Свержение ордынского ига и его воздействие на развитие российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 20:56, контрольная работа

Краткое описание

В 1832 году Российская императорская Академия предложила премию в 200 червонцев за сочинение, трактующее о влиянии монгольского господства на историю России. Премия так и осталась вакантной. После 1917 г. тема была закрыта для обсуждения, и лишь в наше время эта проблема снова стала предметом дискуссии. Крушение марксистской историографии посеяло столь сильную смуту в душах, что писатель Борис Васильев осмелился задать недоуменный вопрос: «А было ли иго?» В 1997 году специалисты-историки попытались ответить на этот вопрос, собравшись за “круглым столом” в журнале “Родина”, - однако так и не пришли к единому мнению

Оглавление

Введение 3
1. Воздействие ордынского ига на развитие российского государства 5
1.1. Изменения в системе государственного управления 6
1.2. Значение орды в организации и ведении военных дел и политики 8
1.3. Изменения в системе налогообложения 10
1.4. Изменения в сфере экономики, транспорта и градоустройства 12
1.5. Изменение политического положения городов, борьба Москвы 14
1.6. Изменения в системе права 16
1.7. Духовное и культурное наследие в эпоху ордынского ига 16
2. Свержение монголо-татарского ига 18
2.1. Предыстория 18
2.2. Зарождение конфликта. Василий Темный 20
2.3. Борьба Ивана Великого с Казанским ханством 22
2.4. Отношения с Большой Ордой и Крымским ханством 23
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

Свержение ордынского ига и его воздействие на развитие российского государства.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

     На  руку Москве сыграло и неудачное восстание в Твери в 1327 г., подавленное татарами с великой жестокостью. Карательную рать вел при этом ни кто иной, как московский князь Иван Калита (татарское прозвище – «мешок с деньгами»). Учиненный погром надолго устранил Тверь из числа потенциальных противников Москвы.

     Заслуживший полное «доверие» татар, Иван Калита не только получил ярлык на Владимирское княжество, но и право сбора дани со всех русских земель. Усиление Москвы приводит к тому, что митрополит переносит сюда свою резиденцию; город, тем самым, становится церковным центром Руси. Достигнутое Москвой в княжение Калиты значительное превосходство в материальных и людских ресурсах было подкреплено возведением в 1367 г. каменного Кремля, усилившего военно-оборонительный потенциал Московского княжества.

     Внешняя политика Калиты была направлена на сохранение видимости полной покорности перед  татарами, чтобы не давать повода к  новым вторжениям. В его княжение набеги прекратились. Калита, не прибегая к помощи оружия, политикой щедрых подношений ханам и взяток ханским чиновникам смог существенно расширить территорию московского княжества за счет галичского, угличского и белоозерского княжеств. Сын Калиты Симеон уже претендовал на титул "великого князя всея Руси" и за свое высокомерие получил титул "Гордого".

     Со  второй половины XIV в. наблюдается дальнейшая централизация власти, основным содержанием  которой были разгром Москвой  своих главных политических соперников и переход от утверждения за Москвой  ее политического главенства на Руси к государственному объединению вокруг нее русских земель и организации ею общенародной борьбы за свержение ордынского ига. Многие историки именно этот момент отмечают в качестве определившего процесс формирования государственности: «Россия объединилась не в силу товарных отношений и торговых уз, а в силу внешней опасности (борьба с монгольским и литовским натиском)» [10]. 
 

     1.6. Изменения в системе права 

    Монгольское право не оказало прямого влияния  на формирование русского законодательства. Однако влияние ордынской системы  правления отразилось в некоторых принципах, а также духе нового Московского права, так в русском законодательстве появились черты жестокости (увечащие наказания), коллективная ответственность за преступления и проч., ранее ему несвойственные. В сфере административного, финансового, военного законодательства также было заметно монгольское влияние (понятия «казны», регламентация подушных сборов, переписи населения, ямской службы и т.п.). Но больше всего это влияние проявилось в области государственного управления, усилив в нем черты централизации и авторитарности. 

     1.7. Духовное и культурное наследие в эпоху ордынского ига 

     Далеко  не случайно на Руси борьба с еретиками  началась фактически сразу после  так называемого освобождения от татаро-монгольского ига.

     Еще Чингиз-хан завещал терпимо относиться к представителям разных  
вероисповеданий. «Уважаю и почитаю всех четырех (Будду, Моисея, Иисуса и Магомета) и прошу того, кто из них в правде наибольший, чтобы он стал моим помощником»[7].
Его потомки старались выполнять этот завет. Так, в землях, подвластных Золотой Орде, духовенству всех религий был создан льготный режим. Русская православная церковь и армяно-григорианская, например, были освобождены от выплаты дани и получали специальные ярлыки, которые защищали церковное имущество от произвола ордынцев. В столице Золотой Орды Сарае открывались храмы разных конфессий. В 1261 году там возникла православная епархия. Верховные правители Орды создали для русской православной церкви режим наибольшего благоприятствования. Половина всех русских монастырей возникла при татаро-монгольской власти.

     Суд, доходы - все это подлежало ведению  митрополита, и, не раздираемая усобицами, не обираемая князьями, постоянно  нуждавшимися в деньгах для войн, церковь быстро приобрела материальные средства и земельную собственность и могла предоставить убежище многим людям, искавшим у нее защиты от княжеского произвола. Вообще православное духовенство пользовалось у монголов почетом и покровительством. В 1270 г. хан Менгу-Тимур издал следующий указ: «на Руси не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиереев, иереев и т.д." Хан Узбек даже расширил привилегия церкви: «Все чины православной церкви все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, должен заплатить ему втрое. Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню тот подлежит смерти без различия, русский он или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами бога»[7].

     В XIV cтолетии было построено больше двухсот монастырей – именно в это время родилась «Святая Русь», страна монастырей и церквей, удивлявшая иностранцев видневшимися повсюду куполами. Напряженность духовной атмосферы общества привела к созданию высоких художественных образцов во всех областях религиозного искусства (иконописи, церковной музыке, религиозной литературе).

     Религиозно  – национальный подъем той эпохи  на Руси стал мощным фактором национального самосознания и культуры, чему в немалой степени объективно способствовала веротерпимость ордынской элиты. По мнению российских историков, сторонников теории евразийства (П.Н.Савицкого, Г.В.Вернадского, Л.Н.Гумилева), русские были спасены от физического истребления и культурной ассимиляции Запада лишь благодаря включенности в Монгольский улус. Кстати, исследования последних лет показали, что население Руси за время ига удвоилось [5].

     Заметно было золотоордынское влияние на русский язык, что нашло свое  
отражение в современном русском языке, где пятая-шестая часть словарного запаса тюркского происхождения.

     Идя в атаку под пение зурны, русские  вместе с татарами кричали «ура!»  – «бей!»; они называли друг друга  на татарский манер «богатырями», «казаками», «уланами». Заимствования коснулись не только военной сферы, многие заимствованные тюркские слова относятся к сфере торговли, ремесел и быта: базар, магазин, товар, таможня, алтын, безмен, амбар, аршин, булат, кирпич, фитиль, телега, ковер, тюфяк, диван, утюг, карандаш, колбаса и др. Восточные заимствования настолько вошли в нашу жизнь, что иной раз мы их и не замечаем: например, слово  «дешевый» – это арабское «ди швейа» – «это немного» [11].

     Изменилась  общим образом одежда: от белых  длинных славянских рубах, длинных штанов они перешли к золотым кафтанам, к цветным шароварам, к сафьяновым сапогам [7]. Были позаимствованы многие названия тканей; заимствовалась и одежда, восточные «кафтаны», «халаты», «дохи», «шубы», «тулупы»,  «сарафаны», «армяки», «башлыки». 

     2. Свержение монголо-татарского ига 

     Свержение монголо-татарского ига — процесс преодоления во главе с великим княжеством Московским политической и даннической зависимости земель великого княжения Владимирского и Великого Новгорода от Золотой Орды в XV веке, проходивший в условиях распада Золотой Орды на несколько ханств (Большая Орда, Крымское, Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, Ногайская Орда). 

     2.1. Предыстория 

     В Золотой орде со второй половины XIV в. начинаются внутренние междоусобицы, начали проявляться признаки феодального дробления и общего ослабления Золотой Орды, внутри ее стали выделяться самостоятельные и полусамостоятельные "орды". Затяжные усобицы между соперничавшими группировками феодальной знати в Орде сопровождались калейдоскопической сменой ханов или же одновременным правлением двух враждовавших ханов.

     Значительная  часть территории русских княжеств, попавших в зависимость от Монгольской империи и Золотой Орды в середине XIII века, была присоединена Великим княжеством Литовским и Польшей в 13201404 годах. Тем самым прекратилась политическая зависимость этих земель от Золотой Орды (известно о временном возобновлении даннической зависимости южных земель).

     Наиболее  внушительный успех был достигнут  великим князем Литовским Ольгердом Гедиминовичем, в 1362 году разбившим ордынцев при Синих Водах в период борьбы за власть в Орде после смерти хана Бердибека (1359 г.).

     В начале 1377 г. совместная московско-нижегородская рать во главе с московским воеводой Дмитрием Боброком Волынским напала на ордынский город Булгар (южнее Казани). Ордынские войска потерпели поражение и уплатили большой выкуп. В Булгаре были оставлены русские должностные лица.

     7 сентября 1380 г. на берегу Дона состоялся военный совет. По 
предложению Дмитрия, было решено переправиться на противоположный берег Дона и там принять бой. Тогда в случае поражения путь к отступлению был  бы отрезан: ведь переправа в боевой обстановке почти невозможна. Таким образом, русское войско было готово сражаться до последнего. В ночь с 7 на 8 сентября по быстро наведенным мостам полки переправились через Дон, на Куликово поле возле впадения в Дон реки Непрядвы.

     Разгромивший  ордынцев в 1380 году в Куликовской битве великий князь Владимирский и Московский Дмитрий Иванович впервые за 140 лет смог передать великое княжение своему сыну Василию без ханского ярлыка (1389 г.).

     Как считают многие специалисты, на Куликовом  поле Русь сражалась не против могноло-татарских  царей, а против узурпатора Мамая, который  в 1373 г. разгромил Рязань, в 1375 г. войска Мамая совершили набеги на юго-восточную часть Нижегородского княжества и на г. Новосиль в юго-западной части страны, в 1377 г. жестокое поражение русского войска у берегов реки Пьяны [13].

     Однако  Куликовская победа ослабила и русские  княжества. В кровопролитном сражении погибли многие из отборных дружинников, воинов-профессионалов, тысячи ополченцев. Поэтому в 1382 г. во время похода хана Тохтамыша в Москве не оказалось достаточно сил для организации сопротивления. Уехавший на север страны Дмитрий Донской не сумел достаточно быстро собрать войска. После трехдневной осады Москва была хитростью захвачена Тохтамышем и сожжена. Погрому подверглись и близлежащие земли. В результате нашествия Тохтамыша была возобновлена уплата ордынского выхода. Однако полностью восстановить свою власть над русскими землями ордынцам не удалось. Орда была вынуждена признать и политическое главенство Москвы на Руси.

     Объединивший  Орду (1380г.) и восстановивший данническую зависимость великого княжения Владимирского и Великого Новгорода (1384 г.) хан Тохтамыш был разгромлен своими же, полководцем Тимуром в битве на Тереке в 1395 году.

     Ставленник  Тимура Едигей в 1399 году смог разгромить литовско-русские войска Витовта в битве на Ворскле, в которой погибли некоторые из главных героев Куликовской битвы, вновь объединить Орду и добиться от Василия I возобновления выплаты дани (1408г.). Но вскоре правители Москвы вслед за правителями Литвы сами начали вмешиваться в борьбу за власть в Орде. 

Информация о работе Свержение ордынского ига и его воздействие на развитие российского государства