Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 23:57, курсовая работа
Одной из долговременных тенденций развития Великобритании в XX в. стал рост государственного аппарата. В конце первой мировой войны и сразу после ее окончания было образовано более 5 новых министерств (в том числе труда, авиации, транспорта и т. д.), а к середине 60-х гг. общее число министерств и центральных ведомств превысило 100. После того как в конце XIX в. был создан институт профессиональной гражданской службы, бюрократический аппарат стал быстро разрастаться. Число чиновников гражданской службы в период между 1914 г. и 1923 г. удвоилось, а в последующие 50 лет увеличилось в зависимости от профиля министерств в 10—20 раз.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из долговременных тенденций развития Великобритании в XX в. стал рост государственного аппарата. В конце первой мировой войны и сразу после ее окончания было образовано более 5 новых министерств (в том числе труда, авиации, транспорта и т. д.), а к середине 60-х гг. общее число министерств и центральных ведомств превысило 100. После того как в конце XIX в. был создан институт профессиональной гражданской службы, бюрократический аппарат стал быстро разрастаться. Число чиновников гражданской службы в период между 1914 г. и 1923 г. удвоилось, а в последующие 50 лет увеличилось в зависимости от профиля министерств в 10—20 раз.
Деятельность аппарата государственного управления Великобритании традиционно отличается особой замкнутостью (“министерская тайна”) и строгой иерархичностью в сочетании с высоким профессионализмом. Подбор кадров высшего и среднего звена гражданской службы проводится специальной комиссией, находящейся в ведении министра по делам государственной службы и не зависящей от других учреждений. Корпус чиновников стабилен и несменяем, вне зависимости от прихода к власти различных партий. Чиновники госаппарата не должны занимать выборные посты в партийных организациях, выдвигать кандидатов в парламент или соглашаться на избрание в палату общин. Парламент осуществляет контроль за деятельностью гражданской службы прежде всего через предоставление государственных ассигнований.
Некоторые новые черты в организации и функционировании британского аппарата управления после второй мировой войны связаны главным образом с обострением национально-расовой проблемы.
Усиление националистических настроений в неанглийских регионах и успехи в 60—70-х гг. националистических партий, североирландский кризис и нарастающее воздействие этих проблем на стабильность политических институтов вызвали к жизни многочисленные проекты децентрализации управления, попытки модификации государственной машины в национальных регионах Британии.
До второй мировой войны лишь в Северной Ирландии, которая оставалась в составе Соединенного Королевства после ирландской революции 1919—1923 гг., аппарат управления был организован особым образом. По Акту 1920 г. об управлении Ирландией централизованное управление провинцией из Лондона сочеталось с определенной местной автономией, существованием местного парламента и кабинета.
В 50— 60-х гг. система особых звеньев местного управления национальными регионами, помимо Северной Ирландии, получила свое современное оформление. Эту систему возглавляют государственные секретари по делам Шотландии и Уэльса, являющиеся членами кабинета. Они руководят Шотландским и Валлийским ведомствами с несколькими департаментами, решающими отдельные местные вопросы (сельское хозяйство, образование и.т. п.).
Попытки правительства лейбористов провести в конце 70-х гг. законы о введении автономии Шотландии и Уэльса отличались противоречивым характером, вызвали раскол общественного мнения и были окончательно отвергнуты правительством консерваторов. Только с приходом к власти в 1997 г. правительства лейбористов население Шотландии и Уэльса смогло, наконец, проголосовать за создание собственных парламентов в этих регионах. Своеобразное положение занимают и ряд островов в проливе Ла-Манш, где сохраняется полуфеодальная система управления.
В настоящее время в Великобритании усиливается движение в пользу реформирования некоторых сторон ее политической системы. Растет число сторонников принятия писаной конституции, что во многом обусловлено возникновением новых политико-правовых проблем, связанных с королевским домом, национальными отношениями, членством в Европейском Союзе.
Кроме того, многие законы, относящиеся к правам и свободам граждан, некогда принятые в Великобритании впервые в мировой практике, устарели, так как не соответствуют мировым стандартам, не содержат необходимых гарантий, а иногда и прямо противоречат существующим демократическим подходам.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного устройства и правовой системы Великобритании ХХ столетия.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть вкратце историю Великобритании ХХ столетия;
- изучить
развитие государственного
- рассмотреть
правовую систему
В соответствии с целью и задачами была определена структура курсовой работы. Работа имеет традиционную структуру и содержит: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы.
При написании курсовой
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕКИЙ АСПЕКТ
1.1.
История Великобритании
в ХХ столетии
Прежде чем перейти к раскрытию темы данной курсовой работы, а именно рассмотреть государственное устройство и правовую систему Великобритании в ХХ столетии, хотелось бы вначале работы кратко остановиться на историческом аспекте. В 1901 г. на трон вступает Эдуард VII, который до того больше был известен как прожигатель жизни в Париже и искренний франкофил. В 1904 г. монарх подписывает франко-английскую Конвенцию, ставшую серьезным шагом на пути к созданию союза Антанты и положившую конец традиционному соперничеству между двумя странами. После смерти Эдуарда VII в 1910 г. английским королем становится его сын Георг V, продолживший политику отца. В течение четырех лет Великобритании удается избегать военных столкновений.
Из этого Германия делает заключение, что может рассчитывать на британский нейтралитет. Воспользовавшись сараевской трагедией, она объявляет в 1914 г. войну России и Франции. Британия выступает на стороне своих союзников. На море ей нет равных, на суше она противостоит Германии профессиональной армией, получающей к тому же регулярное подкрепление в живой силе из колоний: Канады, Австралии, Новой Зеландии. Английские солдаты сражаются на всех европейских и восточных фронтах. В результате после окончания войны Великобритания получает мандаты Лиги Наций на управление Ираком, Иорданией и Палестиной, а в виде аннексий к ней отходят бывшие немецкие колонии в Африке. С другой стороны, Англии никак не удается подавить волнения в Индии. В послевоенные годы усиливается движение сторонниц равноправия женщин на выборах. В 1918 г. принимается закон о всеобщем избирательном праве: женщины получают его в 30-летнем возрасте, мужчины – в 21 год.1
После первой мировой войны Великобритания находилась в тяжелом экономическом положении, что отчасти было на руку ирландскому освободительному движению, и в 1921 году Ирландия провозгласила независимость. В послевоенное время произошли важные структурные изменения в английской промышленности и в расстановке политических сил в стране Традиционные отрасли английской экономики, такие как угольная и текстильная промышленность пришли в упадок, в тоже время быстрее стали развиваться машиностроение и химия. Характерным изменением в политической жизни страны был упадок влияния либеральной партии - ее место в двух партийной политической системе страны заняла лейбористская партия.
Георг V умирает после двадцатипятилетнего правления. Ему на смену приходит Эдуард VIII. И в стране разражается новый кризис, на сей раз – сентиментального порядка: имеет ли право новый король жениться на разведенной американке миссис Симпсон? Пожертвует ли он любовью ради долга? После многомесячных дискуссий Эдуард отрекается в 1936 г. от короны в пользу своего брата Георга VI. В 1930-е гг. Великобритания проводила политику «умиротворения» фашистской Германии. Подписанное от имени Великобритании премьер-министром Н.Чемберленом Мюнхенское соглашение с А.Гитлером и Б.Муссолини (29–30 сентября 1938 г.) способствовало развязыванию 2-й мировой войны.
Английское правительство объявило войну фашистской Германии, а после нападения ее на СССР заявило о своей поддержке Советского Союза. Уинстон Черчилль сменил Чемберлена на посту премьер-министра. Впервые со времен Вильгельма Завоевателя Англия стоит перед реальной угрозой нападения, а с июня 1940 г. по декабрь 1941 г. немецкая авиация регулярно подвергает ее территорию бомбардировке. Под руководством Черчилля были организованы военные действия на море, в воздухе и на суше. В 1942–1943 гг. 8-я британская армия под командованием фельдмаршала Монтгомери нанесла поражение итало-немецким войскам под Эль Аламейном в Северной Африке. В июле-августе 1943 г. англо-американские войска высадились на острове Сицилия. В июне-июле 1944 г. английские войска совместно с американскими высадились в Нормандии, что ознаменовало открытие второго фронта. У. Черчилль участвовал в конференциях трёх глав держав – победительниц во 2-й мировой войне: Ялтинской (февраль 1945 г.) и Потсдамской (июль-август 1945 г.). Сразу же после подписания в 1945 г. мира избиратели потребовали отставки Черчилля в пользу левого правительства, которое давало гарантии против безработицы, вводило социальное страхование и открывало новые школы.
В войне с Германией Великобритания понесла значительный урон, ее позиции на международной арене сильно пошатнулись. Углубление общего кризиса мировой капиталистической системы, происшедшее в результате второй мировой войны, привело к ослаблению экономических и политических позиций английского империализма. Расходы Англии на войну превысили 25 млрд. фунтов стерлингов. Государственный долг вырос за годы войны втрое.
Впервые Англия стала жертвой опустошительных бомбардировок в результате которых она потеряла значительную часть своего торгового флота. Более 1 млрд. фунтов стерлингов из английских капиталовложений за границей было израсходовано на оплату военных поставок. Внешняя задолженность государства достигла 3 млрд. фунтов стерлингов. Общий объем промышленной продукции уменьшился и составил в 1946г. 90% от уровня 1937 г. Значительно сократился экспорт английских товаров. В тоже время война была источником обогащения крупных промышленных магнатов и банкиров, получивших огромные прибыли от военных заказов. Только усилилась концентрация производства и капитала. Возросло влияние монополий на политическую жизнь страны.
Происшедший в послевоенные годы распад обширной колониальной Британской империи еще более ухудшил экономические позиции английского империализма. В 1947 г. добилась независимости Индия, за ней последовали Бирма, Цейлон и другие колонии в Азии, а также в Африке. Распад Британской империи еще более ослабил мировые позиции Англии: она оказалась низведенной на роль «младшего брата» США, утратила свое первенство на мировых рынках.
Великобритания входит в блок НАТО и играет в нем активную роль. В 1973г. после нескольких лет сложных переговоров Великобритания вступила в Европейское экономическое сообщество. Чтобы добиться членства в этом объединении, Великобритании пришлось согласиться на довольно тяжелые условия. Переживаемые хозяйством страны экономические трудности были усугублены острой конкуренцией со стороны ее главных партнеров по ЕЭС.
26 июля 1945 года в Великобритании прошли парламентские выборы, на которых одержала победу лейбористская партия.2
Немало общего содержали избирательные программы консерваторов и лейбористов. В них провозглашалась необходимость увеличения экспорта товаров, борьбы с безработицей, улучшения жизненных условий, расширения условий социального страхования и т.п. Кроме того, партии заявили о своем намерении добиваться разоружения Германии, ликвидации ее военной индустрии и создания эффективной международной организации по поддержанию мира и безопасности. Но в программных требованиях лейбористов и консерваторов были и существенные различия. Лейбористы обещали своим избирателям построение социализма в Англии. Они выступали за сохранение государственного контроля над экономикой и предлагали провести национализацию важнейших отраслей промышленности, а также транспорта и Английского банка.
Консервативная партия взяла под защиту свободу частного предпринимательства и выступила против национализации. Поражение консерваторов на этих выборах было следствием того, что последние пытались привлечь избирателей своей ролью в победе над фашизмом.
Новое правительство сформировал лидер Лейбористской партии Клемент Эттли. Пост министра иностранных дел занял Эрнст Бевин. Заместителем премьер-министра стал Герберт Моррисон.
Правительство провело национализацию
угольной, сталелитейной и газовой промышленности,
электроэнергетики, Английского банка,
всего внутреннего транспорта, гражданской
авиации, телефонной связи и радиосвязи.
Национализация носила капиталистический
характер. Она преследовала цели укрепления
государственно-
Была реорганизована система социального обеспечения и введение бесплатного медицинского обслуживания. Рабочие добились выплаты пособий по болезни, по безработице, при потере трудоспособности, в связи с рождением ребенка, на воспитание детей, а также выплаты пенсий престарелым и вдовам.
Несмотря на ограниченность реформы, представляли несомненное завоевание рабочего класса. Но значительное увеличение налогов в немалой степени обесценивало социальные мероприятия правительства.
Реформы лейбористов не изменили экономическое положение в стране, скорее наоборот. Налоги выросли, все еще действовала карточная система. Положение в стране оставалось по-прежнему бедственным, тем более что в стране заметно выросли цены на продукты питания - в особенности из-за того, что она лишилась традиционных дешевых источников продовольствия в странах Содружества.
В первые послевоенные годы Англия добилась значительного увеличения экспорта по сравнению с довоенным уровнем. Но возросший экспорт не мог покрыть стоимости вздорожавших импортных товаров. Баланс английской внешней торговли сводился с дефицитом. Рост экспорта стимулировал увеличение промышленного производства. Другим важным фактором промышленного развития была гонка вооружения.
В целях расширения производства продовольствия внутри страны правительство приняло в 1947 г. четырехлетнюю программу развития сельского хозяйства. Программа предусматривала гарантирование минимальных цен и выдачу субсидий фермерам за мероприятия по повышению урожайности полей и продуктивности животноводства. Сельскохозяйственное производство в 1951-1952 гг. увеличилось на 50% по сравнению с довоенным уровнем, но больше половины потребностей в продовольствии Англия по-прежнему покрывала за счет импорта.