Внешнеторговый договор

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Составной частью экономической жизни любого современного государства является внешнеэкономическая деятельность. Роль, которую играет то или иное государство в мировой торговле, во многом определяет его авторитет как члена мирового сообщества. Именно поэтому каждое государство стремится создать надлежащие условия для участия во внешнеэкономической деятельности своим предприятиям и фирмам.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА 5
ГЛАВА 2. ФОРМА ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА 16
ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО ДОГОВОРА 20
Раздел 1. Существенные условия внешнеторгового договора 20
Раздел 2. Обычные и случайные условия внешнеторгового договора 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

Файлы: 1 файл

курсовая внешнеторговый договор.docx

— 91.67 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ  ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ВНЕШНЕТОРГОВОГО  ДОГОВОРА 5

ГЛАВА 2. ФОРМА ВНЕШНЕТОРГОВОГО  ДОГОВОРА 16

ГЛАВА 3. УСЛОВИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОГО  ДОГОВОРА 20

Раздел 1. Существенные условия  внешнеторгового  договора 20

Раздел 2. Обычные и случайные  условия внешнеторгового  договора 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ 38 

 

 
ВВЕДЕНИЕ

    Составной частью экономической жизни любого современного государства является внешнеэкономическая деятельность. Роль, которую играет то или иное государство в мировой торговле, во многом определяет его авторитет  как члена мирового сообщества. Именно поэтому каждое государство стремится  создать надлежащие условия для  участия во внешнеэкономической  деятельности своим предприятиям и  фирмам.

    Важной  сферой внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля. Участники  внешнеторговых отношений непосредственно  вступают в них посредством заключения внешнеторгового договора. При этом следует отметить, что правовое  регулирование внешнеторгового  договора отличается от регулирования  иных внутринациональных договоров  и включает в себя не только нормы  национального и международного права, но и в отдельных случаях  судебную практику и обычаи международного делового оборота.

    В современной юридической литературе проблемам, связанным с правовым регулированием внешнеторговой деятельности посвящены труды Я.И. Функа, В.А.  Канашевского,  В.С. Каменкова,  А.П. Беловой,  А.И. Войтовича,   Т. З. Шалаева и других.

    В ходе исследования были использованы труды вышеупомянутых белорусских  и российский ученых. Нормативную  основу работы составили Гражданский  кодекс Республики Беларусь, общие  и специальные законы, многочисленные Указы Президента Республики Беларусь, акты Национального банка Республики Беларусь, различные международные  договора и соглашения.

    Основная  цель работы состоит в том, чтобы  на основе имеющихся теоретических  разработок и анализа законодательства провести изучение правого регулирования  внешнеторгового договора, систематизировать  систему источников такого правового  регулирования, определить содержание и структуру внешнеторгового  договора, выявить порядок определения условий о применимом праве и особенности такого определения.

    Реализация  данных целей предполагает решение  следующих задач:

    1. Определение понятия внешнеторгового  договора, ее структуры и содержания;

    2. Анализ действующей нормативно-правовой  основы правового регулирования  внешнеторгового договора  в Республике  Беларусь и изучение основных  применяемых международных актов  в данной сфере;

    3. Анализ формы внешнеторгового  договора.

    Объектом  исследования курсовой работы являются непосредственно внешнеторговый договор. Предметом же является правовое регулирование  внешнеторгового договора в рамках национального законодательства и  международных конвенций, соглашений.

    Методологическую  основу исследования составили в  совокупности как общие, так и  частные методы: историко-правовой метод сравнительного анализа, анализ и обобщения научных и нормативно-правовых материалов.

    Для достижения поставленных целей, курсовая работа разделена на три главы. Первая глава «Понятие и источники правового  регулирования внешнеторгового  договора» рассматривается понятие  внешнеторгового договора и особенности  объектов такого договора, определяется система источников, регулирующих внешнеторговый договор.

    Вторая  глава «Форма внешнеторгового договора»  посвящена основным требованиям  законодательства Республики Беларусь к форме внешнеторгового договора, рассматривает возможность заключения внешнеторгового договора посредством  различных систем  связи.

    Глава третья «Условия внешнеторгового договора»  структурно состоит из двух разделов:  раздел 1. Существенные условия внешнеторгового  договора; раздел 2. Обычные и случайные  условия внешнеторгового договора». В третьей главе  определяются существенные условия договора, рассматриваются  требования Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008  № 178 «О порядке  проведения и контроля внешнеторговых операций», влияющие на условия договора, определяются иные условия, которые  сторонам желательно предусмотреть  в договоре. Также рассмотрены условия договора о порядке рассмотрения споров, возникающих между сторонами внешнеторгового договора и условия о выборе применимого права с учетом имеющихся в законодательстве сверхимперативных норм и оговорки о публичном порядке.

 

 
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ  ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ВНЕШНЕТОРГОВОГО  ДОГОВОРА

    Согласно  Закону Республики Беларусь от 14.11.2005 №60-З  «Об утверждении основных направлений  внутренней и внешней политики»  внешнеэкономическая деятельность является одной из основных сфер реализации внешней политики Республики Беларусь.

    Каждая  сфера внешнеэкономической деятельности имеет свою систему нормативных правовых актов. И одной из важных форм осуществления внешнеэкономической деятельности  является внешнеторговая деятельность.

    Внешнеторговая  деятельность является разновидностью экономической предпринимательской  деятельности, отличительной чертой которой является осуществление  деятельности в области международного обмена, состоящее в перемещении  товаров и иных объектов через  границы разных государств или передачу этих объектов между субъектами, относящихся  к разным государствам. Классификация  и регламентация внешнеторговой деятельности производятся с учетом ее элементов: объекта, субъектов и  содержания отдельных внешнеторговых операций1.

    Статья 6 Закона Республики Беларусь от 25.11.2004 № 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (далее - Закон о внешнеторговой деятельности) раскрывает понятие внешнеторговой деятельности как деятельности по осуществлению внешней торговли товарами, и (или) услугами, и (или) объектами интеллектуальной собственности. Само определение содержит в себе круг объектов внешнеторговой деятельности - товары, услуги и объекты интеллектуальной собственности.

    Осуществление внешнеторговой деятельности опосредуется заключением внешнеторгового договора. Примечательно,  что система законодательства Республики Беларусь содержит легальное  определение внешнеторгового договора в отличие от законодательства  Российской Федерации,  где данное определение выводится из понятия  внешнеторговой деятельности, которое  нормативно закреплено. Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008  № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее –  Указ №178) под внешнеторговым договором  понимает договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий  возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг.

    Основными признаками внешнеторгового договора, исходя из приведенного определения, являются:

  1. Сторонами договора являются резидент и нерезидент,  т.е. законодатель делает акцент на то, что это должны быть субъекты разных государств, при этом местонахождение иностранного объекта, являющегося, к примеру, предметом договора  значение в квалификации внешнеторгового договора не имеет. То есть сам факт пересечения товаром границы Республики Беларусь, определяющей роли не играет. Определение резидента и нерезидента также дано в Указе №178. Следует отметить, что объем понятий "резидент-нерезидент" для различных правоотношений отличается. В частности, оно содержится в валютном, налоговом, административном и иных сферах законодательства. Так, в отличие от субъектов резидентов в рамках Указа №178, перечень резидентов валютного законодательства согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном контроле) более широк за счет того, что в него включены физические лица - граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие вид на жительство в Республике Беларусь,  в то время как согласно Указу 178 резидентами будут являются лишь физические лица зарегистрированные в Республике Беларусь в качестве индивидуальных предпринимателей.
  2. Договор носит возмездный характер, что позволяет говорить о том, что ряд договоров, являющихся безвозмездными в силу их природы или соглашения сторон, не подпадают под правовое регулирование Указа №178.
  3. Объектами внешнеторгового договора являются товары, охраняемая информация, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг.

    Такое перечисление объектов позволяет отграничивать  понятия внешнеторговый договор и внешнеэкономический договор, ибо последний термин более широк по своему содержанию и включает в себя не только передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнение работ, оказание услуг, но и иные виды договоров. Так, внешнеторговым договором не будет являться договор аренды имущества, заключенный между резидентом  и нерезидентом.

    Под внешней торговлей товарами понимается импорт (ввоз товара на таможенную территорию Республики Беларусь для использования  на территории Республики Беларусь и  реализация этого товара на территории Республики Беларусь) и (или) экспорт  товаров (вывоз товара с таможенной территории Республики Беларусь в целях  реализации за ее пределами).

    Оказание  услуг - деятельность, результаты которой  не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в  процессе осуществления этой деятельности. Внешняя торговля услугами - оказание услуг, осуществляемых одним из способов, предусмотренных в Законе о внешнеторговой деятельности.

    При этом положения Закона о внешнеторговой деятельности, касающиеся государственного регулирования внешней торговли услугами, не применяются:

  1. к услугам, оказываемым при выполнении функций государственных органов Республики Беларусь не на коммерческой основе и не на условиях конкуренции с одним или несколькими белорусскими и (или) иностранными исполнителями услуг;
  2. к услугам, оказываемым при осуществлении деятельности Национального банка Республики Беларусь в целях выполнения функций, установленных законодательными актами Республики Беларусь;
  3. к финансовым услугам, оказываемым при осуществлении не на условиях конкуренции с одним или несколькими исполнителями услуг деятельности по социальному обеспечению и деятельности под государственные гарантии (гарантии Республики Беларусь, гарантии Правительства Республики Беларусь) или с использованием государственных финансовых ресурсов.

    Первоначальная  редакция Указа №178 породила неоднозначный  подход в понимании услуг в  разрезе внешнеторговых операций. В  частности, в юридической литературе стоял вопрос об отнесении таких  договоров как договор банковского  вклада, договор хранения, страхования, поручения, комиссии к внешнеторговому  договору. По мнению Е.Е. Забелло, формулировка понятия внешнеторгового договора, данная в Указе № 178, порождает  вопрос, следует ли содержание договоров  об оказании специфических услуг, в  частности страховых услуг,  приводить  в соответствие с требованиями Указа  № 178 и если следует, то как в принципе можно во всех случаях обеспечить выполнение страховой услуги в срок, установленный Указом № 178, и полагает, что действие Указа № 178 не должно распространяться на договоры об оказании страховых и финансовых услуг и данное правило следует зафиксировать на нормативном уровне2. В дальнейшем данная неточность была устранена путем расширения перечня внешнеторговых операций, на которые не распространяется действие самого Указа №178. П. 1.2. Указа также уточняет, какие внешнеторговые операции не подпадают под действие Указа №178. К таким операциям относятся:

Информация о работе Внешнеторговый договор