Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 03:31, курсовая работа
Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:
- если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
- если в обществе более 50% населения занято в сфере информационных услуг, общество стало информационным.
Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр.3
Часть 1. Понятие сетевого общества и его стратовая структура- - - - - - 6
Часть 2.Задачи социальной информатики- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -24
Заключение- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 29
Список использованной литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 30
СОДЕРЖАНИЕ
Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -стр.3
Часть 1. Понятие сетевого общества и его стратовая структура- - - - - - 6
Часть 2.Задачи социальной информатики- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -24
Заключение- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 29
Список использованной литературы - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 30
Введение
Человечество неотвратимо вступает в информационную эпоху. Вес информационной экономики постоянно возрастает, и ее доля выраженная в суммарном рабочем времени, для экономически развитых стран уже сегодня составляет 40-60% и ожидается, что к концу века она возрастет еще на 10-15%.
Одним из критериев перехода общества к постиндустриальной и далее к информационной стадии развития может служить процент населения, занятого в сфере услуг:
- если в обществе более 50% населения занято в сфере услуг, наступила постиндустриальная фаза его развития;
- если в обществе
более 50% населения занято в
сфере информационных услуг,
В ряде публикаций отмечается, что США вступили в постиндустриальный период своего развития в 1956 году ( штат Калифорния преодолел этот рубеж еще в 1910 году), а информационным обществом США стали в 1974 году.
Признавая несомненность
достижений США и других стран
в области информатизации, необходимо
понимать, что определенная доля
“информационности” этих стран
По подсчетам науковедов, с начала нашей эры для удвоения знаний потребовалось 1750 лет, второе удвоение произошло в 1900 году, а третье - к 1950 году, т.е. уже за 50 лет, при росте объема информации за эти полвека в 8-10 раз. Причем эта тенденция все более усиливается, так как объем знаний в мире к концу ХХ века возрастет вдвое, а объем информации увеличится более чем в 30 раз. Это явление, получившее название “информационный взрыв”, указывается среди симптомов, свидетельствующих о начале века информации и включающих:
- быстрое сокращение
времени удвоения объема
- превышение материальными затратами на хранение, передачу и переработку информации аналогичных расходов на энергетику;
- возможность впервые
реально наблюдать
Концепция постиндустриального общества как общесоциологическая теория развития достаточно глубоко разработана западными исследователями: Д.Беллом, Дж.Гелбрейтом, Дж.Мартином, И.Масудой, Ф.Полаком, О.Тоффлером, Ж.Фурастье и др. Именно Ж.Фурастье определил постиндустриальное общество как “цивилизацию услуг”.
Отечественная наука обратилась к данной проблематике значительно позже. Это было связано с идеологией, в частности с тем, что в терминах ”постиндустриальное”, “информационное” видели альтернативу формационным терминам - “социалистическое”, ”коммунистическое” общество. Понятие информационного общества нельзя считать рядоположенным с различными типами формаций, оно является лишь наиболее оптимальным способом развития любой из них.
Среди российских ученых, внесших значительный вклад в развитие этого направления, необходимо отметить В.М.Глушкова, Н.Н.Моисеева, А.И.Ракитова, А.В.Соколова , А.Д.Урсула и др. В настоящее время активно работают в этом направлении Артамонов Г.Т, Колин К.К. и др.
Как же может быть определен сам термин “информатизация”? От ответа на этот вопрос существенным образом зависят подходы к анализу реального состояния и перспектив развития процессов информатизации общества.
Наиболее полным представляется взгляд на информатизацию как “системно-деятельностный процесс овладения информацией как ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания информационного общества и на этой основе - дальнейшего продолжения прогресса цивилизации”.
По мнению ряда авторов, процесс информатизации включает в себя три взаимосвязанных процесса:
- медиатизацию1 - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации;
- компьютеризацию - процесс
совершенствования средств
- интеллектуализацию - процесс развития способности восприятия и порождения информации, т.е. повышения интеллектуального потенциала общества, включая использование средств искусственного интеллекта.
Специалистами отмечается, что, к сожалению, социальная информатизация часто понимается как развитие информационно-коммуникативных процессов в обществе на базе новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники. Информатизацию общества в принципе надо трактовать как развитие, качественное совершенствование, радикальное усиление с помощью современных информационно-технологических средств когнитивных2 социальных структур и процессов. Информатизация должна быть “слита” с процессами социальной интеллектуализации, существенно повышающей творческий потенциал личности и ее информационной среды.
При обсуждении в конце
80-х гг. концепции информатизации
страны учеными и специалистами
выделялась главная мысль - дело не
столько в концепции
Идущий во всем мире процесс становления и развития информационного общества носит объективный характер и не может не затрагивать “извне” и нашу страну, но слабые успехи демократизации нашего общества приводят к отсутствию серьезного социального заказа “изнутри” на совершенствование информационной среды.
Что же такое информационное общество? Каков его образ?
Например, по мнению А.И. Ракитова общество считается информационным, если:
- любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
- в обществе производится,
функционирует и доступна
- имеются развитые
инфраструктуры, обеспечивающие создание
национальных информационных
- происходит процесс
ускоренной автоматизации и
- происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг.
Таким образом, цель данной работы- рассмотреть спецификации сетевого общества. Данная цель конкретизируется в ряде взаимосвязанных задач:
Часть 1. Понятие сетевого общества и его стратовая структура
Этот термин вошел в лексический фонд коммуникативистики недавно, но быстро укоренился, получив признание и известность благодаря вескому теоретическому обоснованию в книге профессора социологии Калифорнийского университета Мануэла Кастеллса "Возникновение сетевого общества" - первого тома его трилогии "Информационный век: экономика, общество и культура". Из многих работ, посвященных проблемам развития информационного общества, которые были опубликованы в 1980-1990 годы в разных странах мира, монографическое исследование Кастеллса выделяется многообразием и убедительностью доводов, с помощью которых автор упорно, но не навязчиво, сбалансированно и гибко стремится заинтересовать читателей актуальностью выявленных им новейших тенденций в общественной жизни мира, их сложностью, противоречивостью и в перспективе неоднозначными результатами для судеб человеческой цивилизации. Не претендуя на монополизм, он бережно учитывает опыт коллег, но, усваивая его, стремится удержаться на собственных позициях и завоевывает внимание оригинальностью своих наблюдений, аргументов, выводов, сомнений и надежд.
Оригинальность проявляется в определении такого ключевого для современной коммуникативистики и социологии понятия, как "информационное общество". Кастеллс предлагает свой вариант термина - " информациональное общество" (informational society), логично мотивируя это предложение аналогией с понятием "индустриальное общество", в терминологическом названии которого суффиксально подчеркивается мысль о его индустриальной, а не какой-либо иной основе. Элементы индустрии могут быть и имеются в обществах разного типа, рассуждает он, но только то общество следует считать индустриальным, фундаментом которого является всестороннее развитие индустрии, влияющее и на культуру и на характер общественного бытия и сознания в целом.
Нечто подобное характерно и для информации, которая существует и развивается на разных этапах истории общества, но только на современном в условиях акселерантного распространения электронных средств связи она становится структурообразующей основой развития общества нового типа - информационального. Этот термин в трактовке Кастеллса "указывает на атрибут особой формы социальной организации, в которой создание информации, ее обработка и передача становятся фундаментальными источниками производительности и власти благодаря возникновению в данный исторический период новых технологических условий". Поясняя свою мысль, Кастеллс отмечает, что ядром такой новой формы коммуникационной организации общества является не информация per se, a "сетевая логика его базисной структуры" [27,р.21], придающая распространяемой информации особые качества и функции, системно преобразующие все основные сферы жизнедеятельности людей - от экономики и политики до образования и культуры.
Называя этот новый тип информационного / информационального общества сетевым, автор книги стремится многопланово продемонстрировать ведущую роль компьютеризированных информационных линий связи, которые пронизывают общественную жизнь современного мира в различных направлениях - горизонтально и вертикально, внутри отдельных стран или регионов и транснационально, образуя разветвленную сеть коммуникаций, функции которых часто сравниваются с функциями нервной системы, управляющей организмами. Прибегая к такому сравнению, канадский культуролог Г.М. Маклюэн предсказывал гибель "галактики Гутенберга" и наступление эры слуховизуальной чувственной постписьменной культуры на основе телеэлектронной видеотехники [6,с.15]. Кастеллс в отличие от Маклюэна и его последователей не фетишизирует ни новую "электронную чувственность", ни отказ от книжной грамотности, ни технологические возможности электронно-информационных супермагистралей и стремится к "плюралистической перспективе, которая объединяет вместе культурную идентичность, глобальное переплетение сетей и многомерную политику с широким кругом интересов". Только с помощью такой перспективы и можно, по его мнению, применить правильную методологию и объяснить особенности того "мультикультурного, взаимозависимого мира" [27,р.2], который открывается перед человечеством накануне нового тысячелетия, не подменяя при этом глубокий анализ поверхностным наблюдением и не сводя теоретические выводы к комментариям.
Стремясь к такой цели, Кастеллс предваряет свои выводы аналитическим обзором основных социально-экономических и культурных тенденций в жизни различных стран мира, которые способствуют коренным изменениям систем не только социалистической, но и капиталистической ориентации. Распался Советский Союз, закончилась "холодная война", но меняется и капитализм, переживая, по определению Кастеллса, "процесс реструктуризации, характеризующийся большой гибкостью в управлении, децентрализацией и сетевым объединением фирм как внутри них, так и в отношениях с другими фирмами, значительно возрастающими возможностями капитала по отношению к труду при существующем упадке влияния рабочего движения, усилением индивидуализации и диверсификации трудовых отношений, массовым включением женщин в наемную рабочую силу нередко с дискриминационными для них условиями, вмешательством государства в селективное дерегулирование рынков и демонтирование системы социального обеспечения", а также "ускорением глобальной экономической конкуренции", "глобальной интеграцией финансовых рынков", развитием новых промышленных центров в районах Азии и Тихого океана, экономическим объединением европейских стран и процессами "диверсификации и дезинтеграции в бывшем третьем мире"[27,р.1-2].
И хотя общая панорама оказывается довольно пестрой, Кастеллс все же полагает, что основной вектор прокладывает путь информациональному сетевому глобализирующемуся капитализму. От индустриального он отличается тем, что стремится не к производству товарной массы из всех доступных сырьевых источников, а к богатству знаний, черпаемых из информационных ресурсов в целях максимального использования высокоразвитой техники для удовлетворения запросов ее пользователей. Если "индустриализм ориентирован на экономический рост, т.е. на максимальный выпуск продукции", то "информационализм направлен на накопление знаний и к более высоким уровням сложности обработки информации"[27, р.17].
Подобно индустриализму, явившемуся
результатом развития промышленных
революций XVIII и XIX вв., информационализм
возник и распространяется по всему
миру в условиях стремительного развития
электронно-технической