Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:05, курсовая работа
В настоящее время при анализе общих проблем бюрократии можно выделить два основных направления. К первому направлению следует отнести классовые теории, определяющие бюрократию в качестве нового класса (К. Маркс, В.И. Ленин, М. Джилас, Д. Бернхем). В этом случае речь ведется также о господстве «профессиональных чиновников», но делается это в терминах собственности на средства производства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РОССИЙСКАЯ И «ИДЕАЛЬНАЯ» БЮРОКРАТИЯ XVIII– НАЧАЛА XX В. 6
1.1. Понятие «бюрократии» и ее основные концепции 6
1.2. Русский и «идеальный» чиновник М.Вебера. Сравнительный анализ 10
ГЛАВА II. ХАРАКТЕР И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ БЮРОКРАТИИ 17
2.1. Эффективность российского чиновничества в контексте модернизации 17
2.2. Образ российской бюрократии конца XIX– начала XX вв. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Падению качества бюрократии способствовал и крайне неэффективный механизм ротации – негибкая, косная система чинопроизводства; как указывалось выше, многократные попытки верховной власти отменить систему чинов в целях обеспечения эффективной ротации правящего слоя успеха не имели.
Широким дефектом механизма ротации бюрократии стало широкое распространение протекции в бюрократической среде, которая захватывала не только высшие этажи иерархии, но также средние и низшие.
Генерал Мосолов вспоминал, что при вступлении в должность в 1900 г. он пережил немало затруднений с персоналом канцелярии, так как большинство чиновников были сыновьями камердинеров великих князей, людьми без высшего образования и необходимого для службы воспитания, попавших в министерство по протекции великих князей. «Благодаря высокому заступничеству молодые люди считали себя неуязвимыми со стороны начальства».4
Среди причин неэффективности бюрократии следует также отметить проявившийся и в этот период традиционный порок российского служилого класса – его низкую сплоченность. В этой связи весьма характерной будет реакция С.Ю. Витте на гибель своего коллеги по правительству, министра внутренних дел В. Плеве: Витте не скрывал радости по поводу смерти Плеве. И это не единственный пример подобного рода. М. Палеолог рассуждая о причинах «снарядного кризиса» 1915 г. и неэффективности военного руководства в целом, считал, что объяснение этому следует искать наряду с другими причинами в той ненависти, который испытывал военный министр Сухомлинов к главнокомандующему великому князю Николаю Николаевичу, так как Сухомлинов сам рассчитывал занять эту должность.
Все вышеуказанные факты привели к тому, что накануне Февраля 1917 г. обозреватели констатировали, что русская бюрократия «теряет то единственное, чем она гордилась и чем старалась найти искупление своим грехам – внешний порядок и формальная работоспособность». Таким образом, неэффективность бюрократии во многом предопределила падение Российской империи.
Неэффективность сложившейся практики чинопроизводства и необходимость отмены системы чинов стала очевидной уже в начале XIX в. Однако ни тогда, ни в будущем система чинов отменена не была и просуществовала до 1917 г. Следует при этом отметить, что вопрос этот все же неоднократно рассматривался и при Николае I, Александре II и Александре III.
В числе причин неэффективности
бюрократии императорского периода
следует отметить и низкий образовательный
уровень подавляющей части
Еще одним условием неэффективной ротации управленческой элиты было наличие сословного ценза. В его рамках потомственные дворяне при равных условиях имели преимущество при продвижении по службе перед разночинцем: «Привилегии дворянина сохранились и здесь. Его подъем по четырнадцати классическим ступеням лестницы напоминал иногда взлет балерины; разночинец вползал с упорством и медленностью улитки».
Сословные привилегии дворянства в чинопроизводстве были отменены лишь в период буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. – согласно закону 1906 г. производство в первый классный чин отныне не зависело от сословной принадлежности.
Существенно снижало эффективность бюрократии и незначительная ее численность в соотношении с численностью населения. Это соотношение было характерно для управленческого аппарата Российской империи вплоть до конца XIX в. Несмотря на то, что в обыденном сознании существует представление о времени правлении Николая I, как эпохе засилья бюрократии, ее численность и в пореформенный период оставалась незначительной по отношению к общей численности населения в сравнении с ведущими западноевропейскими державами.
Еще одной существенной проблемой
определяющей в известной мере ментальность
отечественной бюрократии является
относительно небольшое количество
средств выделяемых на ее содержание.
Жалованье большинства
Естественным следствием подобного состояния являлось низкое качество управления, что актуализировало проблему контроля исполнительской дисциплины. Однако осуществление контроля, в свою очередь, во многом упиралось в невозможность использования самого эффективного из мер контроля – системы штрафов. И, конечно же, неизбежным следствием низкого уровня оплаты труда управленцев была коррупция.
Такой же неэффективной, как
и центральная, была и провинциальная
администрация. Генерал-губернаторы
московский А. Закревский, киевский Д.
Бибиков, его брат виленский генерал-губернатор
И. Бибиков, прибалтийский А. Суворов,
восточносибирский В. Руперт, западносибирский
И. Пестель снискали славу некомпетентных
и коррумпированных чиновников. От
перечисленных генерал-
Еще более удручающим был состав губернаторов. Своей некомпетентностью были известны калужский губернатор Е. Толстой, нижегородский кн. М. Урусов, тамбовский П. Булгаков. Именно в среде губернской администрации наибольшее распространение получило взяточничество и мздоимство (в этом деле прославились пензенский губернатор А. Панчулидзев, архангельский В. Фрибес, псковский Г. Бартоломей, херсонский Ф. Панкратьев). В соответствии с собранными в период правления Николая I данными III Отделения е.и.в. канцелярии о коррумпированности губернаторов, лишь два губернатора не были замешаны в злоупотреблениях – киевский И. Фундуклей и ковенский А. Радищев. «Что не берет взяток Фундуклей, - заметил Николай I, - это понятно, потому, что он очень богат, ну а если не берет их Радищев, значит он чересчур уж честен».
Неэффективность имперской бюрократии по причине двойственности ее положения в качестве политической элиты в этом качестве должна была привести к основательным политическим кризисам. Крымская война выявила не только техническую отсталость России – она вскрыла нечто худшее – «коррупцию тыла… здесь дала трещину созданная М.М. Сперанским бюрократия». Характеристика, данная видным российским мыслителем может быть в полной мере экстраполирована и на события конца XIX– начала XX вв., к временам русско-японской и первой мировой войн, предвосхитившими масштабные социальные катаклизмы в России.
Низкий качественный уровень высшей и средней российской бюрократии наглядно проявился в кризисных ситуациях начала XX века – в первой российской революции 1905-1907 гг., но особенно явно во время русско-японской и первой мировой войн. Последняя война, когда кризис тыловой организации проявился во всем своем многообразии, привела в конечном итоге к крушению не только института российского самодержавия, но и к возникновению глубочайшего кризиса российской государственности вообще.
Ответственность за него несет,
прежде всего, российская бюрократия,
оказавшаяся неспособной дать ответ
на вызовы времени. Ее во многом иррациональные
действия, проявившиеся в период так
называемой «правительственной чехарды»,
также являются следствием ее низкой
эффективности как стержня
Определяя образ российской бюрократии конца XIX – начала XX вв. необходимо не только обозначить социокультурные характеристики (образование, уровень доходов, образ жизни и т.д.) представителей системы управления, но и охарактеризовать ее образ в общественном сознании.
К концу XIX в. содержание высшей
бюрократии еще больше увеличилось
и по сравнению с началом века
возросло почти в два раза. В
целом же оклады высшей бюрократии
были таковы, что в условиях значительного
снижения числа крупных помещиков
в составе высшей бюрократии большие
денежные оклады были важным фактором
привлекательности
К концу XIX в. заметным становится движение в профессиональной подготовке чиновников. Людей с домашним образованием среди всех категорий служащих насчитывалось единицы. Из 4339 вступивших на службу с 1 ноября 1894 г. по 1 августа 1895 г. высшее образование имели 32,5%, среднее – 15,1%, низшее – 52,4%. В сенате преобладали лица с высшим образованием: в 1879 г. 84,5%; в 1903 г. – 138 из 146. здесь особенно ощутим контраст по отношению к 1853 г. и видны результаты реформирования Сената.
Большинство членов Государственного Совета в 1903 г. составляли люди с высшим образованием, причем 30 из 83 – со специальным юридическим. На уровне среднего звена бюрократии в 1903 г. во всех категориях высшее образование стало нормой, и заметна тенденция к росту чиновников, получивших высшую юридическую подготовку. Например, из 44 губернаторов в 1903 г. высшее образование получили 29 человек, из них высшее юридическое по крайней мере 15. К концу века наметился переход на новую ступень в подготовке администраторов: появились служащие, имевшие опыт работы на коммерческих предприятиях.
Образование, вытеснявшее сословность, все более облагораживало государственную службу. В начале XIX в. уровень образования чиновников был низким главным образом из-за отсутствия сети учебных заведений, возникшей только в 1804 г. (высшие, средние, низшие учебные заведения). Основным видом образования было домашнее. В середине XIX в. в обычной губернии Центра России насчитывалось 7,2% чиновников с высшим образованием, в Московской губернии – 28,8%. В это же время в правительственном аппарате с высшим образованием было сенаторов – 24,5%, губернаторов – 32,2%, председателей казенных палат – 22%. Из 4339 лиц, принятых на службу с ноября 1894 г. по август 1895 г., высшее образование имели 32,5%, среднее – 15,5%, низшее – 52,43%. В 1903 г. высшее образование в правительственном аппарате имели: губернаторы – 65,9%, вице-губернаторы – более 50 %, председатели казенных палат – 68, 5%. В 1897 г. среди чиновников I–IV классов (составивших 1,5% всех гражданских чиновников), получивших высшее образование было 87%; V–VIII классов (49% - 58%).
В 60-90-х гг. российская высшая
школа подготовила 85 тыс. человек, в
1898-1916 гг. – 152 тыс. При этом резко
сократился процент дворян (особенно
потомственных) в составе студентов.
В 30-50-х гг. в университетах учились
65-67% детей дворян и чиновников. В
конце XIX в. дворян насчитывалось 22,8%. В
1906 г. потомственные дворяне
В декабре 1894 г. министр финансов С.Ю. Витте получил право замещать все должности до V класса включительно «лицами, не имеющими соответствующих чинов, а равно и лицами, хотя вовсе чинов не имеющими и, по общим правилам, не имеющими права на вступление на государственную службу, но получившими высшее образование».
Постоянно увеличивавшаяся потребность в новых кадрах служащих привела к тому, что в «Уставе о службе» пришлось сделать более 30 оговорок, изымающих из среды действовавшего законодательства целые отрасли управления. К концу XIX в. из 126177 штатных должностей в восьми наиболее многолюдных ведомствах (МВД, Министерстве финансов, Министерстве юстиции и др.) 73003 (т.е. около половины) разрешено было замещать лицами, вообще не имевшими этого права по происхождению, и, порой даже по образованию.
Высшая школа в начале
XX в. способствовала и смягчению
национального неравенства
В дореволюционной статистике
национальная принадлежность чиновников
подменялась религиозно-
По переписи 1897 г. более 81% личных дворян и классных чиновников считали русский язык родным, как и 53% потомственных дворян. 47% «первенствующего сословия» составлял нобилитет национальных районов империи (28,6% - поляки, 5,9% - грузины, 3,4% - литовцы и латыши, 2,4% - немцы и т.д.), поэтому и в госаппарате на всех его уровнях помимо православных служили католики, лютеране и др.
Высшая школа в конце
XIX - начале XX вв. подрывала и корни
гражданского неравноправия женщин.
Их «эмансипация» становилась