Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:24, дипломная работа
Дипломная работа посвящена разработке и описанию методики использования цифровых образовательных ресурсов в рамках элективного курса «Компьютерное делопроизводство».
В ходе исследования нами был решен комплекс задач, а именно:
1. Рассмотрено место цифровых образовательных ресурсов в педагогической практике
Всем понятно, что компьютер нужен для обеспечения наглядности и информационной поддержки. Статические изображения, информационные источники в виде текстов, видео могут и должны широко использоваться всеми участниками образовательного процесса. Их использованию способствует появление проекторов, не требующих подключения компьютера для демонстрации изображений.
2. Определено содержание, цели и задачи изучения элективного курса «Компьютерное делопроизводство»
Введение 3
Глава 1. Обзор цифровых образовательных ресурсов 5
§1. Что такое Цифровые образовательные ресурсы 5
§2. Классификация Цифровых образовательных ресурсов 7
§3. Классификация электронных учебных изданий (ЭУИ) 12
Глава 2. Дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов 16
§1. Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике 16
§2. Проект «информатизация системы образования» в России 27
§3. Учитель и современные цифровые образовательные ресурсы 28
§4. Методы развития познавательной активности учащихся с использованием средств мультимедиа 33
Глава 3. Инструментальные средства для создания цифровых образовательных ресурсов 37
§1. Интегрированная среда проектирования учебных курсов «Дельфин 6» 37
§2. Использование программных продуктов 1С 40
§3. Программные средства для создания мультимедиа-ресурсов 42
Заключение 50
Содержание
Введение 3
Глава 1. Обзор цифровых образовательных
ресурсов 5
§1. Что такое Цифровые образовательные
ресурсы 5
§2. Классификация Цифровых образовательных
ресурсов 7
§3. Классификация электронных учебных
изданий (ЭУИ) 12
Глава 2. Дидактические возможности цифровых
образовательных ресурсов 16
§1. Основные тенденции развития систем
образования в мировой педагогической
практике 16
§2. Проект «информатизация системы образования»
в России 27
§3. Учитель и современные цифровые образовательные
ресурсы 28
§4. Методы развития познавательной активности
учащихся с использованием средств мультимедиа
33
Глава 3. Инструментальные средства для
создания цифровых образовательных ресурсов
37
§1. Интегрированная среда проектирования
учебных курсов «Дельфин 6» 37
§2. Использование программных продуктов
1С 40
§3. Программные средства для создания
мультимедиа-ресурсов 42
Заключение 50
Введение
Наше время ставит перед школой
задачи – повышение качества образования
и воспитания, прочное овладение
основами наук, обеспечение более
высокого уровня преподавания. В школах
отказываются от традиционной формы
обучения, не учитывающей индивидуальных
способностей каждого ученика. Обновление
образования требует разработки
моделей школ нового типа, создания
новых учебников и программ обучения,
разработки новых методик обучения.
Поднять работу школы на новый
уровень можно путем
Постоянные изменения, происходящие в
жизни современного информационного общества,
безусловно, должны находить адекватное
и незамедлительное отражение, как в самом
учебном процессе, так и в учебных материалах.
С каждым годом все проблематичнее становится
производство традиционных бумажных учебников
и учебных пособий, содержательный материал
которых, зачастую, перестает быть актуальным
еще до их попадания в учебные заведения.
Одним из возможных выходов из сложившейся
ситуации может являться разработка электронных
средств обучения практически по всем
дисциплинам и их публикация в мировых
телекоммуникационных сетях или на информационных
носителях, предоставляющих возможность
несложного оперативного тиражирования.
Данное утверждение основано, в первую
очередь, на возможности динамического
изменения и дополнения содержания электронных
средств обучения в соответствии с текущими
изменениями в жизни общества, науке, культуре
и пр.
Актуальность выбранной темы состоит
в следующем: использование в учебном
образовательном процессе цифрового образовательного
ресурса позволяет повысить интерес к
обучению и помощь в усвоении учебного
материала, а так же комплексное использование
информационных технологий с другими
учебными предметами.
Проблема исследования заключается в
качестве усвоения учащимися учебного
материала и повышение интереса к изучаемому
предмету.
Объект исследования - цифровые образовательные
ресурсы.
Предмет исследования – цифровые образовательные
ресурсы и их разработка.
Решение данной проблемы определило цель
исследования: цифровые образовательные
ресурсы и их разработка.
На основе проблемы и цели исследования
сформулирована рабочая гипотеза исследования:
если цифровой образовательный ресурс
будет использоваться в учебном процессе,
то это будет способствовать повышению
качества знаний студентов.
На основе гипотезы определены следующие
задачи:
Глава 1. Обзор цифровых образовательных ресурсов
§1. Что такое Цифровые образовательные ресурсы
О том, что компьютер способен оказать
огромную, буквально неоценимую поддержку
учителю и учащимся – и при
подготовке к уроку, и на самом
уроке, и при выполнении различных
творческих работ, и в рамках внеклассной
деятельности, – сказано и написано
уже немало. С 1986 года, когда компьютеры
впервые пришли в школу, прошло уже
более 20 лет, за это коренным образом
сменили друг друга несколько
концепций применения вычислительной
техники в учебном процессе, –
не говоря уже о том, что коренным
образом сменился парк самой этой
вычислительной техники и ее программного
обеспечения. И вот сегодня мы
снова наблюдаем очередную
Аббревиатура «ЦОР» расшифровывается
как «цифровой образовательный ресурс».
То есть – некий содержательно обособленный
объект, предназначенный для образовательных
целей и представленный в цифровой, электронной,
«компьютерной» форме.
Если трактовать это название более широко,
в соответствии с указанным выше смыслом,
то в качестве «ЦОРа» мы должны будем признать
любой фрагмент аудиовизуальной информации,
так или иначе представленный на компьютере
в виде отдельного файла или группы взаимосвязанных
файлов. То есть в качестве ЦОРа мы можем
рассматривать любой фрагмент текста,
запись формулы, электронную таблицу,
рисунок, фотографию, анимацию, аудио-
или видеофрагмент, презентацию или базу
данных, тест, интерактивную модель (в
том числе – «виртуальную лабораторию»,
позволяющую свободно манипулировать
представленными в ней модельными объектами
в рамках представленной модельной среды)
и т.д. Причем такое определение ЦОРа ничего
не говорит ни о его целевом назначении
(кроме того, что оно является образовательным),
ни о полноте изложения учебного материала,
ни даже о том, создан ли этот объект или
просто «переконвертирован» в цифровой
формат путем сканирования или иного способа
«оцифровки».
В отличие от такой вольной трактовки,
«официальная» терминология, принятая,
в частности, в документах НФПК (Национального
фонда подготовки кадров) при организации
различных грантовых программ и тендеров
на разработку программных средств образовательного
назначения, предусматривает более узкие
и жесткие рамки понимания этого названия.
Согласно этой терминологии, в настоящее
время предлагается к разработке и применению
в учебном процессе три категории подобных
программных средств:
Таким образом, начиная разговор о
ЦОРах, необходимо, прежде всего, договориться
– что именно будет пониматься
под этим названием. Хотя, наверное,
обычному, «рядовому» учителю все
же более близким является первый,
«широкий» вариант трактовки
этого понятия.
Таким образом, начиная разговор о ЦОРах,
необходимо прежде всего договориться
– что именно будет пониматься под этим
названием. [1 Усенков Дмитрий Юрьевич./
http://www.npstoik.ru]
§2. Классификация Цифровых образовательных ресурсов
Информационное
содержательное обеспечение
в Информационно-
Как правило, информационные источн
Элементарные
информационные объекты могут рассматриваться:
Законченные полноценные информационные
источники - конечные оцифрованные продукты,
покрывающие весь учебный курс или
раздел (тему), рассматриваются как
содержательный компонент ИТС, что
определяет их основной функционал.
Информационно-образовательные конечные
оцифрованные продукты (оригинальные
тексты, не повторяющие стабильные учебники)
рассматриваются как дополнительные к
основным.
Виды ЦОР
по образовательно-методическим функциям.
Прототипы традиционных учебников; оригинальные
электронные учебники; предметные обучающие
системы; предметные обучающие среды.
Репетиторы; тренажеры; обучающие; обучающие
– контролирующие; игровые; интерактивные;
предметные коллекции; справочники, и
словари; практические и лабораторные.
Предметные миры; программно-методические
комплексы; предметные учебно-методические
среды; инновационные УМК.
Тесты; тестовые задания; методические
рекомендации по тестированию; инструментальные
средства.
Классификация
ЦОР по типу информации
Учебники и учебные пособия; первоисточники
и хрестоматии; книги для чтения;
задачники и тесты; словари; справочники;
энциклопедии; периодические издания;
нормативно-правовые документы; числовые
данные; программно- и учебно – методические
материалы.
Учебники; учебные пособия; первоисточники
и хрестоматии; книги для чтения;
задачники; энциклопедии; словари; периодические
издания.
Звукозаписи выступлений; звукозаписи
музыкальных произведений; звукозаписи
живой природы; звукозаписи неживой
природы; синхронизированные аудио
объекты.
Аудио – видео объекты живой
и неживой природы; предметные экскурсии;
энциклопедии.
Предметные лабораторные практикумы;
предметные виртуальные лаборатории.
Учебники; учебные пособия; первоисточники
и хрестоматии; энциклопедии.
§3. Классификация электронных учебных изданий (ЭУИ)
Виды
ЭУИ по представлению содержания
Классификация
№ 1