Влияние религиозного фактора на русскую историю

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 18:04, реферат

Краткое описание

Историю страны невозможно понять, не зная ее географических условий. Для существования, человек должен удовлетворять свои биологические потребности: есть, пить, продлевать свой род. Для этого необходимо адаптироваться (приспосабливаться) к среде обитания и самим преобразовывать ее. Разные географические зоны предоставляют различные возможности для этого. Некоторые их них настолько хорошо подходят для жизни человека, что не создают предпосылок для изменения среды, а значит, и роста потребностей и, в конечном счете, развития. Другие настолько неблагоприятны, что препятствуют всяким преобразованиям. Наиболее быстро развиваются территории, расположенные на перекрестках географических путей, связывающих разные народы, вблизи центров цивилизации.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………3
Географическое положение России ……………………………………..….4
Природно-климатические факторы ……………………………………..…..9
Геополитический фактор и его влияние на историю России …………….14
Влияние религиозного фактора на русскую историю ……………..……..19
Заключение ……………………………………………………………….….24
Список использованных источников ………………………………………26

Файлы: 1 файл

История.docx

— 91.13 Кб (Скачать)

В результате того, что Россия  и  Запад  получили  христианство  через разных посредников, особенности христианского воспитания у  них  кардинально различались:   «богословие   на   Западе   приняло   характер    рассудочной отвлеченности – в  православном  мире  оно  сохранило  внутреннюю  цельность духа; там раздвоение сил разума – здесь стремление к их  живой  совокупности там движение ума к истине посредством логического сцепления понятий –  здесь стремление  к  ней  посредством  внутреннего   возвышения   самосознания   к сердечной цельности и средоточению разума; там искание  наружного,  мертвого единства – здесь стремление к внутреннему, живому; там церковь  смешалась  с государством, соединив духовную власть со  светскою  и  сливая  церковное  и мирское значение в одно устройство смешанного  характера,  –  в  России  она оставалась не смешанною с мирскими целями и устройством; там  схоластические и  юридические  университеты  –  в  древней  России  молитвенные  монастыри, сосредоточивавшие в себе высшее знание; там рассудочное и школьное  изучение высших истин – здесь стремление к их живому и цельному  познаванию...  одним словом, там раздвоение духа, раздвоение мыслей, раздвоение наук,  раздвоение государства, раздвоение общества, раздвоение семейных прав  и  обязанностей, раздвоение  нравственного   и   сердечного состояния,  раздвоение   всей совокупности и всех отдельных видов  бытия  человеческого,  общественного  и частного; в России, напротив того, преимущественное стремление  к  цельности бытия внутреннего и внешнего, общественного  и  частного,  умозрительного  и житейского,  искусственного  и  нравственного...  раздвоение  и   цельность, рассудочность и разумность будут последним выражением  западноевропейской  и древнерусской образованности».16


Не вмешиваясь непосредственно в дела светской власти, православие  тем не менее оказало определяющее  влияние  на  русскую  политическую  традицию. Исследовавший этот вопрос И.Н. Ионов отмечает,  что  одним  «из  центральных понятий государственной идеологии Византии было  понятие  таксиса,  сущность которого  заключалась...  в  сближении,  соединении  земного   и   небесного порядков.   Соединяющей   силой   была   власть    императора,    нормальное функционирование которой во многом снимало  напряжение  (противоречие  между сущим  и  должным,  между  земным  и  небесным  порядком)...  Тем  самым   в православии власть «настоящего»,  православного  царя  становилась  гарантом возможности будущего «спасения» после смерти... Если в европейском городе  в протестантской среде верования толкали  человека  к  активной  экономической деятельности (ее успех  помогал  ему  убедиться  в  своей  «избранности»,  в грядущем индивидуальном «спасении»), то в  русском  городе  перед  человеком открывался не  экономический,  а  политический  путь  «спасения»,  причем  с сильной коллективной составляющей. Отсюда, с  одной  стороны,  экономическая активность европейцев и создание ими  гражданского  общества  как  механизма утверждения своих интересов, как инструмента борьбы за экономический  успех, а  с  другой  –   поиски   «настоящего»   царя   в   России...   Постепенная секуляризация... воззрений привела к тому, что на Западе,  особенно  в  США, высшим критерием оценки  деятельности  человека,  если  угодно,  воплощением смысла жизни, стали оценки рынка, богатство, в то время как у нас  сближение сущего и должного было реализовано в форме коллективного движения к  лучшему будущему, в идеях социальной справедливости... Силой,  соединяющей  сущее  и должное...   в   СССР   по-прежнему   оставалась   харизматическая   власть, государство».17


 

 

 

 

 

 

 

 

 


Заключение

 

Россия – обладательница уникального геополитического пространства, которое соединяет ее со всеми мировыми цивилизациями, геостратегическими районами, крупными державами мира. В силу этих обстоятельств Россия навсегда встроена в мировой политический процесс и не может быть из него исключена.

В то же время страна за три с лишним столетия не смогла освоить это пространство, более равномерно его заселить, уменьшить разрыв в уровне развития между центром России и ее сибирскими территориями, создать там цивилизованные условия жизни.

Огромные просторы России предопредели преимущественно экстенсивный характер экономики, ориентацию на самообеспечение и приорететное развитие тяжелой промышленности, слабое участие в международном разделении труда.

Проблемы обеспечения безопасности страны, общественного порядка на обширном пространстве обусловили такие черты российской государственности, как сильная централизованная власть, наличие мощной военной силы, гипертрофирование первой личности страны и принципа единоначалия, слабость демократических институтов.

Большая зависимость экономических результатов хозяйства и благополучия населения от природно-климатических условий предопределила низкую производительность крестьянского труда, нищету основной массы населения, бедность государства. Крепостническая система, порожденная этими обстоятельствами, еще более затормозила заинтересованность крестьян в повышении эффективности своего хозяйства, сковала их иницативу и предприимчивость. В условиях бедности, частых недородов и голода в России сформировался традиционно большой государственный сектор экономики, и наметилась значительная регулирующая роль государства в экономической сфере. С другой стороны, тяготы суровой жизни было легче преодолевать общинным укладом жизни.

Геополитическое положение России на двух континентах и влияния двух цивилизованных миров на нее обусловили постоянную борьбу двух течений в политической элите 6 сторонников сближения с Западом и приверженцев национальной самобытности. Предпринятые с начала XVIII в. попытки модернизации страны по европейскому образцу, как правило, приводили к серьезным политическим и социальным кризисам, углублению раскола общества, деформация преобразований, неприятию большинством населения европейских ценностей.

Важнейший исторический урок для политиков и граждан страны: современное реформирование России невозможно без учета геополитического положения российского государства, его особенностей и традиций. Мировой опыт необходимо приспосабливать к национальным условиям. Понимание исторических особенностей геополитического развития России - важнейший источник формирования национального сознания населения страны. «Родиться русским мало. Им надо быть, им надо стать.» (И.Северянин).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. 201 с, 474 с, 476 - 477 с.

2. Ионов И.Н. Россия и современная цивилизация // 0течественная история 1992. № 4. 63 - 64 с.

3. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России. 206 с, 209 с, 221 с, 234 - 235 с.

4. Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса, 1992. - 224 с.

5. Пайпс Р. Россия при старом режиме. 15 - 16 с.

6. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1. 59 с.

7. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. 20 - 23 с.

8. Филиппов А.В., Уткин А.И. История России: Просвещение, 2008. - 528 с.

9. Христианство. Энциклопедический словарь. T.1. Ст. «Католическая церковь».

10. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т.2 Ст. «Православие».

 

 

 

 

 


Информация о работе Влияние религиозного фактора на русскую историю