Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 19:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить нечеткую логику в системе моделирования.
Для достижения данной цели поставлены были следующие задачи:
•изучить литературу по данной теме;
•рассмотреть исторические аспекты нечеткой логики;
•охарактеризовать математический аппарат нечеткого множества;
•определить формы кривых задания функций принадлежности;
•рассмотреть алгоритму нечеткого вывода;
•определение понятие и виды моделирования;
•изучить процесс моделирования;
•смоделировать работу светофора на основе нечеткой логики.
Введение 3
1. Нечеткая логика – математические основы 5
1.1. История нечеткой логики 5
1.2. Математический аппарат 6
1.3. Формы задания функций принадлежности 9
1.4. Нечеткий логический вывод 12
1.5. Гибридные методы объединения 14
2. Моделирование 18
2.1. Определение моделирования и его виды 18
2.2. Процесс моделирования 21
3. Заключение 24
4. Приложение1. Моделирование работы светофора с нечеткой логикой 26
5. Литература 32
Функции принадлежности имеют форму Гаусса.
Кроме того, в подпрограмму записывается таблица правил на основе условных высказываний, которая формирует выходное значение исходя из величин входных параметров, например:
Если (число машин на улице СЮ = малое) и (число машин на улице ЗВ = большое) и (время зеленого света на улице СЮ = большое), то (время зеленого света = уменьшить).
Результаты моделирования работы светофора с нечеткой логикой
Основная программа работает следующим образом: с помощью встроенного в Matlab генератора случайных чисел происходит генерирование числа машин за один цикл светофора для улиц СЮ и ЗВ.
Часть машин из этого числа успевает проехать на зеленый свет, остальные останавливаются перед перекрестком, ожидая окончания действия красного света светофора. Все те автомобили, которые остались стоять перед светофором после одного цикла, считаются не обслуженными заявками.
За показатель эффективности данной системы принимается среднее число не обслуженных заявок за заданное количество циклов светофора. Соответственно, чем меньшее значение имеет показатель эффективности, тем большее количество машин пропускает светофор.
Число циклов светофора не должно быть слишком малым, т.к. в этом случае не получается объективной информации, или слишком большим, т.к. программа будет очень долго вычислять требуемую величину. Рекомендуемое количество циклов - 100.
Таким образом, алгоритм программы следующий: на светофор с датчиков поступает информация о количестве автомобилей на двух улицах. Эти данные переводятся в нечеткий формат согласно заданным функциям принадлежности, далее, внутри подпрограммы происходит их обработка, полученное значение изменения времени зеленого света дефаззифицируется (т.е. переводится обратно в четкий формат) и поступает в виде управляющего сигнала на светофор. В соответствии с этим сигналом время зеленого света светофора в следующем цикле будет другим.
Результат вычислений представлен в виде графика на рисунке 13.
Таким образом, что нечеткая логика, в некоторых простейших случаях, позволяет улучшить качество управления объектами. Решающую роль в оптимизации показателей эффективности играют эксперты, которые определяют количество входных и выходных переменных, число термов для каждой переменной, виды функций принадлежности, т.к. изменение этих параметров приводит к улучшению или ухудшению процесса управления объектом.
Важнейшим
недостатком нечеткой логики является
отсутствие единого метода моделирования
систем, т.е. для каждого случая приходится
заново проектировать нечеткую подпрограмму,
определяя шаг за шагом все параметры
и строя свою таблицу решений.
Информация о работе Нечеткая логика в процессе моделирования