Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:50, реферат
Рынок рассматривается в экономической науке как наиболее эффективный из известных инструментов развития экономики, основной особенностью которого выступает способность к саморегулированию, поскольку независимые производители, учитывая спрос потребителей, решают, что и сколько производить. В основе эффективного функционирования рынка лежит конкуренция, которая является основным мотивом, побуждающим предприятие к борьбе за место на рынке. В результате рынок, где встречается потребитель и производитель, стремится к уравновешиванию спроса и предложения товаров.
Среди новых государственных информационных служб, появившихся после ликвидации СССР, следует отметить, прежде всего, те, что были созданы в рамках проектов Президентской администрации и Парламента. Вплоть до настоящего времени они не получили существенного развития и не вышли на рынок информационных услуг, занимаясь в основном обслуживанием создавших их структур.
Новые некоммерческие информационные службы были представлены прежде всего информационными системами, формируемыми в рамках Торгово-промышленной палаты (ТПП), а также информационными подразделениями отраслевых деловых ассоциаций. Эти службы вышли на рынок информационных услуг, однако, их роль пока не велика, так как вопросы информационного обеспечения соответствующих отраслей или направлений деятельности рассматриваются как второстепенные.
С разрушением
административной системы предприятия,
приобретя экономическую
Становление рынка
услуг информационно-
В 90-е гг. в России появились новые независимые информационные организации, работающие на коммерческой основе, прежде всего, в области деловой и коммерческой информации. Коммерческая информация, которая, несмотря на важность в условиях формирования рыночных отношений, не покрывает всех информационных потребностей хозяйственных структур, первой в России приобрела товарный характер. Так как существующие государственные системы деловой и коммерческой информации оказались не в состоянии оперативно заполнить возникший еще в СССР информационный дефицит, еще с конца 80-х гг. стали возникать первые негосударственные информационные службы деловой и коммерческой информации. Начав с ведения картотек и выпуска печатных справочников, они быстро перешли к формированию баз данных. Отсутствие надежной телекоммуникации и универсальных ЭВМ привело к тому, что фактически все новые базы данных деловой и коммерческой информации подготавливались и распространялись на дискетах для ПК.
Качественно новый этап развития этого рынка начался в 1992 г. и был связан с бурным ростом товарных и финансовых рынков России в условиях либерализации ее экономики.
Благоприятный период для развития сектора биржевой и финансовой информации в середине 90-х гг. оказался очень коротким. Финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 г., на фондовом рынке был замечен основными участниками этого рынка еще в ноябре 1997 г. и с этого времени вложения в его информационное обеспечение фактически остановились. С другой стороны, кризис вызвал резкий рост интереса к финансовой информации со стороны массового потребителя через Интернет, и это открыло новый стимул к развитию, хотя и не только не дало дополнительных ресурсов, но и не смогло компенсировать потери на рынке корпоративных клиентов.
Кроме того, кризис финансового рынка привел к росту внимания, обращаемого на развитие местного производства и на маркетинг и продвижение товаров. Поэтому сектора коммерческой (для проверки партнеров и мониторинга состояния рынка) и статистической (в части демографической информации для мониторинга потребительских предпочтений), а также сектор информации для специалистов (в части правовой информации) получили толчок к развитию.
В России, где первые шаги в развитии Интернета обошлись без государственной поддержки, фактически повторился подход к созданию Интернета, использованный в США со второй половины 80-х гг. При интеграции усилий государства, спонсоров и коммерческих структур вполне реально функционирование российского национального сегмента Интернета, услуги которого стали платными для коммерческих пользователей, бесплатными для большинства бюджетников и относительно дешевыми для всех остальных.
2000-й год характеризовался
значительным взлетом, а потом
– резким падением интереса
инвесторов к акциям
Дефицит притока инвестиций привел к тому, что реализация многих проектов затормозилась, а то и вообще прекратилась. Инвесторы перестали оценивать компании исключительно на основе перспектив роста физических показателей (прежде всего числа потребителей) компании и стали ориентироваться при принятии инвестиционных решений на реальные денежные потоки, которые способна принести компания.
В этих условиях
многие компании также были вынуждены
переориентировать стратегию
Другим фактором, важным для перспектив дальнейшего развития традиционных информационных служб и рынка информационных услуг в целом, стало увеличивающееся осознание рынком (и, прежде всего инвесторами и корпоративными и индивидуальными потребителями) большей важности содержания (content’а) по сравнению с формой представления и каналами распространения. Ценность содержания, значительно девальвированная в течение 1997-1999 гг. массовостью предложения услуг, вновь получила высший приоритет, так как рост предложения информационных услуг сочетался со снижением для пользователя точности и полноты поиска информации и ростом затрат времени для решения задач информационного обеспечения бизнеса или личностного развития. Усиление важности содержания вдохнул в традиционный информационный сектор новые силы, и старые информационные службы и системы получили новый импульс и финансовые средства для развития.
Таким образом, быстрый рост российского сегмента Интернета показал, что адекватные рыночной экономике методы организации информационной деятельности и информационные услуги имеют хорошие перспективы для развития. Сеть Интернет стала первым подразделением российской информационной деятельности, привлекшим инвестиции в существенных объемах (как российские, так и зарубежные). Модели развития информационной деятельности в российском секторе сети не отличались от западных, и поэтому кризис Интернет-компаний был неизбежен и произошел, хотя глубина падения стоимости компаний и потери инвесторов были существенно ниже, чем на Западе.
Современный информационный рынок – рынок электронной информации и коммуникации, частью которого является рынок информационных ресурсов и услуг можно разделить на три взаимодействующих области:
World Wide Web, занявшая одно из лидирующих положений на информационном рынке, интересна тем, что дала новое измерение для каждой из упомянутых областей, интегрировав их на качественно новом и более высоком уровне. Однако все эти три области по-прежнему сохраняют самостоятельность, и каждая из них продолжает развиваться по-своему и занимает собственное место в структуре общественного производства и социальной инфраструктуре общества. Тем не менее, последнее десятилетие XX в. привело к тому, что началась интеграция трех упомянутых областей в одно целое в рамках Интернета, который, в свою очередь, превращается в самостоятельную область информационного рынка, роль и значение которого, а также влияние на другие области, постоянно возрастают. Сегодня Интернет открывает новые возможности развития для всех секторов информационного рынка.
Характеризуя современный информационный рынок, необходимо отметить, что в части электронных сделок он непосредственно выступает элементом рыночной инфраструктуры современного информационного общества. Область глобальной электронной коммуникации находится, как бы, на стыке с отраслью электросвязи (telecommunications), которую принято рассматривать в качестве отрасли материального производства, и она может быть также отнесена к рынку услуг связи в части ее усовершенствованных (advanced) услуг.
Область информации является не только ведущей на информационном рынке, но и одним из лучших примеров доминирования нематериального производства и постоянного повышения его роли в сопоставлении с материальным производством в современном обществе.
Конечно, информационный рынок богаче и шире, чем выделенные области. Он также включает в себя такие важные элементы, как подготовка источников информации, специальные услуги библиотек и архивов, услуги в области природной - метеорологической, космической, гео- и экологической информации, услуги обработки данных и провайдинг приложений, услуги по разработке информационных систем (услуги системной интеграции) и деловое консультирование в этой области, стратегическое консультирование, услуги в области разработки и применения программного обеспечения, а также средства массовой информации (mass-media).
На мировом рынке информации и информационных услуг можно выделить следующие основные секторы, которые характерны для всех развитых стран, в том числе и для России, и не зависят от каналов передачи информации:
1. Сектор деловой информации (биржевой, финансовой, коммерческой, экономической, статистической), охватывающий:
2. Сектор информации для специалистов (научно-технической и специальной, а также первоисточники), охватывающий:
3. Сектор массовой и потребительской информации (новости, услуги на основе современных средств глобальной телекоммуникации), охватывающий:
На рынке электронных сделок (операций, или transactions) представлены в основном системы банковских карт, системы резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа товаров и услуг, а также биржевых, банковских и расчетных операций. Вплоть до середины 90-х гг. этот рынок развивался в рамках специализированных компьютерных систем транспортных и туристических компаний, крупных банков и фондовых брокеров, а также торговых компаний. Доступ к этим системам со стороны конечного потребителя был ограничен или имел экзотический характер. Интернет коренным образом изменил ситуацию, привлек в эти области массового потребителя, а также все большее число ранее замкнутых систем, которые начали использовать эту сеть для совершения электронных сделок, несмотря на все еще сохраняющиеся явно недостаточные возможности защиты информации. Поэтому Интернет быстро превращает данный рынок из корпоративного или элитарного в действительно массовый, в быстро развивающуюся новую отрасль электронной торговли.
На развитом рынке электронных сделок (транзакций) имеются системы финансовых (валютных и фондовых), банковских и расчетных операций, специальные платежные системы для обслуживания сделок в Интернете, службы резервирования билетов и мест в самолетах, поездах, автобусах, гостиницах, кемпингах, заказа товаров и услуг и т. п.
Информация о работе Мировой рынок информационных ресурсов и услуг