Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 16:21, реферат
Присоединению Казахстана к России предшествовали значительные политические связи между ними. Русское государство проявляло заинтересованность в расширении своих государственных границ на Востоке. По мере централизации и усиления государственной власти значительно возросли возможности торгового обмена и других форм взаимоотношений с народами, соседствующими с восточными государствами.
1. ЗАВОЕВАНИЕ РОССИЕЙ СТАРШЕГО ЖУЗА И СРЕДНЕЙ АЗИИ
2. РЕФОРМЫ 1867-1868 ГГ. И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
3. КОЛОНИЗАЦИЯ ПРИСОЕДИНЁННЫХ ЗЕМЕЛЬ (ТЕРРИТОРИЙ). КРЕСТЬЯНСКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ В КАЗАХСТАН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Содержание
1. ЗАВОЕВАНИЕ РОССИЕЙ СТАРШЕГО ЖУЗА И СРЕДНЕЙ АЗИИ
казахстан царский
реформа колонизация переселени
Присоединению Казахстана к России предшествовали значительные политические связи между ними. Русское государство проявляло заинтересованность в расширении своих государственных границ на Востоке. По мере централизации и усиления государственной власти значительно возросли возможности торгового обмена и других форм взаимоотношений с народами, соседствующими с восточными государствами.
Хотя большинство территорий Младшего и Среднего жузов в конце XVIII — начале XIX вв. вошло в состав России или было под сферой ее влияния, часть казахских земель оставалась зависимой от среднеазиатских ханств. Отделыше казахские роды, зимуя в хивинских и кокандских владениях, на летние кочевья прибывали в районы, подвластные России, откочевывая осенью обратно. И российское пограничное начальство, и среднеазиатские ханства стремились извлечь из этого выгоды, собирая с кочевников подати.
Хивинское и Кокандское ханства совершали походы на казахские земли. В 1812, 1816 и 1820 годах хивинский хан Муххамед-Рахим (1806—1825) подверг кочевья казахов страшному разгрому. Особенно разорительным был набег в феврале 1820 года, когда десятитысячное хивинское войско подвергло грабежу около двух тысяч казахских аулов. Эти вторжения ставили целью подчинение небольшого казахского ханства Младшего жуза — ханства Арынгазы (1816—1821). Отстранить от власти Арынгазы хивинцам удалось при поддержке России: хан поехал в Петербург в надежде получить признание как вассальный правитель казахов, но по пути был пленен и отправлен в калужскую ссылку. Крупное вторжение на территорию казахских племен совершил в 1831 году хивинский хан Аллакул (1825—1842).
Кокандские войска силой подавили сопротивление защитников Шымкента, Аулие-Аты, Туркестана, Сайрама, Курамы. Но захватчикн не смогли подавить дух освободительной борьбы казахов. Народное восстание 1821 года под руководством Тентекторе носило освободительный характер. Количество повстанцев в ряде случаев превышало десять тысяч человек. Восстание охватило окрестности Туркестана, Шымкента, Аулие-Аты. Повстанцы приступом взяли крепость Сайрам, которую превратили в свой базовый лагерь. В результате упорной борьбы более организованные, лучше. вооруженные и многочисленные кокандские войска вытеснили повстанцев с их позиций. Подкупами и обещаниями кокандский хан привлекал на свою сторону казахских правителей. Восстание было жестоко подавлено.
В 20—30 годах XIX века против власти Коканда произошло несколько восстаний казахов и кыргызов, охвативших районы Туркестана, Шымкента, Сайрама, Аулие-Аты, Бишкека. Эти события сохранились в народной памяти.
Южный Казахстан и казахи Семиречья поддерживали с Россией, ее пограничными районами торговые и политические связи. С каждым годом вырастал объем поставок в эти районы зерна и промышленных товаров из России. Надежная экономическая связь усиливала доверие к России. Складывались и политические предпосылки для вхождения Семиречья в состав России.
Еще в 1817 году султан Сьюк Абылайхан-улы заявил о желании подвластных ему родов принять российское подданство. В 1819 году султан принес присягу. Территория, на которой проживало 66 тысяч человек племени Жалаир, стала подвластной России. В мае 1824 года был подписан документ российского правительства о принятии в подданство России 14 султанов Старшего жуза, под началом которых насчитывалось 165 тысяч душ мужскөго пола. Так узаконивалась власть России над казахами Семиречья, территория которых в дальнейшем вошла в состав России. Кочевья этих племен примыкали к владениям Кокандского ханства, со стороны которого проявилось противодействие этим актам, и возникло опасение насчет намерений России.
Если в начале XIX века хивинские и кокандские ханы ограничивались набегами на кочевья казахов и кыргызов, то в 30—40-е годы в их политике превалируют другие интересы. Они пытаются в первую очередь предотвратить вхождение юга Казахстана и кыргызских земель в состав России или по крайней мере задержать этот процесс.
Гарантом усиления влияния России на юге Казахстана было строительство военных крепостей. На присоединенных территориях Среднего и Старшего жузов возводятся укрепления Актау, Алатау, Капал, Сергиополь (Аягуз), Лепсинск (Лепсы). Они стали опорными пунктами России для продвижения в Заилийский край.
В 20—30-х годах XIX века царское правительство осуществило в Казахстане ряд мер военного характера, сочетая их с активными политическими действиями. В эти годы был создан "Азиатский комитет". Для прекращения взаимных стычек родоправителей и защиты интересов империи от генерал-губернатора Западной Сибири Капцевича потребовали отправки воинских отрядов. В соответствии с такой установкой генерал-губернатор поручил начальнику Омского областного правления С. Б. Броневскому подготовить отрад для отправки в Старший жуз. Возглавить вооруженную группу из 120 казаков было возложено на коменданта Ямышевской крепости подполковника В.К. Шубина. Отрад, достигнув 9 июля 1825 года реки Каратал, разделился надвое: часть осталась в Каратале, а группа во главе с хорунжим Нюхалевым продвинулась в глубь семиреченского края. В том же 1825 году казахи Уйсынской волости численностью примерно в 50 тысяч человек дали согласие на открытие внешнего округа на своей территории. В 1831 году был организован Аягузский, а в 1842 году — Кокпектинский приказы. Приход русского отряда летом 1846 года в долину реки Кызылагаш, а в 1847 году — строительство укрепления Капал ускорили обращение. во власть Российской империи кочующих в междуречье Лепсы и Или казахов, а также 40 тысяч кыргызских семей во главе с манапами Жантаем, Жангаром и Ормоном.
Таким образом, к 1847 году подавляющее болышшство казахов Среднего и Старшего жузов перешло в российское подданство. Власть России не распространялась лишь на юг Казахстана, присырдарьинские и некоторые глубияные территории.
В соответствии с инструкциями по управлению казахов Старшего жуза 10 января 1848 года в этот край был назначен российский пристав. Экономические и политические интересы Российской империи влекли ее в Семиречье (Жетису) и Илийский край, расположенные по соседству с Цинской империей и Кокавдом. Глубокое проникновение русских отрядов в Семиречьё открывало возможности для продвижения на юг Казахстана и в Среднюю Азию и со стороны Младшего жуза — в Западный Казахстан.
2. РЕФОРМЫ 1867-1868 ГГ. И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
Последняя треть XIX в. — важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал с буржуазными реформами в России 70-80гг. XIX в., которые способствовали развитию капитализма в целом.
В 1865 г. царское правительство создало комиссию для изучения хозяйственных особенностей различных регионов Казахстана, существующей системы управления, обычного права и выработки проекта реформы. В состав комиссии вошли не только чиновники различных учреждений, но и ученые. Как известно, в работе комиссии активное участие приняли Ш. Уалиханов и известный исследователь Казахстана А. Левшин.
В результате работы комиссии был составлен проект реформы управления степными областями. Для окончательного уточнения проекта реформы административного управления Средней Азии и Казахстана в марте1867 г. был создан комитет во главе с военным министром Д. Милютиным. 11 июля 1867 г. было издано «Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях», 21 октября 1868 г. утверждено «Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства».
Главной и основной задачей реформы было объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, «чтобы добиться постепенного слияния киргизских (казахских) степей с прочими частями России». Реформы были вызваны стремлением царизма обеспечить русскому капиталу наиболее выгодные условия для эксплуатации коренного населения казахских степей и природных богатств края.
Реформа управления. На основании реформы вся территория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства, которые состояли из шести областей. В Оренбургское вошли Уральская и Тургайская область. Оренбург, являвшийся административным центром всего генерал - губернаторства, одновременно был и центром Тургайской области. Центр Уральской области — город Уральск. Западно-Сибирскому генерал-губернаторству с центром в Омске подчинялись Акмолинская и Семипалатинская области. Административный аппарат Акмолинской области находился в Омске, а областным центром Семипалатинской явился Семипалатинск. В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Семиреченская область с центром в г. Верном и Сырдарьинская, областной центр которой находился в Ташкенте. Однако названные области не охватывали всей территории современного Казахстана. Земли Букеевского ханства вошли в состав Астраханской губернии, а Мангышлакское приставство в 1870 г. отошло в ведение Кавказского военного округа, несколько позже — в состав Закаспийской области. Генерал-губернатор, стоявший во главе генерал губернаторства сосредотачивал в своих руках всю полноту военной, гражданской власти и являлся в то же время командующим войсками военного округа. Во главе областной администрации стоял губернатор, который также был наделен военной и гражданской властью. Командование войсками в областях возлагалось на военных губернаторов. Он же считался наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. При военном губернаторе учреждалось областное управление, в состав которых входили три отдела: распорядительный, хозяйственный и судебный. Председатель правления считался вице-губернатором. Во главе отдела находился старший советник. Области делились на уезды, начальники которых назначались генерал-губернаторами по представлению военных губернаторов областей из числа офицеров. При них назначались два помощника, обычно из среды казахской родовой аристократии, уездным начальникам подчинялись войска, расквартированные на территории уезда. Кроме того, учреждалась должность уездного судьи, назначенного правительством. Если при окружных приказах власть была коллегиальной, то по новой административной системе она ликвидировалось. Отмечалось, что «если коллегия вредит полицейским учреждениям в коренных русских провинциях, то тем вреднее будет она в стране с кочевым населением, на преданность которого нельзя вполне надеяться, и где потому действия полицейской власти должны осуществляться особенно энергией и быстротою. Функции полицейского аппарата также находились в руках уездного начальника.
Таким образом, политика царизма в казахской степи была направлена на сосредоточение всей полноты власти в низовых звеньях колониального управления и установление военно-оккупационного режима на местах.
Уезды состояли из волостей,
во главе которых ставились
В каждом волостном управлении предусматривалась должность письмоводителя, и переписка велась на русском языке.
Таким образом, введение новой системы управления позволило родовой знати захватить все низшее звено административного аппарата. На должности волостного управителя и родового старшины не всегда избирались авторитетные, болеющие за интересы народа, люди. Выборы обычно сопровождалась подкупами, подлогами, борьбой различных групп за власть.
Волостной управитель сосредотачивал в своих руках распорядительную и полицейскую власть. А в свою очередь аульные старшины имели такие же права в пределах аула. В оседлых районах юга Казахстана каждый населенный пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков сроком на три года. Он также утверждался губернатором. Большие селения и города с коренным населением разделялись на кварталы, во главе которых находился аксакала. Квартальные аксакалы приравнивались к правам волостных управителей. В городах и селениях на сходках выборщиков были учреждены также «общественные хозяйственные управления», цель которых — раскладка податей, всяких сборов и заведование общественным хозяйством городов и селений. Управление состояло из трех-пяти человек, с председателем во главе. Избранный председатель утверждался губернатором. Аксакал обычно не вмешивался во внутренние дела управления, деятельность которого контролировалась уездным начальником. Аксакалы и управления являлись, таким образом, аппаратом угнетения коренного населения. Итак, наряду с организацией сильного военного аппарата царское правительство широко использовало местное байство, чтобы, опираясь на него, сформировать угодное царизму управление.
Реформа административного управления наносила новый удар по правам и привилегиям султанов, так как все казахское население, в том числе и султаны, были отнесены к «сельским обывателям». Правительство лишало, таким образом, султанов их былых сословных привилегий. Султаны имели право быть избранными, но исключительного права на занятие выборных должностей им не было предоставлено. Однако казахская аристократия в силу своего экономического положения и традиций продолжала оказывать большое влияние на политическую жизнь Казахстана.
Росло байство, связанное с рынком и занимавшееся ростовщичеством. Оно постепенно оттесняло от власти старую казахскую аристократию (султанов) и родовую знать (биев, батыров). Нанося удар по правам и привилегиям султанов, русское правительство в то же время предоставило большие права и власть волостным управителям и старшинам, избиравшимся обычно из баев. Введение новой системы укрепляло власть царизма и колониальный режим в Казахстане.
Судебное устройство. Временные положения» 1867 и 1868 гг. внесли изменения в судебное устройство в степи. В Казахстане было введено в действие право и суд Российской империи, хотя частично и оставались действующими обычное право и суд биев, которые были ограничены и приспособлены к новой системе управления. Учреждены новые органы судебной власти, военно-судебные комиссии, уездные судья. В аулах сохранился институт суда биев. Суд кази имел распространение у оседлого населения Сырдарьинской области. При решении вопросов суд биев руководствовался нормами обычного права, а суд кази — только правилами шариата. Новая реформа предоставляла право суда общим присутствием областных правлений высшей судебной инстанцией считался Правительственный Сенат.
Крупные уголовные дела рассматривали военные суды, которые судили по военным законам за такие преступления, как измена, сопротивление властям, убийство должностных лиц, нападение на казенный транспорт, почту, повреждение телеграфа. По общим уголовным законам империи за убийство, разбой, грабеж, нападение на купеческие караваны, за поджог и т.д. в областном правлении разбирались уголовные и гражданские дела, не подсудные военному суду, преступления по должности и иски на сумму свыше 2 тысяч рублей, жалобы на приговоры и решения уездных судей.
Уездные судьи разбирали дела по преступлениям, за которые не предусматривалось «лишение прав состояния» и длительные тюремные заключения, а также гражданские иски на сумму не выше 2 тысяч рублей.
По реформам 1867-1868 гг. по каждой волости выбирались и утверждались военным губернатором от 4 до 8 биев. Из ведения суда биев и кази изымались все крупные уголовные дела, им были оставлены лишь дела по временным искам не выше 300 рублей у кочевников и не выше 100 рублей в оседлых районах.