Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:05, курсовая работа
В настоящее время при анализе общих проблем бюрократии можно выделить два основных направления. К первому направлению следует отнести классовые теории, определяющие бюрократию в качестве нового класса (К. Маркс, В.И. Ленин, М. Джилас, Д. Бернхем). В этом случае речь ведется также о господстве «профессиональных чиновников», но делается это в терминах собственности на средства производства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОССИЙСКАЯ И «ИДЕАЛЬНАЯ» БЮРОКРАТИЯ XVIII– НАЧАЛА XX В. 6
1.1. Понятие «бюрократии» и ее основные концепции 6
1.2. Русский и «идеальный» чиновник М.Вебера. Сравнительный анализ 10
ГЛАВА II. ХАРАКТЕР И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ БЮРОКРАТИИ 17
2.1. Эффективность российского чиновничества в контексте модернизации 17
2.2. Образ российской бюрократии конца XIX– начала XX вв. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
В ходе проведенного исследования
можно сделать вывод о том,
что от «идеального» (прусского) типа
чиновника российский классный чиновник-дворянин
конца XVIII в. отличался по пяти пунктам:
а) он не имел специального образования;
б) был специалистом широкого профиля;
в) не перешел полностью к
В течении XIX – начала XX в.
российские чиновники, включая канцелярских
служителей, постепенно избавились от
первых двух недостатков и стали
образованными профессионалами
и узкими специалистами. Вместе с
тем нельзя согласиться с мнением
М. Вебера о том, что деятельность
чиновника имеет сугубо рациональный
характер. Исторический опыт функционирования
российского управленческого
Сыграли роль и иные причины. Прежде всего, необходимо отметить негибкую систему чинопроизводства. Безусловно, принцип вхождения в состав элиты посредством службы имел огромное значение, выступая в качестве основополагающего критерия отбора в элитарный круг. Однако сложившаяся еще со времен Екатерины II практика применения этого принципа в России извратила его сущность и существенно снизила эффективность ротации элиты, так как главным основанием карьерного роста стала выслуга лет.
Неэффективность имперской бюрократии по причине двойственности ее положения в качестве политической элиты в этом качестве должна была привести к основательным политическим кризисам. Это двойственность проявлялась во взаимозависимости ее с институтом российского самодержавия, которое катастрофически не поспевало за ходом модернизации.
Особенно ярко неэффективность
российской бюрократии проявлялась
в периоды ведения
Причины ухудшения качественных характеристик управленческого слоя были обусловлены тенденцией к превращению в закрытую касту вследствие того, что обладание властью в России было предпосылкой богатства, а не наоборот. Поэтому в течение десятилетий в списках высших чиновников империи встречались одни и те же фамилии: Танеевы, Дурново, Мордвиновы, Мосоловы, Бобринские, Игнатьевы, Набоковы, Треповы и т.д.
Падению качества бюрократии
способствовал и крайне неэффективный
механизм ротации – негибкая, косная
система чинопроизводства. Неэффективность
сложившейся практики чинопроизводства
и необходимость отмены системы
чинов стала очевидной уже
в начале XIX в. Однако ни тогда, ни в
будущем система чинов отменена
не была и просуществовала до 1917
г. Широким дефектом механизма ротации
бюрократии стало и широкое
Еще одним условием неэффективной ротации управленческой элиты было наличие сословного ценза. В его рамках потомственные дворяне при равных условиях имели преимущество при продвижении по службе перед разночинцем.
Одновременно с этим обстоятельством существенной проблемой определяющей в известной мере ментальность отечественной бюрократии является относительно небольшое количество средств выделяемых на ее содержание. Жалованье большинства чиновников в XIX в., особенно низших классов, было весьма низкими и часто не обеспечивало прожиточного минимума. Естественным следствием подобного состояния являлось низкое качество управления, что актуализировало проблему контроля исполнительской дисциплины. Однако осуществление контроля, в свою очередь, во многом упиралось в невозможность использования самого эффективного из мер контроля – системы штрафов. И, конечно же, неизбежным следствием низкого уровня оплаты труда управленцев была коррупция.
Все вышеуказанные факты привели к тому, что накануне Февраля 1917г. обозреватели констатировали, что русская бюрократия «теряет то единственное, чем она гордилась и чем старалась найти искупление своим грехам – внешний порядок и формальная работоспособность. Таким образом, неэффективность высшей и средней бюрократии во многом предопределила падение Российской империи»6.
Одним из проявлений фатального
для страны кризиса высшей российской
бюрократии была так называемая «министерская
чехарда» последних лет существования
Российской империи. Она была не случайным
нагромождением случайных событий,
а сложным историческим явлением,
имевшим самое непосредственное
отношение к личному составу
не только собственно высшей исполнительной
власти (Совет министров), но и остальных
категорий бюрократической
Каждое проявление кадровой нестабильности на уровне правительства моментально, хотя и не одинаково, отзывалось, по «принципу домино», на других уровнях иерархии власти.
Жесткая детерминация личного состава различных этажей этой иерархии переменами в личном составе Совета министров имела место по причине подчиненности процесса ротации кадров, подчиненности, весьма характерной для всякой бюрократической системы, и царской в особенности, целому комплексу зачастую неписаных традиций, вне русла которых ротация если иногда и протекала, то только в виде исключения из освященных давними обычаями правил.
Все эти обстоятельства, безусловно, накладывали неизгладимый отпечаток на сам образ российской бюрократии в общественном сознании и делали ее во многом несопоставимой по параметрам с типом «идеального», рационального чиновника, несмотря на ряд общих социологических характеристик.
1 Мизес Л. Бюрократия. – М., 1993. – С. 267.
2 Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России. – М., 2006. – С. 153-154.
3 Витте С.Ю. Воспоминания. Т.1. – М., 1960. – С. 227.
4 Мосолов А.А. При дворе последнего императора. – Спб., 1992. – С. 148
5 Уортман Р.С. Властители и судьи: развитие правового сознания в России. – М., 2004. – С. 185-186.
6 Курлов П.Г. Гибель императорской России. – М., 1991. – С. 204