Организация тестового контроля при изучении курса информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы рассмотреть проблему использования тестирования в процессе обучения информатике в условиях школы.
В соответствии с целью исследования предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность контроля;
- дать характеристику тестированию как одного из видов контроля;
- выделить особенности организации тестирования на уроках информатики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………..5
1. Сущность контроля учебных достижений……………………………5
2. Тест как форма контроля знаний…………………………………….12
3. Организация тестового контроля на уроках информатики………..26
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы……………………………………………………….39
Приложение……………………………………………………………….43
Приложение 1……………………………………………………………..44
Приложение 2……………………………………………………………..48

Файлы: 1 файл

Курсовая по информатике.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

Устный  фронтальный контроль (опрос) требует  серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала. При фронтальном опросе учитель ждет от учащихся кратких лаконичных ответов с места. Обычно он применяется с целью повторения и закрепления учебного материала, пройденного за короткий промежуток времени. По отношению к индивидуальному опросу фронтальный имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества в том, что он активизирует работу всего класса, позволяет спросить многих учащихся, экономит время. При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении ответа товарища. Недостатки фронтального опроса очевидны: он не проверяет глубину знаний; возможны случайные удачные ответы учащихся.

Письменный  контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные задания по карточкам. Обычно это фронтальные контрольные работы по математике, физике, химии, русскому языку (диктанты, изложения, сочинения) и т.п. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть. Во втором случае проверка осуществляется, как правило, после выполнения задания. Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, составления карточек (например, при систематизации растений). Для контрольных мероприятий письменного характера имеется широкий арсенал сборников диктантов, задач и упражнений, которые могут быть использованы также и для индивидуальной проверки знаний, умений и навыков учащихся в случаях, если ученик пропустил какую-то тему, чтобы не отрывать весь класс от работы, или если у ученика речевые дефекты (плохо говорит), или если он стесняется отвечать публично.

Практический  контроль применяется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физического воспитания, математики, физики, химии. В старших классах он осуществляется на лабораторных занятиях. По математике это связано с измерительными работами, на других уроках — с проверкой умения пользоваться приборами типа амперметр, вольтметр, микрометр и др. Другими словами, этот метод контроля необходим, а, следовательно, и применяется, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков, как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусства.

Еще одна разновидность контроля – самоконтроль. Самоконтроль вместе с самооценкой осуществляются учащимися постоянно в процессе обучения. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки учащийся не только узнал, чему он научился, какие ошибки допустил, что не усвоил, но и осознал справедливость оценки, поставленной учителем, понимая, как можно самостоятельно оценивать свои знания. Для этого необходимо знакомить учащихся с критериями оценки, постепенно развивать умения содержательно оценивать свои знания. Четкая формулировка требований к знаниям и критериев их оценки воспитывает сознательное отношение школьников к учению, способствует осознанию и правильной оценке учащимися уровня своей учебной подготовки.  

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного, или уплотненного, контроля. Обычно это сочетание устного и письменного опроса. Его особенность заключается в том, что к доске для ответа вызывается сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, два или больше готовятся к ответу на классной доске, часть выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвуют в опросе. Достоинства этого метода в том, что он позволяет провести основательную проверку нескольких учащихся за небольшой промежуток времени. Этот вид контроля применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить знания сразу у нескольких учащихся [14, с.99].

С развитием  информационных технологий обучения все  шире используется программированный  контроль, проводимый в форме тестирования.

Более подробно на рассмотрении тестирования как формы контроля мы остановимся в параграфе 2.

 

 

2. Тест  как форма контроля знаний

 

Средства информационных и коммуникационных технологий все  чаще применяют в школах для автоматизации  процессов контроля и измерения  результативности обучения школьников. Учителя используют как специально разработанные средства, нацеленные на педагогические измерения с использованием компьютерной техники, так и контрольно-измерительные подсистемы образовательных электронных изданий и ресурсов, применяемых в школах.

Создавая и  используя компьютерные средства автоматизации педагогических измерений, важно понимать, что все эти средства и методы их использования сильно варьируются в зависимости от целей измерений и контроля. 
     Современные измерительные материалы и средства измерений все чаще называют тестами. Этот термин используется практически всегда, когда речь заходит о применении информационных и коммуникационных технологий в автоматизации измерений. Современное понятие тестов достаточно широкое.

Тесты  -  это  задание,  состоящее  из  ряда  вопросов  и  нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом  случае  одного  верного.  С  их помощью можно получить, например, информацию об  уровне  усвоения  элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях.

Тест – стандартизированные, краткие, ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий.

Тест - практически все измерительные материалы, которые используются в школе, вне зависимости от их формы и содержания. 
     Всеобщий интерес к подобному способу оценивания знаний предопределили его положительные стороны:

  • высокая степень формализации и унификации процедуры тестирования,
  • возможность одновременного проведения тестирования на нескольких компьютерах,
  • возможность организации дистанционного тестирования посредством локальной компьютерной сети, либо через глобальную информационную сеть Интернет.

Тесты, как правило, применяются для целей контроля. В этом случае с их помощью определяют качество знаний обучаемых, закончивших изучение темы, одного или нескольких учебных курсов.  
     Кроме этого, применение тестов возможно и непосредственно в ходе учебного процесса. В этом случае работа с тестовыми материалами реализуется в виде практической самостоятельной работы обучаемых и позволяет реализовать обучение по принципам "учеба по аналогии" и "учеба на собственных ошибках".

И, наконец, тестовые материалы могут служить инструментарием, применяемым для достижения целей диагностики. В этом случае, в зависимости от результатов тестирования предпринимаются некоторые содержательные, методические или организационные мероприятия, способные положительно сказаться на качестве обучения.  
     Кроме этого для группировки тестов и адекватного использования компьютерных средств автоматизации тестирования существует уровневая классификация тестовых материалов (В.П. Беспалько).

Тесты I уровня предназначаются для проверки умений школьников выполнять деятельность с подсказкой. Это тесты на опознание (условия задания требует ответа "да" либо "нет"); тесты на различение (определение правильности каждого из нескольких вариантов предложенных ответов); тесты на классификацию (решение задачи на соответствие элементов двух множеств). 
   Тесты II уровня предназначаются для выявления умений школьников самостоятельно по памяти воспроизводить и применять ранее усвоенную деятельность в алгоритмической форме. К ним относятся: тесты на подстановку (в заданиях необходимо дополнить контролируемую пропущенную составляющую); конструктивные тесты (задания этих тестов требуют самостоятельного воспроизведения ответа (действия) по памяти); тесты - типовые задачи (задания можно решить путем буквального, не преобразованного использования усвоенных алгоритмов деятельности). 
     Тесты III уровня предназначаются для выявления готовности школьников к продуктивным действиям эвристического типа, это нетиповые задачи и ситуации (в задании известна цель, но неясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, требуется самостоятельная предварительная трансформация усвоенных правил типового действия и применение их для решения в данной, ранее незнакомой ситуации). 
   Тесты IV уровня предназначены для выявления творческих умений школьников - их исследовательских возможностей по получению новой информации. Это тесты-проблемы (задачи, алгоритмы, решения которых неизвестны и не могут быть прямо получены путем преобразования ранее известных методик). 

Кроме этого, в  процессе информатизации могут учитываться  также и группы тестовых материалов, сформированные по их назначению. В такие группы собираются:

  • тесты интеллекта, используемые для анализа уровня развития познавательных процессов и функций мышления школьников;
  • тесты способностей, предназначенные для оценки возможности в овладении школьниками различными видами деятельности;
  • тесты достижений, с помощью которых оценивают развитие знаний, умений, навыков учеников по результатам обучения;
  • тесты личности, служащие для оценки эмоционально-волевых качеств школьника.

При этом из всех видов тестов, используемых в общем среднем образовании, самыми многочисленными и распространенными являются тесты достижений.

Тестирование  выступает как педагогическое средство обучающей системы и может  быть использовано как метод (технология) контроля образовательного процесса, позволяющий оценить уровень знаний, умений и навыков обучаемого.

Основной задачей  педагогического использования  тестов является определение объема и качества знаний, а также уровня умений и навыков. В связи с  этим выделяют три класса тестов: знаний, умений и навыков. Типы тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого.

Типы тестовых заданий по блоку "знания":

  • альтернативные вопросы (требуют ответа "да/нет");
  • вопросы с выбором (ответ выбирается из готового набора вариантов);
  • информативные вопросы на знание фактов (где, когда, сколько);
  • вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;
  • вопросы, ответы на которые можно распознать каким-либо методом однозначно.

Типы тестовых заданий по блоку "навыки" (распознавание  деятельности манипуляций с клавиатурой, по конечному результату):

  • задания на стандартные алгоритмы (альтернативные "да/нет", выбор из набора вариантов);
  • выполнение определенных действий.
  • Типы тестовых заданий по блоку "умения":
  • задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные "да/нет", выбор из набора вариантов);
  • выполнение определенных действий.

Тесты можно классифицировать по следующим  основаниям:

1. Предметная область применения тестов: монопредметные, полипредметные, интегративные. Интегративным можно назвать тест, состоящий из таких заданий, правильные ответы на которые требуют интегрированных (взаимосвязанных, обобщенных) знаний двух или большего числа учебных дисциплин. Использование таких тестов в школе, как контролирующих, так и обучающих, - отличное средство реализации межпредметных связей в обучении.

2. Общая ориентация замысла построения теста: нормативно- 
ориентированные или критериально-ориентированные (предметно- 
ориентированные). При нормативно-ориентированном подходе разрабатываются тесты для сравнения испытуемых по уровню учебных достижений. Главным отличительным признаком предметно-ориентированного тестирования является интерпретация выполнения теста с точки зрения его смыслового содержания. Упор делается на строго определенную содержательную область (что тестируемые могут и что знают), а не на то, как они выглядят на фоне других.

3. Дидактико-психологическая  ориентация теста: тест достижений  для контроля знаний теории; тест  достижений для контроля умений и навыков различной степени сложности по данному предмету, тест обучаемости (диагностики реальных учебных возможностей по данному кругу предметных или цикловых знаний - математической, лингвистической и т.п.).

4. Ориентация  на определенный этап контроля: тесты предварительного контроля, тесты текущего контроля, тесты итогового контроля.

5. Доминирующая  деятельность испытуемого при  выполнении тестов - устные, письменные, компьютерные.

6. Количество  объектов контроля: тесты, имеющие один объект контроля (например, количество выполняемых на должном уровне операций) или несколько (качество, количество, скорость, строгую последовательность, осознанность тех же операций).

7. Степень  гомогенности тестовых заданий:  тесты с однородными или разнородными формами построения заданий.

8. Скоростной  фактор: скоростные (с обязательным  фиксированием времени выполнения) и нескоростные.

9. Форма  организации тестирования: массовые, индивидуальные, групповые [28, с.133].

Отдельно  выделяют так называемые адаптивные тесты, основанные на принципе индивидуализации обучения. Каждый учитель понимает, что хорошему ученику нет смысла давать легкие и очень легкие задания, так же как нет смысла давать трудные задания слабому ученику. В теории педагогических измерений была найдена мера трудности заданий и мера уровня знаний, сопоставимые в одной шкале. После появления компьютеров эта мера легла в основу методики адаптивного контроля знаний, где трудность и число предъявляемых заданий регулируются в зависимости от ответов учеников [27, с.19].

Информация о работе Организация тестового контроля при изучении курса информатики