Версии и факты гибели семьи Романовых

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 00:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изложение фактов гибели царской семьи и рассмотрение различных версий трагедии, произошедшей в ночь с 16 на 17 июля 1918г. в Екатеринбурге. Для достижения этой цели необходимо решить следующие проанализировать различные суждения по этой проблеме, изучить исторические документы, показания очевидцев и людей, причастных к расстрелу царской семьи.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Трагедия царской семьи Романовых 5

1.1. Ссылка в Екатеринбург 5

1.2. Дом особого назначения 10

1.3. Июньские заговоры 12

1.4. Приготовления к расстрелу. Расстрел 15

Глава 2. Версии гибели царской семьи 18

2.1. Советская версия 18

2.2. Версия «ритуального убийства» семьи российского Императора Николая II 20

2.3. Версия народного мщения 24

2.4. Версии о спасении членов царской семьи 25

Заключение 27

Список литературы 29

Файлы: 1 файл

гибель романовых.docx

— 69.76 Кб (Скачать)

     Помимо  Юровского для присутствия при  расстреле Уральский областной  совет направил ещё одного члена  – П. Ермакова. Состав расстрельного  отряда, который состоял из 12 человек, долгое время оставался тайной. Их обычно называли «латышами», которых  Юровский лично отобрал для охраны Ипатьевского дома вскоре после своего назначения на пост коменданта.

     В 6 часов вечера Ф. Голощёкин распорядился привести приказ в исполение. Юровский вскоре велел увезти из ипатьевского особняка поварёнка, четырнадцатилетнего Л. Седнева. Почему он решил спасти жизнь только ему одному – тоже вопрос. В последний момент пожалел мальчишку? Уход Седнева обеспокоил Романовых, но всё же не внёс особого переполоха. Жизнь в «доме особого назначения» шла как будто бы привычным распорядком.

     К половине второго ночи к дому подошёл  заранее вызванный автомобиль: он опоздал, его ждали к полуночи. В доме все спали. Разбудили доктора  Боткина, он стал поднимать остальных. Им объяснили: в городе неспокойно, надо всем перейти в нижний этаж.

     Тем временем команда уже расположилась  в полной готовности в соседней с  «расстрельной» комнате. Юровский сам  свёл всю семью вниз. Они ни о  чём не догадывались. Поставили два  стула: для Алексея и Александры Фёдоровны. Остальным Юровский приказал встать в ряд. Из соседней комнаты один за другим вышли члены «расстрельной команды». Юровский вынул бумагу, стал читать: ввиду того, что родственники царя в Европе продолжают наступление на Советскую Россию, Уралисполком постановил их расстрелять. Нелепость и полная неожиданность зачитанного были так велики, что Николай II в очевидном потрясении переспросил: «Что, что?» На это Юровский тут же отдал приказ открыть огонь. Стрельба длилась 2-3 минуты. Бывший царь был убит самим Юровским наповал, затем в адской стрельбе пали и все остальные: и царская семья, и их слуги, всего 11 человек.

     Только  около трёх часов утра выехали  на место, которое заранее должен был определить и приготовить  Ермаков, - за Верх-Исетским заводом. Ермаков выбрал заброшенную шахту. Раздетые трупы спустили в шахту и попытались «завалить» её брошенными туда гранатами. Не все следы удалось скрыть. Кое-что всё же обронили вблизи кострищ и шахты. «Но, - писал Юровский, - Романовых не предполагалось оставлять здесь, - шахта заранее была предназначена стать лишь временным местом их погребения».17

     Около 11 часов утра Юровский «с докладом»  поехал в Екатеринбург, в Уралоблисполком. От члена коллегии уральской ЧК С. Чуцкаева он узнал, что на 9-й версте по Московскому тракту есть очень глубокие, давно заброшенные шахты, «подходящие для погребения Романовых».18 Здесь и решили утопить трупы, привязав к ним для верности камни.

     «Секрет был сохранён вполне – этого места  погребения белые не нашли» - этими  словами закончил Юровский свою записку.19 Да, белым, следователю Соколову не удалось найти место захоронения останков царской семьи. Много улик обнаружили они вокруг старательской шахты под Коптяками и в глубине шахты, но самого захоронения так и не обнаружили.  

     Глава 2. Версии гибели царской семьи

     2.1. Советская версия

     Сразу же после трагедии в центральной  печати, а чуть позже и в уральской  прессе об убийстве царской семьи  было много лжи и дезинформации. Говорилось, что расстрел Николая II был вынужденной мерой, продиктованной военной обстановкой на Урале, контрреволюционным заговором и попытками освобождения царской семьи монархистами; что  решение о расстреле было принято  Президиумом Уральского областного совета самостоятельно; что убит только бывший царь Николай II, а Александра Федоровна и их дети эвакуированы в безопасное место. О судьбе приближенных к царской семье и разделивших  с ними трагическую участь лейб-медика Е.С.Боткина, фрейлины А.С.Демидовой, старшего повара И.М.Харитонова и камер-лакея  императора А.В.Труппа не было сказано  ни слова.

     Из  Екатеринбурга в Москву ушла телеграмма: «Председателю Совнаркома тов. Ленину. Председателю ВЦИК тов. Свердлову. У  аппарата Президиум областного Совета рабоче-крестьянского правительства. Ввиду приближения неприятеля к  Екатеринбургу и раскрытия Чрезвычайной комиссией большого белогвардейского заговора, имевшего целью похищения  бывшего царя и его семьи (документы  в наших руках), [по] постановлению  Президиума [Уральского] областного Совета в ночь на шестнадцатое июля расстрелян Николай Романов. Семья эвакуирована в надежное место.

     Вечером 18 июля уральцы получили ответ из Москвы: «Центральный Исполнительный Комитет Совета рабочих, крестьянских, красноармейских и казацких депутатов, в лице своего председателя, одобрил действия президиума Уральского совета. Председатель ЦИК Свердлов».20

     Эта телеграмма, как вспоминал впоследствии Кудрин, принесла уральцам долгожданное облегчение. «Это, - писал он, - означало, что Москва понимает всю сложность ситуации, в которой мы оказались, и что Ленин в конечном счёте одобрил наши действия».21

     Вечером 19 июля Голощёкин выступил на открытом заседании, состоявшемся в городском театре Екатеринбурга. «Чехословаки, - сказал он, - эти агенты французских и английских капиталистов, совсем близко. Вместе с ними – старые царские генералы. Наступают и казаки; все они думают, что они сумеют освободить царя. Но им это уже не удастся. Прошлой ночью мы расстреляли его».22

     Юровский  покинул Екатеринбург 19 июля, через  шесть часов после завершения акции по захоронению тел. В 1920 г. он стал жить в Москве. Рассказывают, что в 1920 году, гуляя по Кремлю, Ленин  встретил коменданта Кремля Якова Юровского. Неизвестно почему, он вдруг хитро  улыбнулся и громко произнес: «А, так это Вы, батенька, убили нашего царя? Да-да, это ведь Вы шлепнули в  Екатеринбурге нашего царя!» И  добавил: «Поговорите с товарищем  Дзержинским и напишите обо всем поподробнее».23

     Юровский, привыкший выполнять поручения  начальства, отправился к Дзержинскому и написал ставшую затем знаменитой «Записку» с рассказом о событиях, происходивших в Ипатьевском доме, подлинность которой в настоящее время очень многие историки оспаривают. Многие утверждают, что записка вообще была написана другим человеком (историком М. Н. Покровским). Вот что говорит о ней историк Л. Болотин: «Что же она из себя представляет? Четыре листа машинописи, в тексте есть рукописные карандашные пометки, обведенные потом чернилами, и приписка, сделанная чернилами и явно другим почерком — в ней сокращенными словами и цифрами невразумительно указаны координаты могильника (из которых ясно только то, что он находится прямо на дороге в Коптяки). Сам Я.М.Юровский в ней назван не иначе как «ком.», что означает — «комендант Дома Особого Назначения» — то есть дома Ипатьева, и этот "ком." упоминается в "Записке" только в третьем лице. "Записка" представляет из рабочую копию показаний некоего лица, якобы как-то связанного с убийством Царской Семьи и знакомого с некоторыми фактами расследования Н.Соколова. Ничего более на основании этой машинописи с пометками утверждать невозможно, так как она лишена каких-либо реквизитов, по которым можно было бы судить о степени ее официальности: отсутствует название документа, подпись автора или лица, снимавшего показания, точная дата и четкая адресовка. Для того, чтобы вводить данный документ в научно-исторический или юридический оборот, необходимо совершить специальное исследование, чтобы на основании дополнительных данных подтвердить его достоверность, либо обосновать его сфабрикованность».24

     И тем не менее, эта записка стала опорой для составления Кремлём официальной версии и обвинения в гибели царской семьи местных властей, уральских большевиков.

     2.2. Версия «ритуального убийства» семьи российского Императора Николая II

     С момента гибели семьи российского  Императора Николая II в 1918 г. до настоящего времени в различных российских и зарубежных изданиях появляются упоминания о так называемых «ритуальных убийствах" и участии в убийстве царской семьи неких "тайных сил". Обширные статьи на эту тему публиковались в сборнике «Царь Колокол»25 , в газете «Память»26.

     Достаточно  активно вопрос о «ритуальных убийствах» обсуждается в различных общественных организациях, близких к радикальным течениям Русской Православной Церкви27.

     У современных писателей нередки упоминания об «изуверском каббализме» применительно к расстрелу царской семьи28 , обсуждаются слухи об «отделении от тела августейших голов»29 , тема «ритуального убийства» все чаще становится предметом полемики.

     Для того чтобы подтвердить или опровергнуть версию о так называемом «ритуальном  убийстве», необходимо прежде всего  уяснить, что «популяризаторы» такого рода убийств понимают под ними.

     Основным  ученым, на которого ссылаются сторонники этой версии, является знаменитый автор  «Толкового словаря русского языка», собиратель русского фольклора, врач В.И. Даль. Он в своей книге приводит следующие признаки «ритуального убийства»30:

     - совершение убийства только евреями,  фанатичными членами иудейских  сект;

     - время совершения убийства связано  с иудейскими праздниками (Пасхой  или праздником Пурим);

     - убийство преимущественно младенцев;

     - обязательное использование крови  убитых в ритуальных целях  (для приготовления мацы и др.);

     - обязательное использование при  убийстве и при получении крови  острых режущих или колющих  предметов (В.И. Далем и другими  авторами не зафиксировано ни  одного случая убийства с помощью  огнестрельного оружия).

     Следователь по особо важным делам Омского  окружного суда Н.А. Соколов по поручению  адмирала А.В. Колчака в феврале 1919 г. возглавил следствие по убийству российского Императора Николая II, членов его семьи и слуг.

     Установив факт гибели всех членов царской семьи, Н.А.Соколов большое внимание уделил доказательствам, связанным с умыслом  на уничтожение Романовых.

     В 1920-е гг. он пришел к выводу о том, что причины гибели семьи кроются  не только в действиях непосредственных исполнителей смертного приговора, но и в процессах, отнесенных во времени  на отдаленный от 1918 г. срок. По мнению Н.А. Соколова, высказанному в частном письме, «за много лет до революции возник план убийства, имеющий целью разрушение идеи монархии. Около церковной власти представителем этой идеи в действительности был Распутин... Распутин был центром немецкой агентуры. В последние годы его жизни он являлся орудием в руках организации, носившей наименование зеленых. Ее центром был Стокгольм. Организация эта умышленно толкала волю Распутина во все главные акты верховной власти. Путем пропаганды она же сама подчеркивала эти факты в России и за границей, дискредитируя власть монарха». Большую разрушительную роль при этом, по мнению Н.А. Соколова, М.К. Дитерихса и Р. Вильтона, играли еврейские круги в лице А.С. Симановича, Манасевича-Мануйлова и других. В кругах, близких Н.А. Соколову, М.К. Дитерихсу и Р. Вильтону, влиянию евреев приписывали решение о расстреле царской семьи. Генерал-лейтенанту М.К. Дитерихсу представлялось, что большевики создают в России некое «еврейское царство»: «слово «Россия» употреблено им (Троцким) лишь по моменту. В действительности же он ратует не за Россию, а за революционный Израиль; Россию он сам погубил под аплодисменты немецких генералов и своих революционеров Израиля, а теперь уже революционному Израилю угрожала опасность, и над его защитой и обеспечением ему победы работал Лейба Бронштейн с своими сподвижниками по духу и по расчету. «Для всякого христианина», - пишет Дитерихс, - «не отуманенного дымом предшествовавших революционных социалистических экспериментов 1917 года, не могло не бросаться в глаза, что вдохновителями всех этих разнообразных видов изуверских мучений и истязаний... должны были быть люди нерусского происхождения...»31.

     По  словам М.К. Дитерихса: «Еврейский народ есть то зло, тот народ сынов Лжи, который стремится возводить на земле свое царство, царство антихристианское и покорить ему Христианский мир...». По его мнению, евреи были «источником почти всех социальных катастроф, периодически посещавших мир... евреи изуверски уничтожили Царскую Семью. Евреи виновники всех зол, постигших Россию»32.

     В книге М.К. Дитерихса впервые появляются фразы о слухах, связанных с отчленением головы Николая II, которые потом довольно широко распространились в мире. Он описывает осмотр места происшествия возле Ганиной Ямы и, не имея познаний в медицине, высказывает свои суждения: «Палец, найденный в шахте, был, безусловно, отделен хирургически, совершенно чисто, по фаланге второго сустава. Осколки обгорелых костей, если таковые принадлежали телам Августейших Мучеников, имели определенные следы порубки их, как и некоторые предметы драгоценностей, которые были зашиты в костюмах и лифчиках Великих Княжен. Вся эта дикая операция порубки тел для большого удобства при сжигании, конечно, не требовала присутствия врача. Но, если предварительно действительно отделялись головы у несчастных жертв Исаака Голощекина, если в таинственных трех железных бочках, увезенных потом назад в город на коробах, был спирт для заливки отделенных голов, то для этой операции нужен был именно врач»33.

     Во  время осмотра комнаты, где произошел  расстрел царской семьи, судьей Екатеринбургского  окружного суда Сергеевым была обнаружена надпись на немецком языке:

     «Belsatzar ward in seibier Nacht

     Von seinen Knechten umgebracht».

     Эта надпись расшифровывается как вольное  толкование стихотворения немецкого  поэта еврейского происхождения Гейне: «В эту самую ночь Валтазар был убит своими слугами (холопами)». Содержание стихов взято Гейне из библейской истории, в которой царь Валтазар, унижавший израильского Иегову, был убит своими собственными слугами. Стихи описывают суверена, не еврея, который оскорбил Ветхий Завет Израиля.

     В том же помещении при повторном  осмотре комнаты Н.А. Соколовым  на подоконнике обнаружены цифры «148467878 р.» и «87888», а также несколько выше на обоях была воспроизведена некая «каббалистическая» надпись. У следователя сложилось впечатление, что и надпись, и цифры исполнены одними и теми же чернилами и одной и той же рукой.

     Одним из первых истолковал значение надписи как «каббалистической» Роберт Вильтон в своей книге «Последние дни Романовых», изданной в Англии в 1920 г.

Информация о работе Версии и факты гибели семьи Романовых