Межправительственная программа ЮНЕСКО

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:11, реферат

Краткое описание

Программа «Информация для всех» учреждена в 2001 году как флагманская межправительственная программа ЮНЕСКО. Программа направлена на содействие государствам-членам в формировании и реализации сбалансированной национальной политики построения плюралистического инклюзивного информационного общества обществ знания.
В основе Программы лежат междисциплинарный, межсекторальный и интегративный подходы. Сохранение информации является одним из пяти приоритетных направлений деятельности Программы, наряду с доступностью информации, информационной грамотностью, информационной этикой и информацией для развития.

Файлы: 1 файл

инф ресурссми за рубежом.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

ИНФОРМАЦИОННАЯ  ЭТИКА

Международная дискуссия  по информационной этике (инфоэтике) касается этических, правовых и социальных аспектов применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Этические принципы для обществ знаний вытекают из Всеобщей декларации прав человека и включают право на свободу выражения убеждений, всеобщий доступ к информации, особенно к той, которая является общественным достоянием, право на образование, право на частную жизнь и право на участие в культурной жизни. Одним из наиболее острых вопросов является неравный доступ к ИКТ разных стран, а также городских и сельских жителей в рамках стран.

Деятельность в этой области также включает:

• содействие деятельности по итогам четырех региональных конференций по информационной этике, выполнение деклараций и рекомендаций этих форумов и проведение дальнейшей аналитической работы;

• содействие свободе  доступа к официальной информации и развитие и поощрение правительственной информации, являющейся общественным достоянием

«Доступность информации»);

•  содействие использованию публикации ПИДВ Обзор этических последствий возникающи технологий;

• учет вопросов информационной этики в дискуссиях по этической  проблематике;

• подготовку в областях информационной этики и электронного правления.

ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

Новая экономическая  и технологическая среда вызывает обеспокоенность осложнением доступа к определенной информации и знаниям, которые в прошлом были предметом свободных обменов, например, в целях содействия научным исследованиям и образованию. Одновременно такие события, как появление Интернета, открывают беспрецедентные возможности для совместного использования информации, а также для содействия языковому разнообразию и сохранению языков, которым в противном случае грозило бы исчезновение. Концепция ПИДВ состоит в разработке всеми государствами-членами стратегии содержательного наполнения информации в цифровой форме для поощрения развития информации, являющейся общественным достоянием, и создания ее нового содержательного наполнения. Сегодня, когда в Интернете по-прежнему отсутствует информация на многих тысячах языков мира, обеспечение всеобщего доступа в цифровой форме дало бы представителям всех общин возможность создания своего собственного содержательного наполнения информации на своих языках.

В 2003 г. ЮНЕСКО приняла Рекомендацию о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству, направленную на содействие многоязычию и справедливой сбалансированности между интересами обладателей прав на информацию и общественными интересами. Впоследствии ЮНЕСКО одобрила глобальные усилия, связанные с бесплатным программным обеспечением с открытым кодом и открытыми учебными ресурсами, и в свою очередь организовала ряд проектов по содействию многоязычию в киберпространстве и по использованию ИКТ в целях обеспечения более равноправного доступа к информации, в том числе для инвалидов. В этом контексте следует также упомянуть Руководящие принципы политики для развития и поощрения правительственной информации, являющейся общественным достоянием, принятые ЮНЕСКО в 2004 г.

Деятельность в этой области также включает:

• работу с правительствами  как на страновом уровне, так и на международных форумах с целью пропаганды ценности Интернета в качестве открытой платформы;

• разработку и развитие информации, являющейся общественным достоянием, и обеспечение ее доступности в цифровом формате;

• содействие более глубокому  пониманию вопросов открытого и многоязычного доступа к информации посредством тематических дискуссий и региональных кампаний;

• оказание поддержки  разработке руководящих принципов  и методических наборов для на-циональной политики в области открытого  и многоязычного доступа к  информации;

• оказание поддержки  и содействия развитию портала ЮНЕСКО с бесплатным программным обеспечением с открытым кодом и создание потенциала для его использования;

• оказание поддержки  и содействия развитию платформы ЮНЕСКО для открытого обучения, которая обеспечивает совместный доступ к существующим бесплатным учебным курсам и позволяет использовать открытые лицензированные ресурсы для доступа специали-зированных групп и местных общин в целях развития;

• оказание поддержки  созданию разнообразного в языковом и культурном отношении содержания в киберпространстве и предоставление возможностей для сохранения языков, которым грозит исчезновение;

• поощрение развития ресурсов в цифровой форме, доступных  инвалидам;

• оказание поддержки  развитию «открытых» средств обработки  информации, стандартов операционной совместимости, метаданных, средств упорядочения информационного со-держания, интерфейсов к массивам данных в цифровом формате, средств поиска и средств сохранения;

• содействие разработке и использованию многоязычных средств  поиска в Интернете;

• содействие разработке и использованию средств автоматизированного перевода.

 ПИДВ И ЮНЕСКО

ПИДВ является частью ЮНЕСКО и вносит свой вклад в достижение ее целей. Для деятельно-

сти ПИДВ важнейшую роль играет поддержка со стороны Сектора  коммуникации и информациии, в более конкретном плане, Отдела по вопросам информационного общества. И, напротив, ПИДВ также способна обеспечить массив экспертных знаний для их использования в деле осуществления обычной программы, особенно в вопросах ее специализации, где она уже провела важную работу (например, в областях информационной грамотности и этики).

В рамках ЮНЕСКО все сектора  имеют определенные обязательства  в отношении одного или нескольких направлений деятельности ВВИО, включая сектора образования, естественных наук, социальных и гуманитарных наук, культуры и коммуникации и информации. ПИДВ может внести вклад в работу по всем направлениям деятельности ВВИО, содействие реализации которых оказывает ЮНЕСКО. Статистическому институту ЮНЕСКО (СИЮ) также надлежит сыграть особую роль в сотрудничестве с ПИДВ в вопросах разработки показателей информационной грамотности и, возможно, показателей сохранения информации.

Особую актуальность для ПИДВ имеет работа Международной программы развития коммуникации (МПРК). МПРК имеет богатую историю предоставления практической поддержки на местах в целях развития инфраструктуры и потенциала средств информации. Результаты этой поддержки вносят непосредственный вклад в достижение цели ПИДВ, связанной с обеспечением для всех людей в их общинах доступа к средствам получения информации и знаний. МПРК оказала поддержку первым пилотным проектам в области общинных мультимедийных центров (ОМЦ), обеспечив при помощи Интернета взаимосвязь между богатейшими возможностями радио в деле охвата местных общин и глобальным миром. Во многих развивающихся странах эта модель будет оставаться наиболее эффективным, с точки зрения расходов, средством для обеспечения людям доступа к информации.

ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С ОСНОВНЫМИ ПАРТНЕРАМИ

Одним из важнейших итогов ВВИО стало признание того, что путь к обществам информации и знаний можно проложить только в условиях сотрудничества широкого круга заинтересованных сторон. В частности, программа «Информация для всех» с самого начала прилагала максимальные усилия для привлечения соответствующих групп заинтересованных сторон к участию в своих совещаниях и других мероприятиях. Этот подход сохранится и впредь.

Решение Совета ПИДВ о  проведении открытых консультаций по Стратегическому плану и другим документам, принимаемым ПИДВ (например, круг ведения для рабочих групп), свидетельствует о решимости охватить широкую общественность и все заинтересованные стороны.

Межправительственные  организации

Ряд учреждений системы  ООН принял активное участие в процессе ВВИО, и перед этими учреждениями были поставлены конкретные задачи выступать в качестве координаторов в рамках последующего процесса. Рабочим группам ПИДВ также надлежит стремиться к тому, чтобы соответствующие организации были в них представлены и активно работали.

Международные неправительственные организации

Ряд международных профессиональных организаций, входящих в число заинтересованных сторон, имеет длительную историю рабочих отношений с ЮНЕСКО. Некоторые из них сегодня регулярно участвуют в заседаниях как Совета программы, так и его Президиума.

На заседании Совета в соответствии с его правилами  представителям этих организаций предоставляется время для выступления, в ходе которого они могут высказать свои соображения или конкретные предложения в областях своих экспертных знаний; на заседаниях бюро их поощряют к свободному обмену мнениями с членами Президиума и к участию в тематических дискуссиях. Эти представители также активно сотрудничают со специалистами в Секторе коммуникации и информации на постоянной основе. Сектор также предоставляет финансовые средства для конкретных программных инициатив, руководство которыми могут осуществлять соответствующие международные НПО. В обозримом будущем все эти отношения должны сохраниться. В том, что касается их укрепления, то партнеры из числа НПО имели возможность внести непосредственный вклад в разработку настоящего Стратегического плана. Ниже излагаются другие конкретные предложения, касающиеся профессиональных ассоциаций, работающих в областях библиотечного и архивного дела:

• участие в ежегодном  диалоге председателей ассоциаций аудиовизуальных архивов в целях обмена мнениями и планами и выявления конкретных возможностей для совместной работы;

• приглашение экспертов  из профессиональных ассоциаций для  участия в деятельности соответствующих рабочих групп ПИДВ;

• предоставление времени  для выступления представителя  ПИДВ на каждой ежегодной конференции профессиональной ассоциации;

• проведение консультаций с профессиональными ассоциациями по повестке дня сове-щаний ПИДВ (Совета, Президиума и тематических дискуссий);

• приглашение представителей каждой профессиональной организации для краткого ин формационного выступления на каждой сессии Совета;

• предоставление профессиональным ассоциациям права подачи конкурсных заявок на проведение по контракту с ЮНЕСКО любых работ в областях их экспертных знаний.

Частный сектор

Сектор  имеет хорошую репутацию в установлении позитивных партнерских связей с рядом видных международных представителей частного сектора. Эти отношения от эпохи филантропических субсидий перешли к партнерским связям на основе сотрудничества нового вида, которые приносят пользу как ЮНЕСКО, так и партнеру из частного сектора. Все партнерские связи основываются на следующем наборе факторов, определяющих успех:

• обеспечение последовательной внутренней и внешней коммуникации по вопросам партнерства;

• четкое определение  ожидаемых результатов и потенциальной  добавленной стоимости для обоих партнеров.

Стратегии укрепления партнерских связей с  частным сектором в ближайшие  шесть лет (2008- 2013 гг.) состоят в следующем:

•  популяризацию программы «Информация для всех» необходимо обеспечивать непо-средственным образом среди партнеров по частному сектору, представляя практические предложения о сотрудничестве;

•  компании, имеющие официальные соглашения высокого уровня с ЮНЕСКО, следует приглашать в качестве наблюдателей на заседания Совета и Президиума, а также на другие соответствующие мероприятия, проходящие при поддержке со стороны ЮНЕСКО;

• необходимо изыскивать возможности для развития сегодняшних  инициатив, осуществ-ляемых на совместной основе ПИДВ и частным сектором.

Взгляд в  будущее: ПИДВ и некоторые другие мроприятия ЮНЕСКО в рамках сектора кммуникации и информации

Как уже отмечалось, стремительные  изменения, происходящие в сферах средств  информации ИКТ, требуют аналитического осмысления будущего ПИДВ и оптимальных путей использования потенциала ЮНЕСКО в интересах решения задач и проблем, возникающих в связи с конвергенцией таких областей, как СМИ, коммуникация и информация. результате этой конвергенции и развития цифровых технологий все традиционные средства нформации превращаются в «новые средства информации», то есть цифровые, интерактивные, мультимедийные, доступные по запросу, интегрированные и предоставляющие возможности как для межличностной, так и массовой коммуникации. Мы являемся свидетелями появления «сетевых коммуникаций» в системе средств информации, «предоставляющих возможности аботы в двух узлах: с низким уровнем интерактивности, где ведущее место занимает телеви-дение, и с высоким уровнем интерактивности, который обеспечивается в Интернете. Эти раз-личные узлы связаны друг с другом в основном через межличностные средства информации хотя и могут использоваться в качестве средств массовой информации): мобильные телефоны, электронную почту, МР3-технологии и т.д. Эта общая тенденция получила название «ме-диатизации Интернета и интернетизации СМИ».

Этот процесс побуждает к  изменению рамок политики и к  интеграции ранее отдельных областей политики как по существу, так и в институциональном плане. Если в качестве примера ог-раничиться Европой (аналогичные процессы происходят повсюду), Европейская комиссия охарактеризовала свой подход следующим образом: «В качестве одного из ключевых элементоввозрожденного Лиссабонского партнерства в поддержку роста и занятости, в области информационного общества и средств информации будет развиваться в направлении комплексного подхода к политике в области информационного общества и аудиовизуальных средств информации в Европейском союзе» Аналогичным образом, Совет Европы переименовал свой Руководящий комитет по средствам массовой информации в Руководящий комитет по средствам информации и новым коммуникационным службам, включив в его руг ведения «учет технологических, правовых, политических и экономических изменений, ко-торые касаются средств государственной коммуникации, их деятельности и управления ими, собенно в контексте глобализации и эволюции коммуникационных служб в информационном обществе».

Во многих странах  такая конвергенция обусловила интеграцию органов, занимающихся регламентированием вещания и телекоммуникаций, в единые регламентирующие учреждения, ответственные за регламентацию вещания, телекоммуникаций и новых коммуникационных служб,однако при сохранении различных целей политики и регламентационных актов в отношении одержательного наполнения средств информации и их инфраструктуры. Помимо США и Канады, такие интегрированные регламентационные органы уже существуют, в частности, в Австралии, Боснии и Герцеговине, Бразилии, Гане, Индии, Ираке, Италии, Китае (Гонконг), Малайзии, Соединенном Королевстве и Южной Африке. Планы слияния органов, регламентирующих ещание и телекоммуникацию, находятся на стадии рассмотрения в Нигерии, Таиланде и Республике Корее. оследствия этого процесса должны быть учтены и в контексте ЮНЕСКО в плане организации ектора информации и коммуникации.

ПИДВ и МПРК надлежит способствовать укреплению работы руг друга путем стремления обеспечить синергетический эффект в подходах к областям редств информации и ИКТ, которые находятся в процессе конвергенции.

Литература

  1. http://www.unesco.org/new/en/communication-and-information/intergovernmental-programmes/information-for-all-programme-ifap/homepage/
  2. http://www.ifapcom.ru/ 343
  3. http://www.mcbs.ru/
  4. Доклад на II всероссийской научно-практической конференции по аудиокультурологии, аудиоархивистике и новым технологиям «Эхолот-2002»

 

 

Алексей Демидов,

Председатель Правления

МОО ВПП ЮНЕСКО

Информация о работе Межправительственная программа ЮНЕСКО