Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 13:33, лабораторная работа
1. Цель работы: познакомиться с функциями инженера по знаниям на этапе построения концептуальной модели предметной области; освоить методику выявления и структурирования знаний о способах решения задач в заданной предметной области.
Министерство образования и науки Украины
Донецкий
национальный технический университет
Лабораторная работа №1
Инженерия извлечения и приобретения знаний
при создании
базы знаний интеллектуальной системы
Выполнил: ст. гр. КЭМ-08
Донецк-2011
Вариант 2: Экспертная оценка работы магнитофона
Инженерия извлечения и приобретения знаний
при
создании базы знаний
интеллектуальной системы
1.
Цель работы: познакомиться с функциями
инженера по знаниям на этапе построения
концептуальной модели предметной области;
освоить методику выявления и структурирования
знаний о способах решения задач в
заданной предметной области.
Ответим на вопросы:
1.Сильно ли помогает опыт специалисту при решении задачи? да
2.Велика ли разница во времени и качестве решения у новичка и специалиста? нет
3.Имеются ли эксперты, готовые поделится своим опытом? да
4.Часто ли возникает потребность в решении задачи да
5.Может
ли быть точно очерчена
6.Требуется ли знание эвристик? нет
7.Решение
не требует большого
8.Есть ли "шум" во входных данных (нечёткость, неполнота, некорректность)? да
9.Имеются
ли большое количество
10.Имеются ли сомнения в достоверности информации? нет
11.Есть
ли необходимость в принятии
решения с определением
12.Занимает
ли решение задачи
13.Являются
ли традиционные
14.Согласны ли потенциальные пользователи использовать экспертную систему? да
15.Имеется ли доступная техника и ПО для реализации будущей ЭС? нет
16.Достаточна
ли квалификация имеющихся
Q
> 50% , следовательно, предметная область
"экспертна", т.е. восприимчива к внедрению
ЭС.
3.Формулировка задач, которые решаются по технологии экспертных систем.
С
помощью экспертных систем решаются задачи
принятия решений на основании нечетких,
неформальных факторов, имеющих значительные
неопределенности при описании входных
данных.
4.Назначение проектируемой экспертной системы и её потенциальные пользователи.
Данная
экспертная система предназначена для
оценки работы магнитофона. Данную систему
могут использовать лица, заинтересованные
в использовании магнитофона.
5.Концептуальное описание предметной области.
В
рамках данной предметной области обрабатываются
данные работы магнитофона и всех факторах
связанных с нею.
6.Деревья решений задач и поддеревья.
Цель
дерева: определить работает ли магнитофон?
Поддерево для определения качества звука
Цель поддерева:
качество звука хорошее?
Поддерево для определения батареек на месте
Цель поддерева: батарейки на месте?
7.Деревья утверждений и фактов поддеревья.
Главное
дерево утверждений и фактов:
Поддерево для определения качества звука
Цель поддерева:
качество звука хорошее?
8. Продукционные правила
1)Если магнитофон включается=да, радио работает=да, качество звука хорошее=да, звук воспроизводится с внешних носителей=да, то магнитофон в отличном состоянии.
2) Если магнитофон включается=да, радио работает=да, качество звука хорошее=да, не(звук воспроизводится с внешних носителей=да), то магнитофон частично неисправен.
3) Если магнитофон включается=да, радио работает=да, не(качество звука хорошее=да), то магнитофон частично неисправен.
4) Если магнитофон включается=да, не(радио работает=да), то магнитофон частично неисправен.
5) Если не(магнитофон включается=да), магнитофон подключен к розетке=да, батарейки на месте=да, то магнитофон неисправен.
6) Если не(магнитофон включается=да), магнитофон подключен к розетке=да, не(батарейки на месте=да), то вставьте батарейки.
7) Если не(магнитофон включается=да), не(магнитофон подключен к розетке=да), то подключите к розетке.
8) Если звук слышен=да, присутствуют посторонние шумы=да, шумы заглушают звук=да, то качество звука хорошее=нет.
9) Если звук слышен=да, присутствуют посторонние шумы=да, не(шумы заглушают звук=да), то качество звука хорошее=да.
10) Если звук слышен=да, не(присутствуют посторонние шумы=да), то качество звука хорошее=да.
11) Если
не(звук слышен=да), то качество
звука хорошее=нет.