Организация тестового контроля при изучении курса информатики

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы рассмотреть проблему использования тестирования в процессе обучения информатике в условиях школы.
В соответствии с целью исследования предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность контроля;
- дать характеристику тестированию как одного из видов контроля;
- выделить особенности организации тестирования на уроках информатики.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………..5
1. Сущность контроля учебных достижений……………………………5
2. Тест как форма контроля знаний…………………………………….12
3. Организация тестового контроля на уроках информатики………..26
Заключение………………………………………………………………..37
Список литературы……………………………………………………….39
Приложение……………………………………………………………….43
Приложение 1……………………………………………………………..44
Приложение 2……………………………………………………………..48

Файлы: 1 файл

Курсовая по информатике.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

Тестовое  задание - это диагностическое задание  в виде задачи или вопроса с  четкой инструкцией к выполнению и обязательно с эталоном ответа или алгоритмом требуемых действий [22, с.20].

Рассмотрим  наиболее популярную классификацию тестовых заданий.

В рамках данной классификации тестовые задания  можно разделить на две группы:

- тестовые  задания закрытого типа (с предписанными  ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант);

- тестовые  задания открытого типа (со свободными  ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

Внутри  каждого типа можно выделить несколько  видов тестовых заданий в зависимости от формы вариантов ответов. Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями испытуемых. Трудность в применении заданий открытого типа заключается в формализации ответов: их неоднозначность затрудняет стандартизацию, что является серьезной проблемой в случае проведения компьютерного тестирования, поскольку при создании эталона к такому заданию необходимо предусмотреть все возможные варианты ответа, учитывая наличие и отсутствие знаков препинания, пробелов, характеристики шрифта и т.д.

Существуют  методики составления тестовых заданий, которые используют структурированную  нелинейную модель знаний в виде ориентированного семантического графа понятий и две формы представления тестовых заданий: каноническую (вопрос — 4 варианта ответов) и открытую (не содержащую вариантов ответов). Текстовые задания объединяются в группы по разделам, темам и классам эквивалентности. Класс эквивалентности тестовых заданий — это множество однотипных и одинаковых по сложности заданий, таких, что выполнение одного из них гарантирует выполнение других.

При использовании  средств ИКТ, нацеленных на автоматизацию  педагогических измерений, необходимо учитывать один из двух основных подходов к измерению результатов обучения школьников и оценки достижения ими требований государственных стандартов общего среднего образования. Первый из них, нормированный подход, предполагает сравнение школьников друг с другом по уровню усвоения определенного содержания в рамках устоявшихся норм выполнения заданий. Второй, критериальный подход, предполагает сравнение образовательных достижений школьников с содержанием курса или критерием, в виде требований к результатам обучения.

Тестовые задания, входящие в содержание средств ИКТ, должны отвечать системе специфических требований.

1) Надежность  контрольного задания - это его  способность с  достаточной   для практики  одинаковостью   характеризовать,  исследуемый в   дидактических экспериментах, показатель, как заданий в целом, так и его частями, или по другому, тот же показатель одним и тем же заданиям, но в разные  моменты времени.

2) Валидность (или  адекватность целям проверки)

а) содержательная валидность теста, т.е. задание теста  построено  на основе  только  технических   учебных   элементах,   которые   изучались   студентами и на той степени абстракции, на которой  они  излагались.  По    содержанию тест соответствует образовательному стандарту.

б) функциональная валидность теста, т.е. задания теста  соответствуют    выявленному   уровню   усвоения   – уровню   заданному    образовательным   стандартом.    При составлении задания   выделяются   существенные   и    несущественные   признаки элементов   знаний.   Существенные   признаки    закладываются в эталонный ответ.  В   другие   ответы   закладываются   несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если  учащиеся  при работе  с  заданием   знают  и  выделяют  существенные  признаки,  а  не    формальные, то задание отвечает  критерию  валидности.  Другими словами    валидностью контрольного задания называется степенью соответствия своему назначению.

К   критериям   валидности   относятся   ответы   на   вопросы   типа:

«Соответствует ли задание программы курса или его раздела?";

"Охватывает ли задание достаточно полно весь курс или его раздел?"; 

"Достаточна  ли вероятность того, что если испытуемый успешно справился  рассматриваемым контрольным заданием, то он наверняка знает соответствующий  материал  в целом?"

 Другими  словами, показатель валидности  отвечает на вопрос: "а  то  ли, что сформулировано в назначении контрольного задания, измеряется  с  его помощью?"

Очевидно задание  может быть надежным, но невалидным. Также  очевидно, что имеется прямая связь между надежным и валидным:  задание  с  низкой надежностью не может быть валидным.

С использованием понятий надежности и валидности  контрольных  задания можно дать следующие определение:

Дидактическим тестом называется совокупность задания, которые  составлены в  собирательной форме,  предназначены для сравнительной оценки  знаний, умений,  навыков,  способностей,  умственного   развития   и   удовлетворяют заданным требованиям надежности и валидности.

 3) Определенность.

После  прочтения  заданий  каждый  учащийся   понимает,   какие    действия он должен  выполнить,  какие знания  продемонстрировать.  Если    учащийся после прочтения задания правильно действует и отвечает  менее    70% учащихся, то его необходимо проверить на определенность.

4) Простота.

Формулировка  заданий и ответы должны быть  четкими  и  краткими.    Показателем простоты является скорость выполнения задания.

5) Однозначность. Задание должно иметь единственный правильный ответ – эталон.

6) Равнотрудность. При составлении тестов  в  нескольких  вариантах  равнотрудность определяется стабильностью результатов по  вопросам  во  всех  вариантах одного и того же задания.

Общедидактические требования к контролю знаний включают: систематичность, углубленность, всесторонность, объективность,  индивидуализацию,  гласность, дифференцируемость оценок.

   С   этой  точки  зрения  традиционные  средства  контроля   знаний   имеют достаточно много недостатков. К ним относятся, например, следующие:

1) Использование грубой четырех бальной школы оценок;

2) Большие затраты  труда и времени  на  успешные  опросы  (на  коллоквиумах, экзаменах), проверку писменных контрольных и расчетно-графических работ;

3) Низкая оперативность  в использовании результатов  контроля для  управления ходом учебного процесса;

4) Абсолютно  неудовлетворительная объективность  оценки  знаний  обучающихся, невозможность сопоставления оценок, полученных или разных обучающих  или, тем более, в разных учебных заведениях.

Построение  компьютерных систем автоматизации тестирования на базе средств ИКТ, как правило, происходит с учетом следующих этапов:

  • разработка тестовых заданий по отдельным школьным дисциплинам и отдельным темам этих дисциплин;
  • разработка структуры тестовых заданий;
  • применение различных подходов к диагностике результатов обучения школьников;
  • определение и применение критериев отбора содержания тестовых заданий;
  • выявление особенностей применения систем тестового контроля знаний в обучении, прогнозировании, контроле;
  • выявление приемов и шкал для определения оценки, получаемой школьниками в результате тестирования;
  • исследование возможных путей информатизации и автоматизации тестового измерения результатов обучения;
  • построение контрольно-измерительных средств ИКТ, их апробация и доработка;
  • формулирование рекомендаций по практическому применению контрольно-измерительных средств ИКТ в рамках общего среднего образования.

Основными преимуществами заданий, представляемых в тестовой форме, по сравнению с традиционными  задачами и вопросами, являются краткость, логическая структурированность, стандартизованность  и единая относительно простая процедура проведения тестирования и оценки его результатов. Именно эти преимущества делают тесты наиболее пригодными для оценки результатов обучения школьников и проверки соответствия этих результатов требованиям государственных стандартов образования. Подобные формы представления тестовых заданий максимально упростили их формализацию и позволили создать средства ИКТ, автоматизирующие процессы педагогического контроля и измерений.

При разработке тестов необходимо учитывать ряд рекомендаций и требований, обусловленных положениями современной дидактики. При разработке подобных средств и технологий целесообразно предусмотреть:

  • наличие специальных средств для мотивации школьников, поддержания их внимания и интереса;
  • градуирование степеней трудности и сложности учебного материала, заданий и упражнений подсистем контроля и оценки;
  • наличие средств формализации и необходимых процедур для облегчения процессов обобщения;
  • наличие итоговых обобщающих схем, определяемых по результатам контроля и измерения знаний школьников;
  • использование значков и других специальных символов, обеспечивающих четкое различение компонентов учебного материала, видов контрольных заданий и упражнений;
  • сопровождение теоретических описаний практическими примерами, построение контрольно-измерительных материалов на основе конкретных примеров из практики;
  • описание связи учебного материала и материала контрольно-измерительного характера с дополнительными дидактическими действиями по поддержке самостоятельной познавательной деятельности школьников (обзорными объяснениями нового материала, консультациями преподавателей, видеоконференциями, списками рассылки, форумами и т.п.).
  • доступность и дружественность языкового стиля, его ориентацию на целевые группы обучаемых;
  • простоту навигации по учебному материалу, вопросам и заданиям компоненты контроля и измерения уровня знаний;
  • сохранение общепринятых обозначений и терминологии;
  • справочный режим, содержащий определение всех используемых объектов и отношений;
  • возможность отмены школьниками ошибочных действий в ходе самостоятельной работы как в ходе изучения содержательного материала, так и в процессе выполнения соответствующих контрольно-измерительных процедур.

Говоря о  внедрении тестирования в систему контроля можно выделить аспекты, положительно сказывающиеся на его эффективность. В числе таких аспектов:

  • освобождение учителя от выполнения трудоемкой и рутинной работы по подготовке и проведению персональных педагогических измерений для каждого школьника,
  • предоставление учителю времени для творческого совершенствования профессиональной деятельности,
  • обеспечение всесторонней и полной проверки результативности обучения,
  • повышение объективности педагогических измерений и обеспечение их стандартизации,
  • высокая степень формализации и унификации педагогических измерений,
  • возможность одновременного проведения измерений для нескольких школьников,
  • возможность организации дистанционного педагогического измерения с использованием телекоммуникационных технологий,
  • возможность привлечения большего количества педагогов к разработке, ведению и использованию базы контрольно-измерительных материалов,
  • оперативность и многофакторность статистической обработки результатов педагогических измерений.

Возможный отрицательный  эффект от информатизации педагогических измерений может быть вызван тем, что:

  • скорость работы школьников с компьютерной техникой во многих случаях становится важным фактором, влияющим на результаты педагогических измерений;
  • процесс работы школьника за компьютером невозможно сохранить в динамике для последующего анализа и оценки, возможно сохранение и фиксация только лишь статического результата его работы, эквивалентного тому, что может быть отражено на листе бумаги;
  • существующие стандарты образования и учебные программы не фиксируют тип техники и перечень программного обеспечения, используемых в обучении в системе общего среднего образования. Это влечет за собой возможность несоответствия типа аппаратного и программного обеспечения, используемых для обучения, компьютерам и программам, используемым для педагогических измерений, что может необоснованно повлиять на итоговый результат;
  • во многих случаях средства ИКТ могут являться отвлекающим фактором, отрицательно сказывающимся на объективности педагогических измерений.

Информация о работе Организация тестового контроля при изучении курса информатики