Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:50, курсовая работа
Краткое описание
Составной частью экономической жизни любого современного государства является внешнеэкономическая деятельность. Роль, которую играет то или иное государство в мировой торговле, во многом определяет его авторитет как члена мирового сообщества. Именно поэтому каждое государство стремится создать надлежащие условия для участия во внешнеэкономической деятельности своим предприятиям и фирмам.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА 5 ГЛАВА 2. ФОРМА ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА 16 ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА 20 Раздел 1. Существенные условия внешнеторгового договора 20 Раздел 2. Обычные и случайные условия внешнеторгового договора 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
ГЛАВА
1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕТОРГОВОГО
ДОГОВОРА 5
ГЛАВА
2. ФОРМА ВНЕШНЕТОРГОВОГО
ДОГОВОРА 16
ГЛАВА
3. УСЛОВИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО
ДОГОВОРА 20
Раздел
1. Существенные условия
внешнеторгового
договора 20
Раздел
2. Обычные и случайные
условия внешнеторгового
договора 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ 38
ВВЕДЕНИЕ
Составной
частью экономической жизни любого
современного государства является
внешнеэкономическая деятельность.
Роль, которую играет то или иное
государство в мировой торговле,
во многом определяет его авторитет
как члена мирового сообщества. Именно
поэтому каждое государство стремится
создать надлежащие условия для
участия во внешнеэкономической
деятельности своим предприятиям и
фирмам.
Важной
сферой внешнеэкономической деятельности
является внешняя торговля. Участники
внешнеторговых отношений непосредственно
вступают в них посредством заключения
внешнеторгового договора. При этом
следует отметить, что правовое
регулирование внешнеторгового
договора отличается от регулирования
иных внутринациональных договоров
и включает в себя не только нормы
национального и международного
права, но и в отдельных случаях
судебную практику и обычаи международного
делового оборота.
В
современной юридической литературе
проблемам, связанным с правовым
регулированием внешнеторговой деятельности
посвящены труды Я.И. Функа, В.А. Канашевского,
В.С. Каменкова, А.П. Беловой, А.И.
Войтовича, Т. З. Шалаева и других.
В
ходе исследования были использованы
труды вышеупомянутых белорусских
и российский ученых. Нормативную
основу работы составили Гражданский
кодекс Республики Беларусь, общие
и специальные законы, многочисленные
Указы Президента Республики Беларусь,
акты Национального банка Республики
Беларусь, различные международные
договора и соглашения.
Основная
цель работы состоит в том, чтобы
на основе имеющихся теоретических
разработок и анализа законодательства
провести изучение правого регулирования
внешнеторгового договора, систематизировать
систему источников такого правового
регулирования, определить содержание
и структуру внешнеторгового
договора, выявить порядок определения
условий о применимом праве и особенности
такого определения.
Реализация
данных целей предполагает решение
следующих задач:
1.
Определение понятия внешнеторгового
договора, ее структуры и содержания;
2.
Анализ действующей нормативно-правовой
основы правового регулирования
внешнеторгового договора в Республике
Беларусь и изучение основных
применяемых международных актов
в данной сфере;
3.
Анализ формы внешнеторгового
договора.
Объектом
исследования курсовой работы являются
непосредственно внешнеторговый договор.
Предметом же является правовое регулирование
внешнеторгового договора в рамках
национального законодательства и
международных конвенций, соглашений.
Методологическую
основу исследования составили в
совокупности как общие, так и
частные методы: историко-правовой
метод сравнительного анализа, анализ
и обобщения научных и нормативно-правовых
материалов.
Для
достижения поставленных целей, курсовая
работа разделена на три главы. Первая
глава «Понятие и источники правового
регулирования внешнеторгового
договора» рассматривается понятие
внешнеторгового договора и особенности
объектов такого договора, определяется
система источников, регулирующих внешнеторговый
договор.
Вторая
глава «Форма внешнеторгового договора»
посвящена основным требованиям
законодательства Республики Беларусь
к форме внешнеторгового договора,
рассматривает возможность заключения
внешнеторгового договора посредством
различных систем связи.
Глава
третья «Условия внешнеторгового договора»
структурно состоит из двух разделов:
раздел 1. Существенные условия внешнеторгового
договора; раздел 2. Обычные и случайные
условия внешнеторгового договора».
В третьей главе определяются
существенные условия договора, рассматриваются
требования Указа Президента Республики
Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке
проведения и контроля внешнеторговых
операций», влияющие на условия договора,
определяются иные условия, которые
сторонам желательно предусмотреть
в договоре. Также рассмотрены условия
договора о порядке рассмотрения споров,
возникающих между сторонами внешнеторгового
договора и условия о выборе применимого
права с учетом имеющихся в законодательстве
сверхимперативных норм и оговорки о публичном
порядке.
ГЛАВА
1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕТОРГОВОГО
ДОГОВОРА
Согласно
Закону Республики Беларусь от 14.11.2005 №60-З
«Об утверждении основных направлений
внутренней и внешней политики»
внешнеэкономическая деятельность
является одной из основных сфер реализации
внешней политики Республики Беларусь.
Каждая
сфера внешнеэкономической деятельности
имеет свою систему нормативных
правовых актов. И одной из важных форм
осуществления внешнеэкономической деятельности
является внешнеторговая деятельность.
Внешнеторговая
деятельность является разновидностью
экономической предпринимательской
деятельности, отличительной чертой
которой является осуществление
деятельности в области международного
обмена, состоящее в перемещении
товаров и иных объектов через
границы разных государств или передачу
этих объектов между субъектами, относящихся
к разным государствам. Классификация
и регламентация внешнеторговой
деятельности производятся с учетом
ее элементов: объекта, субъектов и
содержания отдельных внешнеторговых
операций1.
Статья
6 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004
№ 347-З «О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности» (далее
- Закон о внешнеторговой деятельности)
раскрывает понятие внешнеторговой деятельности
как деятельности по осуществлению внешней
торговли товарами, и (или) услугами, и
(или) объектами интеллектуальной собственности.
Само определение содержит в себе круг
объектов внешнеторговой деятельности
- товары, услуги и объекты интеллектуальной
собственности.
Осуществление
внешнеторговой деятельности опосредуется
заключением внешнеторгового договора.
Примечательно, что система законодательства
Республики Беларусь содержит легальное
определение внешнеторгового договора
в отличие от законодательства
Российской Федерации, где данное
определение выводится из понятия
внешнеторговой деятельности, которое
нормативно закреплено. Указ Президента
Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178
«О порядке проведения и контроля
внешнеторговых операций» (далее –
Указ №178) под внешнеторговым договором
понимает договор между резидентом
и нерезидентом, предусматривающий
возмездную передачу товаров, охраняемой
информации, исключительных прав на результаты
интеллектуальной деятельности, выполнение
работ, оказание услуг.
Основными
признаками внешнеторгового договора,
исходя из приведенного определения, являются:
Сторонами
договора являются резидент и нерезидент,
т.е. законодатель делает акцент на то,
что это должны быть субъекты разных государств,
при этом местонахождение иностранного
объекта, являющегося, к примеру, предметом
договора значение в квалификации
внешнеторгового договора не имеет. То
есть сам факт пересечения товаром границы
Республики Беларусь, определяющей роли
не играет. Определение резидента и нерезидента
также дано в Указе №178. Следует отметить,
что объем понятий "резидент-нерезидент"
для различных правоотношений отличается.
В частности, оно содержится в валютном,
налоговом, административном и иных сферах
законодательства. Так, в отличие от субъектов
резидентов в рамках Указа №178, перечень
резидентов валютного законодательства
согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь
от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании
и валютном контроле" (далее - Закон
о валютном контроле) более широк за счет
того, что в него включены физические лица
- граждане Республики Беларусь, а также
иностранные граждане и лица без гражданства,
имеющие вид на жительство в Республике
Беларусь, в то время как согласно Указу
178 резидентами будут являются лишь физические
лица зарегистрированные
в Республике Беларусь в качестве индивидуальных
предпринимателей.
Договор носит
возмездный характер, что позволяет говорить
о том, что ряд договоров, являющихся безвозмездными
в силу их природы или соглашения сторон,
не подпадают под правовое регулирование
Указа №178.
Объектами
внешнеторгового договора являются товары,
охраняемая информация, исключительные
права на результаты интеллектуальной
деятельности, выполнение работ, оказание
услуг.
Такое
перечисление объектов позволяет отграничивать
понятия внешнеторговый
договор и внешнеэкономический
договор, ибопоследний термин более
широк по своему содержанию и включает
в себя не только передачу товаров,
охраняемой информации, исключительных
прав на результаты интеллектуальной
деятельности, выполнение работ, оказание
услуг, но и иные виды договоров.
Так, внешнеторговым договором не будет
являться договор аренды имущества, заключенный
между резидентом и нерезидентом.
Под
внешней торговлей товарами понимается
импорт (ввоз товара на таможенную территорию
Республики Беларусь для использования
на территории Республики Беларусь и
реализация этого товара на территории
Республики Беларусь) и (или) экспорт
товаров (вывоз товара с таможенной
территории Республики Беларусь в целях
реализации за ее пределами).
Оказание
услуг - деятельность, результаты которой
не имеют материального выражения,
реализуются и потребляются в
процессе осуществления этой деятельности.
Внешняя торговля услугами - оказание
услуг, осуществляемых одним из способов,
предусмотренных в Законе о внешнеторговой
деятельности.
При
этом положения Закона о внешнеторговой
деятельности, касающиеся государственного
регулирования внешней торговли
услугами, не применяются:
к услугам,
оказываемым при выполнении функций государственных
органов Республики Беларусь не на коммерческой
основе и не на условиях конкуренции с
одним или несколькими белорусскими и
(или) иностранными исполнителями услуг;
к услугам,
оказываемым при осуществлении деятельности
Национального банка Республики Беларусь
в целях выполнения функций, установленных
законодательными актами Республики Беларусь;
к финансовым
услугам, оказываемым при осуществлении
не на условиях конкуренции с одним или
несколькими исполнителями услуг деятельности
по социальному обеспечению и деятельности
под государственные гарантии (гарантии
Республики Беларусь, гарантии Правительства
Республики Беларусь) или с использованием
государственных финансовых ресурсов.
Первоначальная
редакция Указа №178 породила неоднозначный
подход в понимании услуг в
разрезе внешнеторговых операций. В
частности, в юридической литературе
стоял вопрос об отнесении таких
договоров как договор банковского
вклада, договор хранения, страхования,
поручения, комиссии к внешнеторговому
договору. По мнению Е.Е. Забелло, формулировка
понятия внешнеторгового договора,
данная в Указе № 178, порождает
вопрос, следует ли содержание договоров
об оказании специфических услуг, в
частности страховых услуг, приводить
в соответствие с требованиями Указа
№ 178 и если следует, то как в принципе
можно во всех случаях обеспечить
выполнение страховой услуги в срок,
установленный Указом № 178, и полагает,
что действие Указа № 178 не должно распространяться
на договоры об оказании страховых и финансовых
услуг и данное правило следует зафиксировать
на нормативном уровне2. В дальнейшем
данная неточность была устранена путем
расширения перечня внешнеторговых операций,
на которые не распространяется действие
самого Указа №178. П. 1.2. Указа также уточняет,
какие внешнеторговые операции не подпадают
под действие Указа №178. К таким операциям
относятся: