Лекции по информационным технологиям в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 15:51, лекция

Краткое описание

Экономическая информация – совокупность сведе-ний о социально-экономических процессах, служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах.

Файлы: 1 файл

Лекции.doc

— 551.50 Кб (Скачать)

Структурированность системы определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов по горизонтали и уровням иерархии. Это не только обусловливает сложившуюся организацию производственно-хозяйственной деятельности, но и создает условия для формирования движения материальных, денежных и информационных потоков.

 

Этапы развития АИС

 

История развития информационных систем и цели их использования на разных периодах представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Этапы развития АИС

 

Период времени

Вид информационных систем
Цель использования

1950-1960

АИС оперативного уровня

Повышение скорости обработки документов. Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты.

1960-1970

Управленческие  АИС

Ускорение процесса подготовки отчетов

1970-1980

Системы поддержки  принятия решений.

Выработка наиболее рационального решения

1980-2000

Стратегические  АИС,

Автоматизированные  офисы

Развитие и успех фирмы


 

1. АИС оперативного уровня – это АИС, предназначенная для специалистов – исполнителей, обрабатывающих данные о сделках и событиях (учета, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов) организации. Назначение АИС отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок фирме. Выработка конечного результата задачи запрограммирована в соответствии с заданным алгоритмом.

Например: бухгалтерская  АИС, АИС банковских депозитов, обработки заказов, регистрации авиабилетов, выплаты зарплаты.

2. Управленческие АИС - это АИС, предназначенные для руководителей предприятия, которые нуждаются в ежедневной, еженедельной информации о состоянии дел. Основное назначение состоит в отслеживании ежедневных операций и периодическом формировании строго структурированных сводных типовых отчетов.

3. Системы поддержки принятия решений - это АИС, вырабатывающая информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерны тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных, то есть здесь обслуживаются задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее. Например, их рекомендации могут пригодиться при принятии решения покупать или взять оборудование в аренду или система оперативного планирования выпуска продукции.

4. Стратегия – это набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач.

Стратегическая  АИС – компьютерная информационная система, обеспечивающая поддержку принятия решений по реализации перспективных целей развития организации. АИС позволяет руководству решать задачи, которые не поддаются математическому описанию (создание новых товаров и услуг, которые выгодно отличаются от аналогичных). Основная задача – сравнение происходящих во внешнем окружении изменений с существующим потенциалом фирмы.

АИС офисной автоматизации – АИС, которая предназначена для обработки данных, с целью повышение эффективности и упрощение канцелярского труда. Ее деятельность в основном охватывает управление документацией, составлением расписаний. Система выполняет следующие функции:

  • обработка текстов на компьютерах с помощью различных текстовых процессоров;
  • производство высококачественной печатной продукции;
  • архивация документов;
  • электронные календари и записные книжки для ведения деловой информации;
  • электронная почта и аудио почта;
  • видео -и телеконференции.

 

Можно выделить 5 наиболее важных факторов, существенно влияющих на развитие АИС:

  • развитие методов управления предприятием;
  • развитие общих возможностей и производительности компьютерных систем;
  • объектно-ориентированное программирование;
  • развитие сетевых технологий;
  • развитие сети Интернет.

КЛАССИФИКАЦИЯ АИС

1. Функциональный признак

 

Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции.

Например:

      1. производственная АИС;
      2. финансовая АИС;
      3. кадровая АИС;
      4. маркетинговая АИС;
    1. информационно-справочная  или информационно-поисковая система;
    2. система, обеспечивающая автоматизацию документооборота;
    3. экспертная система;
    4. системы автоматизации научных исследований;
    5. САПР;
    6. геоинформационная система и т.д.

 

Производственная деятельность связана с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств.

Маркетинговая деятельность включает в себя:

  • анализ рынка производителей и потребителей выпускаемой продукции, анализ продаж;
  • организацию рекламной кампании по продвижению продукции;
  • рациональную организацию материально-технического снабжения.

Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической, оперативной информации.

Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам.

 

2. Масштаб

 

По масштабу АИС подразделяются на группы:

  1. одиночные,
  2. групповые,
  3. корпоративные.

Одиночные АИС – это системы, которые реализуются на одном ПК, причем сеть не используется. Системы содержат несколько простых приложений, связанных общим информационным фондом, и рассчитаны на работу одного пользователя или группы пользователей, разделяющих по времени одно рабочее место. Например, СУБД Access, Paradox, dBase.

Групповые АИС – это системы, которые ориентированы на коллективное использование информации членами рабочей группы и строятся на базе локальной вычислительной сети. При разработке таких приложений используются серверы баз данных для рабочих групп. Например, Microsoft SQL Server, Oracle, Sybase.

Корпоративные АИС – это системы, которые ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разрозненные узлы или сети. Для таких систем характерна архитектура клиент – сервер. При разработке таких систем могут использоваться те же серверы БД, что и при разработке групповых АИС. Например, Microsoft SQL Server, Oracle.

3. Организация информационных процессов

В зависимости  от организации информационных процессов АИС делятся на два больших класса: управляющие и информационные.

 

4. Степень автоматизации

 

По степени автоматизации различают:

  1. ручные,
  2. автоматические,
  3. автоматизированные.

Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств обработки информации, и выполнением всех операций человеком.

Автоматические ИС выполняют все операции по обработке информации без участия человека.

Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека и технических средств, причем главная роль отводится ПК.

Например, роль бухгалтера в АИС по расчеты заработной платы заключается в задании  исходных данных. АИС обрабатывает их по заранее известному алгоритму с выдачей конечного результата в виде ведомости, напечатанной на принтере.

 

5. Способ организации

 

По способу  организации АИС подразделяются на группы:

  1. системы на основе архитектуры файл – сервер,
  2. системы на основе архитектуры клиент – сервер,
  3. системы на основе многоуровневой архитектуры,
  4. системы на основе Интернет– технологий.

Системы на основе архитектуры файл – сервер. Одна из машин сети выделяется в качестве центральной - сервер файлов. На такой машине централизованно храниться совместно используемая информация. Все другие машины сети выполняют функции рабочих станций, с помощью которых поддерживается доступ пользовательской системы к файлам, содержащим нужную информацию. Файлы, в соответствии с запросами пользователя, передаются на рабочую станцию, где и производится их обработка.

Системы на основе архитектуры клиент – сервер. Одна из машин сети выделяется в качестве центральной - сервер. На такой машине централизованно хранится и обрабатывается совместно используемая информация. Запрос на данные, выдаваемые рабочей станцией, порождает поиск и извлечение данных из файлов на сервере. Извлеченные данные транспортируются от сети к клиенту.

Системы на основе многоуровневой архитектуры. Многоуровневая архитектура стала развитием архитектуры клиент – сервер и в своей классической форме состоит из трех уровней:

  • нижний уровень представляет собой приложения клиентов, принимающие данные от пользователя и обрабатывающие действия пользователя при выборе команды в меню, нажатия кнопки или выборе элемента из списка.
  • средний уровень представляет собой сервер приложений, содержащий набор правил для принятия решений, вычислений и операций, которые должно выполнить приложение;
  • верхний уровень представляет собой удаленный специализированный сервер базы данных, выделенный для услуг обработки данных и файловых операций.

Трехуровневая архитектура позволяет еще больше сбалансировать нагрузку на разные узлы и сеть. Многоуровневая архитектура распределенных приложений позволяет повысить эффективность работы корпоративной информационной системы и оптимизировать распределение ее программно-аппаратных ресурсов.

Системы на основе Интернет/Интранет – технологий. Структура информационного приложения приобретает следующий вид: браузер — сервер приложений — сервер баз данных — сервер динамических страниц — web-сервер.

 

ВИДЫ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ АИС

 

1. Техническое  обеспечение

 

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы АИС, а также соответствующая документация на эти средства.

ТО включает в себя следующие группы устройств:

  • устройства программной обработки данных (процессоры, оперативные и внешние запоминающие устройства), осуществляющие прием данных с устройств ввода, их обработку, накопление и выдачу на устройства отображения;
  • устройства передачи данных (контролеры, адаптеры) предназначены для обеспечения совместной работы технических средств в составе АИС;
  • устройства хранения данных (винчестер, дискета, лазерный диск, флеш - карта);
  • устройства подготовки и ввода данных предназначены для автоматизации подготовки и редактирования данных при вводе в ЭВМ алфавитно-цифровой и графической информации;
  • устройства отображения и документирования данных (принтеры, графопостроители, устройства отображения визуальной информации) предназначены для оперативного представления и документирования полученных данных;

 

2. Программное  обеспечение

 

Программное обеспечение – совокупность программ, вместе необходимой программной документацией, предназначенная для использования в АИС.

Программные продукты по сфере использования подразделяют на:

  • системное ПО – это совокупность программ и программных комплексов, предназначенных для обеспечения работы компьютера и сетей ЭВМ;
  • прикладное ПО (пакты прикладных программ)– это комплекс взаимосвязанных программ для решения задач определенного класса конкретной предметной области.

 

Системное программное обеспечение

 

 

Базовое программное обеспечение – минимальный набор программных средств, обеспечивающих работу ПК.

Информация о работе Лекции по информационным технологиям в экономике