Зарождение первобытного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 16:44, реферат

Краткое описание

Особенности изучения первобытной культуры, зародившейся в Древнейший период истории вместе с человеком разумным, осложнены отсутствием письменных источников и недостаточной базой археологических данных.

Файлы: 1 файл

Зарождение.docx

— 39.20 Кб (Скачать)

 

 Зарождение первобытного искусства

Особенности изучения первобытной  культуры, зародившейся в Древнейший период истории вместе с человеком  разумным, осложнены отсутствием  письменных источников и недостаточной  базой археологических данных. Поэтому  разные науки прибегают к реконструкции  тех или иных эпизодов истории  этого периода, культурно-историческим аналогиям с ныне имеющимися типами ранних стадий культурного развития, чаще всего в такой роли выступают  австралийские аборигены, племена  Центральной Африки и др.Чем же характеризовалась культура первобытных  народов?Теснейшими связями с природой, прямой зависимостью от нее. Для культуры первобытного общества было характерным то, что деятельность человека, связанная с собирательством, охотой, была вплетена в природные процессы, человек не выделяет себя из природы, и поэтому никакого духовного производства не существовало. Полная зависимость человека от природы, крайне скудные знания, страх перед неведомым - все это неизбежно вело к тому, что сознание первобытного человека с первых его шагов было не строго логическим, а эмоционально-ассоциативным, фантастическим.Приспособление к жизни окружающей природы сопровождалось появлением веры в сверхъестественные силы природы. Видимо, существовало мнение о том, что жизнь человека и его рода зависит от жизни какого-либо животного или растения, которые почитались либо как родоначальники рода, либо как его хранители-тотемы. Культурно-творческие процессы были органически вплетены в процессы добывания средств существования. С этим связана особенность данной культуры - первобытный синкретизм, т.е. ее нерасчлененность на отдельные формы. В силу прочного единства всех видов деятельности первобытная культура является синкретическим культурным комплексом, где все виды культурной деятельности связаны с искусством и выражают себя через искусство.Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности -- искусству - одно из величайших событий в истории человечества.Функции первобытного искусства - это познание, самоутверждение человека, систематизация картины мира, колдовство, формирование эстетического чувства. При этом социальная функция тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды украшаются изображениями, имеющими магическое и социальное значение.Что же натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступни предшествует скульптуре?Верования древних людей были языческими, основанными на многобожии. Главные религиозные культы, обряды повсеместно связывались с религиозными видами искусства. Необходимо отметить, что целью первобытного искусства являлось не эстетическое наслаждение, а решение практических задач. Но отсутствие предметов чистого искусства не означает равнодушия к декоративным элементам. Последние в качестве геометрических знаков, орнамента становились выражением чувства ритма, симметрии, правильной формы.Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.В первобытную эпоху зарождаются все виды изобразительного искусства: графика (рисунки, силуэты), живопись (цветные изображения, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры из камня, глины). Появляется декоративное искусство - резьба по камню, кости, рельефы.Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового художественного творчества. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.До недавнего времени учёные придерживались двух взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие -- схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.Как и почему началось изобразительное искусство? Точный и простой ответ на этот вопрос невозможен, время создания первых произведений искусства весьма относительно. Оно не началось в строго определённый исторический момент, а постепенно вырастало из человеческой деятельности, формировалось и видоизменялось вместе с создающим его человеком.В течение нескольких тысячелетий первобытное искусство переживало техническую эволюцию: от рисунка пальцем на глине и отпечатков рук - до многоцветной живописи; от царапин и гравировки - до барельефа; от фетишизации скалы, камня с очертаниями животного - до скульптуры.

Одной из причин возникновения  искусства считают человеческую потребность в красоте и радости  творчества, другой - верования того времени. С поверьями связывают  прекрасные памятники каменного  века - написанные красками, а также  выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки  подземных пещер - пещерные росписи.В пещере Монтеспан на территории Франции археологи нашли статую глиняного медведя со следами ударов копьём. Вероятно, первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что, «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте. В подобных находках прослеживается связь древнейших религиозных верований и художественной деятельности. Люди того времени верили в магию: что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.Возникновение искусства означало огромный шаг вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений.И все же первобытное искусство до сих пор остаётся загадкой. И причины его зарождения порождают множество гипотез. Вот некоторые из них:1) Появлению изображениям на камне и скульптур из глины предшествовала раскраска тела.2) Искусство появилось случайно, то есть, человек, не преследуя определённой цели, просто водил пальцем по песку или сырой глине.3) Искусство появилось в результате установившегося равновесия сил в борьбе за существование (осознание собственной безопасности, появление коллективной охоты, существование больших хозяйственных коллективов и наличие больших запасов пищи). В результате у отдельных индивидов «освобождается» время для профессиональных занятий творчеством.4) Анри Брейль предполагал связь между развитием пещерного искусства и охотой на крупных зверей. Охота развивала воображение и сноровку, «обогащала память живыми, глубокими и цепкими впечатлениями».5) Появление искусства напрямую связано с религиозными верованиями (тотемизм, фетишизм, магия, анимизм). Не случайно многие первобытные изображения находятся в труднодоступных участках пещер.6) Первые произведения эпохи палеолита и пиктографические знаки образуют единое целое (идеограммы-знаки, имеющие определённое значение, но не ассоциирующиеся с определённым словом). Возможно, зарождение искусства совпадало с развитием письменности и речи.7) Искусство раннего периода можно воспринимать «не более чем отметины животных, сделанные человеческим способом». Только в последующую за верхним палеолитом эпоху изображения (или идеограммы) наполняются значением. Образы и понятия появились гораздо позднее первых рисунков и скульптур.8) Искусство играло роль своеобразного механизма торможения, т.е., несло физиологическую нагрузку. Определённые изображения обладали свойством умирять излишний пыл или негативные реакции, связанные с системой запретов. Не исключается его тесная связь с обрядами инициации.Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).Вот что в наследие будущим поколениям оставили первобытные культуры:- настенную и наскальную живопись;- скульптурные изображения животных и человека;- множество оберегов-ювелирных украшений, ритуальных предметов;- расписные гальки - чуринги, глиняные пластины, как наивные представления о душе человека и многое-многое другое.2. Особенности первобытного искусстваПамятники древнего искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.Главным объектом творчества палеолитического, мезолитического и неолитического времени были звери. И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мелочайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.2.1 Искусство палеолитаИзображения Верхнего палеолита можно поделить на следующие виды:

I. Живопись («монументальная», та, что украшает стены и своды  пещер и «фрагментарная» - нанесённая  на отдельные камни);Живопись. Первобытную живопись можно условно поделить на три больших периода: ориньякский (30 тысяч лет до н. э.); солютрейский, начало мадленского периода (18 тысяч лет); мадленский период (XII тысячелетие).Самые ранние из известных нам живописных экспериментов - «негативные» отпечатки руки (т.е. обводка контуром), затем рука смазывается краской. Получается, что в истории живописи был первичен силуэт.Примерами первых произведений первобытного искусства являются схематические контурные рисунки звериных голов на известняковых плитах, найденные в пещерах Ла-Ферраси (Франция). Эти древнейшие изображения чрезвычайно примитивны и условны. Но в них, без сомнения, можно видеть зачатки тех представлений в сознании первобытных людей, которые были связаны с охотой и охотничьей магией.Глаз охотника обнаруживает образы привычных ему животных в очертаниях камней. Он распознаёт их силуэты и обводит их краской или резцом. Не случайно первобытная живопись развивается параллельно с петроглифами (изображениями, высеченными, выбитыми или процарапанными на камне), - узнавая скрытые на поверхности камня знаки - идеограммы, первобытный художник помогает им освободиться из косной материи и переводит их в трёхмерное пространство. Контурная линия, обрамляющая петроглиф, постепенно углубляется, а красочная становится более насыщенной по цвету и занимает большую площадь. Поверхность камня внутри контура заполняется черной или красной красками. Применение в живописи второго цвета помогает сделать рисунок более объёмным. Животные в пещерной живописи обычно изображаются в профиль, а копыта и рога - в фас или три четверти. К концу первого периода появляются изображения, в которых объединяются две различные техники - живописи и петроглифов.Говоря о восприятии первобытной живописи в наше время следует отметить, что каждое отдельное изображение рассматривалось в изоляции от соседнего, ведь в пещерах царил постоянный полумрак. Ничто не оказывает такого разрушительного воздействия на подлинные ценности первобытного искусства, как блеск электрического света в этом царстве вечной ночи. Дрожащий огонь или небольшие каменные светильники с животным жиром, образцы которых были обнаружены, позволяют лишь фрагментарно рассматривать цвета и линии изображаемых предметов. В таком мягком, неустойчивом свете последние, кажется, обретают магическую подвижность. При сильном освещении запечатлённые линии и даже покрытые красками поверхности теряют свою яркость, а иногда и вовсе исчезают. Только в первом случае тонкие прожилки рисунков могут быть рассмотрены, не будучи подавленными шероховатой поверхностью камня. Первобытный человек не связывал пещеры с архитектурой.Долгое время первобытная живопись не была известна. В 1871 году испанский археолог Марселино де Савтуола впервые обнаружил изображения бизонов на стенах и сводах Альтамирской пещеры. Его коллеги подумали, что живопись создал сам Савтуола - предмет всеобщих насмешек, и не столь давно. Альтамира стала первой из многих десятков подобных пещер, найденных позднее на территории Франции и Испании: Ла Мут, Ла Мадлен, Камбаррель, Фон де Гом Труа Фрер со знаменитым изображением колдуна в маске и оленьими рогами и др. Основные памятники первобытной живописи эпохи палеолита сосредоточены на юге Франции и Испании.Если говорить о нашей стране, то здесь в 1959 году была открыта знаменитая Капова пещера на Южном Урале. На большой глубине красной краской написано семь мамонтов, лошади, носороги и антропоморфные фигуры. Это единственное место, расположенное вне франко-кантабрийской зоны.Наскальные, в том числе пещерные изображения эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время. Основную массу сюжетов наскального искусства составляли изображения животных, выполненные, как правило, в натуральную величину примитивными одиночными контурами: мамонта, носорога, дикой лошади, оленя, лани, быка, зубра, бизона, лося. Большинство рисунков этого времени, найденных археологами, процарапаны резцом на поверхности скалы. Часть из них, как, например, изображения животных в пещере Альтамира, открытой Марселино де Саутуолой в 1879 г., и в пещере Ласко, покрывались краской. Художники использовали не только черную краску (вероятно, ее заменял древесный уголь), но и желтую, и красную, которые получали, растирая в порошок охру и другие минералы. Затем порошок смешивался с водой или жиром. В качестве связующего он использовал жир животных, кровь, мёд. Краска наносилась на стены с помощью палочки или кисточки, изготовленной из меха животных. Возможно, применялся и такой способ: художник выдувал порошок на влажную стену с помощью импровизированной трубки -- полой кости, и краска, застывая, сохраняла свой цвет на многие тысячелетия.Палеолитические рисунки сохранили также следы зачатков письменности в форме пиктографии. Геометрические фигуры (палочки, треугольники, трапеции), обозначая направление пути, число убитых животных или план местности, служили своего рода информационным дополнением к изображению. Первобытный художник учился обобщать, абстрагировать, приобретал навыки рационального распределения элементов рисунка на плоскости, экспериментировал с цветом и объемом. Свидетельством развития абстрактного мышления стал отход от принципа натурализма, схематизм и уменьшение размера изображений в период неолита. Главное назначение рисунков вытекало из практических потребностей людей и носило магический характер. Живопись должна была привлечь на территорию племени промысловых животных или способствовать их размножению, принести удачу на охоте и т.д.

В конце солютрейского - начале мадленского периода живопись пещер становится более подробная и детальная, первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть (например, гривы лошадей, массивные загривки бизонов), передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.В XII тысячелетии до н.э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвет и пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы многочисленные ансамбли первобытной живописи: громадные живописные «полотна», выразительные пещерные фрески и многофигурные композиции охотничьего и бытового характера (охотничьи и военные сцены, пляски и религиозные церемонии), покрывшие своды глубоких пещер, продолжение монументальных росписей в Ласко, Фрер, Монтеспан и многих других.Одной из самых интересных находок является пещера Ласко, обнаруженная в 1940 г. и получившая название «доисторическая сикстинская капелла». В настоящее время она стала настоящим музеем, представляющим искусство эпохи палеолита. Ученые определили, что самые древние экспонаты пещеры Ласко созданы в 18 тысячелетии до н.э. Открывается этот своеобразный музей Большим залом, или залом Быков. Посетитель, оказавшийся в этом зале, слева от себя видит стену с изображениями животных: огромного быка, коровы и теленка, лошади, медведя, оленей. Своды в конце зала покрыты рисунками, представляющими бизонов, баранов и лошадей. Между фигурами зверей и над ними древние художники поместили нарисованные разными красками квадраты, составляющие прямоугольники, волнистые линии и изображения, напоминающие растения.Выразительностью и живой динамикой поражают написанные золотистой охрой фигуры лошадей, обведенные черным контуром. С большой точностью первобытный художник передает пропорции животных, восхищает его умение создавать объем и перспективу. Реалистично и убедительно выполнены изображения степных лошадей и коровы, приготовившейся к прыжку через невидимое зрителю препятствие. Несомненно, древний живописец обладал тонкой наблюдательностью и прекрасной памятью, ведь свои модели он изображал не с натуры. Назвать это искусство реализмом в полном смысле слова нельзя, хотя в данных памятниках присутствуют элементы типизации и обобщения, явственно заметен поиск характерных для изображаемого животного выразительных особенностей.В следующем зале на одной из стен зритель видит изображения восьми голов баранов. Четыре из них написаны красной краской, четыре -- черной. На противоположной стене художник поместил пять голов оленей. С правой стороны зала расположен узкий коридор, свод которого покрыт живописными изображениями и петроглифами (высеченными на камне рисунками) -- небольшими фигурами животных, перекрытыми огромным силуэтом коровы. Здесь же нарисованы лошади и бизоны, изображения которых пересекают линии стрел и копий.В последнем помещении пещеры Ласко черной краской написана целая сцена, значение которой пытались разгадать многие ученые. В центре рисунка -- фигура падающего человека с птичьей головой. Справа от него стоит раненый бизон с вываливающимися внутренностями и копьем, проходящим поверх его корпуса. Рядом с человеком лежит копьеметалка, украшенная фигурой птицы. Слева художник нарисовал носорога, который, убегая, оставляет за собой четкие точки-следы. Вероятно, древний мастер изобразил трагедию, произошедшую с одним из соплеменников: человек увидел бизона, смертельно раненного носорогом, и приблизился к нему. Но умирающий бизон неожиданно бросился на охотника и сбил его с ног. Удивительно в этом изображении то, что среди всех найденных археологами рисунков мадленского периода он единственный имеет композицию, объединяющую фигуры животных и человека. Поэтому исследователи долго спорили о его датировке, относя этот памятник древнего искусства к более позднему времени. Но техника исполнения и стиль говорят о том, что сцена, изображенная художником, все-таки относится к одной из ранних стадий мадленского периода.Рисунки мадленского периода восхищают зрителя мастерством исполнения и своей достоверностью. Древние художники очень реалистично передают повадки зверей, их манеру поведения. Изгибы тела, положение ног и поворот головы точно показывают, находится животное в движении или замерло, приготовившись скрыться при малейшей опасности. Найденные изображения позволили ученым определить, какие звери жили в те далекие времена. Благодаря рисункам, обнаруженным в гроте Шовэ, было сделано поразительное открытие: животные, обитающие ныне в жарких африканских странах (львы, носороги), и обитатели северных стран (северные олени) когда-то существовали в одном месте, на территории современной Франции. Удивляет и то, что в этих полихромных (многоцветных) росписях заметно стремление художников к передаче перспективы: с помощью изменения силы тонов формируются объемы, благодаря чему, а также умению соблюдать пропорции достигается большое сходство с объектами изображения. Достоверность рисунков позволила исследователям определить, к примеру, что в пещере Экаин первобытный живописец нарисовал бурого, а в гроте Шовэ--пещерного медведя.Тщательное изучение росписей Ласко открыло одну из особенностей работы древних мастеров: рисунок на стенах пещеры иногда наслаивался на предыдущий. Нередко художники изображали целые стада животных, особенно часто они встречаются в гравюрах на кости. В таких изображениях фигуры на переднем плане переданы детально, а остальные -- схематично.В живописном ансамбле другой пещеры - Альтамиры,- на потолке представлены многочисленные фигуры бизонов в натуральную величину. Кроме них там представлены ещё лошади и кабаны. Самые ранние изображения представлены контурными одноцветными рисунками. Живопись «Большого плафона» также, как и в Ласко, не имеет композиции в современном понимании этого слова, поскольку нет её главного качества- упорядоченности.Образы людей или фантастических существ, обладающих одновременно человеческими и звериными признаками, встречаются реже. Например, в гроте Шовэ на выступе одной из стен хорошо заметна фигура получеловека-полузубра. В большинстве же росписей преобладают изображения животных, именно в это время зарождается анималистическая живопись. Вершины своего расцвета живопись эпохи палеолита достигла в 12 тысячелетии до н. э. Именно к этому времени относятся анималистические росписи пещер Руфиньяк, Нио, Монтеспан, Труа Фрер, Фон де Гом, Ла-Мадлен, Ласко, Комбарелль, Марсула и др. Большинство рисунков показывает замечательное мастерство древних художников в передаче объема, перспективы, пропорций, а также умение запечатлеть движение животных.В то же время, за редким исключением, живописные памятники представляют собой беспорядочные нагромождения рисунков, лишь некоторые росписи имеют композицию, объединяющую две или три фигуры (сцена из Ласко, а также изображение оленя, коровы и колдуна -- человека с головой быка -- из пещеры Труа Фрер). Нередко художники рисовали пары животных противоположного пола (быков, лошадей, оленей, бизонов), что скорее всего связано с магическими обрядами.В конце палеолита техническое мастерство первобытных живописцев совершенствуется, свободным и динамичным становится рисунок. В то же время постепенно исчезает объемность, и изображение приобретает плоскостной и схематичный вид (например, руку художники изображают в виде граблей с пятью зубцами пальцами).Первобытные рельефы. Создавая «высокие» рельефы (горельеф), первобытный человек часто использует естественные выступы на стенах пещер, как, например, в рельефе «Бизон» из испанской пещеры Кастильо. На левой стене пещеры Ласко в технике углублённого рельефа процарапана необычайно выразительная голова лошади (период Мадлен), а в пещере Леванзо находится изображение бизона, в настоящий момент частично скрытое под сталагмитными отложениями. Позднее техника процарапанного рельефа будет развиваться в Древнем Египте. Рельефы бывают не только нанесены на стены пещер, они могут украшать и орудия людей. Одним из таких изделий является копьеметалка с фигуркой птицы (Мадлен, Музей Сен Жермен, Франция). Наряду с зооморфными рельефами узнаваемы и изображения людей. Предположительно женское и мужское изображения (барельефы) из Лосселя находятся в музее Бордо.Создание рельефа - более трудоёмкое занятие, нежели живопись, к тому же эта тяжёлая физическая работа ведётся на неровной поверхности. Согласно легенде, первые живописные изображения возникли из абриса силуэта. Возможно, это относится и к рельефу. Внедряясь в камень, первобытный мастер впервые совершает попытку создания иллюзии не только двухмерного (живопись), но и трёхмерного пространства стены, раздвигая её естественные границы. Кто эти животные и люди на рельефах - реальные, выхваченные из жизни существа или боги и тотемы-покровители данного племени? Скорее всего, рельефы имели свой изначальный, естественный цвет, поскольку, как свидетельствует сохранившаяся живопись, краски были достаточно прочны и не могли на этих изделиях исчезнуть бесследно.Скульптура (резьба по камню и кости). Пластическое искусство широко представлено скульптурными изображениями животных (или их голов), женских фигурок. Самой ранней первобытной скульптурой является т.н. «палеолитическая Венера» из Виллендорфа (около 30 тыс. лет до н.э.). Насколько это первое изваяние связано с действительностью - судить сложно. Трудно поверить, что это существо с огромной, гипертрофированной нижней частью и отвисшей от постоянного кормления грудью являлось для людей того времени эталоном прекрасного. Возможно, здесь присутствует некоторое преувеличение объёмов, передающее идею материнства, плодородия, женственности. Лицо на этой маленькой фигурке не показано: оно закрыто шапкой кудрявых волос. Большинство «Венер» того времени можно назвать безликими. Первобытных скульпторов не интересовали черты лица, их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. Одновременно с ними появляются обобщенно-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины; гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др.Чем ближе к концу Верхнего палеолита, тем больше «Венеры» начинали соответствовать нормальным человеческим пропорциям, как, например, «савиньянская Венера» из Италии. Если говорить современным искусствоведческим языком, то «Венера» из Виллендорфа породила целый ряд подражаний в разных регионах Евразии.Изоляция небольших групп людей друг от друга была настолько велика, что говорить о влияниях, стилях и школах просто бессмысленно. Тем не менее, аналогичных «Венер» можно назвать очень много: из Долни Вестонице, Мальты, Гагарино, Авдеево.Разный климат породил «северную» редакцию типологии виллендорфских Венер - «Венеру» из Костёнок. Её главной особенностью является то, что она одета в «модный» и практичный меховой комбинезон.Материалы, из которых создавалась первобытная скульптура, были различны. Это глина и зола, смешанные с пережжёнными костями и жиром. Первые изделия из глины найдены на самой большой стоянке охотников палеолита в Дольни-Вестоницы (Чехословакия). Маленькие скульптуры из глиняной смеси являются самыми древними образцами керамики.Кроме глины использовался, также, лёгкий в обработке стеатит, и кальцит, и, наконец, кость мамонта. Именно из неё создаётся одна из самых ранних женских (или мужских) голов из Брассемпуи (ориньякский период, Франция, музей Сен-Жермен). Предполагается, что эта голова с декоративной стилизацией причёски является фрагментом утраченной ныне древней Венеры. Упоминаемая голова также лишена черт лица. Герои первобытного искусства пока не обрели лиц, обладая известной долей условности, и в то же время они являются натуралистическим воспроизведением женских фигур и голов. Начиная с этого момента человечество начинает ориентироваться в трёхмерном пространстве, создаются шедевры круглой скульптуры.Гравировка на камне и кости. Искусство резьбы по кости - излюбленное занятие народов современного Севера и по сей день. Зародилось оно тоже тогда, в эпоху палеолита. Знаменитым изображением на костяной пластинке, относящимся к эпохе Мадлен, стала так называемая «Переправа оленей через реку» (Франция, музей Сен-Жермен). Фризообразная композиция представляет собой происходящее событие в «поперечном» разрезе: показан вид оленей «со стороны», как будто бы мастер сам забрался в реку и плывёт на некотором расстоянии от этих животных; вместе с ними показан и косяк рыбы, причём изображения этих рыб можно назвать «рентгеновскими», поскольку отчётливо виден их костяк. Головы рыб касаются туловищ оленей, их ритмическое чередование позволяет воспринимать эту композицию как орнамент, первый орнамент, где реальный мир предстаёт перед нами отчётливо и зримо. Он пока ещё лишён декоративной стилизации последующего времени. Первобытный художник не проявляет здесь склонности к абстрактному обобщению материала.2.2 Искусство эпохи мезолита и неолитаЭпоха мезолита характеризуется глобальным потеплением. Ледник растаял, отступил и на месте ледяных скал образовались моря, реки и озёра. Люди выбираются из глубины пещер и основывают стоянки на открытом воздухе, занимаясь охотой на мелкого зверя и рыбной ловлей. В этот период впервые можно говорить о формировании архитектурного мышления. Основой первобытной конструкции стала крыша, и в зависимости от её конфигурации исследователи выделяют следующие типы построек: круглая, прототипом которой послужил шалаш; прямоугольная постройка с наклонной кровлей (косым навесом) и постройка с плоской крышей, наподобии крыльца, где опорами служат не стены, а столбы.Область живописи характеризуется повсеместным распространением антропоморфных изображений, и эти образы уже начинают приобретать значение, появляются в конкретной сюжетной привязке. Отмечается начало композиционных построений. Возникают связанные между собой большие композиции. Составляющие их фигуры имеют, как правило, небольшие размеры (75 см). Если в центре внимания пещерного искусства палеолита были животные, то теперь утверждается главенство человека. Сцены обычно пронизаны движением и состоят из большого количества схематически нарисованных персонажей. Главными становятся темы охоты и собирательства.В пещере Андорра (10 тыс. лет до н.э.) процарапанные фигуры людей изображены в различных ракурсах. В композиции задействовано около десяти человек. Возможно, изображён какой-то обряд с последующим ритуальным танцем. Рисунки освобождаются из-под спуда пещеры и тянутся своим непринуждённым повествованием в горных ущельях и вдоль прибрежных скал. Так, на скалах Восточной Испании (8 тыс. лет до. Н. э.), в ущелье Гасулла изображена охота на кабанов, а в ущелье Валлорта находится огромный живописный ансамбль, состоящий из пятнадцати отдельных циклов. Самыми запоминающимися являются сцены загонной охоты на оленей, барана и кабанов.Уже в период палеолита между отдельными племенами наблюдается активное взаимодействие, которое зачастую приводит к военным столкновениям. И, начиная с этого времени человечество вступает в эпоху войн, как неопровержимое доказательство этого процесса можно рассматривать сцены со сражающимися воинами - начало батальной живописи. Здесь, в Валлорте, помимо сцен с охотой, изображена фигура лежащего человека, в которого вонзились многочисленные стрелы. Он окружён целым отрядом лучников с поднятыми луками. Такая же сцена находится в Куэва Ремиджиа.В основе своей живопись трёхцветна: используются различные оттенки красного цвета, чёрная и белая краски. Связующими веществами по - прежнему остаются яичный белок, кровь, мёд. В рисунках главенствует контур, нанесённый кистью или пером.Петроглифы еще не получают должного распространения, поскольку преобладает динамический рисунок - набросок. Живопись мезолита продолжает оставаться многослойной, изображения накладываются друг на друга, как и на стоянках эпохи верхнего палеолита. В соответствии с этим фактом особо важное значение придаётся месту размещения живописи. Вероятно, речь идёт об особой сакральной территории, святилище, месте жертвоприношений, где старые изображения не «реставрировались», поскольку утрачивали свою силу и энергетику, а заменялись новыми. Г.Обермайер и А.Брейль различают четыре периода в развитии человеческих изображений эпохи мезолита:1. Натуралистические изображения с соблюдением пропорций.2. Геометризм фигуры (верхняя часть тела в виде треугольника, контраст тонких рук и крупных длинных ног).3. Профильное изображение лица, ещё большее сокращение верхней части тела и длинные ноги.4. Человеческая фигура начинают превращаться в схему, становясь комбинацией тонких линий. Таким образом, мы являемся свидетелями процесса постепенной стилизации человеческих изображений, который знаменует собой начало пиктографической письменности.Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали то, что давала природа, - камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент, появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства - керамика, обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные - литье появилось гораздо позднее.В период неолита и энеолита начинается подлинный расцвет орнаментального искусства, причем используются все основные законы орнаментации: точное ритмичное размещение узора, чередование орнаментальных зон, симметрия в начертании равносторонних треугольников и ромбов. Другим уникальным явлением рассматриваемых нами эпох являются петроглифы, которые известны во всех местах обитания человека. Много их и в России на Онежском озере и на Белом море.2.3 Искусство бронзового векаНачиная с бронзового века яркие изображения зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы. Например, профили горных козлов, высеченные на утесах гор Азербайджана, Дагестана, Средней и Центральной Азии. Люди затрачивают на создание петроглифов1 все меньше усилий, наспех процарапывая на камне мелкие фигурки. И хотя кое-где рисунки пробивают и в наши дни, древне искусство никогда не возродится. Оно исчерпало свои возможности. Все его высшие достижения в прошлом.Последний этап в развитии племен бронзового века на Северо-западном Кавказе характеризуются существованием крупного очага металлургии и металлообработки. Велась добыча медных руд, выплавливалась медь, было налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.Развитие производительных сил приводит к тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития - к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги среди племен. В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота и серебра.В завершении работы хочется отметить, что если когда-нибудь удастся приблизиться к пониманию изображений первобытного искусства и правил, по которым они созданы, то возможно удастся ответить на вопрос, зачем оно было нужно тогда и сейчас, и что есть искусство вообще.


Информация о работе Зарождение первобытного искусства