Свержение ордынского ига и его воздействие на развитие российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 20:56, контрольная работа

Краткое описание

В 1832 году Российская императорская Академия предложила премию в 200 червонцев за сочинение, трактующее о влиянии монгольского господства на историю России. Премия так и осталась вакантной. После 1917 г. тема была закрыта для обсуждения, и лишь в наше время эта проблема снова стала предметом дискуссии. Крушение марксистской историографии посеяло столь сильную смуту в душах, что писатель Борис Васильев осмелился задать недоуменный вопрос: «А было ли иго?» В 1997 году специалисты-историки попытались ответить на этот вопрос, собравшись за “круглым столом” в журнале “Родина”, - однако так и не пришли к единому мнению

Оглавление

Введение 3
1. Воздействие ордынского ига на развитие российского государства 5
1.1. Изменения в системе государственного управления 6
1.2. Значение орды в организации и ведении военных дел и политики 8
1.3. Изменения в системе налогообложения 10
1.4. Изменения в сфере экономики, транспорта и градоустройства 12
1.5. Изменение политического положения городов, борьба Москвы 14
1.6. Изменения в системе права 16
1.7. Духовное и культурное наследие в эпоху ордынского ига 16
2. Свержение монголо-татарского ига 18
2.1. Предыстория 18
2.2. Зарождение конфликта. Василий Темный 20
2.3. Борьба Ивана Великого с Казанским ханством 22
2.4. Отношения с Большой Ордой и Крымским ханством 23
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

Свержение ордынского ига и его воздействие на развитие российского государства.doc

— 272.50 Кб (Скачать)

     Со  своей стороны, Русь имела в лице метрополии, каковой была для нее Золотая Орда, духовную и военную поддержку в многочисленных войнах со своими северо-западными соседями, такими как Шведское Королевство и немецкий Тевтонский орден, Польша и Великое княжество литовское, Венгерское Королевство, Галицкая Русь, Волынь, Черниговское и другие княжества, бывшие вне покровительства Золотой Орды, жертвой католической Европы, объявившей крестовый поход против Руси и ордынцев.

    Политическое  отношение к Орде в разных русских  княжествах было различным. Князь Даниил Галицкий решил просить римских католических крестоносцев помочь в борьбе с монголами. Римский Папа послал Даниилу королевскую корону, что означало признание князем вассалитета от Папы. Однако православное духовенство не поддержало своего князя. В 1260 г. монголы разгромили Волынь и Галич, Даниил стал ханским вассалом.

     Новгородский  князь Александр Невский получил  ярлык на великое княжение в Киеве  от великого хана. Однако своей столицей Александр сделал Новгород, а несколько позже — Владимир. В борьбе с агрессией западных рыцарей Александр принял ханское покровительство. Он подавил начавшееся в городе восстание против монголов, помог ханским чиновникам провести перепись населения и организовать сбор налогов. Таким образом, выбор князя Александра Невского, победителя шведов и тевтонцев, был в пользу симбиоза с Золотой Ордой. И этот выбор был одобрен народом и освящен русской православной церковью и причисление Александра Невского к лику святых - наглядное тому подтверждение.

     Московские  государи предоставляли выходцам с  Востока города в кормление и  требовали исполнения воинской службы. При тюркских вельможах оставлялись  их дружины, в их уделах дозволялось  селиться неродовитым эмигрантам из степи. В разное время татарам  отводились Кашира и Серпухов, Звенигород и Юрьев - Польский; выходцам из Ногайской Орды был выделен Романов, а выходцам из ханств, управлявшихся Джучидами, к которым можно отнести Казахское ханство, - городец - Мещерский или Касимов с прилегающими землями. Знатность тюркских мигрантов позволяла им претендовать на высочайшие места в структуре Русского государства, считаться «честию бояр выше» [5].

     В «Разрядах» (росписях воевод по полкам) «служилые цари» и «царевичи» всегда упоминаются после русского государя и его сыновей и перед (или наряду) с высшими представителями московской знати. «Влияние служилой тюркской знати на историю России трудно переоценить. Выходцы из ее среды даже становились «государями всея Руси», как номинальными, так и реальными. К первому случаю можно отнести так называемое «отречение» от русского престола Ивана Грозного в пользу крещеного татарского царевича Чингизида Симеона Бекбулатовича, ставшего на короткий период времени номинальным правителем Московии без реальной власти. Но были и подлинные властелины. Такие, как потомок ордынца Чет-мурзы - русский царь Борис Годунов – «татарин, нехристь, зять Малюты», - как писал о нем А.С. Пушкин. А царь Иван Грозный был Чингизидом по матери, крещеной татарке Елене Глинской, и данное обстоятельство использовалось им при покорении Казани, в борьбе за казанский престол» [5].

     Полки служилых татар сыграли решающую роль в победе московского государя Ивана III над Новгородом, последним  соперником Москвы в борьбе за главенство над Русью.

     Влияние кочевых традиций наиболее ярко проявилось в военной сфере: уже вскоре после нашествия русские князья начинают вооружать свои дружины по татарскому образцу. Русские воины сели на быстрых степных коней и научились стрелять из монгольского лука, «саадака»; они носили татарские стеганые доспехи, «тигиляи» и рубились кривыми татарскими саблями. Русские войска заимствовали татарское деление на пять полков и татарскую тактику засад и окружений. По-видимому, именно у татар русские военачальники-бояре переняли «местничество» - обычай «рядиться» из-за служебных назначений. 

     «Предкуликовская» эпоха в русском военном деле была во многом реформаторской. Возродилась пехота в городах по инициативе городских  властей. Чтобы выработать тактику схватки с Ордой нужно было, прежде всего, знать ее тактику и взвесить, что  противопоставить военному искусству Орды.  

     1.3. Изменения в системе налогообложения 

     Как правило, получая ярлык, князь брал на себя обязательство по сбору, так  называемого, ордынского выхода и ряда других податей (еще 42 вида), в том числе в форме военной поддержки.

     Новая модель налогообложения была заимствована частично из китайской и среднеазиатской системы. Был введен институт даруг – сборщиков выхода и податей. Даругачи («подавляющий неповиновение») проводил перепись населения, осуществлял раскладку и сбор налогов, набирал рекрутов в войска, а также отвечал за почтовую («ямскую») службу. В качестве символов власти имел дощечку-геореге и печать-тамгу (эти символы были заимствованы из Китая)  [4]. Данный институт сохранен на Руси (дорогочи или подорожные).

     Выход – это первые стабильные налоги в истории экономики, организованные в государственную систему. В Киевской Руси были только князья, собиравшие дань по своему произволу. Точно размер дани не известен. В своей исследовательской работе Гавриленко А.Ю. отмечает, что: «введенная монголо-татарами дань составляла примерно 1,5% крестьянского дохода, то есть составляла лишь небольшую часть дохода крестьянского хозяйства» [2]. К этому же выводу (размеру выхода) приходит и Нефедов С. А. [11].

     В соответствии с установленным в XIV в. в средневековой Руси порядком налогообложения, баскаки Золотой Орды были отозваны, княжеские данники вели учет населения и составляли налоговые росписи. В соответствии с ними доход московских князей от дани должен был составлять примерно 75 тысяч рублей. Между тем, при Дмитрии Донском «выход» Великого княжества Владимирского составлял лишь 5 тысяч рублей. Таким образом, в Орду шла лишь малая часть собираемой дани, подавляющая ее часть оставалась в Москве. Это несоответствие между данью и «выходом» обусловлено существовавшими в Золотой Орде порядками, в соответствии с которыми в начале XIV в. на Ближнем Востоке (и в Золотой Орде) получила распространение система икта: эмиры сами собирали налоги в своих владениях, передавая в казну лишь небольшую их часть. Очевидно, ханы рассматривали улусы русских князей как икта, и этим объясняется, как незначительная величина «выхода».

     Чтобы ввести усредненный налог, необходимо было осуществить перепись населения, что приводило к восстаниям (за 150 лет – 4 восстания) по религиозным причинам. При сборе налогов каждый район становился единицей измерения. Вся восточная и западная Русь была разделена на 43 «тьмы», причем в это исчисление включались только сельские районы, города облагались в особом порядке.

     В каждой области была канцелярия, «столец» где хранились списки налогоплательщиков и данные о причитающихся с них налогах. Основных налогов было три – поземельный, подушный и подворный, причем размер подворного налога зависел от имущественной состоятельности плательщика; кроме того существовал рыночный сбор в 3% стоимости товара [9].

     Баскаки и Даругачи  имели свой штат «даньщиков», «битекачи» и «таможников» (сборщиков  рыночной пошлины, «тамги»). В терминологии и обычаях созданных баскаками канцелярий сохранились следы китайского влияния, например, «битекачи»– это тюркское «писец», которое происходит от китайского «би-чже», «секретарь». Слова «книга» и «бумага» имеют китайское происхождение, так же как обычай подачи прошений – русское «челобитье» является переводом китайского «коу тоу». Русские счеты тоже заимствованы из Китая – это приспособление называется в Китае «суан-пан» [11].

     В формировании русской административной системы принимали участие и  мусульманские чиновники, арабы и персы, составлявшие костяк ордынской бюрократии. Мусульманские чиновники принесли с собой порядки Халифата, восходящие к древним бюрократическим традициям Персии. Термины «деньги», «печать», «папирус», «папка» (для бумаг), «киличей» (посол), «лафа» (жалованье) имеют арабское или персидское происхождение. Так же как в Персии, основным правительственным учреждением на Руси была Казна («хазине»); в Казне хранились налоговые росписи, которые и в России, и в Персии называли «дефтери». Часть дани, платимую хану, на Руси называли «выход», по-арабски, «харадж»; как известно, «харадж» был основным налогом времен Халифата[11].  

     1.4. Изменения в сфере экономики, транспорта и градоустройства 

     Разрушения  были огромны; большинство городов  обратилось в развалины, исчезли многие ремесла, почти  сто  лет на северо-восточной Руси не строили каменных зданий. Было уничтожено примерно три четверти замков, крепостей, волостных центров; на юге обезлюдели целые земли, Киевская, Переяславская, Черниговская; некоторые области оставались пустынными не одну сотню лет [3].

     Надолго исчезают сложные ремесла, их возрождение  началось лишь спустя 15 лет. Навсегда исчезло  древнее мастерство эмали. Беднее стал внешний вид русских городов. Качество строительства, в последствии также сильно понизилось. Не менее тяжелый урон нанесли завоеватели и русской деревне, сельским монастырям. Страшным был ущерб, нанесенный моноло-татарами крестьянскому хозяйству. В войне погибали жилища и хозяйственные постройки. Рабочий скот захватывался и угонялся в Орду.

     Но  страна постепенно залечивала раны, восстанавливалась  экономика. Заселяются опустевшие села и деревни, распахиваются поля, поднимаются  из пепла города, возникают новые  виды ремесел. Конец XIII в. - начало XIV в. -время роста феодального землевладения. Многочисленными селами владеют князья. Становится все больше вотчин, как крупных, так и мелких. Чтобы платить ханам, развитие  ремесел  и  торговли  поощряли и русские князья. То есть монголо-татарское иго, на первых порах  разгромив экономику Руси, косвенно стало поощрять  возрождение экономической жизни и могущества Руси.

     Свободные поселяне пользовались определенными  правами, их уже не называли «смердами», как в прежние времена, - теперь они были «христиане», «крестьяне». В волости существовало свое общинное самоуправление; представители крестьянской общины, «волостные мужи» и «люди добрые», участвовали в суде вместе с княжеским волостелем. Изобилие земли и зерна, низкие налоги, мир и покой, общинное самоуправление – такова была жизнь крестьян в XIV веке. Может быть, это было лучшее для крестьян время за всю историю России – «золотой век» русского крестьянства [11].

     В эпоху Золотой Орды была создана  уникальная городская цивилизация. В ее формировании участвовали все  народы, жившие на просторах Восточной Европы, Западной Сибири, Казахстана и Северного Приаралья. Главные города Золотой Орды имели широкие улицы, водопровод в керамических трубах и канализацию. Жители городов брали питьевую воду в фонтанах. Во всех городах и селениях были бани. Успешно развивались золотоордынские города в системе функционирования грандиозной по протяженности транспортной магистрали - Великого Шелкового пути. Замечательны гидротехнические оросительные сооружения Нового Сарая. Город был пересечен каналами и орошен прудами (вода была проведена также в отдельные дома и мастерские). Также в Новом Сарае открыты остатки монетного двора, ювелирных, приводных сапожных, портновских и других мастерских. В торговом квартале обнаружены остатки товаров происхождением из всех концов монголосферы, например, кофе, чем отвергается мнение, что кофе вошел в употребление только в XVII в.

     Завоеватели создали эффективную, пережившую века, ямскую систему путей сообщения  и сеть почтовых организаций на значительной части Евразии, в том числе  на территории Казахстана и России. Среди повинностей летописи упоминают «ям» и «подводу» – обязанность поставлять ямшиков, лошадей и подводы для организованных монголами почтовых станций.

     В период «татарского ига» на Руси появляется»  искусство литья колоколов. Вместе с колоколами на Руси появились колокольни-«каланчи» и купола-луковки, (похожие на купола Тадж Махала). Булатная сталь и огнестрельное оружие так же были позаимствованы с Востока.

     1.5. Изменение политического положения городов, борьба Москвы 

     Ордынское иго способствовало изменению характера политического развития древнерусских княжеств. Большинство старых городов Северо-Восточной Руси — Ростов, Суздаль, Владимир  — пришли в упадок, 
уступив свое политическое верховенство окраинным менее доступные для ордынцев лесные районы, где накануне и после Батыева нашествия сложился ряд новых феодальных княжеств: Тверское, Московское, Суздальское и т.д.

     Включение правителей этих новых княжеств в  борьбу за великое княжение владимирское, за территориальный рост своих владений внешне не выходило за рамки типичных феодальных княжеских усобиц, но объективно приобретало значение начала объединительного процесса.

     Главными  соперниками в этой борьбе в первой трети XIV в. стали Москва и Тверь, превратившиеся из столиц небольших периферийных княжеств в крупные феодальные центры Северо-восточной Руси. Их экономическому подъему и политическому возвышению способствовало быстрое увеличение их населения за счет притока бежавших под натиском татар крестьян и ремесленников из других земель.

     В сравнении с Тверским Московское княжество занимало более выгодное положение по отношению к другим русским землям. Проходившие по его  территории речные и сухопутные пути придавали Москве значение важнейшего узла торговых и иных связей между  русскими землями. Москва стала в XIV в. крупным торговым центром. Торговые связи московских купцов - "сурожан", "суконников" протянулись далеко за пределы русских земель. Прикрытое с северо-запада от Литвы Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды другими русскими землями, Московское княжество в меньшей степени подвергалось внезапным разорительным набегам золотоордынцев. Это позволяло московским князьям собирать и копить силы, создавать постепенно превосходство в материальных и людских ресурсах, чтобы выступить организаторами и руководителями в начавшемся объединительном процессе. Географически положение Московского княжества предопределило и его роль этнического ядра формировавшейся великорусской народности.

Информация о работе Свержение ордынского ига и его воздействие на развитие российского государства