удовлетворении информационных потребностей отдельных граждан, их групп, предприятий, организаций и т. д. за счет повсеместного внедрения компьютеров и средств коммуникаций. Объективность информатизации следует из закона “необходимого разнообразия”, сформулированного У. Р. Эшби1. Данный закон имеет фундаментальное значение, поскольку устанавливает следующее: для решения некоторого круга проблем следует обеспечить большее “разнообразие” (читай сложность или мощность) необходимых для этого средств, в сравнении с разнообразием решаемых проблем. Иначе говоря, эффективное управление сложными системами невозможно с помощью более “простых” средств, которые не превосходят по сложности эти системы. Известно, что сложность управляющей системы растет экспоненциально по отношению к той системе, которой она должна управлять. Применительно к любым системам управления, закон необходимого разнообразия формулируется следующим образом: сложность методов и механизмов управления, например обществом, предприятием, банком, фирмой, цехом, станком, должна быть больше (или равна) сложности (разнообразия) управляемого объекта. Желаемое увеличение “разнообразия” системы управления может достигаться различными способами: а) увеличением численности аппарата управления, б) повышением его квалификации, в) оснащением дополнительными средствами (приборами, датчиками, инструкциями и т.д.), г) повышением его интеллектуальных возможностей за счет средств автоматизации умственного труда, применения экспертных систем и других компьютерных технологий. Именно последний способ в настоящее время является единственно возможным, так как два остальных себя уже исчерпали. Компьютеры, усиливая интеллектуальные возможности человека, который является частью большинства систем управления, создает то необходимое разнообразие механизмов и методов управления, которое и обеспечивает дальнейшее развитие общества. Развитие процесса информатизации сдерживается многими нерешенными проблемами, которые можно разбить на два блока: социальные и научные. Социальные проблемы заключаются в: - ограниченности количества компьютеров у населения, в офисах и производстве, сдерживающего массовое внедрение средств информационного обслуживания в различных сферах деятельности; - отсутствии развитой инфраструктуры информатизации; - недостаточной компьютерной грамотности населения. Научные проблемы делятся на теоретико-методологические и практические. Среди теоретико-методологических проблем, решение которых позволит существенно повысить эффективность информатизации, можно выделить следующие: - поиск закономерностей, согласно которым происходит информатизация общества; - адекватность отражения в памяти компьютера отчужденных индивидуальных знаний и их обобщения в форме коллективного разума (в форме искусственного интеллекта); - интеграция систем, воспроизводящих осознанные и неосознанные умственные усилия человека с помощью интеллектуальных технологий. Практические проблемы связаны с внедрением новейших программных продуктов в практику управления в различных сферах деятельности человека. 
 
 
 
 

2Основные понятия экономической информатики

Под экономической  информатикой понимается наука, предназначенная  для формирования теоретических  основ моделирования деятельности хозяйствующих субъектов, также  государственных, региональных и муниципальных  образований. Ее цель заключается в  обеспечении хозяйственных субъектов, а также государственных и  муниципальных служб и организаций  эффективными информационными технологиями. Базовыми понятиями экономической  информатики являются: - данные; - информация и экономическая информация; - знания; - задача и экономическая задача; Данные Информация об объектах, событиях, процессах, используемая человеком  в повседневной жизни и трудовой деятельности, в большинстве случаев  представляется в форме сообщений. Если сообщения отражают какие-либо факты, то они называются данными. В  общем случае под данными будут  пониматься сообщения об объектах и  процессах, представленные в структурированной  либо неструктурированной форме, на каком-либо материальном носителе (бумажные документы, магнитные диски). Для того чтобы данные могли быть обработаны компьютером, над ними должно быть выполнено ряд операций по их вводу: вначале они рассматриваются как результат наблюдений или измерений, затем они фиксируются на материальном носителе (бумажные документы, сигналы и т.д.) и, наконец, данные переносятся в компьютер, где структурируются и находятся в виде баз данных или других формальных средств. Информация, экономическая информация под информацией будет пониматься результат обработки данных, адресованной конкретному пользователю и пригодный для принятия управленческих или иных решений. - Экономическая информатика изучает свойства экономической информации, возникающей в процессе производственно-хозяйственной деятельности или управления государственными или муниципальными организациями. В большинстве случаев экономическая информация фиксируется, а затем обрабатывается и, наконец, поставляется потребителю в форме управленческих документов. Как правило, управленческие документы имеют вид таблиц, например, накладная, наряд, требование и т. д. В процессе своей деятельности хозяйствующий субъект использует несколько видов информации, которая может классифицируется по следующим признакам: - по функциям управления информация делится на прогнозную, плановую, учетную, нормативную справочную, регулирующую, аналитическую. Прогнозная информация отражает вероятностные утверждения о том или ином будущем событии, плановая, - имеющая директивный характер, указывает на процессы или факты, которые должны иметь место в планируемом периоде, учетная - фиксируется в бухгалтерских и других документах и отражает фактически происшедшие события, нормативная - предназначена для определения запасов материалов и других компонентов производства, справочная - для расшифровки используемых в документации кодов, регулирующая - для корректировки плановых показателей в процессе функционирования предприятия, а аналитическая – для поиска управляющих воздействий на структурные подразделения; - по стабильности информация делится на: переменную – разового использования, возникающую в процессе фиксации каким-либо способом производственно-хозяйственных, финансовых и других операций; условно-постоянную – многоразового использования, не меняющаяся в течение относительно длительного периода (нормативы, нормы, тарифы, ставки и т.д.). - по источнику возникновения информация делится на: внешнюю, отражающую состояние экономики вне предприятия (рынка, конкурентов, ценовой и другой ситуации в регионе и стране); внутреннюю, генерируемую внутри предприятия (офиса). - по использованию для принятия решения транзакционная (учетно-отчетная, рутинная, ежедневная); аналитическая (для формирования решений). Транзакционная информация отражает ежедневные производственные и хозяйственно-финансовые факты, а аналитическая - интегрированную, специальным образом подготовленную и пригодную для принятия решений. Знания Их относят к базовым категориям искусственного интеллекта. Знания – это проверенный практикой результат изучения реальной действительности, отражающий содержание объектов, процессов и явлений. Знания являются неотъемлемой частью современных интеллектуальных компьютерных средств. Соотношения между понятиями знания" и информация такое же, как и между понятиями данные и информация. Данные и знания всегда первичны, информация – вторична. Так же как и данные знания, в большинстве случаев, должны быть обработаны для того, чтобы получить необходимую информацию для управления (принятия решений). Вместе с тем, данные и знания различаются существенно по сути: если первые являются одной из форм фиксации фактов или событий, то вторые – результатом осмысленного изучения типовых связей между объектами и процессами с последующей разработкой логических и других правил, предназначенных для получения нужной информации. Задача, экономическая задача Под задачей понимается формулировка направления деятельности, осуществление которой позволит достичь поставленной цели, например, повысить конкурентоспособность в следующем квартале. Однако применительно к компьютерам общие формулировки должны быть конкретизированы. Так как любая задача решается с определенной целью, для достижения которой должны быть выделены средства, то формально ее можно представить в виде: , где наименование задачи; - цель, которая должна быть достигнута в результате решения задачи; - средства (ресурсы), необходимые для достижения цели; - операции (действия, мероприятия), которые следует выполнить, чтобы задача была решена. В упрощенных случаях экономические задачи удобно представить в следующем виде: З = <дано А, следует получить В>. Задачи, решаемые с помощью компьютеров, по объему логических и вычислительных операций можно разделить на два класса: информационные (управленческие) и вычислительные (см. рис. 1.5). Информационные (управленческие) задачи предназначены для поддержки управленческих функций и поэтому характеризуются большим объемом исходной информации, обработка которой в основном происходит за счет логических операций (сортировка, группировка, считывание и перезапись данных из одних таблиц в другие и т.д.) и операций ввода/вывода. При этом собственно вычислительных операций немного. Вычислительные задачи ориентированы на поиск решений различного рода уравнений (дифференциальных, алгебраических, стохастических), поиск оптимальных решений, управление движением различных объектов и т.д. В области экономики преобладают информационные задачи, которые по характеру вычислительных процедур можно разделить на - поисковые; - расчетные (транзакционные); -аналитические; -интеллектуальные. Класс расчетных задач наиболее распространен в экономике, так как в него входят задачи получения учетной информации, а также разработки планов, базирующихся на оперативной и нормативно-справочной информации. Результаты решения предназначены для составления отчетов и отчетности (месячной, квартальной, годовой). Это те задачи, без решения которых не может обойтись ни одно предприятие или организация. В практике решения такого рода задач довольно часто используются понятия трансакция и транзакция. Введем их определение: - трансакция – это элементарный акт хозяйственной, финансовой и другой деятельности, отражаемый на каком-либо материальном носителе; - транзакция – множество операций, используемое для обработки данных с помощью компьютера в процессе удовлетворения информационных потребностей пользователя. Данное множество операций выполняется полностью либо не выполняется вовсе. В дальнейшем будем пользоваться понятием транзакция, так как оно имеет непосредственное отношение к компьютеру. В рамках данного класса задач в экономике приходится решать в основном прямые задачи, предназначенные для определения результатов производственно-хозяйственной деятельности. Следующий класс задач предназначен для получения аналитической информации, необходимой для принятия решений. Здесь в основном используются обратные задачи, так как требуется определять новые исходные условия хозяйствования, которые позволят получить нужные результаты (как сделать чтобы…?). С появлением вычислительной техники с разделяемыми ресурсами стало возможным обеспечение доступа к информационным ресурсам прямо с рабочего места сотрудника, и оснастить его новыми инструментальными средствами, ориентированными на менеджера (а не программиста). Персональный доступ к профессионально ориентированным прикладным и базовым информационным технологиям через компьютер, размещенный непосредственно на рабочем месте менеджера, можно называть автоматизированным рабочим местом (АРМ). АРМ — некоторая часть информационной системы, обособленная в соответствии со структурой управления объектом и существующей системой распределения целей и оформленная в виде самостоятельного программно-аппаратного комплекса.

Информационный процесс  — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования  информации.[1]

В результате исполнения информационных процессов осуществляются информационные права и свободы, выполняются обязанности соответствующими структурами производить и вводить  в обращение информацию, затрагивающую  права и интересы граждан, а также  решаются вопросы защиты личности, общества, государства от ложной информации и дезинформации, защиты информации и информационных ресурсов ограниченного  доступа от несанкционированного доступа. 

3.Направления информатизации органов государственной власти и управления..  

Информатизация - организационный  социально-экономический и научно-технический  процесс создания оптимальных условий  для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.  

Могут быть выбраны  следующие направления совершенствования  действующего законодательства в области  информатизации:  

- систематизация  и кодификация действующей нормативной  базы; 

- создание единой  терминологической базы нормативных  документов, регулирующих отношения  в области информатизации; 

- устранение противоречий  с федеральными законами, выявление  неэффективных законотворческих  норм в законодательстве; 

- разработка нормативной  базы для работы с персональными  данными; 

- разработка нормативного  обеспечения взаимодействия граждан  с органами власти; 

- разработка регламентов  взаимодействия различных информационных  систем. 
 

Внедрение иформационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность взаимодействия граждан и организаций с органом государственной власти. Достоверная, оперативная, 

полная и актуальная информация о деятельности органов  власти размещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить гражданам процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить количество ошибок. Кроме того, граждане и организации должны иметь возможности посредством Интернета делать запросы и получать справки, передавать в органы государственного управления предусмотренную законом отчетность. При этом отслеживается состояние запросов. На основе ИКТ возможна реализация так называемого «принципа одного окна», который предполагает наличие одной точки входа для взаимодействия с органами власти всех уровней. 

4.Информационная система, ее роль и место в системе управления ЧАСТЬ

Информационная система  – это организационно упорядоченная  совокупность документов (массив документов) и информационных технологий, в том  числе с использованием средств  вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы (процесс сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения  информации). Как видим, информационные системы могут содержать компьютерные средства обработки информации, а  могут и не содержать. Далеко не вся  информация в системе управления обрабатывается с помощью компьютеров. Существует и такая, которую формализовать  либо не удается, либо не следует. Поэтому  информационные потоки от аппарата управления к объекту и обратно делятся  на две части: те, что обрабатываются с помощью компьютеров, и те, что  нет. Таким образом, информационная система предприятия состоит  из двух частей: автоматизированной и  неавтоматизированной Автоматизированная часть информационной системы состоит  из ряда компонентов, иллюстрируемых рисунком 1.9. Состав автоматизированной части  информационной системы: Центр –  ИТ, сверху – Общесистемное и прикладное ПО, снизу – технические средства, справа – персонал, слева-информационные ресурсы. 
 

2.4.Основы построения инструментальных средств информационных технологий. Программное обеспечение подразделяется на Общее и Специальное: Общее ПО предназначено для организации работ Персонального Компьютера и осуществляет - организацию его работы; - распределение его ресурсов, памяти, мощности вычислительных процессов; - контроль за работой устройств ввода-вывода; формирование форм представления информации.; Специальное ПО предназначено для решения прикладных задач. Применения офисных приложений и их компонентов как средств информационного обслуживания деятельности: задачи маркетинга, бизнес-планирования, сопровождения (контроль за ресурсами сколько мест уже забронировано) и непосредственного осуществления производственной деятельности (продажа билетов через Интернет-системы) 
 
 

2.7 Вычислительные  и коммуникационные сети. Распределённая  обработка информации.

Телематика. Это новая научно-техническая дисциплина, предметом которой являются методы и средства передачи информации на расстояния, существенно превышающие линейные размеры площади, занимаемой участниками связи. Название дисциплины произошло из частей слов "телекоммуникации" и "информатика".

Современные телекоммуникационные технологии основаны на использовании  информационных сетей.

Cети. Коммуникационная cеть - система, состоящая из объектов, осуществляющих функции генерации, преобразования, хранения и потребления продукта, называемых пунктами (узлами) сети, и линий передачи (связей, коммуникаций, соединений), осуществляющих передачу продукта между пунктами.

Отличительная особенность  коммуникационной сети - большие расстояния между пунктами по сравнению с  геометрическими размерами участков пространства, занимаемых пунктами. В  качестве продукта могут фигурировать информация, энергия, масса, и соответственно различают группы сетей информационных, энергетических, вещественных. В группах  сетей возможно разделение на подгруппы. Так, среди вещественных сетей могут  быть выделены сети транспортные, водопроводные, производственные и др. При функциональном проектировании сетей решаются задачи синтеза топологии, распределения  продукта по узлам сети, а при  конструкторском проектировании выполняются  размещение пунктов в пространстве и проведение (трассировка) соединений.

Информационная сеть - коммуникационная сеть, в которой  продуктом генерирования, переработки, хранения и использования является информация.

Вычислительная сеть - информационная сеть, в состав которой  входит вычислительное оборудование. Компонентами вычислительной сети могут  быть ЭВМ и периферийные устройства, являющиеся источниками и приемниками  данных, передаваемых по сети. Эти компоненты составляют оконечное оборудование данных (ООД или DTE - Data Terminal Equipment). В качестве ООД могут выступать ЭВМ, принтеры, плоттеры и другое вычислительное, измерительное и исполнительное оборудование автоматических и автоматизированных систем. Собственно пересылка данных происходит с помощью сред и средств, объединяемых под названием среда передачи данных.

Подготовка данных, передаваемых или получаемых ООД  от среды передачи данных, осуществляется функциональным блоком, называемым аппаратурой  окончания канала данных (АКД или DCE - Data Circuit-Terminating Equipment). АКД может быть конструктивно отдельным или встроенным в ООД блоком. ООД и АКД вместе представляют собой станцию данных, которую часто называют узлом сети. Примером АКД может служить модем.

Классификация сетей. Вычислительные сети классифицируются по ряду признаков.

В зависимости от расстояний между связываемыми узлами различают вычислительные сети:

территориальные - охватывающие значительное географическое пространство; среди территориальных сетей  можно выделить сети региональные и  глобальные, имеющие соответственно региональные или глобальные масштабы; региональные сети иногда называют сетями MAN (Metropolitan Area Network), а общее англоязычное название для территориальных сетей - WAN (Wide Area Network);

Информация о работе Шпаргалка по "Информатике"