Восхождение на московский престол

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 16:08, реферат

Краткое описание

16 января 1547 г. Иван IV торжественно венчался на царство. Принятие великим князем царского титула оформляло идею о высоком происхождении московских великих государей, наследников и преемников власти кесарей-императоров. Царский сан поднимал Ивана над всеми подданными, в том числе и над боярами-княжатами, потомками суверенных государей, повышал престиж самодержавной власти в России и за ее пределами.

Оглавление

1. Начальный период царствования
2. Внешняя политика
2.1 Казанские и Астраханские походы
2.2 Покорение Сибири
2.3 Ливонская война
3. Внутренняя политика
3.1.Реформы Ивана Грозного
3.2 Опричнина
4. Итоги правления
Список литературы

Файлы: 1 файл

Иван Грозный.docx

— 51.71 Кб (Скачать)

Б Содержание 

1. Начальный период  царствования

2. Внешняя политика

2.1 Казанские и  Астраханские походы

2.2 Покорение Сибири

2.3 Ливонская война

3. Внутренняя политика

3.1.Реформы Ивана  Грозного

3.2 Опричнина

4. Итоги правления

Список литературы

1. Начало царствования 

16 января 1547 г. Иван IV торжественно венчался на царство.  Принятие великим князем царского  титула оформляло идею о высоком  происхождении московских великих  государей, наследников и преемников  власти кесарей-императоров. Царский  сан поднимал Ивана над всеми  подданными, в том числе и над  боярами-княжатами, потомками суверенных  государей, повышал престиж самодержавной  власти в России и за ее  пределами. Вся богословская литература, пришедшая из Византии, учила  «чтить царя» как Бога; венчание  на царство придавало власти  государя священный характер.

Отныне главной  задачей московского государя была охрана православия и забота о  православных — утверждение на земле  истинной Правды. Свое высокое предназначение Иван IV усвоил необычайно быстро. В  дальнейшем эта мысль послужила  оправданием нравственно-религиозной  правоты всех поступков, которые  творил царь. Нетрудно заметить, что  позднейшая трактовка «истинного христианского  самодержавства» как власти ничем неограниченной — не просто плод умственных упражнений грозного царя. Такой взгляд естественно вытекал из формировавшейся государственной доктрины и самодержавной практики, в том числе венчания на царство в 1547 г.

По чину, который  составил митрополит Макарий, Иван Васильевич венчался «шапкою Мономаха» и стал именоваться «царем и великим князем всея Руси». Новый титул ставил Ивана Васильевича выше правителей соседних государств — шведского и польского королей. Таким образом, в самом акте венчания отразилось стремление Москвы изменить свое место в сложившейся европейской системе, выйти на новый уровень международных отношений. Существенно и то, что в сознании русских людей Иван IV наследовал власть золотоордынских правителей, издавна называвшихся на Руси царями.

Летом 1547 г. в столице  вспыхнуло восстание. Поводом для  него послужил катастрофический по своим  последствиям пожар, во время которого сгорело около 25 тыс. дворов. Отчаяние, давно копившееся недовольство, потребность  найти виновного — все это  искало выхода.

29 июня восставшие  пришли в подмосковное село  Воробьево, где находился царь. Они потребовали выдать на  расправу всех Глинских, упрекая  Ивана в том, что он «не  учини им в том (пожаре) опалы». Вид разгневанных москвичей привел  Ивана в ужас. Позднее он признавался,  что «внеде страх в душу мою и трепет в кости моя». Обещаниями и уговорами царю и его окружению удалось сбить накал выступления. Но грозные события лета еще раз напомнили о необходимости перемен.

В конце 40-х годов  в окружении Ивана IV сложился кружок единомышленников, который вошел  в историю под названием Избранной  рады. Поскольку отдельные члены  кружка входили в состав Боярской думы и возглавляли приказы, т. е. обладали реальной властью, кружок можно  назвать правительственным. В состав Избранной рады входили как представители  высшей аристократии, так и люди незнатные. Влиятельным членом Избранной  рады стал Алексей Федорович Адашев. Человек неродовитый, выходец из костромские вотчинников, он возвысился благодаря собственным дарованиям и тому авторитету, который снискал у молодого царя. Видную роль играл и руководитель Посольского приказа думный дьяк Иван Висковатый. Большое влияние на царя имел его духовник, священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. Сила Сильвестра была в нравственном влиянии на монарха. Он, несомненно, сдерживал «неистовый нрав» Ивана IV, напоминая об ответственности за совершаемые грехи. Поддерживал наметившийся правительственный курс и митрополит Макарий. 

2. Внешняя политика

2.1 Казанские и Астраханские  походы  

Среди внешнеполитических задач, стоявших перед русским правительством в первой половине XVI в., приоритетными  были отношения с восточным соседом  — Казанским царством. Связано  это было с взаимной уязвимостью  Москвы и Казани, поскольку враждебные действия каждой из сторон в силу их близости грозили разорением коренных территорий. При этом обеспечение  безопасности в конечном итоге осознавалось как завоевание и покорение противника.

Казанское царство  — один из осколков Золотой Орды. Оно раскинулось в бассейне Средней  Волги и Предкамья. Здесь проживали татары, марийцы, удмурты, мордва, башкиры. К XVI в. Социальная структура отличалась достаточной четкостью. Вершину пирамиды венчал хан, глава Казанского царства, который формально обладал неограниченной властью, элиту общества представляли эмиры (карачи, беки-князья), мурзы и низшие страты феодалов —уланы и казаки. В этническом отношении элиту общества составляли преимущественно татары.

Высокий статус в  обществе и государстве имело  мусульманское духовенство. Главный  духовный наставник мусульман —  сеид — оказывал большое влияние  на формирование внутренней и внешней  политики ханства. Высшее духовенство  владело земельной собственностью и обладало судебным иммунитетом, основанным на шариате.

Феодально-зависимое  население включало, в первую очередь, так называемых ясачных людей, которые  платили ясак и выполняли) иные повинности в пользу государства и феодалов. Немало было и рабов из числа военнопленных  или захваченных мирных жителей  во время набегов на уезды Русского государства.

Географическое положение  ханства определяло его политику. В конце XV в. знать разделилась  на партии, каждая из которых ориентировалась  на крымцев, ногаев или русских. Это давало повод для вмешательства во внутренние дела царства. В 1487 г. русские войска вторглись на территорию Казани и посадили на престол Мухаммед-Амина. Казанское ханство обязалось не вести против Москвы военные действия и не выбирать нового правителя без согласия великого князя.

Преобладание промосковской  политики с отступлениями и даже военными столкновениями продолжалось до смерти в 1518 г. Мухаммеда-Амина. Со смертью  хана действия группировок активизировались, каждая стремилась посадить на престол  своего ставленника.

Утверждение в 1521 г. Сахиб-Гирея в Казани привело не только к русско-казанской войне. Оно свидетельствовало о непрочности всех попыток удержать Казань в орбите московского влияния дипломатическими средствами. Примечательно, что Сахиб-Гирей, не полагаясь на помощь Крыма, попытался заручиться поддержкой султана. Он признал себя вассалом Порты, что сильно осложнило русско-казанские отношения.

При преемнике Сахиб-Гирея Сафа-Гирее произошло несколько столкновений. В 1530 г. московские войска даже осадили Казань. Осада завершилась полной неудачей. Русские войска отступили, потеряв часть артиллерии и пищали. Великий князь вынужден был действовать через своих ставленников и промосковски настроенную знать. Однако подобная политика едва ли могла быть успешной.

Рост могущества Москвы побуждал ее к силовому разрешению конфликта. Во второй четверти XVI в. идея завоевания Казанского царства встречала  горячую поддержку в русском  обществе. «Хотя бы таковая землица  и в дружбе была, ино бы ея не мочно терпети за такое угодия»,— писал дворянский публицист Иван Пересветов, выражая таким образом мечты помещиков о приобретении «подрайской землицы» в Поволжье.

Правительство Ивана IV вступило на путь радикального решения  казанского вопроса. На рубеже 40—50-х  годов русские полки дважды неудачно ходили походом на Казань. Одна из причин — отсутствие стратегической базы, где можно было бы заранее сосредоточить  необходимые для наступления  силы и припасы. Этот просчет устраняется  в 1551 г., когда близ Казани за короткий срок была возведена крепость Свияжск.

В 1552 г. из Москвы на Казань двинулось огромное войско. Во главе его стояли опытные полководцы — князья М. И. Воротынский, А. Б. Горбатый, А. М. Курбский. Решающий штурм состоялся 2 октября. Казанцы мужественно защищали город, бои продолжались несколько  дней. Убитых было столько, что пришлось расчищать улицу для торжественного въезда царя в захваченную Казань.

Казанское царство  вошло в состав Московского государства. В 1556 г. было завоевано Астраханское ханство. Позднее на время признали свою зависимость правители Сибирского ханства. С завоеванием Среднего и Нижнего Поволжья Иван IV стал титуловаться царем Казанским и Астраханским.

После падения Казани и Астрахани сопротивление коренных народов продолжалось. Особенным  ожесточением отличалась борьба в Предкамье — сердце Казанского ханства. Карательные экспедиции, направленные на подавление движений в 1552—1557, 1570— 1580-х гг., сопровождались погромами, напоминавшими татарские на территории Руси. По подсчетам татарских историков, численность татарского населения в Среднем Поволжье во второй половине XVI в. сократилась не менее чем на четверть.

Отныне Волга от истоков до устья протекала в  границах Московского государства. Существенно были защищены восточные  рубежи: реальная угроза набегов отныне исходила в основном с юга, со стороны  Крыма.

Для управления завоеванным  краем в Москве создавалось дворцовое  ведомство — Приказ Казанского дворца. На местах со временем возникли уезды  с воеводским управлением. Представители  центра — воеводы — наделялись военными и административно-судебными  правами. Им помогали приказные люди — дьяки, подьячие, приказчики. К  управлению краем привлекались господствующие слои нерусского населения. Они занимали второстепенные должности сотников, толмачей, старост и т. п. В крае складывалось сословие служилых татар.

Край интенсивно заселялся. Стремясь создать опору  в регионе, правительство всячески поддерживало переселенцев — земледельцев и служилых людей. Большая часть  завоеванной земли была отписана «на государя», что привело к  созданию обширного поместного фонда  вожделенной «подрайской землицы».

В Казани к концу 1560-х годов численность русского населения приблизилась к 10 тыс. против 6 тыс. татар. Правительственная колонизация  была дополнена колонизацией вольной, народной: среди первых русских жителей  Казани историки насчитали выходцев из 41 города Московского государства.

Возникают новые  города — Самара, Саратов, Царицын, Уфа. Централизация же и хозяйственное  освоение явно не поспевали за ростом государственной территории. Основная масса коренного населения за пользованием земельными, лесными, речными  угодьями продолжала платить ясак.

Изменился лишь адресат: если раньше податные поступления стекались  в Казань, то теперь большая их часть  шла в Москву. С целью христианизации коренного населения в 1555 г. в  Казани была учреждена епархия во главе с архиепископом Казанским  и Свияжским.

Форпостами православия  стали основанные здесь монастыри. Методы христианизации была достаточно разнообразна — от репрессий и  административного нажима до предоставления новообращенным целого ряда льгот. Так, землевладельцам-мусульманам запрещалось  владеть православными людьми, «чтоб  в том христианским душам осквернения  не было». Татары-новокрещены же уравнивались в правах с русскими помещиками.

Оказавшись в контакте с Москвой, многие народы изъявляли  желание перейти под покровительство  царя. В 50-е годы подданство приняли  народы, жившие в Западной Башкирии. Русское правительство сохранило  за башкирами их земли, установив  натуральный налог — ясак. Изъявила свою покорность кочевавшая между Яиком и Волгой Большая Ногайская Орда. В русское подданство перешли некоторые черкесские и кабардинские князья. На Марии Темрюковне, дочери кабардинского князя, после смерти первой жены, Анастасии Романовой, женился Иван Грозный.

Падение Казани открыло  дорогу по Каме на Урал и в Сибирь. По этому пути с конца XVI в. двинулись  «встречь солнцу» участники великой эпопеи покорения и освоения Сибири. Но дорогу им преградило Сибирское ханство, куда входили обширные земли Западной Сибири. Здесь проживали татары, башкиры, ханты, манси (последние принадлежали к финно-угорским племенам) и др. 

2.2 Покорение Сибири  

Сибирское ханство  не отличалось ни силой, ни внутренней прочностью. Местная татарская знать  колебалась в выборе политической ориентации. После присоединения Казанского царства сибирский хан Эдигер (Едигер) признал власть московского царя (1557 г.). Но свергнувший его хан Кучум разорвал подданнические отношения, назвав себя в послании Ивану «вольный человек Кучюм -царь».

Информация о работе Восхождение на московский престол