Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:34, курсовая работа
Цель исследования - на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы рассмотреть проблему использования тестирования в процессе обучения информатике в условиях школы.
В соответствии с целью исследования предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность контроля;
- дать характеристику тестированию как одного из видов контроля;
- выделить особенности организации тестирования на уроках информатики.
Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………..5
1. Сущность контроля учебных достижений……………………………5
2. Тест как форма контроля знаний…………………………………….12
3. Организация тестового контроля на уроках информатики………..26
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы……………………………………………………….39
Приложение……………………………………………………………….43
Приложение 1……………………………………………………………..44
Приложение 2……………………………………………………………..48
Специальность «Информатика»
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ИНФОРМАТИКИ
Курсовая работа
Ъ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
1. Сущность контроля учебных достижений……………………………5
2. Тест как форма контроля знаний…………………………………….12
3. Организация тестового контроля на уроках информатики………..26
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Приложение 1……………………………………………………………..44
Приложение 2……………………………………………………………..48
Введение
Становление новой системы образования, призванной обеспечить развитие личности, способной к адаптации в изменяющихся условиях социальной среды активизирует исследования, связанные с изучением вопросов контроля результатов учебной деятельности. Высокая значимость содержания контроля, его организации, методов и способов проведения определяется рядом причин: развитием общественно-экономических отношений, информационных технологий, изменениями в области образования. Именно контроль позволяет обеспечить своевременное выявление уровня знаний, практических навыков и умений обучаемых в соответствии с образовательными стандартами, вносить коррективы в содержание, организацию и методику преподавания информатики, в стиль деятельности преподавателей, развития их педагогической культуры.
Изучение практики деятельности педагогов показало, что накоплен значительный положительный опыт в организации, содержании и методике контроля учебного процесса. Результаты исследований свидетельствуют о том, что:
- каждый преподаватель имеет свое видение проблемы контроля и диагностики знаний, в соответствии с которым создает собственную систему контроля знаний;
- в
большинстве случаев использует
- в
учебном процессе успешно
Во-первых, нередко за пределами контроля остается формирование соответствующих знаний, навыков, умений.
Во-вторых, в настоящее время активно ведутся поиск и разработка новых методик в организации и проведении контроля в образовательных учреждениях, которые реализовали бы развитие личности в такой степени, чтобы учащийся был способен самостоятельно находить и получать информацию. Одним из направлений поиска решения проблемы является контроль в форме тестирования.
В-третьих, среди обучаемых доминируют те, у которых не выработаны навыки самостоятельной работы по освоению учебных программ, формированию навыков и умений обобщения, анализа. Работа с тестами на уроках информатики обеспечивает обобщение и систематизацию знаний, развитие навыков исследовательской деятельности.
Все это обуславливает актуальность и выбор темы курсового исследования.
Объектом исследования является образовательный процесс в образовательных учреждениях.
Предметом исследования является возможность использования тестового контроля на уроках информатики.
Цель исследования - на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы рассмотреть проблему использования тестирования в процессе обучения информатике в условиях школы.
В соответствии с целью исследования предполагается решить следующие задачи:
- дать
характеристику тестированию
- выделить особенности организации тестирования на уроках информатики.
Методы исследования:
- теоретические
- анализ, обобщение и систематизация
материалов психолого-
- эмпирические – изучение опыта работы педагогов-практиков.
Структура: работа состоит из введения, двух параграфов, заключения, списка литературы, приложений.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Контроль знаний и его сущность
Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения, что вполне объяснимо с психологической точки зрения: каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах.
С кибернетических позиций контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика). Контроль направлен на получение информации, анализируя которую, педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов обучения или же принципиальной перестройки всей системы учебной работы [32, с.31].
Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов.
Методы контроля - это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя. Наиболее доступным методом контроля является проводимое учителем планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью учащихся. В связи с тем, что результаты наблюдений за поведением и деятельностью учащихся нелегко удержать в памяти, целесообразно вести специальные записи в дневниках, отражая как общие, так и конкретные факты, касающиеся отдельных учащихся.
Контроль в процессе обучения - наиболее отработанная процедура, как в теоретическом, так и в методическом отношениях. Как относительно самостоятельный этап он выполняет взаимосвязанные образовательную, развивающую и воспитательную функции. Образовательно-развивающее значение проверки знаний, умений и навыков выражается в том, что учащиеся не только получают пользу, выслушивая ответы товарищей, но и сами активно участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть спрошены в любой момент. Обучающая роль проверки и в том, что учащиеся слушают дополнительные объяснения или комментарии учителя по поводу плохого ответа ученика или плохо усвоенного ранее изученного материала. Воспитательная функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической работе, в их дисциплинировании и выработке воли. Регулярный контроль повышает ответственность за выполняемую работу не только учащихся, но и учителя, приучает к аккуратности, формирует положительные нравственные качества и коллективистические отношения. Кроме того, контроль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях, т.е. способствует формированию самооценки [46, c.101].
Теорией и практикой обучения установлены следующие педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:
- индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого ученика, за его личной учебной работой, не допускающий подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива (группы или класса), и наоборот;
- систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
- разнообразие
форм контроля, обеспечивающее выполнение
его обучающей, развивающей и
воспитывающей функции,
- всесторонность;
заключающаяся в том, что
- объективность, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя, основанные на недостаточном изучении школьников или предвзятом отношении к некоторым из них;
- дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета и отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий от учителя педагогического такта, адекватной методики контроля;
- единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе (Н.А. Сорокина).
Соблюдение указанных требований обеспечивает надежность контроля и выполнение им своих задач в процессе обучения.
Контроль в обучении выполняет ряд функций.
Учетная функция контроля заключается в систематической фиксации результатов обучения, что позволяет учителю судить об успеваемости каждого ученика, его достижений и недочетах в работе.
Контрольно – корректирующая (диагностическая) функция обеспечивает обратную связь «учитель» - «ученик», необходимую для внесения учителем коррективов в методику обучения, перераспределения учебного времени между различными вопросами темы, в зависимости от выявленных недочетов в знаниях школьников, уровня подготовки класса. Контрольно – корректирующая функция позволяет осуществлять диагностику причин отставания школьников, выделить материал, требующий дополнительной проработки, повторения.
Обучающая функция контроля проявляется в том, что в процессе проверки состояния знаний, умений и навыков происходит повторение школьниками учебного материала. При подведении итогов тестирования учитель акцентирует внимание класса на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, указывает на типичные ошибки. Все это способствует закреплению и углублению знаний учащихся.
Воспитательная (мотивационная) функция контроля и оценки подразумевает стимулирование учащихся к дальнейшей учебной работе, самостоятельному углублению своих знаний. Оценивая работу ученика, учитель не просто констатирует состояние знаний умений и навыков школьника, но и направляет его в учебной работе, дает дополнительную мотивацию в познавательной деятельности. Воспитательная функция проверки знаний связана с развитием у школьников умений самоконтроля и самооценки.
С моей точки зрения, в настоящее время следовало бы выделить еще одну функцию проверки и оценки результатов обучения – аттестационную. Аттестационная функция связана с характеристикой уровня обученности школьника, которая является основой его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя, образовательного учреждения [36, с.188].
На различных этапах обучения используются различные виды контроля:
- предварительный,
- текущий,
- тематический,
- итоговый.
Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или разделу, которые будут изучаться. В классы приходят учащиеся с различным уровнем подготовленности. Чтобы спланировать свою работу, учитель должен выяснить, кто что умеет и знает. Это поможет ему определить, на чем следует акцентировать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только остановиться, поможет индивидуально подойти к каждому ученику.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Он проводится, прежде всего, с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения.
Тематический контроль осуществляется периодически по мере прохождения новой темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих уроках и подготавливает к контрольным мероприятиям - устным и письменным зачетам.
Итоговый контроль проводится в конце четверти, полугодия, всего учебного года, а также по окончании обучения в начальной, неполной средней и полной средней школе. По формам контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.
В процессе обучения в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся.
Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах.
Цель
устного индивидуального
Информация о работе Организация тестового контроля при изучении курса информатики