Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:11, реферат
Программа «Информация для всех» учреждена в 2001 году как флагманская межправительственная программа ЮНЕСКО. Программа направлена на содействие государствам-членам в формировании и реализации сбалансированной национальной политики построения плюралистического инклюзивного информационного общества обществ знания.
В основе Программы лежат междисциплинарный, межсекторальный и интегративный подходы. Сохранение информации является одним из пяти приоритетных направлений деятельности Программы, наряду с доступностью информации, информационной грамотностью, информационной этикой и информацией для развития.
Исходя из этого ЮНЕСКО
приступила к разработке руководящих
принципов, определению задач и
ответственности в области
Эти и многие другие проблемы, поднимаемые в проекте хартии вызывают целый ряд вопросов, касающихся российской действительности. 29 мая 2002 г. на заседании Научно-технического совета Министерства Российской Федерации по связи и информации был рассмотрен вопрос «О проекте хартии о сохранении цифрового наследия», в подготовке которого принимали участие и представители МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех».
Необходимо отметить, что рассмотрение этого вопроса в России были инициировано МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» и мы намерены и далее заниматься указанным вопросом. Решением НТС Минсвязи России вопрос о сохранении цифрового наследия был признан важным и актуальным для России, требующим комплексного подхода. Предложено обратить внимание Правительства России на необходимость решения проблем цифрового наследия в рамках ФЦП «Электронная Россия». Также принято решение просить уполномоченные федеральные органы и организации создать представительную комиссию специалистов для подготовки концептуальных предложений по сохранению цифрового наследия.
Для максимально широкого обсуждения проекта хартии о сохранении цифрового наследия МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» приняла решение разместить документы о хартии на создаваемом в настоящее время сайте Программы в России для обсуждения в режиме форума. Помимо разработки Хартии о сохранении цифрового наследия ЮНЕСКО имеет в своем арсенале еще ряд проектов, направленных на построение глобального информационного общества и обеспечение сохранности цифрового наследия.
В настоящее время ЮНЕСКО разрабатывает «Рекомендацию о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству». Эта рекомендация направлена на поиск консенсуса по ряду общих принципов, способствующих развитию, сохранению и распространению информации на всех языках с использованием всех алфавитов. Предполагается, что она поможет решить некоторые проблемы в равноправном и широком доступе к информационным сетям и информации.
В проекте рекомендации
особо подчеркнута
Настоящий план подготовлен Президиумом Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», принят Исполнительным советом ЮНЕСКО на его 180-й сессии (30 сентября – 17 октября 2008 года).
a) Часть I: планы на 2008-2009 гг.
i) Оказание помощи
в разработке рамок
ii) Участие в дискуссии по вопросам информационного общества
iii) Финансирование проектов
iv) Вклад в консультации
Генерального директора по
b) Органы ПИДВ: их роли и обязанности
i) Совет и Президиум ПИДВ
ii) Рабочие группы ПИДВ
iii) Национальные комитеты ПИДВ
c) Часть II: планы на 2010-2013 гг.
i) Информация в целях развития
ii) Информационная грамотность
iii) Сохранение информации
iv) Информационная этика
v) Доступность информации
3. Потребности в ресурсах
4. Предварительный график мероприятий в 2008-2009 гг.
5. ПИДВ и ЮНЕСКО
6. Формы сотрудничества с основными партнерами
7. Взгляд в будущее:
ПИДВ и некоторые другие
Рабочее резюме
Настоящий Стратегический план является результатом длительного процесса дискуссий и кон-сультаций в рамках ПИДВ, а также плодом открытой консультации, проведенной по предыду-щей версии Плана. Благодаря этой работе План был коренным образом переработан, а сфераего действия была скорректирована. В том, что касается планируемых мероприятий, он состоит из двух частей:
• первая часть относится к оставшемуся сроку текущего двухлетнего периода;
• вторая часть относится к 2010-2013 гг. и содержит характеристику областей общего характера, в которых осуществление мероприятий будет продолжено или начато и которые должны получить дальнейшую разработку в конкретных планах на каждый последующий двухлетний период.
В соответствии с решением ЮНЕСКО уделять особое внимание «начальным этапам работы, касающейся политики», ПИДВ в текущем двухлетнем периоде уделит основное внимание оказанию помощи государствам-членам в разработке рамок национальной информационной политики, которая будет дополняться более подробными направлениями работы, касающимися политики в пяти приоритетных областях – информация в целях развития, информационная грамотность, сохранение информации, информационная этика и доступность информации, – на основе деятельности рабочих групп с участием многих заинтересованных сторон.
В этой области будут
проведены следующие
Политика по вопросам информационного общества.
Годовой доклад; создание пула признанных экспертов, которые по приглашению заинтересованных правительств могли бы, действуя в рамках мандата ЮНЕСКО предоставлять консультативные услуги по проблемам обновления или расширения существующих рамок политики или их новой разработки, возможно, в сотрудничестве с национальными комитетами ПИДВ.
Другие области деятельности включают: участие в международной дискуссии по вопросам информационного общества, финансирование проектов, вклад в разработку документа 35 C/5.
Настоящий Стратегический план устанавливает конкретные задачи, обязанности и обязательства для органов ПИДВ и их членов, с тем чтобы обеспечить их эффективный вклад в достижение ее целей.
ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ В РАЗРАБОТКЕ РАМОК НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Деятельность в этой области позволит получить нижеследующие результаты.
1. «Модели политики
и стратегий в областях
2. Обеспечение деятельности
онлайновой Обсерватории по
3. Политика по вопросам информационного общества. Годовой доклад: предназначенная для разработчиков политики и всех других заинтересованных сторон подборка примеров передовой практики, новых подходов и опыта, а также методов практической деятельности во всех соответствующих областях на основе данных и документов, собираемых для Об- серватории по информационному обществу, а также на основе докладов национальных ко- митетов ПИДВ3.
4. Пул экспертов: группа
признанных экспертов, которые
по приглашению
5 Неформальная рабочая группа, созданная в рамках Президиума ПИДВ для разработки предварительных соображений относительно этой деятельности, отметила в своем докладе: «С учетом того, что решение этих задач обеспечивает синергетический эффект, было бы целесообразно заказать разработку пунктов 1-3 одному и тому же партнерскому исследовательскому учреждению (ПИУ). После того, как Совет утвердит круг ведения, Председатель совместно с неформальной рабочей группой и с помощью Секретариата мог бы осуществить работу по выявлению соответствующего ПИУ на следующие два года и провести с ним переговоры относительно условий».
Разработка общих моделей
будет дополняться деятельность
В дополнение к деятельности, направленной на достижение поставленных перед ними непосредственных целей, они будут обеспечивать дополнение рамок информационной политики более подробными разработками политики в своих соответствующих областях. Например, РГ по информационной грамотности будет связана с достижением «Цели 1 – Повышение уровня информированности о важности информационной грамотности и связанной с этим политики». Это будет включать поощрение государств – членов ЮНЕСКО к разработке и обновлению политики в поддержку информационной грамотности посредством проведения семинаров и совещаний для разработчиков политики в области библиотечного дела и информации.
В числе других ресурсов планируется подготовить документ о состоянии передовой практики в отношении политики в поддержку информационной грамотности в отдельных странах.
Другие рабочие группы будут содействовать разработке рамок политики, среди прочего, опираясь на работу, которая уже завершена. В том, что касается РГ по сохранению информации, это включает Хартию ЮНЕСКО о сохранении цифрового наследия 2003 г. и
ОРГАНЫ ПИДВ: ИХ РОЛИ И ОБЯЗАННОСТИ
Учреждение Совета ПИДВ и его Президиума предусмотрено Уставом программы (документ IFAP-2002/COUNCIL.I/Inf.3). Они могут проводить виртуальные совещания и принимать реше-ния путем онлайновых консультаций в целях более эффективного использования средств для финансирования мероприятий. Дополнительные усилия по уменьшению расходов на их деятельность будут включать изучение новых путей для обеспечения финансирования расходов членов Совета на их поездки и участие в заседаниях Совета один раз в два года, выпуск двухлетнего доклада только в электронной форме и т.д.
Рабочие группы с участием многих заинтересованных сторон являются неотъемлемым компонентом программы, необходимым не только для проведения и активизации работы в своих соответствующих областях, но и для обогащения рамок политики более подробным нормативным содержанием и стандартами в этих областях.
Национальные комитеты ПИДВ (часто входящие в состав национальных комиссий по делам ЮНЕСКО) являются традиционным элементом многих механизмов ЮНЕСКО. Однако тот факт, что ровно половина бюджета ПИДВ ассигнуется подразделениям ЮНЕСКО на местах для оказания поддержки деятельности национальных комитетов, требует проведения анализа, в частности в отношении эффективности использования этих средств. В зависимости от результатов этого анализа, возможно, потребуется в следующих двухлетних периодах переассигновать часть этих средств на другие мероприятия ПИДВ.
Совет ПИДВ и его Президиум
С учетом того, что цель ПИДВ состоит в предоставлении государствам – членам ЮНЕСКО консультаций и рекомендаций в отношении политики в области разработки стандартов, необходим специализированный межправительственный орган, представляющий все многообразие государств-членов и способный обеспечивать отражение разнообразного опыта и подходов в мероприятиях ПИДВ и брать на себя ответственность за результаты этой работы. Этим будет заниматься Совет при поддержке Президиума путем следующей деятельности:
• утверждение круга полномочий для разработки моделей политики;
• обзор, проверка и утверждение (или корректировка) предложений или выводов, исходящих
от консультантов или из других источников;