Власть и бюрократия XIII – начала XXв.

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:05, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время при анализе общих проблем бюрократии можно выделить два основных направления. К первому направлению следует отнести классовые теории, определяющие бюрократию в качестве нового класса (К. Маркс, В.И. Ленин, М. Джилас, Д. Бернхем). В этом случае речь ведется также о господстве «профессиональных чиновников», но делается это в терминах собственности на средства производства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОССИЙСКАЯ И «ИДЕАЛЬНАЯ» БЮРОКРАТИЯ XVIII– НАЧАЛА XX В. 6
1.1. Понятие «бюрократии» и ее основные концепции 6
1.2. Русский и «идеальный» чиновник М.Вебера. Сравнительный анализ 10
ГЛАВА II. ХАРАКТЕР И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ БЮРОКРАТИИ 17
2.1. Эффективность российского чиновничества в контексте модернизации 17
2.2. Образ российской бюрократии конца XIX– начала XX вв. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

курсач история Егор.docx

— 65.91 Кб (Скачать)

В ходе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что от «идеального» (прусского) типа чиновника российский классный чиновник-дворянин конца XVIII в. отличался по пяти пунктам: а) он не имел специального образования; б) был специалистом широкого профиля; в) не перешел полностью к формальному  характеру служебных отношений, патронажные связи в течение  всего XVIII в. играли большую роль и  тормозили развитие между ними сугубо официальных отношений; г) не мог  всегда действовать не взирая на лица; д) брал подношения и подарки от просителей и истцов за свои услуги.

В течении XIX – начала XX в. российские чиновники, включая канцелярских служителей, постепенно избавились от первых двух недостатков и стали  образованными профессионалами  и узкими специалистами. Вместе с  тем нельзя согласиться с мнением  М. Вебера о том, что деятельность чиновника имеет сугубо рациональный характер. Исторический опыт функционирования российского управленческого аппарата в условиях правомерной монархии и одновременно в условиях обострения общественных отношений в начале XX в. позволяет сделать вывод во многом об иррациональном характере  деятельности отечественной бюрократии. Вместе с тем нельзя отрицать и  тенденции к профессионализации российского чиновничества в  исследуемый период.

Сыграли роль и иные причины. Прежде всего, необходимо отметить негибкую систему чинопроизводства. Безусловно, принцип вхождения в состав элиты  посредством службы имел огромное значение, выступая в качестве основополагающего  критерия отбора в элитарный круг. Однако сложившаяся еще со времен Екатерины II практика применения этого  принципа в России извратила его  сущность и существенно снизила  эффективность ротации элиты, так  как главным основанием карьерного роста стала выслуга лет.

Неэффективность имперской  бюрократии по причине двойственности ее положения в качестве политической элиты в этом качестве должна была привести к основательным политическим кризисам. Это двойственность проявлялась  во взаимозависимости ее с институтом российского самодержавия, которое  катастрофически не поспевало за ходом модернизации.

Особенно ярко неэффективность  российской бюрократии проявлялась  в периоды ведения крупномасштабных военных действий. Их влияние проявилось, прежде всего, в том, что неудачные  для России или затянувшиеся кровопролитные войны приводили к разрушению тыла. Одним из глобальных последствий  этого разрушения являлись глобальные для государства социальные катаклизмы.

Причины ухудшения качественных характеристик управленческого  слоя были обусловлены тенденцией к  превращению в закрытую касту  вследствие того, что обладание властью  в России было предпосылкой богатства, а не наоборот. Поэтому в течение  десятилетий в списках высших чиновников империи встречались  одни и те же фамилии: Танеевы, Дурново, Мордвиновы, Мосоловы, Бобринские, Игнатьевы, Набоковы, Треповы и т.д.

Падению качества бюрократии способствовал и крайне неэффективный  механизм ротации – негибкая, косная система чинопроизводства. Неэффективность  сложившейся практики чинопроизводства и необходимость отмены системы  чинов стала очевидной уже  в начале XIX в. Однако ни тогда, ни в  будущем система чинов отменена не была и просуществовала до 1917 г. Широким дефектом механизма ротации  бюрократии стало и широкое распространение  протекции в бюрократической  среде, которая захватывала не только высшие этажи иерархии, но также  средние и низшие.

Еще одним условием неэффективной  ротации управленческой элиты было наличие сословного ценза. В его  рамках потомственные дворяне при  равных условиях имели преимущество при продвижении по службе перед  разночинцем.

Одновременно с этим обстоятельством  существенной проблемой определяющей в известной мере ментальность отечественной  бюрократии является относительно небольшое  количество средств выделяемых на ее содержание. Жалованье большинства  чиновников в XIX в., особенно низших классов, было весьма низкими и часто не обеспечивало прожиточного минимума. Естественным следствием подобного  состояния являлось низкое качество управления, что актуализировало  проблему контроля исполнительской  дисциплины. Однако осуществление контроля, в свою очередь, во многом упиралось  в невозможность использования  самого эффективного из мер контроля – системы штрафов. И, конечно  же, неизбежным следствием низкого  уровня оплаты труда управленцев была коррупция.

Все вышеуказанные факты  привели к тому, что накануне Февраля 1917г. обозреватели констатировали, что  русская бюрократия «теряет то единственное, чем она гордилась и чем  старалась найти искупление своим  грехам – внешний порядок и  формальная работоспособность. Таким  образом, неэффективность высшей и  средней бюрократии во многом предопределила падение Российской империи»6.

Одним из проявлений фатального для страны кризиса высшей российской бюрократии была так называемая «министерская  чехарда» последних лет существования  Российской империи. Она была не случайным  нагромождением случайных событий, а сложным историческим явлением, имевшим самое непосредственное отношение к личному составу  не только собственно высшей исполнительной власти (Совет министров), но и остальных  категорий бюрократической элиты.

Каждое проявление кадровой нестабильности на уровне правительства  моментально, хотя и не одинаково, отзывалось, по «принципу домино», на других уровнях  иерархии власти.

Жесткая детерминация личного  состава различных этажей этой иерархии переменами в личном составе Совета министров имела место по причине  подчиненности процесса ротации  кадров, подчиненности, весьма характерной  для всякой бюрократической системы, и царской в особенности, целому комплексу зачастую неписаных традиций, вне русла которых ротация  если иногда и протекала, то только в виде исключения из освященных давними  обычаями правил.

Все эти обстоятельства, безусловно, накладывали неизгладимый отпечаток  на сам образ российской бюрократии в общественном сознании и делали ее во многом несопоставимой по параметрам с типом «идеального», рационального  чиновника, несмотря на ряд общих  социологических характеристик.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе»: 24 января 1722 г.
  2. Витте, С.Ю. Воспоминания. Т.1. / С.Ю. Витте. – М.: Соцэкгиз, 1960. – 412 с.
  3. Гаман-Голутвина, О.В. Политические элиты России : вехи исторической эволюции / О.В. Гаман-Голутвина. – М.: Интеллект, 2006. – 318 с.
  4. Гессен, В.М. На рубеже / В.М. Гессен. – СПб.: Право, 1906. – 362 с.
  5. Головин, К.Ф. Мои воспоминания. Т.1. / К.Ф. Головин. – СПб.: Право, 1908. – 324 с.
  6. Градовский, Г.К. Столичная бюрократия в 70-х годах // Г.К. Градовский. -Вестник знания, 1909. №3. - С.328-335.
  7. Извольский, А.П. Воспоминания / А.П. Извольский. - М.: Международные отношения, 1989. – 285 с.
  8. Коковцов, В.Н. Из моего прошлого. Воспоминания 1903-1919 / В.Н. Коковцов. - М.: Наука, 1992. – 484 с.
  9. Курлов, П.Г. Гибель императорской России / П.Г. Курлов. - М.: Современник, 1992. – 255 с.
  10. Мизес, Л. Бюрократия / Л. Мизес. - М.: Дело, 1993. – 238 с.
  11. Милюков, П.Н. Воспоминания / П.Н. Милюков. - М.: Полиздат, 1991. – 411 с.
  12. Мосолов, А.А. При дворе последнего императора / А.А. Мосолов. - СПб.: Наука, 1992. – 286 с.
  13. Павлов, А.Е. Профессиональный менталитет российского чиновника: сравнительный анализ // А.Е. Павлов. - Социально-гуманитарные знания. - 2005. №4. – С. 18-21.
  14. Соловьев, Я.В. Бюрократический аппарат Министерства финансов в пореформенную эпоху. // Я.В. Соловьев. - Вопросы истории. - 2006. №7. – С.34-36.
  15. Уортман, Р.С. Властители и судьи: развитие правового сознания в России / Р.С. Уортман. – М.: Новое литературное обозрение, 2004. - 520 с.

1 Мизес Л. Бюрократия. – М., 1993. – С. 267.

2 Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России. – М., 2006. – С. 153-154.

3 Витте С.Ю. Воспоминания. Т.1. – М., 1960. – С. 227.

4 Мосолов А.А. При дворе последнего императора. – Спб., 1992. – С. 148

5 Уортман Р.С. Властители и судьи: развитие правового сознания в России. – М., 2004. – С. 185-186.

6 Курлов П.Г. Гибель императорской России. – М., 1991. – С. 204


Информация о работе Власть и бюрократия XIII – начала XXв.