Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:24, дипломная работа
Дипломная работа посвящена разработке и описанию методики использования цифровых образовательных ресурсов в рамках элективного курса «Компьютерное делопроизводство».
В ходе исследования нами был решен комплекс задач, а именно:
1. Рассмотрено место цифровых образовательных ресурсов в педагогической практике
Всем понятно, что компьютер нужен для обеспечения наглядности и информационной поддержки. Статические изображения, информационные источники в виде текстов, видео могут и должны широко использоваться всеми участниками образовательного процесса. Их использованию способствует появление проекторов, не требующих подключения компьютера для демонстрации изображений.
2. Определено содержание, цели и задачи изучения элективного курса «Компьютерное делопроизводство»
Введение 3
Глава 1. Обзор цифровых образовательных ресурсов 5
§1. Что такое Цифровые образовательные ресурсы 5
§2. Классификация Цифровых образовательных ресурсов 7
§3. Классификация электронных учебных изданий (ЭУИ) 12
Глава 2. Дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов 16
§1. Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике 16
§2. Проект «информатизация системы образования» в России 27
§3. Учитель и современные цифровые образовательные ресурсы 28
§4. Методы развития познавательной активности учащихся с использованием средств мультимедиа 33
Глава 3. Инструментальные средства для создания цифровых образовательных ресурсов 37
§1. Интегрированная среда проектирования учебных курсов «Дельфин 6» 37
§2. Использование программных продуктов 1С 40
§3. Программные средства для создания мультимедиа-ресурсов 42
Заключение 50
Глава 3. Инструментальные средства для создания цифровых образовательных ресурсов
Существует множество
§1. Интегрированная среда проектирования учебных курсов «Дельфин 6»
Состав
ресурса
В состав среды «Дельфин» входят следующие
подсистемы: редактор курса
предназначен для разработки структуры
(сценария) учебного курса в виде иерархического
описания всех объектов и связей между
ними, т.е. переходов с кадра на кадр. Структура
курса описывается следующими понятиями:
раздел, тема, шаг, модуль, кадр. К атрибутам
кадра относятся:
редактор
слайдов — предназначен для разработки
текстов и графического оформления учебного
материала. Включает простые текстовый
и графический редакторы, импортирует
графику и звук форматов, поддерживаемых
операционной системой. Позволяет создавать
простую анимацию;
сервисная
система — облегчает выполнение рутинных
операций типа: настройка, копирование
курсов, поиск использования ресурсов
и т.п.;
справочная
система — включает полную документацию
инструментальной среды в электронном
виде, в том числе «Методическое руководство
Автора». Комфортная работа поддерживается
контекстной справкой и средствами создания
сложных элементов курса;
проигрыватель
курсов — устанавливается на рабочем
месте обучаемого и предназначен для реализации
режима обучения с применением ресурсов,
созданных с помощью инструментальной
среды «Дельфин».
Виды занятий,
поддерживаемые ресурсом
С помощью инструментальной среды «Дельфин»
могут создаваться ресурсы, поддерживающие:
Формы
обучения, поддерживаемые ресурсом
Учебно-методические комплексы, созданные
с помощью инструментальной среды «Дельфин»,
предназначены для использования при
очной, очно-дистан-ционной и дистанционной
формах обучения.
Методические
указания по применению ресурса
В состав справочной системы входит «Методическое
руководство Автора», посвященное методике
разработки УМК.
Требования
к оборудованию для работы с ресурсом
Персональный компьютер с процессором
с частотой не менее 600 МГц, объемом оперативной
памяти не менее 128 Мб (при интенсивном
использовании медиа-ресурсов — не менее
2000 МГц, объемом оперативной памяти не
менее 256 Мб).
Требования
к программному обеспечению
На персональный компьютер преподавателя-разработчика:
операционная система Windows 98/SE/Me/2000/
Краткое
описание ресурса
Среда «Дельфин» поможет реализовать
творческий потенциал при создании обучающих
курсов в любой предметной области. Комфортная,
дружественная среда проектирования,
графический интерфейс, возможность использования
«подсказок» и справочной системы, работа
с понятиями, близкими и понятными каждому
квалифицированному педагогу, дидактическая
база знаний помогут быстро освоить работу
с «Дельфином», не прибегая к языкам программирования.
Система может применяться в вузах, техникумах,
школах, центрах переподготовки специалистов.
«Дельфин» — это:
Эксплуатируется с 1996 года, постоянно
совершенствуется по результатам совместной
работы с методистами и
§2. Использование программных продуктов 1С
Несмотря на наличие большого количества
инструментальных средств для создания
электронных учебно-
На наш взгляд, удобными при создании и
практичными в использовании являются
цифровые образовательные ресурсы, созданные
средствами программного обеспечения
фирмы «1С» (в частности системы программ
«1С:Образование»). Данная система программ
предоставляет широкий спектр возможностей
по работе с ЦОР различной структуры и
позволяет создавать мультимедийные учебные
курсы для педагогической деятельности,
интернет обучения и самообразования.
Также удобство использования системы
программ «1С:Образование» заключается
в следующих возможностях:
Следует отметить преимущества программы
«1С:Образование» над остальными инструментальными
средами:
Одним из важнейших элементов
§3. Программные средства для создания мультимедиа-ресурсов
Виды
и особенности функционирования
инструментальных программ для разработки
мультимедиа-ресурсов
Учителя и ученики не являются разработчиками
мультимедиа-ресурсов, используемых в
образовании. Чаще всего педагоги и школьники
выступают в качестве пользователей таких
средств. Однако практика показывает,
что с каждым годом все большее количество
учителей не может остаться в стороне
от разработки пусть и простых, но электронных
средств обучения. В связи с этим современному
педагогу целесообразно иметь представление,
как о технологиях разработки качественных
мультимедиа-ресурсов, так и об аппаратных
и программных средствах - инструментах
для создания компьютерных средств обучения.
Для создания многих простейших мультимедиа-ресурсов
широко используются различные HTML-редакторы.
Следует при этом учитывать, что язык HTML
достаточно динамично развивается, так
что ресурсы, удовлетворяющие новому стандарту
языка, могут некорректно воспроизводиться
старыми версиями браузеров.
Кроме того, использование браузеров для
просмотра накладывает дополнительные
ограничения на характер представления
учебной мультимедиа информации.
Следует заметить, что системы программирования,
используемые для создания локальных
компонент, позволяют включать в мультимедиа
курс и обращение к ресурсам сети Интернет,
интегрируя сетевые и локальные образовательные
ресурсы.
Говоря более точно, следует отметить,
что при создании мультимедийных гипертекстовых
ресурсов и мультимедийных страниц для
сети Интернет чаще всего используются
следующие языки и инструменты:
Учителя и учащиеся могут использовать
и другие инструменты для создания
мультимедиа-ресурсов. Для этого
педагоги должны выбрать программу-редактор,
которая будет использоваться для
создания страниц мультимедиа-средства.
Существует целое множество
Перечисленные средства разработки снабжены
подробной документацией, которую легко
читать и воспринимать. Конечно же, существует
множество других средств разработки,
которые могут быть с равным успехом применены
вместо названных.
Мультимедийная информация, размещенная
в Интернет может представлять из себя
компьютерные файлы достаточно больших
размеров. Это может быть связано с наличием
средств интерактивности, подключения
аудио- и видеофрагментов, графических
изображений высокого разрешения и пр.
В связи с недостаточной пропускной способностью
и надежностью существующих каналов связи
полномасштабное использование таких
информационных ресурсов в учебном процессе
может быть затруднено.
В некоторых случаях избежать проблем,
связанных с отсутствием или плохим качеством
телекоммуникационных сетей, можно за
счет работы с такими ресурсами в локальном
режиме. В ходе локального взаимодействия
с мультимедиа-ресурсом, школьники получают
информацию не из телекоммуникационных
сетей, а из источников внутренней или
внешней памяти своего же компьютера.
При этом содержание информационного
ресурса и способы представления информации
в нем полностью соответствуют тем, что
размещены в Интернет. Зачастую, такие
ресурсы просто копируются из сетевых
источников в ходе сеанса телекоммуникационной
работы, а затем предъявляются учащимся
в локальном варианте.
Сравнительно большой объем предоставляемой
в таком случае мультимедийной информации
не позволяет использовать традиционные
гибкие магнитные диски (дискеты) для ее
переноса и хранения. Частично, хранение
набора Интернет-сайтов может быть обеспечено
за счет использования несъемных жестких
магнитных дисков ("винчестеров"),
имеющихся на всех современных компьютерах.
Однако такой способ представления мультимедийной
информации практически полностью блокирует
возможность переноса информации с одного
компьютера на другой. Наиболее перспективным,
с точки зрения образования, средством
хранения мультимедийной информации,
получаемой из Интернет являются оптические
лазерные компакт-диски (CD). Благодаря
высокотехнологичным лазерным методам
записи и считывания информации на этом
носителе при его относительно малом физическом
размере можно качественно представить
достаточно большое количество мультимедиа
информации.
Использование CD в качестве средства обучения
может привнести в учебный процесс школы
следующие основные преимущества: