Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 15:28, реферат
Виленский университет был учрежден актом, подписанным Александром I в 1803 году и стал главным учебным заведением и учреждением, управляющим просвещением в восьми губерниях Российской империи (Виленская, Гродненская, Минская, Могилевская, Витебская, Волынская, Подольская, Киевская).
1. Виленский университет
2. Полоцкая академия
3. Развитие культуры Беларуси
4. Список литературы
Европейский Гуманитарный Университет
Факультет
культурное наследие и туризм
Реферат
по курсу «Введение в белорусоведение»
Виленский
университет и Полоцкая академия
начала 19 века: Роль в развитии культуры
Беларуси
Отделение туризма
Лазовская Алина Александровна
Проверил:
Преподаватель С. Хоревский
Вильнюс 2009
План
Виленский университет
был учрежден актом, подписанным Александром
I в 1803 году и стал главным учебным заведением
и учреждением, управляющим просвещением
в восьми губерниях Российской империи
(Виленская, Гродненская, Минская, Могилевская,
Витебская, Волынская, Подольская, Киевская). Университет
состоял из 4 факультетов: физических и
математических наук, врачебных или медицинских
знаний, наук нравственных и политических
и наук, словесных и свободных или изящных
художеств. Первыми ректорами и
устроителями университета были Стройновский
и Снядецкий. Самостоятельный и обеспеченный
в материальных средствах и богатый научными
силами университет успешно боролся с
неприязненными ему иезуитами и быстро
шел по пути к процветанию. Главным правителем
во всех научных делах в округе был князь
Адам Чарторыйский. Это был сильный человек,
который всю свою жизнь служил обновлению
Польши. Первоначально в Виленском
университете присваивались докторские
и магистерские степени по широкому кругу
научных дисциплин — словесности, управления
государственных доходов и торговли, иностранным
государственным отношениям, правоведения,
архитектуры и другим. В 1819 году университет
был лишён права присвоения учёных степеней
магистра и доктора; выпускники могли
получить степень кандидата. В 1821 году
было запрещено выдавать и кандидатские
дипломы.
Ректор и деканы избирались на три года. Ректорами были Иероним Стройновский (1799—1806), Ян Снядецкий (1807—1814), Шимон Малевский (1817—1822), математик Юзеф Твардовский (1823—1824). В 1824/25 году ректором был назначен хирург профессор Вацлав Пеликан, участвовавший в комиссии по ликвидации университета в 1832 году, впоследствии член многих научных обществ и президент императорской Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии с1851 по 1856 год.
Количество
студентов росло от 290 в 1804 году до
1 321 в 1830 году. К 1823 году стал крупнейшим
университетом России и Европы, числом
студентов превосходя Оксфордский университет.
С 1855 года в зданиях университета располагался
Музей древностей, позднее Публичная библиотека,
архив, а также две мужские гимназии.
Виленский университет
стал центром польских патриотов, мечтавших
о возвращении своей родине ее прежнего
самостоятельного положения. При нем стали
возникать разные патриотические общества
(филоматы, филареты, «лучезарные»), большая
часть которых была закрыта с назначением
попечителем округа на место Чарторыйского
Новосильцева, в 1824 года. Из среды его в
большом числе выходили польские пропагандисты,
и наконец, он едва ли не в целом своем
составе принял участие в польском восстании
1830-31 годах. Последнее обстоятельство
и послужило главной причиной к его закрытию
указом от 1 мая 1832 года, с тем, однако, чтобы
медицинское и богословское отделения
были переданы в ведомство министерства
внутренних дел для преобразования первого
в медико-хирургическую академию, а второго
- в духовное училище.
Закрывая Виленский
университет, правительство не хотело
лишить край высшего образования. Указом
того же года предписывалось устройство
высшего лицея в городе Орше и преступлено
было к работам, но в 1834 году они были прекращены,
и назначенные для них денежные суммы
переведены на устройство Киевского университета.
10 июля 1812 года
состоялось торжественное открытие академии
в присутствии герцога Виртенбергского,
тогдашнего генерал-губернатора Беларуси.
Полоцкая академия состояла из трех факультетов:
лингвистического, в котором преподавали
языки и словесность; факультет свободных
наук, именно: философии, поэзии, риторики,
философии нравственной, логики, метафизики,
физики, химии и математики, архитектуры
гражданской и военной, естественного
права, римского и народного права, истории
всеобщей и естественной; факультет богословия,
в котором преподавались нравственное
богословие, догматическое, священное
писание, каноническое право и церковная
история. В академию могли вступать люди
всех званий и вероисповеданий. Академия
существовала под руководством знаменитого
деятеля ордена иезуитов – Петра Скарги.
Число студентов
простиралось до 600. Преподавателей было
39. Статус Академии Полоцкий коллегиум
получил 1 марта 1812 года, и уже в 1813 году
в Полоцкой академии насчитывалось 84 ученика,
а в 1820 году около700 студентов и 30 преподователей.
Учебный год начинался с 5 сентября и продолжался
по 5 июля. За содержание студента взималось
600 рублей в год.
Библиотека
полоцких иезуитов была весьма значительна
и славилась, как одна из лучших в крае.
Славились также музей достопримечательностей,
разные кабинеты с научными пособиями,
из коих в особенности физический был
очень богат и превосходно составлен.
Богаче других был механический кабинет,
превосходно устроенный Грубером. Здесь
помещалось немало предметов, им самим
изобретенных. Химическая лаборатория
тоже была весьма интересна.
Учебная программа в академии не отличалась от программ других иезуитских образовательных учереждений Литвы.
После раздела
Речи Посполитой и под влиянием российской
админинстрации, начались перемены в учебных
программах.
Полоцкая иезуитская
академия существовала 8 лет. Министр
духовных дел и народного просвещения
князь Голицын не был благоприятелем
иезуитов. По его докладу, в котором
иезуиты главным образом обвинялись
в том, что совращали вверенное в их попечение
православное юношество в римско-католическую
веру, император Александр І 13 марта 1820
года повелел выслать иезуитов под присмотром
полиции за пределы государства, а так
же упразднить Полоцкую иезуитскую академию
и подведомственные ей училища.
Много книг, особенно
редких, из Полоцкой академии пропало.
Большая часть перевезена в Петербург,
в Москву, а небольшое число поступило
в Витебскую гимназию. Большая часть физического
и других кабинетов отправлена в Петербург.
Типография была перевезена в Киев.
Иезуиты действовали
и просвещали дворянское сословие в
Беларуси 240 лет с 1580 по 1820 год. Такое продолжительное,
постоянное, ничем и никем не изменяемое,
настойчивое исполнение предвзятых идей
и системы образования, понятно, не могло
не отразиться на жителях, на их характере
и умственном направлении.
Отличительной
чертой развития культуры Беларуси было
усиление в первой трети XIX века ее полонизации.
Это было обусловлено политикой императора
Александра I, которая была направлена
на становление польской государственности,
и нашла поддержку среди польского магнатства
и полонизированной шляхты. Польский язык
был языком абсолютного большинства образованного
населения, языком просвещения, литературы
и театра. Особенно активно, до изгнания
из России в 1820 года, действовали в этом
направлении иезуиты. Они располагали
рядом учебных заведений. Обучение в них
велось на польском языке. Особенно активно
действовала Полоцкая иезуитская коллегия,
которой в 1812 году указом царя была присвоена
степень Академии.
После восстания 1830 - 1831 гг. царское правительство меняет политику в области образования. 1 мая 1832 года был закрыт Виленский университет. В Вильно остается Медико-хирургическая Академия, созданная на базе медицинского факультета. Обучение во всех типах школ переводится на русский язык. Учителя, не владеющие русским языком, отстраняются от преподавания.
В устном народном
творчестве этого времени нашли
отражение события социальной и политической
жизни. Значительную роль в становлении
белорусской литературы сыграли Я. Борщевский,
Я. Чечот, А. Рипинский и другие.
В культуре Беларуси
первой половины XlX века значительное
место принадлежало театру. Развивалось
как любительское, так и профессиональное
театральное искусство. Событием в театральной
жизни Беларуси было возникновение первой
труппы белорусского национального театра
В. Дунина-Мартинкевича.
Развитие архитектуры определялось градостроительством: застройкой центров городов домами специального и государственного назначения. Для архитектуры была характерна смена стиля барокко на классицизм.
Определяющую
роль в развитии живописи сыграли
воспитанники Виленской школы живописи
- отделение изобразительного искусства
факультета литературы и искусства Виленского
университета. Основателем школы был профессор
Ф. Смуглевич.
Таким образом,
в условиях полонизации и русификации
белорусский народ сумел