Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 10:29, курсовая работа
Использование в учебном образовательном процессе цифрового образовательного ресурса позволяет повысить интерес к обучению и помощь в усвоении учебного материала, а так же комплексное использование информационных технологий с другими учебными предметами.
Введение 3
Глава 1. Обзор цифровых образовательных ресурсов 5
§1. Что такое Цифровые образовательные ресурсы 5
§2. Классификация Цифровых образовательных ресурсов 7
§3. Классификация электронных учебных изданий (ЭУИ) 11
Глава 2. Дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов 16
§1. Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике 16
§2. Проект «информатизация системы образования» в России 27
§3. Учитель и современные цифровые образовательные ресурсы 28
§4. Методы развития познавательной активности учащихся с использованием средств мультимедиа 33
Глава 3. Инструментальные средства для создания цифровых образовательных ресурсов 36
§1. Интегрированная среда проектирования учебных курсов «Дельфин 6» 36
§2. Использование программных продуктов 1С 39
§3. Программные средства для создания мультимедиа-ресурсов 41
Заключение 48
Аудио – видео объекты живой и неживой природы; предметные экскурсии; энциклопедии.
Предметные лабораторные практикумы; предметные виртуальные лаборатории.
Учебники; учебные пособия; первоисточники и хрестоматии; энциклопедии.
Виды ЭУИ по представлению содержания
Классификация № 1
Классификация № 2
Рисунки и фоторепродукции картин, памятников архитектуры и скульптуры; фотопортреты и фотоизображения окружающего мира; таблицы (разъяснительные, сравнительные, обобщающие) и схемы; диаграммы, графики, карты; интерактивные таблицы, рисунки, карты, схемы; тексты определения понятий, процессов, явлений; математические, химические формулы и математические, химические уравнения; текстовые комментарии к описываемому процессу, явлению; текст, дублирующий содержание учебника; текст, дополняющий содержание учебника; фрагменты из литературных произведений; критические статьи и исторические документы, анимации процессов, анимации природных явлений, событий, социальных явлений, аудио коллекция; речевые фрагменты персоналий; видеофрагменты, аудио-видеофрагменты явлений, процессов, событий.
[2. С.Г.
Григорьев, В.В Гриншкун. Педагогические
аспекты формирования образовательных
ресурсов http://mf.mgpu.ru/main/
Педагогические инструменты цифровых образовательных ресурсов:
Интерактив (взаимодействие) – поочередные высказывания (от выдачи информации до произведенного действия) каждой из сторон. Причем каждое высказывание производится с учетом как предыдущих собственных, так и высказываний другой стороны.
Мультимедиа - представление ресурсов и процессов не традиционном текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.
Моделинг - моделирование реальных ресурсов и процессов с целью их исследования.
Коммуникативность - возможность непосредственного общения, оперативность предоставления информации, контроль за состоянием процесса.
Производительность
- автоматизация нетворческих, рутинных
операций, отнимающих у человека много
сил и времени. Быстрый поиск информации
по ключевым словам в базе данных, доступ
к уникальным изданиям справочно-информационного
характера [3. http://resource.ippk.ru/
"Образовательные
системы должны быть
(мнение министров образования стран "большой восьмерки", высказанное на форуме в Петербурге, в июне 2006 года.)
Прежде чем приступить к изучению конкретных новых педагогических технологий, ознакомимся хотя бы в кратком изложении с основными тенденциями развития систем образования в мире. Это поможет лучше понять роль новых технологий в практике обучения, которую скорее следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Начнем наш разговор с анализа основных тенденций Развития систем образования в мировой педагогической практике.[4 Полат Е.С. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2001]
Неудовлетворенность
многих стран результатами школьного
образования привела к
Сравнительный анализ математической и естественно-научной подготовки учащихся 50 стран мира по данным Третьего международного исследования (Third International Mathematics and Science Study — TIMSS)1[1] показал, что самые высокие результаты как по математике, так и естествознанию имеют школьники Сингапура. Их показатели статистически значимо отличаются от показателей других стран, участвовавших в исследовании по математике (7—8-е классы) и естествознанию (8-е классы). К ним приближаются школьники Южной Кореи и Японии, а также Бельгии и Чешской Республики.
Результаты российских школьников попадают в промежуточную среднюю группу. При этом, по заключению комиссии, анализировавшей данные исследования, наши школьники хуже владеют экологическими и методологическими знаниями; больших успехов они достигли в области владения фактологическим материалом — области, в которой требуется воспроизведение готовых знаний и применение их в знакомой ситуации. Нетрадиционная постановка вопросов для наших учащихся заметно снижала уровень их ответов. Что же касается умений интегрировать эти знания и применять их для получения новых знаний и объяснения явлений, происходящих в окружающем мире, то здесь наши школьники были откровенно не на высоте. Именно эти умения демонстрировали школьники лидирующих стран.
Важно отметить, что данные показатели тестирования 13-летних школьников в 1991 и в 1995 годах в рамках проекта TIMSS были весьма близкими. Это показывает, что состояние естественно-научного образования практически не изменилось в этих странах за последние пять лет.
По результатам проведенного сравнительного анализа были сделаны и некоторые рекомендации к реформированию системы обучения не только этим, но и другим учебным предметам, поскольку весьма похожая картина наблюдается и в начальных классах, и по истории, и по иностранным языкам, по которым в 1995 году было проведено аналогичное исследование.
Среди сформулированных рекомендаций нам представляются наиболее существенными следующие:
В 1997 году были проанализированы результаты тестирования выпускников школ стран TIMSS по математике и физике. Цель данного тестирования — оценить состояние математической и естественнонаучной подготовки выпускников общеобразовательных средних учебных заведений в сопоставлении с различными системами образования. Оценке также подлежала подготовка учащихся по углубленной программе по математике и учащихся, изучавших физику как отдельный предмет.
При
сопоставлении результатов
Что же подлежит проверке в таких исследованиях?
Проверка проводится по трем основным областям:
1.
Содержательная — какой
2. Контекстуальная — может ли выпускник школы использовать знания, полученные в школе при решении повседневных задач, в контексте реальных жизненных ситуаций? Или, изучив курсы естественнонаучных предметов, ученик при объяснении наблюдаемых явлений опирается не на то, чему его обучали в школе, а на псевдонаучные, бытовые представления, сформированные у него за пределами школы?
3.
Процессуальная — сформированы
ли интеллектуальные умения, позволяющие
проводить логические
Основные выводы, которые были сделаны относительно российских школьников: