Цифровые образовательные ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 22:24, дипломная работа

Краткое описание

Дипломная работа посвящена разработке и описанию методики использования цифровых образовательных ресурсов в рамках элективного курса «Компьютерное делопроизводство».
В ходе исследования нами был решен комплекс задач, а именно:
1. Рассмотрено место цифровых образовательных ресурсов в педагогической практике
Всем понятно, что компьютер нужен для обеспечения наглядности и информационной поддержки. Статические изображения, информационные источники в виде текстов, видео могут и должны широко использоваться всеми участниками образовательного процесса. Их использованию способствует появление проекторов, не требующих подключения компьютера для демонстрации изображений.
2. Определено содержание, цели и задачи изучения элективного курса «Компьютерное делопроизводство»

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Обзор цифровых образовательных ресурсов 5
§1. Что такое Цифровые образовательные ресурсы 5
§2. Классификация Цифровых образовательных ресурсов 7
§3. Классификация электронных учебных изданий (ЭУИ) 12
Глава 2. Дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов 16
§1. Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике 16
§2. Проект «информатизация системы образования» в России 27
§3. Учитель и современные цифровые образовательные ресурсы 28
§4. Методы развития познавательной активности учащихся с использованием средств мультимедиа 33
Глава 3. Инструментальные средства для создания цифровых образовательных ресурсов 37
§1. Интегрированная среда проектирования учебных курсов «Дельфин 6» 37
§2. Использование программных продуктов 1С 40
§3. Программные средства для создания мультимедиа-ресурсов 42
Заключение 50

Файлы: 1 файл

ВКР.docx

— 343.21 Кб (Скачать)
  •  
    формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса, в той или иной мере приближенных к реальным условиям; 
  •  
    развитие умения аргументировать свою точку зрения, формулировать и излагать свои мысли; 
  •  
    развитие способности анализировать ситуации, выделять причины их возникновения, находить средства и способы их разрешения; 
  •  
    воспитание твердости, необходимой для защиты своих позиций перед другими; 
  •  
    совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.[ http://www.ido.rudn.ru]

Глава 3. Инструментальные средства для создания цифровых образовательных  ресурсов

 
Существует множество инструментальных средств для создания ЦОРов, но мы рассмотрим только некоторые из них. 

§1. Интегрированная  среда проектирования учебных курсов «Дельфин 6»

 
Состав  ресурса 
 
В состав среды «Дельфин» входят следующие подсистемы: редактор курса предназначен для разработки структуры (сценария) учебного курса в виде иерархического описания всех объектов и связей между ними, т.е. переходов с кадра на кадр. Структура курса описывается следующими понятиями: раздел, тема, шаг, модуль, кадр. К атрибутам кадра относятся: 

  •  
    наличие слайдов, присоединенных к кадру,
  •  
    условия и связи текущего кадра с другими объектами курса,
  •  
    ограничение времени на обдумывание ответа,
  •  
    тип и эталоны ввода высказываний обучаемого,
  •  
    состояние генератора сообщений;

 
редактор  слайдов — предназначен для разработки текстов и графического оформления учебного материала. Включает простые текстовый и графический редакторы, импортирует графику и звук форматов, поддерживаемых операционной системой. Позволяет создавать простую анимацию; 
 
сервисная система — облегчает выполнение рутинных операций типа: настройка, копирование курсов, поиск использования ресурсов и т.п.; 
 
справочная система — включает полную документацию инструментальной среды в электронном виде, в том числе «Методическое руководство Автора». Комфортная работа поддерживается контекстной справкой и средствами создания сложных элементов курса; 
 
проигрыватель курсов — устанавливается на рабочем месте обучаемого и предназначен для реализации режима обучения с применением ресурсов, созданных с помощью инструментальной среды «Дельфин». 
 
Виды занятий, поддерживаемые ресурсом 
 
С помощью инструментальной среды «Дельфин» могут создаваться ресурсы, поддерживающие: 

  •  
    самостоятельное изучение дисциплины — УМК;
  •  
    изучение теоретического материала — электронный учебник;
  •  
    проведение практических занятий по решению задач;
  •  
    проведение виртуальных лабораторных работ;
  •  
    автоматизированная проверка знаний.

 
Формы обучения, поддерживаемые ресурсом 
 
Учебно-методические комплексы, созданные с помощью инструментальной среды «Дельфин», предназначены для использования при очной, очно-дистан-ционной и дистанционной формах обучения. 
 
Методические указания по применению ресурса 
 
В состав справочной системы входит «Методическое руководство Автора», посвященное методике разработки УМК. 
 
Требования к оборудованию для работы с ресурсом 
 
Персональный компьютер с процессором с частотой не менее 600 МГц, объемом оперативной памяти не менее 128 Мб (при интенсивном использовании медиа-ресурсов — не менее 2000 МГц, объемом оперативной памяти не менее 256 Мб). 
 
Требования к программному обеспечению 
 
На персональный компьютер преподавателя-разработчика: операционная система Windows 98/SE/Me/2000/XP, браузер MS Internet Explorer версии не менее 5.5 (при использовании Интернет-ресурсов), необходимые приложения (например, проигрыватель Macromedia Flash при использовании в курсе Flash-файлов). 
 
Краткое описание ресурса 
 
Среда «Дельфин» поможет реализовать творческий потенциал при создании обучающих курсов в любой предметной области. Комфортная, дружественная среда проектирования, графический интерфейс, возможность использования «подсказок» и справочной системы, работа с понятиями, близкими и понятными каждому квалифицированному педагогу, дидактическая база знаний помогут быстро освоить работу с «Дельфином», не прибегая к языкам программирования. Система может применяться в вузах, техникумах, школах, центрах переподготовки специалистов. 
 
«Дельфин» — это: 

  •  
    самые современные психолого-педагогические концепции;
  •  
    обучение и контроль знаний по любым дисциплинам в индивидуальном темпе;
  •  
    редактор слайдов, позволяющий создавать учебный материал курса с использованием всех современных мультимедиа-технологий;
  •  
    анализ более 20 различных типов произвольных высказываний обучаемого.
  •  
    представление структуры (сценария) учебного курса в виде иерархического описания дидактических целей;
  •  
    подключение к курсу пакетов прикладных программ;
  •  
    калькулятор для обеспечения расчетов обучаемого, рисование графиков функций;
  •  
    подключение электронных учебников в виде Интернет-ресурсов;
  •  
    система сбора и обработки статистики о ходе обучения;
  •  
    генерация числовых и текстовых данных для условий контрольных заданий.

 
Эксплуатируется с 1996 года, постоянно  совершенствуется по результатам совместной работы с методистами и преподавателями. [8. Ю.И. Евсикова, О.Н. Кулевацкая, А.Н. Савкин - МЭИ (ТУ), Центр новых информационных технологий]. 

§2. Использование  программных продуктов 1С

 
 
 
Несмотря на наличие большого количества инструментальных средств для создания электронных учебно-методических материалов, позволяющих создавать мощные обучающие  системы, которые содержат и системы  тестирования, основной проблемой организации  курса стал выбор программного средства для реализации цели. Основная часть  программного обеспечения для создания учебников требует определенных навыков программирования, что значительно  ограничивает создание и использование  электронных учебно-методических пособий.  
 
На наш взгляд, удобными при создании и практичными в использовании являются цифровые образовательные ресурсы, созданные средствами программного обеспечения фирмы «1С» (в частности системы программ «1С:Образование»). Данная система программ предоставляет широкий спектр возможностей по работе с ЦОР различной структуры и позволяет создавать мультимедийные учебные курсы для педагогической деятельности, интернет обучения и самообразования. Также удобство использования системы программ «1С:Образование» заключается в следующих возможностях:  

  •  
    загружать в образовательный комплекс собственные файлы форматов html, txt, gif, jpg, swf и др., накладывать атрибуты и в дальнейшем использовать их для работы с образовательным комплексом наравне с другими материалами;
  •  
    с помощью встроенных редакторов создавать новые образовательные объекты, такие, как страницы, слайды, вопросы, коллекции, презентации, тесты;
  •  
    с помощью редактора курсов из перечисленных образовательных объектов компоновать полноценные учебные курсы.

 
Следует отметить преимущества программы  «1С:Образование» над остальными инструментальными  средами:  

  •  
    образовательная ориентация,
  •  
    педагогическая направленность,
  •  
    поддержка всего учебного процесса,
  •  
    создание единой информационной среды школы,
  •  
    доступность в приобретении,
  •  
    масштабное распространение,
  •  
    поддержка фирмой-производителем.

 
Одним из важнейших элементов образовательных  комплексов на платформе «1С:Образование» является возможность импорта в  систему готовых образовательных  объектов. Механизм импорта и экспорта образовательных объектов, реализованный  в системе программ «1С:Образование», позволяет переносить как простые  одиночные объекты, так и связанные  коллекции объектов (презентации, уроки, тесты). При этом происходит импорт/экспорт  не только самих объектов, но и их атрибутов. [9. Хузязянова Э.З., Гилаева  Г.Д.,Нуриахметова М.И. - К вопросу  о выборе программного обеспечения  в поддержку спецкурса «Разработка  цифровых образовательных ресурсов»]  

§3. Программные  средства для создания мультимедиа-ресурсов

 
Виды  и особенности функционирования инструментальных программ для разработки мультимедиа-ресурсов 
 
Учителя и ученики не являются разработчиками мультимедиа-ресурсов, используемых в образовании. Чаще всего педагоги и школьники выступают в качестве пользователей таких средств. Однако практика показывает, что с каждым годом все большее количество учителей не может остаться в стороне от разработки пусть и простых, но электронных средств обучения. В связи с этим современному педагогу целесообразно иметь представление, как о технологиях разработки качественных мультимедиа-ресурсов, так и об аппаратных и программных средствах - инструментах для создания компьютерных средств обучения. 
 
Для создания многих простейших мультимедиа-ресурсов широко используются различные HTML-редакторы. Следует при этом учитывать, что язык HTML достаточно динамично развивается, так что ресурсы, удовлетворяющие новому стандарту языка, могут некорректно воспроизводиться старыми версиями браузеров. 
 
Кроме того, использование браузеров для просмотра накладывает дополнительные ограничения на характер представления учебной мультимедиа информации. 
 
Следует заметить, что системы программирования, используемые для создания локальных компонент, позволяют включать в мультимедиа курс и обращение к ресурсам сети Интернет, интегрируя сетевые и локальные образовательные ресурсы. 
 
Говоря более точно, следует отметить, что при создании мультимедийных гипертекстовых ресурсов и мультимедийных страниц для сети Интернет чаще всего используются следующие языки и инструменты: 

  •  
    язык разметки гипертекста (HTML) - стандартный язык, используемый в Интернет для создания, форматирования и демонстрации информационных страниц; 
  •  
    язык Java - специализированный объектно-ориентированный язык программирования, аналогичный языку C++. Данный язык был разработан специально для использования интерактивной графики и анимации в ресурсах Интернет. Многие готовые приложения (Java applets) доступны в Интернет и их можно выгрузить на компьютер пользователя для дальнейшего использования при создании собственных информационных сетевых и несетевых мультимедиа-ресурсов; 
  •  
    язык VRML (Virtual Reality Modeling Language) позволяет создавать и размещать в сети объемные трехмерные объекты, создающие иллюзию реального объекта намного сильнее, чем простые анимации. Подобные трехмерные объекты в зависимости от их "объема" принято называть "виртуальными комнатами", "виртуальными галереями" и "мирами"; 
  •  
    CGI (Common Gateway Interface) - по сути является не языком программирования, а спецификацией, описывающей правила сбора информации и создания баз данных. Разработчики используют язык PERL или какой-либо другой язык для того, чтобы создавать CGI-программы, которые позволяют размещать в сети и обеспечивать работу "динамических документов". Так, например, пользователи сталкиваются с подобными программами, заполняя в режиме реального времени на Интернет-страницах бланки анкет и отзывов, отвечая на вопросы тестов и т.п.

 
Учителя и учащиеся могут использовать и другие инструменты для создания мультимедиа-ресурсов. Для этого  педагоги должны выбрать программу-редактор, которая будет использоваться для  создания страниц мультимедиа-средства. Существует целое множество инструментальных сред для разработки мультимедиа, позволяющих  создавать полнофункциональные  мультимедийные приложения. Такие пакеты, как Macromedia Director или Authoware Professional являются высокопрофессиональными и дорогими средствами разработки, в то время, как FrontPage, mPower 4.0, HyperStudio 4.0 и Web Workshop Pro являются их более простыми и дешевыми аналогами. Такие средства, как PowerPoint и текстовые  редакторы (например, Word) также могут  быть использованы для создания простейших мультимедиа-ресурсов. 
 
Перечисленные средства разработки снабжены подробной документацией, которую легко читать и воспринимать. Конечно же, существует множество других средств разработки, которые могут быть с равным успехом применены вместо названных. 
 
Мультимедийная информация, размещенная в Интернет может представлять из себя компьютерные файлы достаточно больших размеров. Это может быть связано с наличием средств интерактивности, подключения аудио- и видеофрагментов, графических изображений высокого разрешения и пр. В связи с недостаточной пропускной способностью и надежностью существующих каналов связи полномасштабное использование таких информационных ресурсов в учебном процессе может быть затруднено.  
 
В некоторых случаях избежать проблем, связанных с отсутствием или плохим качеством телекоммуникационных сетей, можно за счет работы с такими ресурсами в локальном режиме. В ходе локального взаимодействия с мультимедиа-ресурсом, школьники получают информацию не из телекоммуникационных сетей, а из источников внутренней или внешней памяти своего же компьютера. При этом содержание информационного ресурса и способы представления информации в нем полностью соответствуют тем, что размещены в Интернет. Зачастую, такие ресурсы просто копируются из сетевых источников в ходе сеанса телекоммуникационной работы, а затем предъявляются учащимся в локальном варианте. 
 
Сравнительно большой объем предоставляемой в таком случае мультимедийной информации не позволяет использовать традиционные гибкие магнитные диски (дискеты) для ее переноса и хранения. Частично, хранение набора Интернет-сайтов может быть обеспечено за счет использования несъемных жестких магнитных дисков ("винчестеров"), имеющихся на всех современных компьютерах. Однако такой способ представления мультимедийной информации практически полностью блокирует возможность переноса информации с одного компьютера на другой. Наиболее перспективным, с точки зрения образования, средством хранения мультимедийной информации, получаемой из Интернет являются оптические лазерные компакт-диски (CD). Благодаря высокотехнологичным лазерным методам записи и считывания информации на этом носителе при его относительно малом физическом размере можно качественно представить достаточно большое количество мультимедиа информации. 
 
Использование CD в качестве средства обучения может привнести в учебный процесс школы следующие основные преимущества: 

Информация о работе Цифровые образовательные ресурсы