Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 08:42, отчет по практике
В концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года в качестве одного из приоритетных направлений указано создание системы профильного обучения учащихся старших классов общеобразовательной школы. Главной целью профильного обучения является получение учащимися общедоступного и полноценного образования в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащихся, установление преемственности между общим и профессиональным образованием.
Для того чтобы старшеклассники могли выбрать индивидуальные образовательные программы, которые позволят удовлетворить их интересы и потребности, раскрыть их склонности и способности, учесть образовательные и профессиональные запросы общества, на старшей ступени общеобразовательной школы вводятся элективные курсы. Введение таких курсов по информатике предоставляет большие возможности для профессионального самоопределения старшеклассников в условиях информатизации общества и образования.
В концепции модернизации
Российского образования на период
до 2010 года в качестве одного из приоритетных
направлений указано создание системы
профильного обучения учащихся старших
классов общеобразовательной
Для того чтобы старшеклассники
могли выбрать индивидуальные образовательные
программы, которые позволят удовлетворить
их интересы и потребности, раскрыть
их склонности и способности, учесть
образовательные и
Отличительной чертой современного
этапа развития общества является смещение
доминирующего вида деятельности человека
в область информационных процессов
и технологий. Анализ содержания и
прогноз развития деятельности людей
различных профессий позволяют
сделать вывод о возрастании
роли подготовки молодежи в области
информатики и информационных технологий.
Это приводит к новому пониманию
готовности выпускников
Элективные курсы по информатике на старшей ступени общего образования занимают особое место, поскольку информационная компонента становится ведущей составляющей технологической подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем. Отсюда и возможная ориентация элективных курсов по информатике на практическую деятельность в различных сферах с использованием информационных технологий.
Дидактический потенциал информационных технологий дает возможность учащимся в интерактивном режиме самостоятельно извлекать информацию об интересующих их вопросах, способствуют интеллектуальному развитию школьника, позволяют учителю обеспечить гибкость управления учебным процессом, расширяют возможность предъявления учебной информации. Активное использование средств Интернет-технологий позволяют учащимся осваивать различные способы анализа информации и конструирования сообщения, способы совместной деятельности, навыки решения проблем. Обращение к внешкольным источникам информации дает возможность учащимся развивать критическое мышление, социально адаптироваться к жизни и деятельности в информационном обществе.
Широкие предметные связи
информатики с другими
Можно выделить ряд факторов [1], которые определяют специфику элективных курсов по информатике, их особое значение при обучении старшеклассников и их возможности для профильного обучения:
- интенсивный характер предметных связей информатики с другими учебными дисциплинами;
- широкое использование понятийного аппарата, методов и средств предметной области «информатика» при изучении практически всех предметов;
- значение информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школ;
- возможность приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда;
- исключительная роль изучения информатики для формирования системно-информационной картины мира;
- интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека;
- возможность связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин.
Элективные курсы по информатике
могут обеспечить функциональную грамотность
старшеклассников, их социальную адаптацию
и социальную мобильность за счет
активного использования
Профессиональное
По мере достижения старшего
школьного возраста возникает достаточная
стабилизация интересов, осознание
собственного творческого потенциала,
общих и специфических
Формирование
Элективные курсы по информатике выполняют следующие основные функции:
- развитие содержания профильного уровня предмета «Информатика и ИКТ», что позволяет обеспечить углубленный уровень изучения информатики;
- развитие содержания базового уровня предмета «Информатика и ИКТ», что позволяет обеспечить повышенный уровень изучения этого предмета с целью подготовки учащихся для сдачи ЕГЭ по информатике;
- развитие содержания базового уровня предмета «Информатика и ИКТ», что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне;
- удовлетворение познавательных интересов обучающихся в информационно-технологической деятельности человека.
В соответствии с перечисленными функциями можно выделить по назначению четыре ТИПА элективных курсов по информатике и к каждому из них отнести определенные курсы, представленные программами :
1. Элективные курсы углубленного уровня подготовки («Сетевые технологии», «Информационные основы управления», «Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц», «Технология создания сайтов», «Программирование web-страниц на JavaScript», «Программирование работы вычислительных устройств», «Технология программирования программных средств», «Использование компьютера в системах контроля и автоматического управления», «Создание интерактивной анимацией средствами Macromedia Flash»).
2. Элективные курсы повышенного уровня подготовки («Подготовка к сдаче ЕГЭ»).
3. Элективные курсы межпредметного характера («Учимся проектировать на компьютере», «Компьютерная графика», «Компьютерный дизайн», «Компьютерное моделирование», Информационные системы и модели», Обработка текстовой информации на компьютере», «Создание занимательных материалов на компьютере», «Оформление материалов школьных естественно-математических дисциплин на компьютере»).
4. Элективные курсы надпредметного характера («Музыкальный компьютер», «Дизайн в полиграфии», «Технология работы с библиотечными и сетевыми ресурсами», «Компьютерное делопроизводство», «Интернет-маркетинг», «Основы компьютерной лингводидактики»).
Первый тип элективных
курсов направлен на расширение возможностей
базового курса с целью удовлетворения
образовательных потребностей старшеклассников,
на преодоление несовпадения между
предметными областями науки
информатики и содержанием
Отметим, что при составлении
индивидуального учебного плана
для каждого конкретного
Организация элективных занятий
по информатике является важным условием
для реализации дифференцированного
подхода в условиях профильного
обучения, когда важно формирование
профессионально значимых личностных
качеств и начальных
Активное использование
информационных технологий в процессе
обучения учащихся в рамках элективных
курсов по информатике позволяет
успешно реализовать на практике
индивидуализацию обучения, дать каждому
учащемуся интеллектуальную нагрузку,
соразмерную его способностям, более
полно удовлетворить его