Понятие и виды жилищного фонда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в изучении понятия и видов жилищного фонда, выявлении и решении наиболее важных проблем теоретического и практического характера и формулировка рекомендаций по совершенствованию правового регулирования отношений в этой сфере, а также в правоприменительной практике.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Общие положения о понятии и видах жилищного фонда в Российской Федерации 7

1.1. Жилищный фонд по действующему законодательству: понятие и общая характеристика 7
1.2. Право граждан на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда социального использования 18

Глава 2. Отдельные проблемы правового регулирования жилищного фонда России 26

2.1. Административно-правовой режим жилого помещения и жилищного фонда РФ 26
2.2. Некоторые проблемы управления многоквартирным домом в муниципальном фонде 38

Заключение 52

Библиографический список 56

Файлы: 1 файл

курсовая рома(1).doc

— 258.50 Кб (Скачать)

     В соответствии с частью 1 статьи 16 ЖК РФ видами жилых помещений являются:

     - жилой дом, часть жилого дома;

     - квартира, часть квартиры;

     - комната.

     Исходя  из указанного толкования признака изолированности  жилого помещения смежная комната  не является самостоятельным объектом жилищных правоотношений.

     Главным признаком дома как жилого помещения  является его индивидуально-определенная обособленность на местности. Он состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

     Отличительным признаком квартиры является ее структурная обособленность в многоквартирном доме, обеспечивающая возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме. Она состоит из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

     Комната - это часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования  в качестве места непосредственного  проживания граждан в жилом доме или квартире.

     Действующее законодательство не содержит четкого  юридического определения части  дома и части квартиры, однако из сложившейся правоприменительной  практики и требований об изолированности  жилого помещения можно предположить, что часть квартиры - это жилое  помещение, состоящее более чем из одной комнат в пределах квартиры; при этом одна из комнат должна обеспечивать возможность доступа (посредством коридора или самостоятельно) к помещениям общего пользования в многоквартирном доме. Часть дома - это жилое помещение, состоящее из одной и более комнат в пределах жилого дома, которые (одна из которых) обеспечены возможностью самостоятельного доступа на территорию, расположенную вне пределов дома (улицу).

     Третьим критерием жилого помещения является пригодность жилого помещения для постоянного проживания, т.е. соответствие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

     Постоянное  проживание означает возможность функционального  использования жилого помещения  в течение календарного года, т.е. двенадцати месяцев, а не только в летний сезон. Функциональное назначение жилого помещения заключается в том, что оно предназначено для проживания граждан. Указанное положение отражено в ч. 1 ст. 17 и в ч. 2 ст. 288 ГК РФ.

     Рассмотрим  нормативные предписания, принятые на уровнях федеральном и субъектов России, определяющие пригодность жилого помещения для его функционального использования.

     В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 34 жилое помещение должно соответствовать по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и иных излучений санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания.

     На  федеральном уровне Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения  жилым помещением, жилого помещения  непригодным для проживания и  многоквартирного дома аварийным и  подлежащим сносу, которым установлены основания признания жилого помещения непригодным для проживания (далее - Положение) 35.

     В соответствии с пунктом 33 данного  Положения основаниями для признания  жилого помещения непригодным для  проживания является выявление вредных  факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан  вследствие:

     - ухудшения в связи с физическим  износом в процессе эксплуатации  зданием в целом или отдельными  его частями эксплуатационных  характеристик, приводящего к  снижению до недопустимого уровня  надежности здания, прочности и  устойчивости строительных конструкций и оснований;

     - изменения окружающей среды и  параметров микроклимата жилого  помещения, не позволяющих обеспечить  соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических  требований и гигиенических нормативов  в части содержания потенциально  опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

     Таким образом, непригодность определяется степенью износа жилья вплоть до аварийного состояния, наличием неустранимых неисправностей инженерных сетей, несоблюдением строительных норм в процессе градостроительной деятельности, негативным изменением факторов внешней среды и микроклимата жилого помещения.

     Вопросы, связанные с признанием жилых домов непригодными для проживания, решаются межведомственными комиссиями. Решение о создании межведомственной комиссии принимает орган исполнительной или местной власти в зависимости от принадлежности жилищного фонда РФ. Председателем комиссии назначается должностное лицо соответствующего органа государственной или местной власти.

     В работе комиссии принимают участие  собственник жилищного фонда  или представитель собственника, осуществляющий функции по управлению жилищным фондом, в отношении жилого помещения которого рассматривается вопрос о признании его непригодным для проживания. Кроме того, к работе в составе комиссии может быть привлечен представитель проектно-изыскательских организаций, производивший обследование этого жилого дома (жилого помещения).

     Решение принимается простым большинством голосов членов комиссии и оформляется  в виде заключения. Если число голосов  «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению. Решение межведомственной комиссии может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке.

     В случае признания жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания по причине, представляющей особую опасность для жизни и здоровья людей, указанное решение должно содержать указание его собственнику (уполномоченному собственником лицу) о необходимости немедленного отселения граждан.

     Приказом  министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 N 529 было утверждено Положение по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания 36. Этим нормативным актом были определены критерии отнесения жилых помещений к непригодным.

     В соответствии с п. 2 Положения жилые  дома независимо от группы их капитальности  и жилые помещения относятся  к категории непригодных для  постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений  несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований. К жилым домам, не пригодным для проживания, отнесены:

     - каменные дома с физическим  износом свыше 70%;

     - деревянные дома и дома со  стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.

     Однако  независимо от наличия или отсутствия указанных критериев в соответствии с п. 2.3 этого Положения к непригодным  для проживания отнесены жилые дома:

     а) расположенные в пределах санитарно-защитных, пожаро-, взрывоопасных зон промышленных предприятий, транспорта, инженерных сетей и других зонах с особыми условиями, запрещенных к застройке;

     б) расположенные в опасных зонах  отвалов породы угольных, сланцевых  шахт и обогатительных фабрик; зонах  оползней, селевых потоков и снежных лавин, могущих угрожать застройке и эксплуатации зданий; на территориях, ежегодно затапливаемых паводковыми водами;

     в) получившие повреждения в результате землетрясений, просадок, неравномерных  осадок и т.п., если эти повреждения не могут быть устранены с одновременным конструктивным обеспечением требований СНиП к жилым зданиям для особых условий строительства и эксплуатации;

     г) которыми следует считать одно-, двухэтажное жилое строение (бараки), предназначенное для временного проживания, с общими кухней и санитарным узлом, как правило, деревянное, рассчитанное на короткий срок службы - 10 - 20 лет (строения этого типа, претерпевшие реконструкцию в части планировки и ставшие пригодными для посемейного заселения, а также жилые здания из сборно-щитовых и каркасно-засыпных конструкций квартирного типа следует относить к малоценному, но жилому фонду);

     д) при возникновении угрозы их аварии (обрушения) в результате достижения предельного физического износа несущих строительных конструкций (деформаций, повреждений, снижения прочности и несущей способности) или деформации основания здания;

     е) после аварии, пожара, стихийного бедствия в том случае, если проведение восстановительных  работ технически невозможно или  нецелесообразно с экономической точки зрения;

     ж) в случае невозможности организации  обслуживания их жителей и технической  эксплуатации здания.

     Правовые  отношения, возникающие в процессе признания жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, носят административно-правовой характер.

     Во-первых, это властеотношения, так как  носят субординационный характер. Субъекты, участвующие в них, в лице органов  государственной и местной власти, физических и юридических лиц  обязаны подчиняться действующим  предписаниям.

     Во-вторых, обязательным субъектом данных отношений выступает властный орган - государственный (на уровне РФ или ее субъекта) и местный.

     В-третьих, несогласие субъектов данных отношений  по каким-либо аспектам субъективных прав и юридических обязанностей, вытекающих из данного отношения, не является препятствием для их возникновения.

     Таким образом, правовой режим в сфере  признания жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания носит  административно-правовой характер, доминирующими  средствами которого выступают обязывания, ограничения, приостановления.

     Специфика административно-правового режима жилого помещения заключается в  том, что:

     во-первых, при государственной регистрации  прав на жилое помещение как объект недвижимости и признания жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания действует специальный порядок, субъектом которого выступают государственные органы, наделенные властными полномочиями;

     во-вторых, доминирующими правовыми средствами административно-правового режима жилого помещения выступают позитивные обязывания, предполагающие активное участие субъектов жилищных правоотношений в исполнении нормативных предписаний.

     С учетом того что жилое помещение  является исходным составным элементом  жилищного фонда РФ, данная специфика административно-правового режима приемлема для жилищного фонда.

     2.2. Некоторые проблемы  управления многоквартирным домом в муниципальном фонде

 

     Согласно  п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным  домом должно обеспечивать: благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

     Данное  в Жилищном кодексе определение  управления многоквартирным домом несколько сужено, т.к. не учитывает наличия у собственников иных правомочий, помимо пользования общим имуществом в многоквартирном доме. К правомочиям собственника также относятся владение и распоряжение имуществом (п. 1 ст. 209 ГК РФ). Теоретические попытки отнести «управление» к правомочиям собственника оказались безуспешными 37. Необходимо согласиться с мнением И.Б. Миронова о том, что управление общим имуществом многоквартирного дома «по своей правовой природе представляет собой упорядоченную систему мер по владению, пользованию и распоряжению имуществом, по его содержанию, осуществляемых в интересах собственника и в тех пределах, которые определены самим собственником или законом»38.

     Представляется, что в Жилищном кодексе недостаточно четко определен круг собственников помещений, имеющих право на участие в управлении многоквартирным домом. Согласно подп. 8 п. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу управления многоквартирными домами. Объектами жилищных прав являются жилые помещения - жилой дом или его часть, квартира или ее часть, комната (ст. 15 и ст. 16 ЖК РФ). Но помимо жилых помещений в многоквартирных домах (особенно современных) имеется значительное количество нежилых помещений полезного назначения, не предназначенных для проживания. Например, встроенно-пристроенные нежилые помещения первых этажей (офисные, торговые, общественного питания, социального назначения - детские сады и центры детского досуга и т.п.), машино-места в подземных автостоянках, складские помещения в подвалах и цокольных этажах. Отношения, складывающие по поводу владения, пользования и распоряжения такими нежилыми помещениями, не подлежат регулированию жилищным законодательством.

Информация о работе Понятие и виды жилищного фонда РФ