Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 14:11, реферат
Программа «Информация для всех» учреждена в 2001 году как флагманская межправительственная программа ЮНЕСКО. Программа направлена на содействие государствам-членам в формировании и реализации сбалансированной национальной политики построения плюралистического инклюзивного информационного общества обществ знания.
В основе Программы лежат междисциплинарный, межсекторальный и интегративный подходы. Сохранение информации является одним из пяти приоритетных направлений деятельности Программы, наряду с доступностью информации, информационной грамотностью, информационной этикой и информацией для развития.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭТИКА
Международная дискуссия по информационной этике (инфоэтике) касается этических, правовых и социальных аспектов применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Этические принципы для обществ знаний вытекают из Всеобщей декларации прав человека и включают право на свободу выражения убеждений, всеобщий доступ к информации, особенно к той, которая является общественным достоянием, право на образование, право на частную жизнь и право на участие в культурной жизни. Одним из наиболее острых вопросов является неравный доступ к ИКТ разных стран, а также городских и сельских жителей в рамках стран.
Деятельность в этой области также включает:
• содействие деятельности по итогам четырех региональных конференций по информационной этике, выполнение деклараций и рекомендаций этих форумов и проведение дальнейшей аналитической работы;
• содействие свободе
доступа к официальной информац
«Доступность информации»);
• содействие использованию публикации ПИДВ Обзор этических последствий возникающи технологий;
• учет вопросов информационной этики в дискуссиях по этической проблематике;
• подготовку в областях информационной этики и электронного правления.
ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
Новая экономическая
и технологическая среда
В 2003 г. ЮНЕСКО приняла Рекомендацию о развитии и использовании многоязычия и всеобщем доступе к киберпространству, направленную на содействие многоязычию и справедливой сбалансированности между интересами обладателей прав на информацию и общественными интересами. Впоследствии ЮНЕСКО одобрила глобальные усилия, связанные с бесплатным программным обеспечением с открытым кодом и открытыми учебными ресурсами, и в свою очередь организовала ряд проектов по содействию многоязычию в киберпространстве и по использованию ИКТ в целях обеспечения более равноправного доступа к информации, в том числе для инвалидов. В этом контексте следует также упомянуть Руководящие принципы политики для развития и поощрения правительственной информации, являющейся общественным достоянием, принятые ЮНЕСКО в 2004 г.
Деятельность в этой области также включает:
• работу с правительствами как на страновом уровне, так и на международных форумах с целью пропаганды ценности Интернета в качестве открытой платформы;
• разработку и развитие информации, являющейся общественным достоянием, и обеспечение ее доступности в цифровом формате;
• содействие более глубокому пониманию вопросов открытого и многоязычного доступа к информации посредством тематических дискуссий и региональных кампаний;
• оказание поддержки разработке руководящих принципов и методических наборов для на-циональной политики в области открытого и многоязычного доступа к информации;
• оказание поддержки и содействия развитию портала ЮНЕСКО с бесплатным программным обеспечением с открытым кодом и создание потенциала для его использования;
• оказание поддержки и содействия развитию платформы ЮНЕСКО для открытого обучения, которая обеспечивает совместный доступ к существующим бесплатным учебным курсам и позволяет использовать открытые лицензированные ресурсы для доступа специали-зированных групп и местных общин в целях развития;
• оказание поддержки созданию разнообразного в языковом и культурном отношении содержания в киберпространстве и предоставление возможностей для сохранения языков, которым грозит исчезновение;
• поощрение развития ресурсов в цифровой форме, доступных инвалидам;
• оказание поддержки развитию «открытых» средств обработки информации, стандартов операционной совместимости, метаданных, средств упорядочения информационного со-держания, интерфейсов к массивам данных в цифровом формате, средств поиска и средств сохранения;
• содействие разработке и использованию многоязычных средств поиска в Интернете;
• содействие разработке и использованию средств автоматизированного перевода.
ПИДВ является частью ЮНЕСКО и вносит свой вклад в достижение ее целей. Для деятельно-
сти ПИДВ важнейшую роль играет поддержка со стороны Сектора коммуникации и информациии, в более конкретном плане, Отдела по вопросам информационного общества. И, напротив, ПИДВ также способна обеспечить массив экспертных знаний для их использования в деле осуществления обычной программы, особенно в вопросах ее специализации, где она уже провела важную работу (например, в областях информационной грамотности и этики).
В рамках ЮНЕСКО все сектора имеют определенные обязательства в отношении одного или нескольких направлений деятельности ВВИО, включая сектора образования, естественных наук, социальных и гуманитарных наук, культуры и коммуникации и информации. ПИДВ может внести вклад в работу по всем направлениям деятельности ВВИО, содействие реализации которых оказывает ЮНЕСКО. Статистическому институту ЮНЕСКО (СИЮ) также надлежит сыграть особую роль в сотрудничестве с ПИДВ в вопросах разработки показателей информационной грамотности и, возможно, показателей сохранения информации.
Особую актуальность для ПИДВ имеет работа Международной программы развития коммуникации (МПРК). МПРК имеет богатую историю предоставления практической поддержки на местах в целях развития инфраструктуры и потенциала средств информации. Результаты этой поддержки вносят непосредственный вклад в достижение цели ПИДВ, связанной с обеспечением для всех людей в их общинах доступа к средствам получения информации и знаний. МПРК оказала поддержку первым пилотным проектам в области общинных мультимедийных центров (ОМЦ), обеспечив при помощи Интернета взаимосвязь между богатейшими возможностями радио в деле охвата местных общин и глобальным миром. Во многих развивающихся странах эта модель будет оставаться наиболее эффективным, с точки зрения расходов, средством для обеспечения людям доступа к информации.
ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С ОСНОВНЫМИ ПАРТНЕРАМИ
Одним из важнейших итогов ВВИО стало признание того, что путь к обществам информации и знаний можно проложить только в условиях сотрудничества широкого круга заинтересованных сторон. В частности, программа «Информация для всех» с самого начала прилагала максимальные усилия для привлечения соответствующих групп заинтересованных сторон к участию в своих совещаниях и других мероприятиях. Этот подход сохранится и впредь.
Решение Совета ПИДВ о проведении открытых консультаций по Стратегическому плану и другим документам, принимаемым ПИДВ (например, круг ведения для рабочих групп), свидетельствует о решимости охватить широкую общественность и все заинтересованные стороны.
Межправительственные организации
Ряд учреждений системы ООН принял активное участие в процессе ВВИО, и перед этими учреждениями были поставлены конкретные задачи выступать в качестве координаторов в рамках последующего процесса. Рабочим группам ПИДВ также надлежит стремиться к тому, чтобы соответствующие организации были в них представлены и активно работали.
Международные неправительственные организации
Ряд международных профессиональных организаций, входящих в число заинтересованных сторон, имеет длительную историю рабочих отношений с ЮНЕСКО. Некоторые из них сегодня регулярно участвуют в заседаниях как Совета программы, так и его Президиума.
На заседании Совета в соответствии с его правилами представителям этих организаций предоставляется время для выступления, в ходе которого они могут высказать свои соображения или конкретные предложения в областях своих экспертных знаний; на заседаниях бюро их поощряют к свободному обмену мнениями с членами Президиума и к участию в тематических дискуссиях. Эти представители также активно сотрудничают со специалистами в Секторе коммуникации и информации на постоянной основе. Сектор также предоставляет финансовые средства для конкретных программных инициатив, руководство которыми могут осуществлять соответствующие международные НПО. В обозримом будущем все эти отношения должны сохраниться. В том, что касается их укрепления, то партнеры из числа НПО имели возможность внести непосредственный вклад в разработку настоящего Стратегического плана. Ниже излагаются другие конкретные предложения, касающиеся профессиональных ассоциаций, работающих в областях библиотечного и архивного дела:
• участие в ежегодном диалоге председателей ассоциаций аудиовизуальных архивов в целях обмена мнениями и планами и выявления конкретных возможностей для совместной работы;
• приглашение экспертов из профессиональных ассоциаций для участия в деятельности соответствующих рабочих групп ПИДВ;
• предоставление времени для выступления представителя ПИДВ на каждой ежегодной конференции профессиональной ассоциации;
• проведение консультаций
с профессиональными
• приглашение представителей каждой профессиональной организации для краткого ин формационного выступления на каждой сессии Совета;
• предоставление профессиональным ассоциациям права подачи конкурсных заявок на проведение по контракту с ЮНЕСКО любых работ в областях их экспертных знаний.
Частный сектор
Сектор имеет хорошую репутацию в установлении позитивных партнерских связей с рядом видных международных представителей частного сектора. Эти отношения от эпохи филантропических субсидий перешли к партнерским связям на основе сотрудничества нового вида, которые приносят пользу как ЮНЕСКО, так и партнеру из частного сектора. Все партнерские связи основываются на следующем наборе факторов, определяющих успех:
• обеспечение последовательной внутренней и внешней коммуникации по вопросам партнерства;
• четкое определение
ожидаемых результатов и
Стратегии укрепления партнерских связей с частным сектором в ближайшие шесть лет (2008- 2013 гг.) состоят в следующем:
• популяризацию программы «Информация для всех» необходимо обеспечивать непо-средственным образом среди партнеров по частному сектору, представляя практические предложения о сотрудничестве;
• компании, имеющие официальные соглашения высокого уровня с ЮНЕСКО, следует приглашать в качестве наблюдателей на заседания Совета и Президиума, а также на другие соответствующие мероприятия, проходящие при поддержке со стороны ЮНЕСКО;
• необходимо изыскивать возможности для развития сегодняшних инициатив, осуществ-ляемых на совместной основе ПИДВ и частным сектором.
Как уже отмечалось, стремительные изменения, происходящие в сферах средств информации ИКТ, требуют аналитического осмысления будущего ПИДВ и оптимальных путей использования потенциала ЮНЕСКО в интересах решения задач и проблем, возникающих в связи с конвергенцией таких областей, как СМИ, коммуникация и информация. результате этой конвергенции и развития цифровых технологий все традиционные средства нформации превращаются в «новые средства информации», то есть цифровые, интерактивные, мультимедийные, доступные по запросу, интегрированные и предоставляющие возможности как для межличностной, так и массовой коммуникации. Мы являемся свидетелями появления «сетевых коммуникаций» в системе средств информации, «предоставляющих возможности аботы в двух узлах: с низким уровнем интерактивности, где ведущее место занимает телеви-дение, и с высоким уровнем интерактивности, который обеспечивается в Интернете. Эти раз-личные узлы связаны друг с другом в основном через межличностные средства информации хотя и могут использоваться в качестве средств массовой информации): мобильные телефоны, электронную почту, МР3-технологии и т.д. Эта общая тенденция получила название «ме-диатизации Интернета и интернетизации СМИ».
Этот процесс побуждает к изменению рамок политики и к интеграции ранее отдельных областей политики как по существу, так и в институциональном плане. Если в качестве примера ог-раничиться Европой (аналогичные процессы происходят повсюду), Европейская комиссия охарактеризовала свой подход следующим образом: «В качестве одного из ключевых элементоввозрожденного Лиссабонского партнерства в поддержку роста и занятости, в области информационного общества и средств информации будет развиваться в направлении комплексного подхода к политике в области информационного общества и аудиовизуальных средств информации в Европейском союзе» Аналогичным образом, Совет Европы переименовал свой Руководящий комитет по средствам массовой информации в Руководящий комитет по средствам информации и новым коммуникационным службам, включив в его руг ведения «учет технологических, правовых, политических и экономических изменений, ко-торые касаются средств государственной коммуникации, их деятельности и управления ими, собенно в контексте глобализации и эволюции коммуникационных служб в информационном обществе».
Во многих странах такая конвергенция обусловила интеграцию органов, занимающихся регламентированием вещания и телекоммуникаций, в единые регламентирующие учреждения, ответственные за регламентацию вещания, телекоммуникаций и новых коммуникационных служб,однако при сохранении различных целей политики и регламентационных актов в отношении одержательного наполнения средств информации и их инфраструктуры. Помимо США и Канады, такие интегрированные регламентационные органы уже существуют, в частности, в Австралии, Боснии и Герцеговине, Бразилии, Гане, Индии, Ираке, Италии, Китае (Гонконг), Малайзии, Соединенном Королевстве и Южной Африке. Планы слияния органов, регламентирующих ещание и телекоммуникацию, находятся на стадии рассмотрения в Нигерии, Таиланде и Республике Корее. оследствия этого процесса должны быть учтены и в контексте ЮНЕСКО в плане организации ектора информации и коммуникации.
ПИДВ и МПРК надлежит способствовать укреплению работы руг друга путем стремления обеспечить синергетический эффект в подходах к областям редств информации и ИКТ, которые находятся в процессе конвергенции.
Алексей Демидов,
Председатель Правления
МОО ВПП ЮНЕСКО