Межправительственная программа ЮНЕСКО

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:11, реферат

Краткое описание

Программа «Информация для всех» учреждена в 2001 году как флагманская межправительственная программа ЮНЕСКО. Программа направлена на содействие государствам-членам в формировании и реализации сбалансированной национальной политики построения плюралистического инклюзивного информационного общества обществ знания.
В основе Программы лежат междисциплинарный, межсекторальный и интегративный подходы. Сохранение информации является одним из пяти приоритетных направлений деятельности Программы, наряду с доступностью информации, информационной грамотностью, информационной этикой и информацией для развития.

Файлы: 1 файл

инф ресурссми за рубежом.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

•  утверждение круга полномочий рабочих групп; отбор экспертов для «пула экспертов».

Совет также выполняет роль, связанную с разработкой стандартов, путем одобрения руково-дящих принципов, рекомендаций и других актов, включая акты, разрабатываемые партнерами (примером могут служить манифесты о библиотеках, разработанные ЮНЕСКО и ИФЛА), а также их представления на рассмотрение Генеральной конференции. Совет ПИДВ изъявил готовность внести свой вклад в разработку Программы и бюджета на 2010-2011 гг. в контексте консультаций Генерального директора. Совет и его члены будут стремиться к тому, чтобы играть более активную роль в процессе планирования ЮНЕСКО с тем чтобы разрабатывать рекомендации относительно будущих стратегий и программ в интересах уста-новления приоритетов, связанных с вопросами, относящимися к сфере информации, которыми

могла бы заниматься ЮНЕСКО.

Члены Совета ведут постоянный диалог с Президиумом и друг с  другом и, вместе с членами Президиума, должны: вносить вклад во все мероприятия ПИДВ путем оказания поддержки всем усилиям по привлечению средств на осуществление программы «Информация для всех»

  • • активно содействовать созданию и развитию национальных комитетов ПИДВ в своих стра-
  • нах и участвовать в их деятельности;
  • • выступать в качестве региональных координаторов для национальных комитетов ПИДВ,
  • включая обеспечение консультативных услуг и коммуникации и участие в рабочих группах
  • ПИДВ или назначение для этого национальных экспертов;
  • • активно участвовать в международных, региональных и национальных мероприятиях по
  • вопросам информационного общества5, особенно тех из них, которые организует ЮНЕСКО.

Основная функция Президиума состоит в оказании поддержки работе Совета, включая проведение совещаний по вопросам планирования и выполнение принятых решений. Президиум продолжит выпуск онлайнового доклада, Повестки дня ПИДВ и Информационных бюллетеней ПИДВ в целях консультирования государств-членов, Исполнительного совета и Генерального директора и привлечения их внимания к вопросам, имеющим важное значение для программы. Обязанности членов Президиума включают совместную деятельность или поддержание связей с рабочими группами в целях обеспечения успешной работы и получения результатов, а также обеспечение связей с комитетами ПИДВ в своих регионах в интересах содействия их развитию и успеху их мероприятий.

Рабочие группы ПИДВ

Совет ПИДВ на своей пятой сессии принял решение о создании рабочих групп, каждая из которых будет заниматься одним из следующих пяти приоритетов: информация в целях развития, информационная грамотность, сохранение информации, информационная этика и доступность информации, проводя мероприятия в каждой из этих областей и дополняя модели информационной политики конкретными направлениями политики в своей конкретной области. Членам Совета ПИДВ будет предложено участвовать в работе этих групп или назначить дляэтого соответствующих экспертов.

Национальные  комитеты ПИДВ

Деятельность, которую  должны проводить национальные комитеты, включает следующие мероприятия:

  Например, одна из национальных комиссий по делам ЮНЕСКО в своих замечаниях по проекту стратегического плана отметила, что «после определения конкретных мер члены Совета могли бы оказывать Секретариату помощь в поиске потенциальных финансовых партнеров».

Например, в мае 2008 г. г-н  Ласло Карвалич (Венгрия), член Президиума ПИДВ, ознакомил с целями и Стратегическим планом ПИДВ участников совещания по сетевой работе на низовом уровне, созванного в рамках Международной конференции по планированию стратегий для телецентров. Европейский союз ассоциаций сельских телецентров (EUTA) и Партнерство телецентров американских стран (TAP) провели в Венгрии

встречу по планированию общинных стратегий для телецентров  с участием специалистов и партнеров  в этой области, а также официально объявили о создании Глобального альянса телецентров для обеспечения научной поддержки Глобальному движению телецентров.

• вклад в реализацию моделей информационной политики ПИДВ, скорректированных с учетом потребностей и условий своей страны;

• создание форумов для  широкого круга заинтересованных сторон (с участием представителей правительства, частного сектора, НПО и академических кругов) для проведения текущей дискуссии по вопросам национальной политики и стратегий в области информации и

знаний, их разработки и  осуществления;

• организация тематических дискуссий среди широкого круга  заинтересованных сторон по приоритетным областям деятельности ПИДВ, например, по вопросам информационной грамотности, информационной этики и т.д.), с использованием в качестве отправной точки докладов ПИДВ;

• участие в постоянном диалоге с государственными учреждениями и другими заинтересованными сторонами по вопросам разработки и осуществления национальной политики и стратегий в области информации и знаний; активизация сотрудничества высокого уровня (или просто участие в таком сотрудничестве) между государственными учреждениями в интересах содействия разработке национальной информационной политики;

•  участие в рабочих группах ПИДВ;

•  изыскание финансовой поддержки для проектов ПИДВ;

• содействие установлению партнерских связей с организациями  гражданского общества и частного сектора;

• выявление местных (национальных или региональных) проектов, способных повысить на-глядность  деятельности ПИДВ;

• предоставление информации и данных для онлайновой Обсерватории по информационному обществу;

• обеспечение связей и сотрудничества с бюро ЮНЕСКО на местах.

ЧАСТЬ II: ПЛАНЫ НА 2010-2013 ГГ.

Как уже отмечалось, в 2009-2013 гг. ПИДВ продолжит работу (в  общих рамках Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 2008-2013 гг. – 34 C/4), начатую в текущем двухлетнем периоде, а также приступит к осуществлению новых инициатив, и надеется, что сможет предпринять выполнение более широкой программы мероприятий в этих областях, насколько позволят ресурсы из обычной программы и бюджета (которые должны быть увеличены) и из внебюджетных источников.

Членам Совета и национальным комитетам ПИДВ надлежит сыграть особую роль в привлечении этих внебюджетных средств.Конкретные планы для осуществления в 2009-2013 гг. и задачи для органов ПИДВ будут сформулированы в рамках планов на отдельные двухлетние периоды. Конкретный вклад ПИДВ в областях, которые перечисляются ниже, будет связан с умением обеспечить подход к каждому из этих вопросов в более широком контексте рамок информационной политики, показать взаимосвязь между ними и продемонстрировать, каким образом ориентированная на политику деятельность и практическая работа помогают достижению общей цели – развитию обществ информации/знаний.

ИНФОРМАЦИЯ  В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ

Один из вызовов, стоящих  перед программой «Информация для  всех», состоит в том, чтобы разъяснить правительствам и обществу ценное значение информации в решении вопросов развития. Цели, сформулированные в Декларации тысячелетия ООН, увязывают развитие и искоренение нищеты с благим правлением и прозрачностью. Главный вопрос, составляющий суть проблемы, заключается в том, чтобы продемонстрировать важное значение не только доступа к информации, но и ее актуальности и пользы.

Доступ к цифровым технологиям обеспечивает новые  возможности для развития; об этом убедительно свидетельствует глобальное движении в направлении ИКТ в формате 4D. ЮНЕСКО может сыграть особую роль на межправительственном уровне путем поощрения правительств к тому, чтобы они и далее отстаивали роль Интернета как открытой платформы, где нет дискриминации по признаку богатых или бедных пользователей.

Ценность развития человеческого  потенциала и обеспечения доступа  к информации и знаниям общепризнанна, однако необходимы дальнейшие усилия для разъяснения и демонстрации тех преимуществ, которые дает вложение средств в эти ресурсы. Это тесно связано с вопросом доступности информации (см. ниже) как важнейшего условия для обеспечения возможности использования информации в целях развития.

Деятельность в этой области также включает:

• содействие формированию массива знаний о важной роли информации в развитии наряду с обменом эффективным опытом;

• усилия по учету информационной политики в рамках политики развития;

• содействие свободе  информации и доступу к государственной  информации как важнейшему условию для обеспечения роли информации в развитии и благом правлении;

• оказание поддержки  путем финансирования проектов новаторских  форм использования информации в целях развития;

• сотрудничество с Международной  программой развития коммуникации (МПРК) с целью создания возможности опираться на инфраструктуру средств информации, поддержкой которой занимается эта программа;

• оказание поддержки  эффективной деятельности правительств по управлению своими архивами в сотрудничестве с ПРООН;

• управление онлайновой платформой по обмену успешным опытом и содействие ее развитию.

ИНФОРМАЦИОННАЯ  ГРАМОТНОСТЬ

Информационная грамотность  «расширяет права и возможности людей во всех областях жизни, связанные с эффективным поиском, оценкой, использованием и созданием информации для достижения их личных, социальных, профессиональных и образовательных целей. В мире цифровых технологий она является одним из основных прав человека.

Одна из национальных комиссий по делам ЮНЕСКО в своих  замечаниях по проекту стратегического  плана отметила, что информационную грамотность нельзя рассматривать в отрыве от образования в области ИКТ и средств информации и что эти три вида грамотности должны иметь единое название «грамотность в области средств информации».

.  В мире цифровых технологий с ней тесно связаны еще два вида грамотности – компьютерная грамотность (навыки в области ИКТ) и грамотность в области средств информации (понимание различных видов информационных средств и форматов передачи информации).

Как уже отмечалось, планы, связанные с Рабочей группой  по информационной грамотности, требуют проведения разъяснительной работы о важности информационной грамотности и соответствующей политики. Перед этой предлагаемой рабочей группой ставятся еще две цели:

«Развитие навыков и  возможностей в области информационной грамотности» и «Оценка и документирование глобальных возможностей в области информационной грамотности» (включая экспериментальное использование в ряде государств – членов ЮНЕСКО показателей информационной грамотности, предложенных в публикации ПИДВ На пути к показателям информационной грамотности).

Деятельность в этой области также может включать:

• популяризацию публикации ПИДВ Основы понимания информационной грамотности;

• разработку и введение в действие совместно с СИЮ  и «Партнерством по количественному определению ИКТ в целях развития» (в котором участвуют многие заинтересованные стороны) показателей информационной грамотности на основе публикации ПИДВ На пути к показателям информационной грамотности;

• оказание поддержки  путем финансирования проектов развитию человеческого потенциала (созданию потенциала) в вопросах доступа, отбора, критического осмысления, использования и создания информации (информационной грамотности), а также участия в жизни «электронного мира» (цифровой грамотности);

• содействие включению  новых форм грамотности в национальные учебные программы.

СОХРАНЕНИЕ  ИНФОРМАЦИИ

В мире, облик которого все в большей степени формируют цифровые технологии, традиционные хранители информации (библиотеки, архивы и музеи) должны прилагать усилия к тому,чтобы не отстать от быстрого роста объема информации. Но перед ними встает еще один вызов: по мере развития технологий значительно сокращается стабильность и срок жизни документов. Если не будут приняты никакие меры, многие важные документы в электронной формев самом скором времени исчезнут или станут полностью недоступными. В результате этого коллективная память человечества будет безвозвратно утеряна. Этот вызов следует принять незамедлительно, причем нельзя недооценивать расходы на сохранение информации в цифровом формате – они значительно превышают стоимость сохранения традиционных документов за последние пять тысяч лет.

Сохранение информации в цифровом формате также содействует  решению по крайней мерееще двух приоритетных задач ПИДВ – обеспечению  информации в целях развития и  открытого и многоязычного доступа к информации. Цифровые технологии открывают доступ к информации и знаниям на такой демократической основе, которой ранее никогда не было.

Александрийская декларация «Маяки информационного  общества», Коллоквиум высокого уровня по информационной грамотности и обучению на протяжении всей жизни, Деятельность в этой приоритетной области будет прежде всего осуществляться путем укрепления принципов и концепций, которые лежат в основе программы «Память мира» (но не ограничиваясь ее регистрами) и которые служат в качестве катализаторов для привлечения внимания лиц, принимающих решения, и широкой общественности. Деятельность в этой области также включает:

• содействие сохранению документального наследия;

• оказание поддержки  разработке стандартов сохранения и средств управления;

• укрепление потенциала работников библиотек и архивов  в целях реагирования на вызо- вы перевода в цифровой формат материалов в аналоговом формате и сохранения

оцифрованных материалов (на основе сотрудничества с партнерами из частного сектора для решения технических и финансовых вопросов, связанных с хранением информации в цифровом формате);

• сотрудничество с международными НПО, особенно с Международной федерацией библиотечных ассоциаций, Международным архивным советом, Международной ассоциацией звуковых и аудиовизуальных архивов и Координационным комитетом ассоциаций аудиовизуальных архивов, в целях проведения в государствах-членах разъяснительной работы о важности сохранения информации.

В этом контексте следует  особо упомянуть предложение г-на Ласло Карвалича, члена Президиума ПИДВ (Венгрия), о создании Центра реставрации и перевода в цифровой формат аудио-визуального наследия (ЦЕРЦАН), финансируемого частными компаниями, для восстановления и оцифрования аудиовизуальных материалов, имеющих физические повреждения (старых кинофильмов, ранних любительских киносъемок, первых телевизионных документов и большого количества других редких и специальных материалов – в общей сложности 2,2 миллиарда метров 35-миллиметровой нитроцеллулоидной кинопленки). Согласно концепции создания такого центра, государства-члены и учреждения культуры могли бы в этом случае использовать не финансовые средства, а рабочее время. Отреставрированные и переведенные в цифровой формат материалы были бы доступны всем заинтересованным сторонам.

Информация о работе Межправительственная программа ЮНЕСКО