Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 19:30, курсовая работа
В настоящее время перед школой стоит проблема перевода старших классов на профильное обучение, которое обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, помогает профессиональному самоопределению учащихся, выполняет функцию их допрофессиональной подготовки, готовит школьников к более эффективному восприятию и усвоению программ высшего профессионального образования. Школа нуждается в создании теоретической базы и учебно-методического обеспечения, необходимого для перевода на профильное обеспечение.
1. Введение ........................................................ 3
2. Элективный курс – аспект профильного обучения .............. 3
3. Разработка элективного курса «Этот удивительный мир
кристаллов!» ......................................................... 7
1) Пояснительная записка .......................................................... 8
2) Программа курса .........................................................12
3) Поурочное планирование .........................................................17
4) Рекомендуемая литература .......................................................19
4. Заключение .......................................................20
5. Библиография .......................................................21
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию государственного
учреждения высшего профессионального образования
«Самарский государственный педагогический университет»
Естественно – географический факультет
Курсовая работа на тему:
Разработка элективного курса «Этот удивительный мир кристаллов!»
Самара – 2006
Содержание:
1. Введение
2. Элективный курс – аспект профильного обучения .............. 3
3. Разработка элективного курса «Этот удивительный мир
кристаллов!»
1) Пояснительная записка ..............................
2) Программа курса ..............................
3) Поурочное планирование ..............................
4) Рекомендуемая литература ..............................
4. Заключение
5. Библиография
В настоящее время перед школой стоит проблема перевода старших классов на профильное обучение, которое обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, помогает профессиональному самоопределению учащихся, выполняет функцию их допрофессиональной подготовки, готовит школьников к более эффективному восприятию и усвоению программ высшего профессионального образования. Школа нуждается в создании теоретической базы и учебно-методического обеспечения, необходимого для перевода на профильное обеспечение.
Проблема выбора профессиональной деятельности для современной молодежи является весьма актуальной. Базовые знания, полученные еще в школе просто необходимы для обеспечения карьерного роста, поэтому в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года № 1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Перед школой ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда (...) обработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
На сегодняшний день профильное обучение реализуется в трех основных образовательных областях. Образовательная область «Естествознание» базируется на углубленном изучении таких научных дисциплин, как химия, биология и география. Техническая образовательная область включает в себя углубленное знание физических и математических дисциплин. Гуманитарная образовательная область предполагает расширение базовых знаний гуманитарных дисциплин – истории, литературы, лингвистики, языковых предметов. В современной школе вся старшая её ступень перестроена на профильное обучение, в какой либо образовательной области.
Элективный курс – аспект профильного обучения
Элективный курс (от англ. еlective – выборный) является неотъемлемым аспектом профильного обучения. Ранее такие курсы по выбору называли факультативными. Они разрабатываются учителями – методистами в помощь учителю – предметнику. В свою очередь педагог может вносить коррективы в программы курсов, менять последовательность изучаемых тем, корректировать семинарские занятия и лабораторные работы.
В разработку элективного курса включают следующие разделы:
1. Пояснительная записка – пояснение автором курса выбранной им тематики, целей, задач, идей, содержания элективного курса и то, какую деятельность должны осуществлять учитель и ученики для их успешного сотрудничества в ходе изучения курса.
2.Программа курса подразумевает систематизацию всего изучаемого материала, перечисление тем уроков, лабораторно-практических и семинарских занятий. В целом программа курса является четким планом, которым преподавателю удобно пользоваться при осуществлении педагогической деятельности.
3.Поурочное тематическое планирование включает в себя четкое систематическое поурочное планирование тем курса, лабораторно-практических и семинарских занятий с учетом количества часов, затраченных на изучение каждой темы в отдельности. Временное планирование строят с учетом того, что на лекционную часть курса отводиться примерно ⅓ часть от всего количества часов, на семинарские занятия – 1/2; на лабораторно-практические занятия – ¼. В поурочном тематическом планировании учитывается также количество часов, выделенное на проведение различного рада экскурсий, дискуссий, бесед, конференций, игр, викторин, химических вечеров.
Программой курса предусмотрено наличие резервного времени на тот случай, если учитель захочет дополнить курс новыми семинарскими или лабораторно-практическими занятиями.
4.Методические рекомендации к урокам. Этот раздел элективного курса включает перечисление темы, целей, хода и плана всех предусмотренных уроков и краткое изложение всех основных вопросов к этим урокам. В этом же разделе рассматриваются домашние задания и виды опроса учащихся на семинарских занятиях.
4. В разделе Библиография рассматривается литература, рекомендованная для учителей, учащихся, дополнительного чтения и углубленного изучения тем, входящих в программу элективного курса.
Несмотря на столь непродолжительный период введения профильного обучения в школе педагогами ВУЗов и учителями-методистами было разработано большое количество элективных курсов в различных образовательных областях. Наиболее распространенными элективными курсами в области «Естествознание» являются курсы, разработанные на основе учебников и учебных пособий О. С. Габриеляна «Химия 11 класс», Т.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана «Химия 11 класс» и др. Наиболее известными тематическими элективными курсами являются: «Химия и пища», «Химия и сельское хозяйство», «Химия и окружающая среда», «Химия средств гигиены и косметики», «Химия ПАВ», «Химия и медицина» и т.д. Также имеют широкое распространение элективные курсы, основанные на проблемах отдельных регионов. Так, например, рассматривая проблемы профильного обучения, М. П. Андреева (Университет Якутск) разработала модель профильного обучения химии с учетом химических аспектов окружающей среды региона. «Основываясь на принципах концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования можно представить модель профильного обучения химии. Основу профильного обучения химии составляет инвариант – обязательный минимум содержания профильного образования. Вариативная составляющая представлена профильным, культуроведческим, региональным и творческим ученическим компонентами.
Профильный компонент
-Биолого-химический
-Медико-биологический
-Химико-экологический
-Технический
Творческий ученический
компонент
- Научно-исследовательская
деятельность: исследование
объектов окружающей среды,
проектная деятельность
Профильный компонент реализуют курсы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Культуроведческий компонент предназначен для расширения мировоззрения, он обеспечивает воспитание культуры средствами химии. Компонент социокультурной среды (региональный, школьный) реализует принцип связи профильного обучения с краевым и природным окружением. Творческий компонент (ученический) нацелен на раскрытие индивидуальности учащихся и развитие их творческих способностей. Инвариант содержания и вариативные курсы (по выбору и обязательные) обеспечивают создание индивидуальной образовательной траектории учащихся [2].
Не менее интересен элективный курс Е. А. Аршанского «Введение в методику обучения химии» (университет им. П.М. Машерова Витебск, Беларусь).
Им создана система непрерывной методической подготовки будущих учителей химии к работе в классах разного профиля. В ней можно выделить три структурные подсистемы: допрофессиональной подготовки, профессионально-методической подготовки и специальной методической подготовки. Допрофессиональная подготовка может быть осуществлена в классах педагогического профиля, создание которых позволит реализовать идею непрерывности педагогической подготовки в системе «школа – ВУЗ – школа». Элективный курс «Введение в методику обучения химии» - пропедевтика методической подготовки будущего учителя химии. Учащиеся, выбравшие этот курс, на уроках химии выполняют роли прокторов. Проктор– специально методически подготовленный ученик, частично выполняющий функции обучения, контроля и оценки знаний и умений учащихся в микрогруппе. В процессе обучения каждый из учеников должен выступить в роли проктора. Таким образом, решается проблема подготовки новых специалистов – учителей химии в старших классах профильного обучения [3].
Наиболее часто встречаются разработки элективных курсов, основанные на углубленном изучении какой-либо одной темы или раздела учебника, в соответствии с которым осуществляется обучение учащихся предмету. Для химии, как школьной дисциплины, очень важен её прикладной аспект. В современных условиях одной из самых актуальных проблем методики преподавания химии в школе становится обеспечение практической ориентированности предметного знания. Это означает необходимость выявления тесной взаимосвязи между изучаемыми теоретическими положениями и практикой жизни, демонстрации прикладного характера химических знаний. Особую значимость прикладная направленность обучения приобретает при изучении первоначальных химических понятий. Педагоги – исследователи отмечают, что в начале изучения курса химии учащиеся с интересом наблюдают за экспериментами и проделывают занимательные опыты. Однако уже к концу 8-го класса наблюдается заметный спад интереса к химической науке. Это обусловлено изучением фундаментальных понятий (валентность, вещество, химическая связь), которые являются абстрактными и не интересными для школьника [4]. Повышение интереса к химии как к учебной дисциплине в конце 9-го начале 10-го классов связано с появлением в школьной программе новых разделов предмета (органическая химия, химия элементов и т.д.) и усложнением химических опытов, проводимых на лабораторно - практических занятиях. Для того чтобы сохранить и увеличить познавательный интерес учащихся учителю-предметнику необходимо их убеждать в действительности химических знаний, сформировать личную потребность в овладении учебным материалом. Именно этому и способствуют факультативные курсы. Основной задачей элективного курса является заинтересовать учащегося, подвигнуть его на собственную деятельность и научно-практические исследования. Формирование положительных внутренних мотивов, основанных на интересе к предмету – вот основные факторы, определяющие успешность обучения в старших профильных классах. Поэтому учитель-предметник, работающий в авторитарном стиле общения, вряд ли добьется положительных результатов. Только «учитель-демократ» может успешно осуществлять педагогическую деятельность и донести до учащихся большое количество интересного материала.
Информация о работе Разработка элективного курса «Этот удивительный мир кристаллов!»