Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:05, курсовая работа
В настоящее время при анализе общих проблем бюрократии можно выделить два основных направления. К первому направлению следует отнести классовые теории, определяющие бюрократию в качестве нового класса (К. Маркс, В.И. Ленин, М. Джилас, Д. Бернхем). В этом случае речь ведется также о господстве «профессиональных чиновников», но делается это в терминах собственности на средства производства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОССИЙСКАЯ И «ИДЕАЛЬНАЯ» БЮРОКРАТИЯ XVIII– НАЧАЛА XX В. 6
1.1. Понятие «бюрократии» и ее основные концепции 6
1.2. Русский и «идеальный» чиновник М.Вебера. Сравнительный анализ 10
ГЛАВА II. ХАРАКТЕР И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ БЮРОКРАТИИ 17
2.1. Эффективность российского чиновничества в контексте модернизации 17
2.2. Образ российской бюрократии конца XIX– начала XX вв. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Возраст не играл такой сакраментальной роли на государственной службе, как пол, хотя поступить на нее можно было не ранее чем с 16 лет, далее возраст чиновника не имел особого значения для его карьеры. Достижение высокого чина всегда ставилось в зависимость от продолжительности службы в классных рангах. Даже в XX в. (август 1900 г.) было подчеркнуто, что получение чина действительного статского советника требует службы в классных чинах не менее 20 лет. Впрочем, чиновники высших рангов никогда не были цветущими юношами, а в Комитете министров, Государственном совете, Сенате, где средний возраст «присутствовавших» был за 60 лет, встречались и 80-летние старцы.
«Содержание» или оклады
чиновникам выплачивались, в соответствии
с законодательством, или по должностям,
или по чинам. Служащие получали деньги
20 числа каждого месяца. Их содержание
составляли: жалованье, столовые деньги,
квартирные деньги (в том случае
если чиновнику не предоставлялась
квартира) выплачиваемые за несколько
месяцев вперед. Сведения о материальной
обеспеченности чиновников содержатся
в штатных расписаниях
В конце XIX и начале XX в. условия жизни основной массы служащих были довольно тяжелыми (исключения устанавливались законом в ст. 721-745). Не случайно, что чиновникам разрешалось совместительство. У Акакиев Акакиевичей всегда был соблазн «удариться» в частную службу, где нередко платили больше, чем на госслужбе, но правительство, блюдя «реноме» госслужбы, запрещало чиновникам «устраиваться» кучерами, лакеями и т.д. Большой разрыв в материальном обеспечении низших и высших чиновников существовал уже при Петре I. Наиболее высоко оплачиваемыми были иностранцы, оклад которых нередко вдвое превышал содержание их коллег, находившихся в таком же ранге. К тому же высшие и средние чиновники в первой половине XIX в. имели «пожалования» крепостными, землей, «арендой» и т.д.
Зарплата чиновников начала
быстро расти со второй половины XIX
в., увеличившись в середине 1880-х
гг. примерно в два раза. Росла
она и в последующие
Рост окладов в значительной
степени был вызван увеличением
численности государственных
Еще при Николае I прекратились
пожалования крепостными. При Александре
III монарх перестал награждать землями.
При Николае II были отменены «аренды»
(1906 г.). Попытка наделить землей часть
чиновничества провалилась. «Дворянские
гнезда» переходили в руки «новых
людей». С 1898 г. первое место в покупках
земли перешло к крестьянам. Дворянское
землевладение с 1862 по 1905 г. уменьшилось
на 41%. В центральных районах страны
это землевладение сократилось
на 56%. Имущественное неравенство
среди помещиков было уже столь
велико, что отчетливо выявились
элементы социальной дифференциации.
К 1902 г. уже более 70% высокопоставленных
чиновников не были обеспечены землей.
Вдвое сократилось число
Распорядиться же государственной собственностью как своей бюрократия не могла не только потому, что она находилась под контролем верховной власти, в начале XX в. отчасти и общественности – ее организаций, прессы; это исключалось и ее этикой, и наличием в стране собственнических классов. Мешало этому и то обстоятельство, что бюрократия представляла собой разнородный конгломерат.
Неоднородна она была и
в политическом смысле. Несмотря на
то, что «историческая власть»
перманентно принимала
В Февральскую революцию
недовольство бюрократии «этим царем»
или самодержавием в целом
вызвало ее сугубую пассивность,
нежелание защищать Николая II, тем
более что в условиях революционного
вихря сделать это было непросто.
Октябрьскую революцию высшее и
среднее чиновничество в
Возможность революционных потрясений предвидели такие умные представители бюрократии, как П.А. Валуев, А.В. Головнин, братья Милютины и др. главную причину такого развития исторического процесса в России они видели в запаздывании и недостаточности реформ.
В силу «нестыковки» модернизации,
требовавшей глубокого
В идеале правительство хотело,
чтобы гражданское
Изучение профессионального
менталитета российского
Отношение чиновника к
народу. На осознанном уровне у дореволюционного
и идеального чиновников доминирует
представление о
Отношение чиновника к сослуживцам. Дореволюционный российский чиновник и чиновник М. Вебера одинаково относятся к сослуживцам. На уровне представлений сослуживец всегда является партнером, имеющим схожие цели и устремления. Подобное отношение между чиновниками выражается в стремлении усилить закрытость статусной группы, монополизировать те или иные культурные ценности. Предрасположенность к корпоративным отношениям является неосознанной установкой в менталитете чиновника.
Отношение чиновника к
государственной службе. Идеальный
чиновник и российский чиновник дореволюционного
периода считают, что они пригодны
к службе в том случае, если их
деятельность отвечает интересам государства,
т.е. главной ценностью для них
является продвижение курса
Отношение чиновника к приказу. Идеальный чиновник М. Вебера, равно как и дореволюционный российский чиновник, не имеет права обсуждать приказ, не имеет права бороться. Получив приказ, идеальный чиновник М. Вебера и дореволюционный российский чиновник стремятся к полной самоотдаче.
Отношение чиновника к доходу. На бессознательном уровне для дореволюционного российского чиновника характерно заведомое стремление к обогащению всеми возможными способами, взяточничеству, а сознание идеального чиновника имеет установку на получение твердого денежного содержания. Для идеального чиновника постоянный доход является естественным вознаграждением за труд, при этом других источников дохода для него быть не может. Российский дореволюционный чиновник свой доход средством к существованию, а значит, рассматривает возможность и других источников дохода.
Отношение чиновника к
профессиональной подготовке. В менталитете
дореволюционного российского чиновника
прочно укоренилось представление
о том, что для получения должности
профессиональная подготовка не нужна,
а достаточно сословного происхождения
и соответствующих связей с «нужными»
людьми. Для идеального чиновника
профессиональная подготовка и специальное
образование являются ключевым фактором
в получении поста. И если идеальный
чиновник ориентирован на получение
специальной квалификации, то для
российского чиновника
Отношение чиновника к решению служебных задач. Для дореволюционного и идеального чиновника характерно сходное отношение к специфике решаемых служебных задач. «На осознанном уровне для чиновника характерно представление о том, что каждая задача, проблемная ситуация решается посредством стандартного набора методов независимо от конкретных обстоятельств. И приоритетом в деятельности является не решение стоящей проблемы, а выполнение поставленной задачи».
Проведенный анализ представлений,
ценностей и установок
Вместе с тем в последнее
десятилетие XIX – начале XX в. мы также
будем иметь дело и с новым
типом профессионального
Наиболее ярким и талантливым представителем этой новой бюрократии был С.Ю. Витте. Причем ни он сам, ни те сотрудники, которых он пригласил в Министерство финансов, не имели необходимого чина, некоторые вообще не имели чинов или даже права вступать на государственную службу. С 1889 по 1895 гг. С.Ю. Витте в порядке исключения изменяет порядок приема на службу в департамент железнодорожных дел, затем по всему министерству. Он мотивирует это ценностью специального образования и знания местных условий. Министерство финансов оказалось лидером в процессе профессионализации бюрократической деятельности. И если попытки реформирования архаичной и громоздкой системы соответствия должностей и чинов потерпели провал, то создание исключительного положения для ведомств, наиболее тесно связанных с экономикой, шло без особого сопротивления административной элиты.
Конечно, удельный вес и
влияние бюрократии нового типа были
более чем скромными. Однако важен
сам факт ее появления. Кроме высокого
образовательного ценза и знания
местных условий чиновничество
отличалось более высокой степенью
рационализации и относительно большей
свободой от бюрократических стереотипов.
Сам С.Ю. Витте отличался практическим
подходом к правительственным
В заключении необходимо отметить,
что российская бюрократия при всем
ее достаточно высоком общем уровне
европеизированного образования оказалась
в значительной степени несвободной
от поведенческих стереотипов
Понятие «бюрократия» не несет в себе изначально негативного смысла и означает, во-первых, управленческий слой в обществах самого различного типа, во-вторых, иерархическую систему управления, для которой характерно определение границ компетенции на каждом из уровней, принятие решений согласно существующим, законам, правилам и инструкциям, упорядоченный «рутинный» характер деятельности. Оно одновременно совпадает с такими понятиями как «чиновничество», «государственный аппарат», «служащие». Негативный аспект несут сопутствующие бюрократии явления, выражаемые понятиями дисфункция, патология, мутация, бюрократизм и т.д. последние могут вызываться и формальными принципами, принципами организационной деятельности чиновничества и неформальной ее структурой.