Организация тестового контроля при изучении курса информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы рассмотреть проблему использования тестирования в процессе обучения информатике в условиях школы.
В соответствии с целью исследования предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность контроля;
- дать характеристику тестированию как одного из видов контроля;
- выделить особенности организации тестирования на уроках информатики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………..5
1. Сущность контроля учебных достижений……………………………5
2. Тест как форма контроля знаний…………………………………….12
3. Организация тестового контроля на уроках информатики………..26
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы……………………………………………………….39
Приложение……………………………………………………………….43
Приложение 1……………………………………………………………..44
Приложение 2……………………………………………………………..48

Файлы: 1 файл

Курсовая по информатике.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

Для успешного  внедрения педагогических систем измерения  результативности обучения важно решение  трех основных задач. Первая из них состоит в собственно создании таких систем измерений, как на содержательном, так и на технологическом уровне. Систем, привязанных к существующему государственному стандарту общего среднего образования, позволяющих определить степень достижения каждым школьником требований к знаниям, умениям и навыкам, определенным в стандарте. Вторая задача заключается в необходимости обязательной подготовки и переподготовки педагогов к эффективному использованию современных систем и средств педагогических измерений в рамках преподавания "своей" дисциплины. И, наконец, третья задача заключается в необходимости выработки у обучаемых умений и адекватного отношения к проверке и самопроверке результативности обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация  тестового контроля на уроках информатики

В последнее  время всё большую популярность приобретает компьютерное тестирование. Оно намного точнее и быстрее, чем бланочное, учащийся узнаёт предварительные  результаты сразу по окончанию тестирования.

Существует  множество готовых программ, предназначенных для тестового контроля знаний учащихся. Программа может использоваться на различных этапах урока и на разных уровнях обучения: при текущем, тематическом и итоговом контроле знаний.

Программа состоит  из четырёх частей: заставка, набор вопросов, само тестирование, обработка результатов (см. схему 1).

Программа тестового контроля знаний учащихся

 


 

 


 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

   


 

В блоке «Заставка» содержится информация о теме теста, рисунок. Цель заставки – положительный настрой учащегося на предстоящее тестирование.

Блок «Набор вопросов» заполняется мною заранее. Он состоит из перечня вопросов данного  варианта теста с пронумерованным  набором ответов и строки номеров  правильных ответов. Вопросы составляют блок данных. Правильные ответы считываются из строки данных в массив.

Блок «Тестирование» - основной блок программы. Считывается  из блока данных вопрос. Предлагается набор ответов. Учащийся набирает номер  «правильного» ответа.

Если ответ  неверный, выводится номер правильного ответа. В массив результата работы вносится очередное данное: при верном ответе 1, при неверном – 0 (см. схему 2).

В блоке «Обработка результатов» проводится подсчёт баллов и вычисляется оценка (см. схему 3). Оценка и сводная таблица правильности ответов выводится на экран учащегося и на экран учительской ЭВМ.

Оценка производится по следующим критериям: менее 50% верных ответов - выставляется оценка 2. От 50% включительно до 70% верных ответов – оценка 3, от 70% включительно до 90%  - оценка 4, более 90% оценка 5.

Педагогический  опыт показал, что использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

Успешное  и эффективное применение методов тестирования целиком зависит от двух основных факторов.

Во-первых - это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах.

Во-вторых, это качество тестовых заданий.

Схема 2

Механизм  реализации тестирования

 

                                 


  


 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

   

                      да                                                    нет     


 


 

 

  

 

 

  

 

 

height: 12pt; z-index: 0;">

                                                                                   


  

                 нет                                                           да

 


 

 

 

 

 

 

 

  

Схема 3

Процесс обработки результатов тестирования

 


       

нет                                           да

                                                         да


 


                                   

нет                                               

 


 

 

 

 

 

 

                               да  


 

 

 

                            да


 


 

  


 

                           

 да 

  


 

 

 

 

 

 

                        

 


К

 сожалению,  некоторые учителя считают, что если придумать вопрос и пять ответов к нему, то тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого ряда особенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. При этом достоверность информации по успеваемости, полученной на основании этих тестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наряду с ошибками в фактическом материале содержат неоднозначное толкование вопросов и предлагаемых ответов, повторяющиеся или однотипные вопросы, некорректные формулировки. Очень часто очевидность приводимых неверных ответов столь явственна, что тестируемому не составляет труда угадать правильный ответ методом исключения неверных вариантов.

На  пра

ктике мною были использованы следующие задания:

Тестовое задание 1.

Имеется фрагмент текста, набранный в текстовом  редакторе. Необходимо после строки "А, может, все было наоборот" добавить фрагмент, который будет 

отличаться от исходного  тем, что в нем заменены слово ужасная на слово прекрасная, а прекрасная - на слово ужасная.

Погода  была ужасная,

Принцесса была прекрасная.

Днем  во втором часу

Заблудилась принцесса в лесу.

Смотрит - полянка прекрасная,

А на полянке землянка ужасная.

А в  землянке людоед:

Зах

оди-ка на обед.

Вдруг людоеду стало худо.

Умоли, - говорит, - отсюда.

Слишком вид у тебя прекрасный,

Аппетит у меня ужасный.

А, может, все было наоборот...

Составьте описание наиболее рациональной технологии, с помощью ко

торой можно подготовить  и добавить фрагмент.

Правильный ответ:

Определяется  по наличию ключевых слов (фраз): копировать фрагмент, вставить в конец исходного  текста, использование режимов поиска и замены.

Тестовое задание 2.

Дополните определения:

Текстовый редактор - это

 программа,   предназначенная для

Текст - это последовательность алфавита. В состав симво

лов  алфавита  входят: .

Основные  возможности текстового редактора:

 

Правильный  ответ 

(по наличию ключевых  слов).

Текстовый редактор — это 

прикладная программа, предназначенная для подготовки (ввода) текста и оформления документа (текста).

Текст - это последовательность

символов компьютерного алфавита.

В состав символов

компьютерного алфавита входят: наборы букв латинского и русского алфавитов, цифры, знаки (математические, препинания, специальные).

Тестовое задание 3

Дайте ответы на вопросы и выполните  задания:

Можно ли сформулировать общую технологию выполнения любых  операций в текстовом редакторе? ДА/НЕТ:

•       обоснуйте ответ в случае, если вы ответили "НЕТ":

•        коротко сформули

руйте этапы технологии, если вы ответили "ДА":

Правильный ответ:

Да, общая технология "выдели объект" и "выполни операцию".

Тестовое задание 4.

Дополните:

Аппаратные  средства для работы с текстом:

 .

Программные средства для работы с текстом:

 .

Общая технол

огия работы с  текстом: .

Правильный ответ:

Аппаратные  средства для работы с текстом, клавиатура, сканер, световой

карандаш.

Программные средства для работы с текстом:

текстовый редактор, лингвистический корректор, словари, программы-переводчики.

Общая техн

ология "выдели объект"и "выполни операцию".

Итоговый  контроль по теме: «текстовый редактор

Word» представлен в приложении 1 (Приложение 1).

Тесты можно использовать на различных  организационных этапах урока.

Актуализация  ранее изученного материала может  пр

оводиться в форме диктанта на термины.

Другая  форма актуализации знаний - использование  теста с открытым

ответом (диктант наоборот).

Так мы переходим к следующему этапу  урока - подготовке к восприятию

нового материала  и непосредственно его объяснению. Кроме того, каждый учащийся получит оценку за работу. На этом этапе можно организовать самопроверку и взаимопроверку, тем самым учащиеся учатся оценивать свои результаты, то есть развивается контрольно-оценочная деятельность.

Если  изученный материал содержал к

акие-либо классификации, то на этапе актуализации знаний можно использовать задания на установление соответствия. Время выполнения задания стандартное - 5 минут

На  этапе актуализации знаний также  можно использовать тематический

тест, составленный из заданий с выбором варианта ответа и состоящий не более, чем из 10 заданий. Но это следует делать не в начале изучения раздела (объемной темы), а на завершающей стадии, ближе к концу изучения. Тесты с выбором ответа, содержащие более 10 заданий не рекомендуется проводить, если цель предстоящего урока - изучение нового материала. Тесты с большим количеством заданий используют на уроке развития и закрепления знаний и умений или уроке проверки знаний (Приложение 2).

Можно сделать вывод, что тестовые задания  как средс

тво контроля уровня знаний учащихся по теме «текстовый редактор Microsoft Word» позволяют проверить те знания и умения учащихся, которые изучались ими в данной теме.

Для того чтобы выбрать форму контрольного мероприятия, необходимо установить, какие  знания

 и умения, которыми овладели учащиеся, можно  проверить, используя ту или иную форму тестового контроля.

Анализ литературы по теме ВКР позволил мне разработать  рекомендации по использованию компьютерного  контроля для оценки знаний учащихся по информатике, 

которые в совокупности могут  служить методикой, используемой при составлении вопросов и ответов. Суть этих рекомендаций сводится к следующему:

1. 

Все ответы к данному вопросу  должны выглядеть правдоподобно, заставляя учащегося анализировать каждый вариант ответа и выявлять в нем неточность или ошибку

2.

Правильное утверждение  не должно быть полностью совпадать  с определением, данном в учебнике или на лекции, чтобы в нем не сразу угадывался правильный ответ. Это заставляет учащихся осмысливать определения, а не механически их заучивать. Для этого же допускается приводить заведомо неверные ответы, созвучные приведенным в учебниках (на лекциях) определениям.

3. 

 Желательно, чтобы варианты ответов расчетных задач содержали не чисто случайные значения, а лишь те, которые получены при решении с введением типичных ошибок. Это минимизирует случайность, возникающую при выборе учащимся любого из ответов, если его собственный не совпадает ни с одним из приведенных.

4. 

Вопросы по каждой теме стоит  подбирать таким образом, чтобы они позволяли учащимися  показать теоретические знания и их навыки в решении расчетных задач.

5. Вопросы  могут быть составлены с применением  образной графической символики,  или же информация может быть  преимущественно представлена в 

виде текста. Выбор способа оформления заданий обусловлен как возможностями вычислительной техники и применяемых тестирующих программ.

6. Процесс создания  вариантов тестов всегда должен  включать опытную 

стадию, поэтому, прежде чем использовать задания  для контроля и оценки знаний учащихся всего класса, их необходимо предложить для решения небольшой группе ребят. Этот метод в сочетании с разбором решения наиболее эффективно выявляет все ошибки, допущенные при составлении тестов.

Опыт  использования компьютерного кон

троля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники, при проверке знаний по информатике позволил мне выделить следующие положительные моменты:

1. Устранена  возможность подсказок и списывания.

Информация о работе Организация тестового контроля при изучении курса информатики