Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 10:29, курсовая работа
Использование в учебном образовательном процессе цифрового образовательного ресурса позволяет повысить интерес к обучению и помощь в усвоении учебного материала, а так же комплексное использование информационных технологий с другими учебными предметами.
Введение 3
Глава 1. Обзор цифровых образовательных ресурсов 5
§1. Что такое Цифровые образовательные ресурсы 5
§2. Классификация Цифровых образовательных ресурсов 7
§3. Классификация электронных учебных изданий (ЭУИ) 11
Глава 2. Дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов 16
§1. Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике 16
§2. Проект «информатизация системы образования» в России 27
§3. Учитель и современные цифровые образовательные ресурсы 28
§4. Методы развития познавательной активности учащихся с использованием средств мультимедиа 33
Глава 3. Инструментальные средства для создания цифровых образовательных ресурсов 36
§1. Интегрированная среда проектирования учебных курсов «Дельфин 6» 36
§2. Использование программных продуктов 1С 39
§3. Программные средства для создания мультимедиа-ресурсов 41
Заключение 48
Существует множество инструментальных средств для создания ЦОРов, но мы рассмотрим только некоторые из них.
Состав ресурса
В состав среды «Дельфин» входят следующие подсистемы: редактор курса предназначен для разработки структуры (сценария) учебного курса в виде иерархического описания всех объектов и связей между ними, т.е. переходов с кадра на кадр. Структура курса описывается следующими понятиями: раздел, тема, шаг, модуль, кадр. К атрибутам кадра относятся:
редактор слайдов — предназначен для разработки текстов и графического оформления учебного материала. Включает простые текстовый и графический редакторы, импортирует графику и звук форматов, поддерживаемых операционной системой. Позволяет создавать простую анимацию;
сервисная система — облегчает выполнение рутинных операций типа: настройка, копирование курсов, поиск использования ресурсов и т.п.;
справочная система — включает полную документацию инструментальной среды в электронном виде, в том числе «Методическое руководство Автора». Комфортная работа поддерживается контекстной справкой и средствами создания сложных элементов курса;
проигрыватель курсов — устанавливается на рабочем месте обучаемого и предназначен для реализации режима обучения с применением ресурсов, созданных с помощью инструментальной среды «Дельфин».
Виды занятий, поддерживаемые ресурсом
С помощью инструментальной среды «Дельфин» могут создаваться ресурсы, поддерживающие:
Формы обучения, поддерживаемые ресурсом
Учебно-методические комплексы, созданные с помощью инструментальной среды «Дельфин», предназначены для использования при очной, очно-дистан-ционной и дистанционной формах обучения.
Методические указания по применению ресурса
В состав справочной системы входит «Методическое руководство Автора», посвященное методике разработки УМК.
Требования к оборудованию для работы с ресурсом
Персональный компьютер с процессором с частотой не менее 600 МГц, объемом оперативной памяти не менее 128 Мб (при интенсивном использовании медиа-ресурсов — не менее 2000 МГц, объемом оперативной памяти не менее 256 Мб).
Требования к программному обеспечению
На персональный компьютер преподавателя-разработчика: операционная система Windows 98/SE/Me/2000/XP, браузер MS Internet Explorer версии не менее 5.5 (при использовании Интернет-ресурсов), необходимые приложения (например, проигрыватель Macromedia Flash при использовании в курсе Flash-файлов).
Краткое описание ресурса
Среда «Дельфин» поможет реализовать творческий потенциал при создании обучающих курсов в любой предметной области. Комфортная, дружественная среда проектирования, графический интерфейс, возможность использования «подсказок» и справочной системы, работа с понятиями, близкими и понятными каждому квалифицированному педагогу, дидактическая база знаний помогут быстро освоить работу с «Дельфином», не прибегая к языкам программирования. Система может применяться в вузах, техникумах, школах, центрах переподготовки специалистов.
«Дельфин» — это:
Эксплуатируется с 1996 года, постоянно совершенствуется по результатам совместной работы с методистами и преподавателями. [8. Ю.И. Евсикова, О.Н. Кулевацкая, А.Н. Савкин - МЭИ (ТУ), Центр новых информационных технологий].
Несмотря на наличие большого количества инструментальных средств для создания электронных учебно-методических материалов, позволяющих создавать мощные обучающие системы, которые содержат и системы тестирования, основной проблемой организации курса стал выбор программного средства для реализации цели. Основная часть программного обеспечения для создания учебников требует определенных навыков программирования, что значительно ограничивает создание и использование электронных учебно-методических пособий.
На наш взгляд, удобными при создании и практичными в использовании являются цифровые образовательные ресурсы, созданные средствами программного обеспечения фирмы «1С» (в частности системы программ «1С:Образование»). Данная система программ предоставляет широкий спектр возможностей по работе с ЦОР различной структуры и позволяет создавать мультимедийные учебные курсы для педагогической деятельности, интернет обучения и самообразования. Также удобство использования системы программ «1С:Образование» заключается в следующих возможностях:
Следует отметить преимущества программы «1С:Образование» над остальными инструментальными средами:
Одним из важнейших элементов образовательных комплексов на платформе «1С:Образование» является возможность импорта в систему готовых образовательных объектов. Механизм импорта и экспорта образовательных объектов, реализованный в системе программ «1С:Образование», позволяет переносить как простые одиночные объекты, так и связанные коллекции объектов (презентации, уроки, тесты). При этом происходит импорт/экспорт не только самих объектов, но и их атрибутов. [9. Хузязянова Э.З., Гилаева Г.Д.,Нуриахметова М.И. - К вопросу о выборе программного обеспечения в поддержку спецкурса «Разработка цифровых образовательных ресурсов»]
Виды и особенности функционирования инструментальных программ для разработки мультимедиа-ресурсов
Учителя и ученики не являются разработчиками мультимедиа-ресурсов, используемых в образовании. Чаще всего педагоги и школьники выступают в качестве пользователей таких средств. Однако практика показывает, что с каждым годом все большее количество учителей не может остаться в стороне от разработки пусть и простых, но электронных средств обучения. В связи с этим современному педагогу целесообразно иметь представление, как о технологиях разработки качественных мультимедиа-ресурсов, так и об аппаратных и программных средствах - инструментах для создания компьютерных средств обучения.
Для создания многих простейших мультимедиа-ресурсов широко используются различные HTML-редакторы. Следует при этом учитывать, что язык HTML достаточно динамично развивается, так что ресурсы, удовлетворяющие новому стандарту языка, могут некорректно воспроизводиться старыми версиями браузеров.
Кроме
того, использование браузеров для
просмотра накладывает
Следует
заметить, что системы программирования,
используемые для создания локальных
компонент, позволяют включать в
мультимедиа курс и обращение
к ресурсам сети Интернет, интегрируя
сетевые и локальные
Говоря более точно, следует отметить, что при создании мультимедийных гипертекстовых ресурсов и мультимедийных страниц для сети Интернет чаще всего используются следующие языки и инструменты: