Внешнеторговый договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Составной частью экономической жизни любого современного государства является внешнеэкономическая деятельность. Роль, которую играет то или иное государство в мировой торговле, во многом определяет его авторитет как члена мирового сообщества. Именно поэтому каждое государство стремится создать надлежащие условия для участия во внешнеэкономической деятельности своим предприятиям и фирмам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА 5
ГЛАВА 2. ФОРМА ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА 16
ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА 20
Раздел 1. Существенные условия внешнеторгового договора 20
Раздел 2. Обычные и случайные условия внешнеторгового договора 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

Файлы: 1 файл

курсовая внешнеторговый договор.docx

— 91.67 Кб (Скачать)
tify">    1. операции  проводимые:

    - между резидентами и нерезидентами  по договорам, предусматривающим  передачу имущества в аренду, финансовую аренду (лизинг) независимо  от того, является арендатором  или арендодателем резидент либо нерезидент, а также от места нахождения имущества, передаваемого в аренду, финансовую аренду (лизинг);

    - между резидентами и нерезидентами  в рамках выполнения административных  процедур;

    - в соответствии с договорами  страхования (всех видов), договорами  займа и кредитными договорами;

    - представительствами (филиалами)  резидентов, дипломатическими и  иными официальными представительствами  (филиалами), консульскими учреждениями  Республики Беларусь, находящимися  за пределами Республики Беларусь, для собственных нужд, необходимых  для обеспечения функционирования  перечисленных представительств (филиалов), консульских учреждений;

    - в соответствии с внешнеторговыми  договорами, по условиям которых  фактическими получателями охраняемой  информации, исключительных прав  на результаты интеллектуальной  деятельности, услуг выступают физические  лица - резиденты либо физические  лица - нерезиденты;

    - на территории Республики Беларусь  резидентами с представительствами  (филиалами) нерезидентов, дипломатическими  и иными официальными представительствами  (филиалами), консульскими учреждениями  иностранных государств, находящимися  в Республике Беларусь, для собственных  нужд, необходимых для обеспечения  функционирования перечисленных  представительств (филиалов), консульских  учреждений;

    - на территории Республики Беларусь  резидентами с физическими лицами - нерезидентами по реализации  резидентами товаров (охраняемой  информации, исключительных прав  на результаты интеллектуальной  деятельности, работ и услуг) для  использования, не связанного  с предпринимательской деятельностью;

    2. относимые в соответствии с  законодательством Республики Беларусь  к банковским операциям;

    3. расчеты по которым осуществляются:

    - физическими лицами, являющимися  индивидуальными предпринимателями,  наличными денежными средствами  за пределами Республики Беларусь;

    - через счета резидентов (банками  и небанковскими кредитно-финансовыми  организациями - через корреспондентские  счета), открытые в банках-нерезидентах (в том числе счета, на которых  отражаются обязательства резидентов  перед банками-нерезидентами);

    4. иные операции, предусмотренные  Национальным банком.

    Внешняя торговля объектами интеллектуальной собственности включает в себя  полную или частичную передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности  резидентом Республики Беларусь нерезиденту Республики Беларусь или нерезидентом Республики Беларусь резиденту Республики Беларусь на основании возмездных сделок.

    Что касается внешней торговли информацией, то ее отнесение к тому или иному  объекту внешнеэкономической деятельности зависит от характера такой информации. Так, если получение информации непосредственно  связано с передачей этих товаров, то подразумевается осуществление  внешней торговли товарами, если же  информация передается как следствие  полной или частичной передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности  – имеет место внешняя торговля такими объектами, во всех иных случаях - внешняя торговля услугами.

    Практическое  значение понимания отнесения того либо иного договора, заключенного между резидентом и нерезидентом Республики Беларусь к внешнеторговому, заключается в том, будут ли подпадать  такие договоры под регулирование  Указа №178 и, соответственно, вытекающая из этого необходимость соблюдать  императивные нормы указа в части  расчетов по внешнеторговому договору, ограничению сроков по завершению внешнеторговых операций, способов прекращения обязательств и требования о регистрации сделки в отдельных случаях.

    Систему источников, регулирующих внешнеторговый договор,  составляют источники национального  права Республики Беларусь и международные  источники.

    К источникам национального права  относятся:

  1. Конституция Республики Беларусь, которая определяет основные принципы и направления внешней политики государства.
  2. Кодексы Республики Беларусь: Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З (далее - ГК), содержащий нормы об обязательствах, нормы международного частного права в сфере гражданских правоотношений. Немаловажную роль играют Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы Республики Беларусь, определяющие порядок рассмотрения споров, осложненных иностранным элементом.
  3. Указ №178, Указ Президента Республики Беларусь от 03.02.1997 №121 «О  присоединении Республики Беларусь к европейской конвенции о зарубежном праве и Дополнительному протоколу к Европейской конвенции об информировании о зарубежном праве» и др.
  4. Законы Республики Беларусь: Закон о внешнеторговой деятельности, Закон о валютном контроле и др.
  5. Подзаконные нормативные акты: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 «Об утверждении Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля», Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций»  и другие.
  6. Судебная практика в Республике Беларусь по действующему законодательству не является источником права. Исключение составляют акты Конституционного Суда, постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Хозяйственного Суда, отнесенные законодателем к нормативным правовым актам (ч. 10 ст. 2 Закона Республики Беларусь от  10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»). Также, в соответствии со ст. 3 ГК гражданское законодательство составляют акты Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (далее - ВХС), изданные в пределах их компетенции по регулированию гражданских отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами. К таким актам ВХС можно отнести: Постановление Президиума ВХС от 28.02.2007 №12 «Об утверждении методических рекомендаций о рассмотрении хозяйственных (экономических) споров и иных дел с участием иностранных граждан» (далее - Постановление Президиума ВХС №12), Постановление Пленума ВХС от 02.12.2005 №31 «О практике рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц» (далее - Постановление Пленума ВХС №31), Постановление Пленума ВХС от 16.12.1999 № 16 «О применении норм законодательства Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» и др.

    Особую  роль в правовом регулировании внешнеторгового  договора играют международные источники. Так, ст. 8 Конституции Республики Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права  и обеспечивает соответствие им законодательства.

    Основными международными актами, регулирующими  внешнеторговый договор являются:

    Международные договоры: Конвенция Организации  объединенных наций (далее - ООН) от 11.04.1980  «О договорах международной купли-продажи» (далее – Конвенция 1980), Гаагская Конвенция от 22.12.1986  «О праве, применимом к договорам международной купли-продажи  товаров» (Республика Беларусь не является участницей данной конвенции), Конвенция  ООН от 14.06.1974 «Об исковой давности в международной купле-продаже  товаров» (г.Нью-Йорк 14.06.1974), Конвенция  ООН о признании и  приведении в исполнение арбитражных решений (г. Нью-Йорк 10.06.1958), Генеральное соглашение по торговле услугами (г. Марракеш 15.04.1994), Конвенция о международном финансовом лизинге (г. Оттава 28.05.1988г.), Конвенция о получении доказательств за границей по гражданским и торговым делам (18.03.1970 в Гааге), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Кишинев 07.10.2002,), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (г. Минск  02.01.1993), Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (г. Киев 20.03.1992) (по спорам с участием субъектов хозяйствования участников Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) и иные.

    Также необходимо отметить, что Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором о комиссии таможенного союза от 06.10.2007 формируют таможенный союз.

    Согласно  Таможенному кодексу Таможенного  союза (далее - ТК ТС) таможенное регулирование  в Таможенном союзе (ТС) осуществляется в соответствии с таможенным законодательством  ТС, а в части, не урегулированной  таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства ТС - в соответствии с законодательством  государств - членов ТС.

    Согласно  статье 3 ТК ТС таможенное законодательство ТС состоит из:

    - ТК ТС;

    - международных договоров государств - членов ТС, регулирующих таможенные  правоотношения в ТС;

    - решений Комиссии таможенного  союза (КТС), регулирующих таможенные  правоотношения в ТС, принимаемых  в соответствии с ТК ТС и  международными договорами государств - членов ТС.

    Единую  таможенную территорию ТС составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами  территорий государств - членов ТС искусственные  острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых  государства - члены ТС обладают исключительной юрисдикцией.

    ТК  ТС вступил в  силу 01.07.2010 года и полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской конвенции) и сменяет Таможенный кодекс Республики Беларусь. Нормы таможенного законодательства Республики Беларусь действуют в части, не противоречащей ТК ТС.

    Помимо  национального законодательства и  международных договоров к числу  источников регулирования внешнеэкономических  сделок относятся также международные  обычаи, международные торговые обычаи и обыкновения. В теории права  под обычаями принято понимать «правила поведения общего характера, исторически складывающиеся в силу данных фактических отношений и вошедшие в привычку в результате многократного повторения»3.

    Обычаи  международного делового оборота: Правила  международной торговой палаты (далее - МТП) "Международные правила  толкования торговых терминов Инкотермс 2010 (INCOTERMS 2010) (Публикация ICC №715)" (далее - Инкотермс)4, Принципы УНИДРУА от 2004 «Принципы международных коммерческих договоров» (далее – Принципы УНИДРУА)5, Унифицированные правила по инкассо "Публикация МТП 1995г. №522), Форс-мажорные обстоятельства (Публикация МТП 1985г. №421 (Е). К обычаям делового оборота можно отнести и публикуемые Международной торговой палатой типовые договоры, основной целью которых является облегчить участникам внешнеэкономических отношений процедуру заключения договора и разрешение последующих споров, вытекающих из данных правоотношений. Это такие типовые договора как Типовой контракт МТП Международной купли-продажи готовых изделий, предназначенных для перепродажи (Публикация МТП №556 (Е), Типовой контракт МТП Международного франчайзинга (Публикация МТП №557) и др.

    Согласно  п. 40 Постановления Пленума ВХС  №31 при разрешении споров хозяйственный  суд вправе применять обычаи международного делового оборота, не противоречащие законодательству Республики Беларусь в том случае, когда участники сделки прямо  договорились об их применении. Более  того, в Постановлении Пленума ВХС №31 отмечается, что при применении базисных условий Инкотермс, стороны вправе по взаимному соглашению изменить содержание базисных условий поставок, на которые они ссылаются в договоре.  Подтверждением последнего является судебная практика Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП Российской Федерации N 385/1998 (решение от 18.10.1999), согласно которому суд пришел к выводу, что условия CIF (Инкотермс 1990) действительно были полностью исполнены продавцом, и он дает в своем отзыве на исковое заявление правильное толкование указанных условий, продавец не учитывает, что в заключенном им договоре условия CIF были изменены сторонами и, в частности, предусмотрено право покупателя требовать возврата уплаченной за товар суммы, если он не прибудет в порт назначения в течение 180 дней с даты отгрузки. Указанное изменение условий CIF покупатель объяснил особенностями действующего в России валютного законодательства, но независимо от этого стороны договора в силу общепринятого в коммерческих отношениях начала свободы договора были вправе согласовать такие изменения, которые имеют юридическую силу и обязательны для сторон договора6.

    Как говорилось выше, судебная практика в  Республике Беларусь не является источником права. Тем не менее, в странах  англосаксонской системы права  судебная практика признается в качестве основного источника права, поскольку  в этих странах сформирована и  действует с давних пор система  судебных прецедентов, т.е. система  прецедентного права (Case law). Тем не менее, значение судебной и арбитражной  практики имеет огромное значение, поскольку обусловлено применением  иностранного права и коллизионных норм. Под судебной (арбитражной) практикой  понимается совокупность судебных решений, выражающих взгляды и мнения судей  по конкретному гражданско-правовому  вопросу, имеющая значение при рассмотрении аналогичных споров. Суд (арбитраж) при рассмотрении гражданско-правового  спора с иностранным элементом  использует в качестве обоснования  своего решения судебную практику. Подтверждением сказанному является ч. 3 ст. 36 Закона Республики Беларусь  9 июля 1999 г. № 279-З «О международном  арбитражном (третейском) суде», который  гласит: «При рассмотрении спора состав международного арбитражного суда исходит  из содержания договора, связывающего стороны, а также учитывает обычаи международного делового оборота и  судебную практику».

    Примером  применения международными арбитражными судами практики, которую стороны  договора международной купли-продажи  товаров установили в своих взаимоотношениях, для определения сути отношений  сторон является дело № 28/1998, рассмотренное в Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП Российской Федерации (Решение от 17.01.1999). В рамках спорного договора продавец производил зачисления поступивших на его счет денежных средств за товары, поставлявшиеся по двум разным контрактам по своему усмотрению. По данному поводу суд указал, что между сторонами в рамках их отношений установилась практика расчетов таким образом, что ответчик или конечные покупатели перечисляли истцу суммы без указания номера контракта и наименования товара. Исходя из этого, суд решил, что истец был вправе распределять поступившие за поставленные товары суммы по двум контрактам по своему усмотрению7.

    Таким образом, осуществление внешнеторговой деятельности опосредуется заключением  внешнеторгового договора, который  имеет свои особенности по сравнению  с договорами, заключаемыми между резидентами Республики Беларусь. Примечательно, что в отличие от законодательства  Российской Федерации, система законодательства Республики Беларусь содержит легальное определение внешнеторгового договора, под которым понимается договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг.

Информация о работе Внешнеторговый договор