Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:50, курсовая работа
Составной частью экономической жизни любого современного государства является внешнеэкономическая деятельность. Роль, которую играет то или иное государство в мировой торговле, во многом определяет его авторитет как члена мирового сообщества. Именно поэтому каждое государство стремится создать надлежащие условия для участия во внешнеэкономической деятельности своим предприятиям и фирмам.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА 5
ГЛАВА 2. ФОРМА ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА 16
ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА 20
Раздел 1. Существенные условия внешнеторгового договора 20
Раздел 2. Обычные и случайные условия внешнеторгового договора 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
Само
определение уже содержит такие
отличительные черты
Систему
источников правового регулирования
внешнеторгового договора составляют
источники национального права
Республики Беларусь и международные
источники в сфере
К источникам национального права относятся:
1. Конституция Республики Беларусь, которая определяет основные принципы и направления внешней политики государства.
2. Международные договора и соглашения;
3. Указы Президента Республики Беларусь.
4. Кодексы Республики Беларусь: Гражданский кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь.
5. Законы Республики Беларусь.
6. Иные нормативные правовые акты. В сфере правового регулирования внешнеторгового договора важную роль играют акты Высшего хозяйственного суда.
Особую
роль в правовом регулировании внешнеторговой
деятельности играют международные
источники, среди которых Конвенция
Организации объединенных наций
от 11.04.1980 «О договорах международной
купли-продажи», Гаагская Конвенция
от 22.12.1986 «О праве, применимом к
договорам международной купли-
Помимо
национального законодательства и
международных договоров к
Внешнеторговый договор должен быть заключен в письменной форме. При этом несоблюдение простой письменной формы такого договора влечет его недействительность (п. 3 ст. 163 ГК).
Следует
отметить, что условие о форме
внешнеэкономической сделки является
императивным требованием законодательства
Республики Беларусь. В случае, если
одной из сторон такой сделки выступает
субъект Республики Беларусь, в
силу ст. 1100 ГК независимо от места
совершения этой сделки, она должна
соответствовать данному
При этом под простой письменной формой договора законодатель понимает заключение договора путем:
- составления одного документа, подписанного сторонами;
-
обмена документами
-
совершения лицом, получившим
письменное предложение
Остановимся
подробнее на возможности заключения
внешнеторгового договора путем
обмена документами. В п. 3 ст. 404 ГК определено,
что обмен документами
Так, одним из самых распространенных средств связи, посредством которых заключаются внешнеторговые договора, является обмен документами по факсу. Тем не менее, заключение договора подобным способом таит в себе риск признания договора незаключенным. Это связано с тем, что на практике порой невозможно достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору, что он подписан уполномоченным лицом и.т.д.
По мнению Функа Я.И. обмен документами посредством факсов не может рассматриваться как надлежащая письменная форма сделки в силу того, что документ исходит от стороны по договору по следующим причинам: несмотря на то, что в факсе (как документе) есть "бегущая строка", благодаря которой можно идентифицировать номер телефонного аппарата, с которого был отправлен факс (а в современных телефонах есть функция, позволяющая подтвердить содержание текста, отправленного с соответствующего телефонного аппарата), но ни один реквизит факса как документа не позволяет с надлежащей достоверностью утверждать, что он подписан полномочным лицом, так как подпись под факсом в силу ее прохождения через соответствующий аппарат связи не передает всех нюансов подписи конкретного физического лица, а раз так, то она надлежащим образом не может быть идентифицирована, если ни одна из экспертиз не может подтвердить либо опровергнуть то, что подпись выполнена именно должностным лицом, указанным в договоре8.
Заключение договора путем обмена электронными документами также имеет свои особенности. К способам заключения договора посредством компьютерной сети относят: обмен электронными документами по электронной почте; заключение договора с использованием web-страниц. Для внешнеторгового договора, безусловно, применим первый способ.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28.12.2009 N 113-З "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" (далее - Закон об электронном документе) под электронным документом понимается документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность.
В ст. 16 Закона об электронном документе перечислены требования, предъявляемые к электронному документу, к которым относятся:
создание, обработка, хранение, передача и прием с помощью программных, программно-технических и технических средств;
структура
документа: общая и особенная
части. Общая часть состоит из
информации, составляющей содержание
документа, особенная - из одной
или нескольких электронных цифровых
подписей, а также может содержать
дополнительные данные, необходимые
для проверки электронной цифровой
подписи (электронных цифровых подписей)
и идентификации электронного документа,
которые устанавливаются
представление в форме, доступной и понятной для восприятия человеком.
Итак,
для совершения договора путем обмена
электронными документами требуется
наличие соответствующей
Подпись
на договоре по общему правилу должна
быть сделана собственноручно
Во избежание указанных проблем необходимо во внешнеэкономическом контракте (договоре) четко указывать юридические адреса сторон, а также проверять реальный юридический адрес партнера, потребовав предоставления свидетельства о регистрации, Устава или иного документа, подтверждающего юридическую правоспособность контрагента в стране его местонахождения. В п. 32 постановления Пленума № 31 определено, что юридический статус иностранного юридического лица подтверждается, как правило, легализованной выпиской из торгового реестра (регистра) страны происхождения. Юридический статус иностранных лиц может подтверждаться иными эквивалентными доказательствами, признаваемыми в качестве таковых законодательством страны учреждения, гражданства или местожительства иностранного лица.
Кроме того, в ряде случаев внешнеторговый договор должен быть нотариально удостоверен. В силу п. 2 ст. 164 ГК нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законодательных актах или если это предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по законодательству для сделок данного вида эта форма не требовалась.
Соблюдение формы внешнеторгового договора имеет принципиально важное значение, так как последствием ее несоблюдения является признание сделки недействительной. При этом, законодательство Республики Беларусь не ограничивает стороны в заключении только «бумажного» соглашения, а позволяет использовать факсимильную связь, заключать договор путем обмена электронными документами и.т.д. При этом важно соблюсти условия, придающие юридическую силу документам, заключенным при помощи почтовой, телеграфной, телетайпной, электронной или иной связи.
При
этом заключение договора путем обмена
документами посредством
Содержание договора составляют его условия (статьи или пункты), в отношении которых заключающие договор стороны достигли согласия в ходе переговоров. Традиционно условия договора делят на существенные, обычные и случайные.
В
соответствии с п. 1 ст. 402 ГК договор
считается заключенным, если между
сторонами в требуемой в
1. условия о предмете договора;
2.
условия, которые названы в
законодательстве как
3.
условия, относительно которых
по заявлению одной из сторон
должно быть достигнуто
Указ
178 помимо условия о предмете договора
в качестве обязательных условий
предусматривает условия расчета.
При этом под условиями расчета
понимается установленное внешнеторговым
договором обязательство
Немного подробнее остановимся на условиях расчета. Выбор сторонами такого условия расчета как «предоплата» несет в себе некоторые особенности.
Законодательство
Республики Беларусь содержит особые
условия авансовых платежей по внешнеторговым
договорам. Это временная мера, необходимость
которой была продиктована экономической
ситуацией. Статьей 1 Постановления
правления Национального Банка
Республики Беларусь (далее - НБ) от
11.11.2008 № 165 «О порядке проведения расчетов
по внешнеторговым договорам, предусматривающим
импорт» предусмотрено, что проведение
импортером платежа(ей) в пользу нерезидента
со счета, открытого в банке Республики
Беларусь, по внешнеторговой(ым) операции(ям),
осуществляемой(ым) в рамках внешнеторгового
договора, предусматривающего импорт,
до даты прекращения нерезидентом своих
обязательств перед импортером по поставке
товаров, передаче охраняемой информации,
исключительных прав на результаты интеллектуальной
деятельности, выполнению работ, оказанию
услуг запрещено, за исключением
случая наличия разрешения НБ, выдаваемого
в соответствии с настоящим постановлением
и подписанного Председателем Правления
НБ либо его заместителем, направляющим
деятельность главного управления валютного
регулирования и валютного
По состоянию на начало января 2011 года существовало порядка четырех разрешений Национального Банка Республики Беларусь, которые при наличии определенных условий давали разрешение на проведение авансовых платежей. На сегодняшний день три из таких разрешений Письмом НБ от 5 января 2011 г. N 31-16/2 "О неприменении в работе писем" утратили силу. Так, в частности не применяется недавно вышедшее Письмо НБ от 01.09.2010 № 31-14/244 "Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей", согласно которому импортерам разрешалось проведение авансовых платежей по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт, общая сумма денежных обязательств импортера по которым не превышала 5000 евро в эквиваленте (включая все дополнительные соглашения (спецификации) к основному договору.