Цифровые образовательные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:24, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа посвящена разработке и описанию методики использования цифровых образовательных ресурсов в рамках элективного курса «Компьютерное делопроизводство».
В ходе исследования нами был решен комплекс задач, а именно:
1. Рассмотрено место цифровых образовательных ресурсов в педагогической практике
Всем понятно, что компьютер нужен для обеспечения наглядности и информационной поддержки. Статические изображения, информационные источники в виде текстов, видео могут и должны широко использоваться всеми участниками образовательного процесса. Их использованию способствует появление проекторов, не требующих подключения компьютера для демонстрации изображений.
2. Определено содержание, цели и задачи изучения элективного курса «Компьютерное делопроизводство»

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Обзор цифровых образовательных ресурсов 5
§1. Что такое Цифровые образовательные ресурсы 5
§2. Классификация Цифровых образовательных ресурсов 7
§3. Классификация электронных учебных изданий (ЭУИ) 12
Глава 2. Дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов 16
§1. Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике 16
§2. Проект «информатизация системы образования» в России 27
§3. Учитель и современные цифровые образовательные ресурсы 28
§4. Методы развития познавательной активности учащихся с использованием средств мультимедиа 33
Глава 3. Инструментальные средства для создания цифровых образовательных ресурсов 37
§1. Интегрированная среда проектирования учебных курсов «Дельфин 6» 37
§2. Использование программных продуктов 1С 40
§3. Программные средства для создания мультимедиа-ресурсов 42
Заключение 50

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 343.21 Кб (Скачать)
  •  
    вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;
  •  
    совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;
  •  
    широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира;
  •  
    свободного доступа к необходимой информации в информационных центрах не только своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;
  •  
    постоянного испытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.

 
Другими словами, школа должна создать  условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых  говорилось выше. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. 
 
Решение этих задач требует комплексных усилий не только школы, но и всего общества. Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе, колледже, вузе. Он становится непрерывным. Система непрерывного образования — не декларация, а насущная потребность каждого человека. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость не только в очном обучении, но и в дистанционном, на основе современных информационных технологий. В качестве источников информации все шире используются электронные средства (радио, телевидение, компьютеры), в последнее время все большее место в информационном обеспечении человека начинают играть средства телематики, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Естественно, это требует значительных материальных затрат. Но здесь, как в народной мудрости: кто не успел, тот опоздал. Если мы хотим видеть Россию среди ведущих стран мира, если мы хотим, чтобы наши дети были способны не только строить собственную судьбу, но и судьбу России, надо искать, искать и находить... Это — дело политиков, экономистов. Наше дело — искать и находить пути педагогического решения назревших проблем образования. 
 
Решать все эти актуальные проблемы педагогики надо эффективно и последовательно, причем в достаточно короткие сроки, ибо потребности в перестройке образования и развитии соответствующей учебно-материальной базы очевидны уже сегодня. 
 
Думается, в этом нам могут помочь не в последнюю очередь новые педагогические и, разумеется, информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. Однако и кавалерийские наскоки здесь не годятся. Пока учитель не убедится сам в действенности того или иного подхода, той или иной технологии, он не сможет их применять адекватно, а следовательно, и эффективность от «административного» подхода к их внедрению будет весьма сомнительная. 
 
Прежде всего, важно определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом поставленных целей образования, а также интересов развития личности. 
 
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям, с нашей точки зрения, являются: 

  •  
    обучение в сотрудничестве (cooperative learning);
  •  
    метод проектов;
  •  
    разноуровневое обучение;
  •  
    «Портфель ученика»;
  •  
    индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, возможности рефлексии, которые реализуются во всех перечисленных выше технологиях.

 
Новые педагогические технологии, и  любые другие, используемые в настоящее  время или только зарождающиеся  в умах ученых и педагогов, в недрах педагогической практики, немыслимы  без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические  функции этих методов, реализовать  заложенные в них потенциальные возможности. [4] 

§2. Проект «информатизация  системы образования» в России

 
Информатизация системы образования  — долгосрочный крупномасштабный проект трансформации отечественной школы, который стартовал в марте 2005 года. Он направлен на последовательное преобразование общеобразовательной  школы, которая должна готовить своих  выпускников к жизни в информационном обществе. В проекте участвует  семь пилотных регионов по одному в  каждом из территориальных округов, а его реализация непосредственно  затрагивает более шести тысяч  учебных заведений.  
 
В рамках проекта создается Национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), разрабатываются цифровые учебные материалы по всем общеобразовательным дисциплинам (в том числе, инновационные), проводится повышение квалификации специалистов образования на федеральном, региональном и муниципальном уровне. 
 
Трансформируется система повышения квалификации и методической поддержки учителей, чтобы обеспечить реальную поддержку процессов информатизации в каждой школе. Развертываются системы Интернет-обучения школьников, разрабатываются методы изменения подготовки будущих педагогов. [5. http://www.faito.ru] 

§3. Учитель и  современные цифровые образовательные  ресурсы

 
Учитель и современные цифровые образовательные  ресурсы 
 
На сегодняшний день Россия является аутсайдером по использованию информационных и коммуникационных технологий в ключевых сферах жизни общества. В международных индексах готовности к электронному развитию наша страна занимает одно из последних мест среди индустриальных стран по такому показателю, как обучение с использованием ИКТ. Даже имеющиеся в школах ресурсы используются крайне неэффективно. 
 
Школа, как и любая сложная система, состоит из многих подсистем. Среди них выделяется основная – сам процесс обучения, являющийся главной и определяющей частью всей системы. 
 
Компьютеризация процесса обучения- это процесс оснащения образовательных учреждений средствами современной вычислительной техники. Компьютеризация – это технический, а не педагогический процесс. 
 
Информатизация процесса обучения - это процесс, направленный на оптимальное использование информационного обеспечения процесса обучения с помощью компьютера. Компьютер дает возможность по- новому построить информационное обеспечение и повысить качество образования. Главная задача - извлечь из этого оборудования максимальную пользу. 
 
Одна из задач проекта ИСО – обеспечить школы необходимыми ей цифровыми ресурсами создать условия для их активного использования в учебной деятельности. 
 
Для обеспечения качества создаваемых учебных материалов большое внимание уделяется их апробации непосредственно в условиях учебного процесса. 
 
Какие изменения вносит ЦОР в учебный процесс. 

  •  
    Повышает эффективность учебного процесса за счёт внесения разнообразия на разных этапах урока.
  •  
    Даёт богатый дополнительный материал для подготовки к уроку учителю и учащимся
  •  
    Позволяет показать некоторые процессы в динамике (видеофрагменты, анимация).
  •  
    Усиливает наглядность 
  •  
    Вместо старых таблиц - «культурное» изображение
  •  
    Показ объектов, которые другим способом показать нельзя.
  •  
    Качественное закрепление и отработка навыков у большого числа учащихся при использовании локальной сети.
  •  
    Повышает интерес учащихся, особенно интерактивные объекты. 

 
Наибольшим спросом пользуются следующие  диски : «Большая энциклопедия Кирилла  и Мефодия», «Интерактивная энциклопедия науки и техники “ От плуга  до лазера”», «География 7 класс», «Начальный курс географии 6 класс», «ОТ КРЕМЛЯ ДО РЕЙХСТАГА», «Россия на рубеже третьего тысячелетия», «Энциклопедия Истории  России», «Биология. Анатомия и физиология человека. 9 класс.»,« Библиотека электронных  наглядных пособий «Мировая художественная культура 10-11 класс»», «Сдаем единый экзамен», «Биология. 6-11 класс», «Химия 8 класс . ЗАО  «Просвещение-МЕДИА»», «Обществознание», "Человек , природа , общество", «”Физика’’ для подготовки к единому государственному экзамену», «”История’’ для подготовки к единому государственному экзамену», «”Биология’’ для подготовки к единому государственному экзамену», «”Химия’’ для подготовки к единому государственному экзамену», « Отечественная история (до начала ХХ века)», «Интегрированное межпредметное УЭИ по гуманитарному циклу».  
 
Но на данный момент не все ЦОРы имеют нужное качество.  
 
По результатам апробации нужна доработка продуктов с учетом замечаний и предложений учителей - апробаторов.  
 
Кроме готовых образовательных ресурсов в школах учителя- предметники создают собственные.  
 
Учитель, чтобы не отставать от времени, должен постоянно учиться, обмениваться опытом, видеть опыт работы своих коллег. В этом окажет помощь национальная коллекция цифровых образовательных ресурсов. В итоге каждый учитель сможет получить дидактические материалы к каждому уроку - вместе с методическими рекомендациями по их использованию. Работа по созданию коллекции начата, ЦОРы появились по отдельным предметам, но, к сожалению в них допускаются ошибки.  
 
Назрела необходимость появления в школах учебно- методических комплексов. Это позволит учителю работать творчески и применять новые современные средства. [6. Старостина В.П. (С) Вопросы интернет образования № 48] 
 
Использование ЦОР, как активной формы работы на уроках 
 
Что даёт применение электронных пособий для учителя и учащихся? 
 
Для учителя, конечно же, дополнительную нагрузку. Но это с одной стороны. С другой стороны, это вносит разнообразие в урок. Он становится насыщеннее формами и интереснее. Для учащихся – это интерес к предмету, возможность отработать пробелы, исправить отметки. Для слабых и замкнутых ребят работа на компьютере иногда полезнее работы с сильным одноклассником: он спокойнее, никто его не торопит, не насмехается. Со временем такие дети становятся увереннее в себе и преодолевают барьер в общении. 
 
Сложная, но возможная, как я считаю форма применения ЦОРов - использование их в интерактивных, инновационных методах обучения: создание учебных мини-проектов, рациональный поиск информации в Интернет, использование материалов ЦОРов для подтверждения выдвинутых учебных гипотез. Рассмотрим применение ЦОР на различных этапах урока: 
 
ЦОР для актуализации знаний 

  •  
    Электронные тесты
  •  
    ЦОР

 
ЦОР на этапе объяснения нового материала. 
 
В основе деятельности лежит личностное включение учащегося в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. Стимул к обучению реализуется через внесение элемента новизны, который отвлекает детей от трудностей, увлекая и пленяя их своей необычностью, использованием своеобразных средств. Такими элементами новизны являются, например: 

  •  
    Электронные учебники;
  •  
    Мультимедийные презентации;
  •  
    Учебные видеофильмы.

 
ЦОР для контроля и оценки знаний, умений и навыков. 

  •  
    Проектная деятельность
  •  
    Программы тренажёры.
  •  
    Для аттестации учащихся используется, как традиционная форма, так и компьютерный вариант (с использованием подготовленных при помощи системы ЦОР контрольных работ и тестов).

 
ЦОР для подготовки домашнего задания 

  •  
    Творческие задания
  •  
    Рефераты, доклады
  •  
    Презентации
  •  
    Самообучение

 
Нельзя рассматривать ЦОР только как новые образовательные возможности. Они формируют новые умения и  навыки. У учеников появилась возможность  использовать другие материалы для  подготовки к уроку и самоподготовки. Именно образовательный процесс  с применением ЦОР изменяет школьника. Результаты процесса выражены в достижениях (учебных и личностных) ученика. Прежде всего, скорей всего происходит не процесс  приобретения новых знаний, а процесс  формирования новых умений и навыков. Именно на такой результат и должны быть ориентированы уроки с применением  ЦОРов. 
 
Использования ЦОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. [7. Сидорова Наталья Михайловна, учитель информатики и математики - http://nmsidorova.narod.ru] 

§4. Методы развития познавательной активности учащихся с  использованием средств мультимедиа

 
Традиционное преподнесение учебного материала - один из наиболее экономных  способов передачи знаний учащимся. Эффективность  этого метода проверена многолетней  практикой, и он завоевал себе прочное  место в школах всех стран, на всех этапах обучения. Но нельзя пользоваться этим методом чрезмерно и без  нужды. Необходимо применять и другие методы обучения. Эти слова, в первую очередь, следует отнести к обучению с использованием мультимедиа. 
 
Организуя преподнесение учебного материала, учитель оказывает влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся, но это влияние носит косвенный характер. На уроке не у всех учеников включается активная познавательная деятельность. Для целенаправленного влияния на эту деятельность существуют активные методы обучения. В самом названии заложена сущность метода - не простое запоминание, а активная интеллектуальная деятельность учащихся.  
 
Если на занятии работает только преподаватель, учащиеся пассивны, т.е. бездеятельны, безучастны, безразличны ко всему, что происходит в классе, такой урок не имеет никакой ценности.  
 
При использовании мультимедиа-ресурсов необходимо стремиться к такой организации познавательной деятельности по усвоению содержания, при которой учащиеся не только приобретают новые знания и умения, но и достигают высокого уровня развития своих познавательных сил. Учащегося необходимо включать в познавательную деятельность, которая направлена на достижение цели, объединяющей учителя и ученика, - на формирование творческой личности.  
 
В педагогике и психологии показано, что на формирование личности и ее психическое развитие постоянное и устойчивое влияние оказывают знания, основанные на познавательном интересе. Развитие познавательной мотивации значительно повышает активность обучающихся и эффективность процесса обучения. Также познавательная мотивация является основой развития склонностей человека. 
 
Система образования ориентирована преимущественно на стимуляцию мотивации достижения: получить хорошую отметку, успешно сдать экзамены и т.п. Когда главной задачей учащегося является успеваемость, направление его усилий смещается с "производства знаний" на "производство отметки". Но, не смотря на это, в обучении нельзя отказаться от мотивации достижения. Ее следует поставить на службу познавательной мотивации, имея в виду главное - всестороннее развитие личности школьника.  
 
При использовании форм и методов активного обучения создаются возможности формирования у учащихся познавательной мотивации. 
 
Активные методы обучения в сочетании с использованием мультимедиа помогают изменить роль учащегося, превращая его из пассивного слушателя в активного участника учебного процесса. Активность его проявляется в самостоятельном поиске ресурсов, средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении знаний, необходимых для выполнения практической задачи. Проблемное обучение и самостоятельная работа являются основными средствами активизации учения школьников.  
 
Кроме вынужденной активности указанный метод обладает еще и высокой степенью вовлеченности. Все это развивает стремление к знаниям, возбуждает интерес к изучаемому предмету. Сначала интерес начинается с любопытства, потом перерастает в любознательность, а на высшей ступени развития - в привычку к систематическому умственному труду. Познавательный интерес имеет очень большую побудительную силу: он заставляет человека активно стремиться к познанию, активно искать способы и средства удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях. Наличие у школьников постоянного интереса к учению создает условия, при которых их внутренние усилия согласуются с внешними воздействиями учителя, что обеспечивает оптимальный уровень активности в учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием мультимедиа-ресурсов. 
 
Использование активных методов обучения в сочетании с использованием ресурсов и технологий мультимедиа способствует достижению следующих развивающих целей: 

Информация о работе Цифровые образовательные ресурсы