Великобритания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

Одной из долговременных тенденций развития Великобритании в XX в. стал рост государственного аппарата. В конце первой мировой войны и сразу после ее окончания было образовано более 5 новых министерств (в том числе труда, авиации, транспорта и т. д.), а к середине 60-х гг. общее число министерств и центральных ведомств превысило 100. После того как в конце XIX в. был создан институт профессиональной гражданской службы, бюрократический аппарат стал быстро разрастаться. Число чиновников гражданской службы в период между 1914 г. и 1923 г. удвоилось, а в последующие 50 лет увеличилось в зависимости от профиля министерств в 10—20 раз.

Файлы: 1 файл

готовый великобритания.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

        В 50-е годы Европа «переживала» всеобщий экономический рост, к которому присоединилась и Великобритания. Но темпы ее развития были намного меньшими, чем в остальной Европе среди передовых стран, соответственно падала ее доля в мировой экономике. После войны по экономической мощи Британию обошли ФРГ, Франция и Япония. Италия вплотную приблизилась к Великобритании. Экономический застой в Англии начался, как только произошел распад Империи, а ведь именно с Империей связано былое процветание Великобритании. Она по низкой закупала в своих колониях сырье, «аккумулировала» богатства мира, но теперь это стало невозможным, так как бывшие колонии, хотя и соглашались поддерживать экономические отношения, но на гораздо более выгодных для себя условиях. В связи с этим необходимо было почти полностью перестраивать свою экономику, тогда как в других странах Европы этой проблемы не существовало.

      И тенденции развития Великобритании грозили англичанам превратиться в граждан третьеразрядного государства. Началась так называемая «английская болезнь», о которой в стране шли дискуссии. Лейбористы считали, что средство против этой «болезни» - расширение государственного контроля над экономикой, и обвиняли предпринимателей в неспособности использовать современные методы бизнеса, а банки в том, что те предпочитали вкладывать деньги за границей. Консерваторы, в свою очередь, винили профсоюзы в установлении непомерно высокой заработной платы и в учинении препятствий рационализации, что, по их мнению, и послужило причиной отпугивания иностранных инвестиций. Однако политика обеих партий в отношении экономического регулирования была нестабильной.    Сначала предпринимались меры по стимулированию развития экономики, то есть рост вложений государственного капитала в промышленность и увеличение зарплаты и вело к инфляции. Как только она достигала уровня, способного вызвать существенное падение курса фунта стерлингов, а это значило бы удорожание всего импорта (прежде всего продовольствия), субсидии прекращались, инфляция уменьшалась, рост приостанавливался.

        В поисках выхода из экономических трудностей лейбористское правительство повело наступление на жизненный уровень трудящихся. В 1948 г. оно провозгласило политику замораживания заработной платы, что привело к снижению покупательной способности масс. Лейбористы не выполнили своего обещания ввести равную оплату за равный труд. Цены на продовольствие и промышленные товары массового потребления неуклонно росли. Из года в год повышались налоги. В течение нескольких лет существовала карточная система на продукты питания. Количество безработных, по официальным данным, превышало 300 тыс. человек, хотя фактическое их число было значительно большим.

        Рабочий класс Англии выступил против снижения жизненного уровня масс. В забастовках ежегодно участвовало от 300 до 600 тыс. человек. Правительство оказывало противодействие бастующим и широко использовало войска для срыва стачек. Однако рабочие проявили упорство в борьбе против замораживания заработной платы. Наиболее активно бастовали горняки и докеры, добившиеся повышения заработков и некоторого улучшения условий труда.

        Противоречившая национальным интересам страны, политика правительства Эттли, вызывала недовольство населения. В самой правящей партии углубились разногласия между лидерами и рядовыми членами, возникли группировки внутри руководства.

        В 1950 году прошли очередные парламентские выборы. Лейбористы собрали 13,3 млн. голосов, консерваторы - 12,4 млн. Соотношение мест в палате общин изменилось в пользу консерваторов. Главой правительства стал Черчилль.

        Рост промышленного производства происходил медленнее, чем в других развитых капиталистических странах. Доля Англии в мировом капиталистическом производстве уменьшилась с 11,3% в 1948 г. до 8,6% в 1963 г. Расширились масштабы проникновения американского капитала в английскую экономику.3

       Сделав выводы из прошлого опыта управления, правительство не посягало на бесплатное медицинское обслуживание и систему социального обеспечения. Были денационализированы только сталелитейная промышленность и транспорт.

       Консервативное правительство разработало программу финансового «оздоровления» страны, которое выразилось в сокращении расходов за счет уменьшения ввоза продовольствия и промышленного сырья. Это привело к росту цен на предметы первой необходимости. Одновременно правительство продолжало гонку вооружений, осуществляя ее в ущерб гражданским промышленным отраслям.

       В начале 60-х годов несколько усилились позиции Лейбористской партии, и на парламентских выборах в октябре 1964 г. лейбористы одержали победу. Первые итоги правления лейбористов показали, что правительство Вильсона не собирается проводить каких-либо коренных преобразований для расширения стоящих перед страной проблем. Как и правительство Эттли, оно хочет доказать, что может управлять капиталистической Англией лучше, чем консерваторы. 31 марта 1966 г., лейбористы провели новые парламентские выборы, которые обеспечили им значительный перевес в количестве мандатов. Итоги выборов создали благоприятные условия для усиления давления масс на правящую партию в целях осуществления требований населения в проведении социальных и политических реформ.

       Парламент принял закон о национализации сталелитейной промышленности. По своему характеру эта национализация не отличалась от той, которая была проведена правительством Эттли после второй мировой войны. 
       В начале 70-х годов Великобританию стали рассматривать как главного «больного» Европы. Казалось, ничто не может вернуть ей былого престижа: ни открытие богатых месторождений нефти в Северном море, ни победа в чемпионате мира по футболу в 1966 году, ни всемирная слава «Битлз» и «Роллинг стоунз».

       Среди консерваторов усилилось влияние сторонников развития частного предпринимательства и свертывания государственного вмешательства в экономику. В 1975 г. председатель партии консерваторов - Маргарет Тэтчер - стала лидером. На парламентских выборах 1979 года избиратели отдали предпочтение консерваторам, и Тэтчер стала премьер-министром и оставалась на этом посту 11 лет, больше чем кто-либо другой в ХХ веке. Считают, что причиной этому послужила идеологическая пропаганда консервативной партии. Консерваторы воззвали к «истинным ценностям британского общества», среди которых назвали трудолюбие и бережливость, самостоятельность и стремление к индивидуальному успеху, уважение закона, религии, устоев семьи, содействие сохранению и приумножению национального величия Британии.

        Возрождение частного предпринимательства стало главным направлением внутренней политики. Для этого были предприняты решительные шаги по сокращению государственного регулирования экономики. Налоги снижены. Бизнесу стало, разрешено действовать в национализированных отраслях. Правительство открыто готовилось к приватизации этих отраслей. Одновременно было ужесточено трудовое законодательство, ограничена стачечная активность профсоюзов.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  УСТРОЙСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ

2.1. Государственное развитие Великобритании в ХХ столетии 

       Великобритания в политическом  плане является конституционной  монархией. Порядок наследования престола определен Актом о престолонаследии (1701г). Монарх считается главой государства, верховным главнокомандующим, главой администрации и светским главой официальной церкви Англии. В начале века Британская империя была одним из самых мощных государств в мире. Британские доминионы явились поставщиками сырья и людских ресурсов. По мере развития промышленного производства в доминионах вырос, числено пролетариат, окрепла местная буржуазия, широко развернулось национально-освободительное движение в Индии, Египте, Нигерии, на Кипре и др. странах. Английская буржуазия была вынуждена идти на уступки представляя доминионам все большую самостоятельность. В 1917 г. на очередной имперской конференции за доминионами был признан статус автономных государств в Британской империи, доминионы получили право самостоятельно подписывать договоры, иметь отдельное от Англии представительство в Лиге наций, было создано Ирландское свободное государство. Но согласно англо-ирландскому договору от 6 декабря 1921 года шесть северо-восточных графств (Ольстер) отторгались от Ирландии и оставались в пределах Великобритании. В 30-е годы, обострившиеся противоречия вынудили английское правительство пойти на новые уступки зависимым странам. В 1931 г. был принят Вестминстарский статус, закрепивший объединение английских доминионов в "Британское содружество наций", согласно которому доминионы получили право самостоятельно решать вопросы внутренней и внешней политики, участвовать в международных соглашениях, создавать законы. Акты парламента соединенного королевства перестали являться обязательными, а законы доминионов являлись действительными независимо от того, противоречили они праву Англии или нет. Генерал-губернатор стал назначаться только по рекомендации правительства доминиона. После 2-й мировой войны, хотя и ограниченную, получили независимость Индийский Союз, Пакистан и Цейлон. Чтобы открыть возможность вступления в Содружество для тех колоний, которые приняли статус доминионов, не установили у себя республиканскую форму правления, конференция премьер-министров стран Содружества в апреле 1949 г. приняла решение отменить формулу Вестминстарского статуса 1931 г., гласившего, что "члены Содружества объединены общей верностью короне", и считать английского короля только "символом свободной ассоциаций независимых наций - членов Содружества и в качестве такового главой Содружества".4

        В 1948 г. провозглашена независимая Ирландская республика, в 1957 г. независимость приобрели Гана Малайская федерация, в 1960 г. Кипр и Нигерия. К 80-м годам, кроме Великобритании, членами Содружества являются Австрия, Бангладеш, Мальта, Новая Зеландия, Гана, Кения, Шри-Ланка и другие.

          Великобритания (терр. - 244,8 тыс. кв. км, население - 59 млн. чел.) - унитарное государство.5 Исторически сложившиеся части соединенного королевства - Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Различно их административное деление: в Англии и Уэльсе - графства, которые делятся на округа. Самостоятельной административной единицей является Большой Лондон, который включает 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия на области.

        Кризис Британской империи в XX веке был вызван политико-экономическими причинами. Англия принадлежала к числу держав-победительниц в 1-й мировой войне, но ее финансово-экономическое положение серьезно ослабло, промышленное производство сократилось на 20%, было утрачено треть национального богатства, ухудшилось материальное положение всех слоев населения, и, как следствие, возросла его активность. Так, в результате избирательной реформы в 1918-1919 гг. право голоса получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 месяцев), либо владеющие помещением для деловых занятий. Женщины имели право голоса, если достигали возраста 30 лет и владели недвижимостью годовым доходом не ниже 5 фунтов стерлингов, либо состояли в супружестве с лицом, удовлетворяющем последнему условию. В 1929 году женщинам были предоставлены равные с мужчинами права. Акт о народном представительстве 1948 г. внес изменение в распределение избирательных округов отменил двойной вотум (возможность голосовать более чем в одном округе). В 1969 г. возрастной ценз снижается с 21 года до 18 лет. Лежащий в основе избирательной системы принцип избрания одного депутата от одного округа затрудняет возможность представителям малых партий получить места в парламенте.

           В XX веке в Англии сохраняется двухпартийная система. До 1923 г. это были консерваторы и либералы, с 1923 г. (после провала либералов на выборах) - консерваторы и лейбористы. Лидеры двух основных политических партий практически безоговорочно приемной основой существующего общественного строя и, сменяя друг друга у власти, не ставят цели координальных изменений. Господство только двух политических партий оказало такое большое влияние на развитие английского права, что двухпартийная система может считаться одним из неписаных конституционных обычаев.

         По форме государственного правления Великобритания - конституционная монархия. Королева (король) является главой государства. Формально сохраняются многие королевские прерогативы: назначение премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров армии, дипломатов, высших церковных служащих), созыв и роспуск парламента, наложение вето на законопроект, принятый парламентом. Именно монарх обычно открывает сессии парламента, выступает с речью, в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Монарх является главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, имеет право объявлять войну и заключать мир, осуществляет право помилования.

      Все эти полномочия считаются простой формальностью, поскольку, согласно английской конституционной доктрине, глава государства должен действовать по совету своих министров. Именно они подписывают акты, издаваемые монархом, и несут за них ответственность. Одновременно установлено, что монарх не обязан следовать всем рекомендациям советников: он имеет право отказать в своем согласии на такую политику, которая, по его мнению, разрушает "базис английской Конституции".

      В связи с этим корона может отправить кабинет министров в отставку, распустить парламент, отказать в утверждении билля и т.д. Правда, многие свои полномочия монархи не реализовывали в течение столетий. Таким образом, власть короны носит скрытый характер, и в случае необходимости, благодаря своим конституционным правам, монархия может явиться серьезной резервной силой господствующего класса.

        Законодательная власть. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту со сроком полномочий 5 лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. В ее составе 650 депутатов. Палата же лордов не избирается, право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению монарха. В настоящее время в палате более 1100 человек. Потомки старинной земельной аристократии составляют меньшинство Примерно половина членов палаты - пэры, имеющие титулы, пожалованные в XX веке. Третья часть членов палаты лордов составляют директора компаний.

        Закон 1949 г. об изменении акта о парламенте 1911 г., сохранивший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей, имел целью ослабить власть верхней палаты. Но и сейчас палата лордов обладает достаточными полномочиями. В 1956 г. лорды провалили законопроект об отмене смертной казни. Верхняя палата оказывает и сильное политическое влияние. Среди наиболее важных функций парламента - принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Правам законодательной инициативы пользуются члены парламента, а соответственно и члены правительства, т.к. министры обязательно должны быть депутатами одной из палат.

Информация о работе Великобритания