Сетевое общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 03:31, курсовая работа

Краткое описание

Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:
- если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
- если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.

Оглавление

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр.3
Часть 1. Понятие сетевого общества и его стратовая структура- - - - - - 6
Часть 2.Задачи социальной информатики- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -24
Заключение- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 29
Список использованной литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 30

Файлы: 1 файл

сетевое общество.doc

— 212.00 Кб (Скачать)

3 уровень - эмпирический (социальные аспекты создания, внедрения  и адаптации информационных технологий  в соответствующих предметных областях).

Социальная информатика  должна играть методологическую роль для так называемых отраслевых информатик: экономической, правовой, психологической, социологической информатики и  других.

В любую отраслевую информатику, помимо своего предметного поля (разработки и адаптации специальных информационных технологий), входит второй и третий уровень социальной информатики как научного знания, так, например, правовая информатика неизбежно занимается социальными срезами правовых аспектов информатизации и социальными аспектами создания и внедрения правовых информационных технологий.

В настоящее время  в вузах России идет активное становление  социальной информатики и как  целого комплекса учебных дисциплин [21].

Задачами учебного курса  “Основы социальной информатики” являются:

· создание основы умения правильно ориентироваться в  новой информационной реальности как  в мире в целом, так и в России;

· формирование представления  о насущной необходимости овладения  компьютерной грамотностью, без чего невозможно органичное включение в современную информационную среду и активное содействие ее развитию;

· методологическая подготовка к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке информационных технологий в соответствующей предметной области: социологии, психологии, экономике, социальной работе, журналистике, правовой сфере.

Разнообразие определений  понятия информации свидетельствует  о его сложности, многоаспектности и служит причиной возникновения  и формирования различных по своей  направленности теорий информации, причем сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации или "информологией" - наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации[4].

Статистическая теория информации. Возникновение информологии как науки можно отнести к  концу 50-х годов нашего столетия, когда американским инженером Р. Хартли была сделана попытка ввести количественную меру информации, передаваемой по каналам связи.

Хартли принял "количество информации", передаваемое по каналу связи относительно двух равноправных исходов и снимающее неопределенность путем оказания на один из них, за единицу  информации, получившую название "бит".

Создатель статистической теории информации К. Шеннон обобщил результат Хартли и его предшественников. Его труды явились ответом на бурное развитие в середине века средств связи: радио, телефона, телеграфа, телевидения. Теория информации Шеннона позволяла ставить и решать задачи об оптимальном кодировании передаваемых сигналов с целью повышения пропускной способности каналов связи, подсказывала пути борьбы с помехами на линиях и т.д.

В работах Хартли и  Шеннона информация возникает перед  нами лишь в своей внешней оболочке, которая представлена отношениями сигналов, знаков, сообщений друг к другу - синтаксическими отношениями.

Количественная мера Хартли-Шеннона не претендует на оценку содержательной (семантической) или  ценностной, полезной (прагматической) сторон передаваемого сообщения.

Кибернетическая теория информации. Новый этап теоретического расширения понятия информации связан с кибернетикой - наукой об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах. Кибернетика формулирует принцип единства информации и управления, который особенно важен для анализа сути процессов, протекающих в самоуправляющихся, самоорганизующихся биологических и социальных системах.

Развитая в работах  Н. Винера концепция предполагает, что  процесс управления в упомянутых системах является процессом переработки (преобразования) некоторым центральным устройством информации, получаемой от источников первичной информации (сенсорных рецепторов) и передачи ее в те участки системы, где она воспринимается ее элементами как приказ для выполнения того или иного действия. По совершении самого действия сенсорные рецепторы готовы к передаче информации об изменившейся ситуации для выполнения нового цикла управления. Так организуется циклический алгоритм (последовательность действий) управления и циркуляции информации в системе. При этом важно, что главную роль играет здесь содержание информации, передаваемой рецепторами и центральным устройством.

Таким образом, кибернетическая  концепция подводит к необходимости  оценить информацию как некоторое  знание, имеющее одну ценностную меру по отношению к внешнему миру (семантический аспект) и другую по отношению к получателю, накопленному им знанию, познавательным целям и задачам (прагматический аспект).

Логико-семантический  подход. Попытки построить модели понятия информации, охватывающие семантический аспект знания, содержащегося в некотором высказывании относительно обозначаемого объекта, привели к созданию ряда так называемых логико-семантических теорий (Р. Карнап, И. Бар - Хиллел, Дж. Г. Кемени, Е.К. Войшвилло и др.). В них информация рассматривается как уменьшение или устранение неопределенности. Естественно предположить, что средствами какого-либо языка с помощью создаваемых в нем высказываний можно описать некоторую совокупность возможных ситуаций, состояний, альтернатив. Семантическая информация, содержащаяся в каком-либо высказывании, исключает некоторые альтернативы. Чем больше альтернатив исключает высказывание, тем большую семантическую информацию оно несет.

Семантическая теория информации. В рассмотренных теоретических  конструкциях - статистической и семантической информации - речь шла о потенциальной возможности извлечь из передаваемого сообщения какие-либо сведения. Вместе с тем в процессах информационного обмена очень часто складываются ситуации, в которых мощность или качество информации, воспринимаемое приемником, зависит от того, насколько он подготовлен к ее восприятию.

Понятие тезауруса является фундаментальным в теоретической  модели семантической теории информации, предложенной Ю.А Шрейдером и  учитывающей в явной форме роль приемника. Согласно этой модели, тезаурус - это знания приемника информации о внешнем мире, его способность воспринимать те или иные сообщения. В широком смысле слова тезаурус - словарный запас человека.

В прагматических концепциях информации этот аспект является центральным, что приводит к необходимости учитывать ценность, полезность, эффективность, экономичность информации, т.е. те ее качества, которые определяющим образом влияют на поведение самоорганизующихся, самоуправляющихся, целенаправленных кибернетических систем (биологических, социальных, человеко-машинных).

Прагматическая концепция  информации. Одним из ярких представителей прагматических теорий информации является поведенческая модель коммуникации - бихевиористская модель Акоффа-Майлса. Исходным в этой модели является целевая устремленность получателя информации на решение конкретной проблемы. Получатель находится в “целеустремленном состоянии", если он стремится к чему-нибудь и имеет альтернативные пути неодинаковой эффективности для достижения цели. Сообщение, переданное получателю иформативно, если оно изменяет его "целеустремленное состояние".

Следующим этапом в развитии прагматических теорий информации явились  работы американского логика Д. Харраха, построившего логико-прагматическую модель коммуникации. Одной из слабостей бихевиористской модели является ее неподготовленность к оценке ложных сообщений. Модель Харраха предполагает учет общественного характера человеческой коммуникации. В соответствии с ней получаемые сообщения должны быть сначала подвергнуты обработке, после которой выделяются сообщения "годные к употреблению". Именно с совокупности годных к употреблению сообщений должны быть применены критерии прагматической ценности.

Семейство наук, специально изучающих информационные процессы в том или ином их специфическом содержании и форме, во второй половине нашего века росло довольно быстро. Это - кибернетика, теория систем, документалистика, лингвистика, символическая логика и др. Стержнем, объединяющим все эти исследования, служит общая теория информации -"информология", в основу которой и положены синтаксические, семантические и прагматические концепции информации.

Формализация знаний: методы и приемы. Их эффективность, сравнительный анализ.При поиске наиболее удобных, рациональных средств и форм информационного обмена человек чаще всего сталкивается с проблемой компактного и однозначного представления знаний.

Представление знаний это  процесс, конечная цель которого поместить  некоторый объем знаний в своеобразную "упаковку" в которой он может начать движение по каналам информационного обмена, дойти до получателя, или задержаться в пунктах хранения знаний. Такой упаковкой может быть фраза устной речи, письмо, книга, справочник, географическая карта, кроссворд, картина и т.п.

 

Заключение

 

Учеными выделяются два  основных теоретико-методологических подхода к информатизации общества:

- технократический, когда  информационные технологии считаются  средством повышения производительности  труда и их использование ограничивается, в основном, сферами производства и управления;

- гуманитарный, когда  информационная технология рассматривается  как важная часть человеческой  жизни, имеющая значение не  только для производства, но и  для социальной сферы.

Причины значительного  распространения технократического подхода, отождествления понятий “информатизация” и  “компьютеризация” носят как объективный, так и субъективный характер. Объективно развитие новой техники вообще и , в частности, вычислительной техники идет  стремительно, имеет “агрессивный” характер. Субъективно же  существует весьма значительное число людей как незнакомых с проблемой, так и тех, кому внедрение в общественное мнение подобного отождествления приносит ощутимые финансовые и политические дивиденты.

Информатизация имеет  четкую связь с экологобезопасным, устойчивым развитием общества. Основа информационной экономики - знания или интеллектуально-информационный ресурс. Знания имеют неоспоримые преимущества по сравнению с материальными ресурсами - фундаментом предыдущих этапов развития общества. Материальные ресурсы жестко подчиняются законам сохранения. Если вы берете что-то у природы - вы обостряете экологические проблемы, если же пытаетесь взять у соседа - порождаются конфликты и войны. Социально-экономическая структура общества, базирующаяся на информационной экономике, уже по своей сущности избегает большинства социально-экономических и экологических проблем и в потенциале предполагает экспоненциальное развитие общества по основным его параметрам (“знания - порождают знания”). В Концепции формирования и развития единого информационного пространства Беларуси определяются приоритеты  пользователей государственными информационными ресурсами в  следующем порядке: граждане, предприятия, органы государственного управления.

Активно дорабатывается Концепция информационной безопасности, являющаяся составной частью Концепции национальной безопасности Беларуси и представляющая собой официально принятую систему взглядов на проблему информационной безопасности, методы и средства защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Азорянц Э., Харитонов А., Шелепин Л.. Немарковские процессы как новая парадигма. — «Вопросы философии». 1999. № 7. С. 94—104.
  2. Бард А., Зодерквист Я. NETократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб., 2004. С. 20—39.
  3. Бондаренко С. О социологии виртуальных сетевых сообществ // Технологии информационного общества - Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. - СПб.: Изд-во филолог. ф-та СПбГУ, 2004. - С.7
  4. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.,2003.
  5. Евтух А. Информационная эпоха и актуальные проблемы экономики. — «Мировая экономика и международные отношения». 2005. № 4. С. 24.
  6. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. M., 1995.
  7. Землянова Л.М.Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура// Вестник Московского университета, Серия 10, "Журналистика" - N 2, 1999, с. 58-69.
  8. Зуев А.,  Мясникова Л.. Глобализация: аспекты, о которых мало говорят. — «Мировая экономика и международные отношения». 2005. № 3. С. 24—27.
  9. Зуев А., Мясникова Л.. Онлайновые сообщества в «новой экономике». — «Мировая экономика и международные отношения». 2002. № 11. С. 15—22.
  10. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: Blackwell, 2000. - 608с.
  11. Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества // Социальная информатика.- М., 1994.
  12. Лем С. Сумма технологий. М., 2002. С. 139.
  13. Неклесса А.. Люди воздуха, или кто строит мир. М., 2005.
  14. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.2001.
  15. Соколова И.В. Проблемы становления информатики как учебной дисциплины // Социальная информатика - 95, М., 1995.
  16. Соколова И.В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи. М.: Владос, 2003.
  17. Соловей В.. Рождение нации. — «Свободная мысль-XXI». 2005. № 6.
  18. Субботин А. Перспективы глобального рынка. — «Мировая экономика и международные отношения». 2005. № 1. С. 75—80
  19. Сухина В. Ф. Человек в мире информатики М.: Радио и связь, 1992. 
  20. Тоффлер Э. Война и антивойна: что такое война и как с ней бороться. Как выжить на рассвете XXI века. М., 2005.
  21. Урсул А.Д. Отражение, знание, информация // НТИ. - Сер. 2. - 1991.
  22. Шемакин Ю.И. Теоретическая информатика. М.: МГСУ, 1995. с. 42.
  23. Митрофанова А. Субъект в эпоху тотальной коммуникации. - http://www.yandex.ru/yandsearch/Mitrof.html
  24. Исаев А.Н., Шишко О.В. Медиа культура, политика и социум: материалы международного симпозиума "Pro&Contra" // Электронные библиотеки. - 2001. - Т.4 - Вып.3.
  25. Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть. - www.soc.pu.ru/materials/golovin/reader/brandes/derj_pr.htm
  26. Шрадер Х. Глобализация, (де)цивилизация и мораль. - http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa/1998/2/6schrad.html
  27. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Vol. I. The Rise of the Network Society. Blackwell Publishers. Maiden,, Massachusetts, USA. Oxford, UK, 1996. P. 21.
  28. Hardt М. , Negri А. Multitude. War and Democracy in the Age of Empire. N. Y., 2004. P. 99—100, 330—350.

Информация о работе Сетевое общество