Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 12:10, курсовая работа
В связи с совершенствованием технологий записи и хранения данных на людей обрушились колоссальные потоки информационной руды в самых различных областях. Деятельность любого предприятия (коммерческого, производственного, медицинского, научного и т.д.) теперь сопровождается регистрацией и записью всех подробностей его деятельности. Что делать с этой информацией? Стало ясно, что без продуктивной переработки потоки сырых данных образуют никому не нужную свалку.
Специфика современных требований к такой переработке следующие:
данные имеют неограниченный объем;
данные являются разнородными (количественными, качественными, текстовыми);
результаты должны быть конкретны и понятны;
Введение 3
1 Методы извлечения знаний 5
2 Работа с экспертами и проблема извлечения знаний 18
3 Автоматизация извлечения знаний и формирования модели 23
4 Теоретические аспекты получения знаний 29
4.1 Психологический аспект 32
4.2 Лингвистический аспект 37
4.3 Гносеологический аспект 41
Заключение 47
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Методы извлечения знаний
2 Работа с экспертами и проблема
извлечения знаний
3 Автоматизация извлечения знаний и формирования модели 23
4 Теоретические аспекты получения
знаний
4.1 Психологический аспект
4.2 Лингвистический аспект
4.3 Гносеологический аспект
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Наступивший XXI век станет
этапным для проникновения
Понятие «управление знаниями» родилось в середине 1990-х годов в крупных корпорациях, где проблемы обработки информации приобрели критический характер. Постепенно пришло понимание того, что знания — это фундаментальный ресурс, базирующийся на практическом опыте специалистов и на данных, существующих на конкретном предприятии.
Тема извлечения знаний привлекает внимание учёных как в Европе, так и во всём мире. Изучением данной темы занимаются У. Файяд, Г. Пятетский-Шапиро, Т. Гаврилова, Л. Григорьев, П. Смит, Дж. Сейферт, В. Фроли, Ц. Матеус, Е. Монк, Б. Вагнер, С.Хааг и др.
Data Mining переводится как
«добыча» или «раскопка данных»
До начала 90-х годов
не было особой нужды переосмысливать
ситуацию в этой области. Все шло
своим чередом в рамках направления,
называемого прикладной статистикой.
Теоретики проводили
В связи с совершенствованием технологий записи и хранения данных на людей обрушились колоссальные потоки информационной руды в самых различных областях. Деятельность любого предприятия (коммерческого, производственного, медицинского, научного и т.д.) теперь сопровождается регистрацией и записью всех подробностей его деятельности. Что делать с этой информацией? Стало ясно, что без продуктивной переработки потоки сырых данных образуют никому не нужную свалку.
Специфика современных требований к такой переработке следующие:
Целью работы является изучение различных методов извлечения знаний, теоретические аспекты и проблемы извлечений знаний.
Многообразие задач, ситуаций и источников знаний обусловило появление большого количества методов извлечения, приобретения и формирования знаний. Одна из возможных классификаций методов извлечения знаний приведена на рисунке 1, на первом уровне выделены два больших класса. Первый класс образуют коммуникативные методы, которые ориентированы на непосредственный контакт инженера по знаниям с экспертом (источником знаний), второй класс — текстологические методы, основанные на приобретении знаний из документов и специальной литературы.
Рисунок 1 - Классификация методов извлечения знаний
Коммуникативные методы. Они разделяются на пассивные и активные. В пассивных методах ведущую роль играет эксперт, в активных — инженер по знаниям. При решении конкретных задач, как правило, используются как пассивные, так и активные методы. Активные методы делятся на индивидуальные и групповые. В групповых методах знания получают от множества экспертов, в индивидуальных — от единственного эксперта. Индивидуальные методы получили более широкое применение на практике по сравнению с групповыми.
Пассивные коммуникативные методы включают наблюдение, анализ протоколов «мыслей вслух», процедуры извлечения знаний из лекций.
Метод наблюдения является одним из наиболее применяемых на начальных этапах разработки экспертных систем. Его суть заключается в фиксировании всех действий эксперта, его реплик и объяснений. При этом аналитик не вмешивается в работу эксперта, а только наблюдает за процессом решения реальных задач либо за решением проблем, имитирующих реальные задачи. Наблюдения за процессом решения реальных задач позволяют инженеру по знаниям глубже понять предметную область. Однако эксперт в этом случае испытывает большое психологическое напряжение, понимая, что осуществляет не только свою профессиональную деятельность, но и демонстрирует ее инженеру по знаниям. Наблюдение за имитацией процесса снимает это напряжение, но приводит к снижению полноты и качества извлекаемых данных. Наблюдения за имитацией незаменимы в тех случаях, когда наблюдения за реальным процессом невозможны из-за специфики изучаемой предметной области,
Метод анализа протоколов «мыслей вслух» отличается от метода наблюдения тем, что эксперт не только комментирует свои действия, но и объясняет цепочку своих рассуждений, приводящих к решению. Основной проблемой, возникающей при использовании этого метода, является принципиальная сложность для любого человека словесного описания собственных мыслей и действий. Повысить полноту и качество извлекаемых знаний можно за счет многократного уточняющего протоколирования рассуждений эксперта.
Метод извлечения знаний из
лекций предполагает, что эксперт
передает свой опыт инженеру по знаниям
в форме лекций. При этом инженер
по знаниям может заранее
Сравнительные характеристики пассивных методов извлечения знаний приведены в таблице 1.
Одна из возможных классификаций
людей по психологическим
Мыслители ориентированы на интеллектуальную работу, учебу, теоретические обобщения и обладают свойствами поленезависимости и рефлексивности. Собеседники — общительные, открытые люди, готовые к сотрудничеству. Практики предпочитают действия разговорам, хорошо реализуют замыслы других.
Таблица 1 - Сравнительные характеристики пассивных методов
извлечения знаний
Показатели |
Наблюдения |
«Мысли вслух» |
Лекции |
Достоинства |
Отсутствие влияния аналитика и его субъективной позиции. Максимальное приближение аналитика к предметной области. |
Свобода самовыражения для эксперта. Вербализация рассуждений. Отсутствие влияния аналитика и его субъективной позиции. |
Свобода самовыражения для эксперта. Структурированное изложение. Высокая концентрация. Отсутствие влияния аналитика и его субъективной позиции. |
Недостатки |
Отсутствие обратной связи. Фрагментарность полученных комментариев. |
Отсутствие обратной связи. Возможность ухода «в сторону» в рассуждениях эксперта. |
«Зашумленность» деталями. Слабая обратная связь. Недостаток хороших лекторов среди экспертов-практиков. |
Требования к эксперту (типы и основные качества) |
Собеседник или мыслитель (способность к вербализации мыслей, аналитический склад ума, открытость, рефлексивность). |
Мыслитель (лекторские способности) | |
Требования к аналитику {типы и основные качества) |
Мыслитель (наблюдательность, поленезависимость) |
Мыслитель или собеседник (поленезависимост, способность к общению) |
Мыслитель (поленезависимость, способность к общению) |
Характеристика предметной области |
Слабо- и среднеструктурированные, слабо- и среднедокументированные |
Слабоструктурированны, слабодокументированные |
Предметные области отличаются уровнем документированности и структурированности. Для характеристики предметной области по уровню документированности выделяют три класса: хорошо документированные, среднедокументированные и слабодокументированные области. По степени структурированности знаний предметные области могут быть:
Активные индивидуальные методы включают методы анкетирования, интервьюирования, свободного диалога и игры с экспертом. Сравнительный анализ методов данной группы приведен в таблице 2.
Преимуществом методов анкетирования является то, что анкета или вопросник составляются инженером по знаниям заранее и используются для опроса экспертов. Составление анкеты следует проводить с учетом рекомендаций, выработанных в социологии и психологии. Основными требованиями к анкетам являются следующие:
Метод интервьюирования отличается от метода анкетирования тем, что позволяет аналитику опускать ряд вопросов в зависимости от ситуации, вставлять новые вопросы в анкету, изменять темы и разнообразить ситуацию общения. Важную роль в методе интервьюирования играют вопросы, классификация которых показана на рисунке 2.
Открытый вопрос называет тему или предмет, оставляя эксперту полную свободу в отношении формы и содержания ответа. Закрытый вопрос предлагает эксперту выбрать ответ из предложенного набора.