Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:35, реферат
Эта тема для меня наиболее интересна, так как представляет собой целый цикл взаимосвязанных действий, побед и поражений русский людей на пути к свободе, фантастических поворотов истории, которые просто не могут быть не включены при рассмотрении данной темы. В своем реферате я попыталась наиболее полно раскрыть смысловую образующую монголо-татарского ига, и с этой целью я охватила весь период охватывающий этот процесс, начиная с предпосылок нашествия монголо-татар и заканчивая их последствиями для Руси. Цель реферата- проанализировать поэтапно причины такого поворота истории, найти в них человеческие факторы, изучить поведение русских людей в столь непростой период для страны, а также предложить свои версии действий в условиях сложившихся ситуаций.
1. Введение_______________________________________________________3
2. Нашествие на Русь с Востока и Запада____________________________7
2.1. Первая встреча________________________________________________10
2.2. Походы Батыя на Северо-восточную Русь_________________________12
2.3. Ледовое побоище______________________________________________15
2.4. Ордынская политика в России___________________________________16
2.5. Иван Калита__________________________________________________21
2.6. Симеон Гордый, Иван Милостивый______________________________22
3. Куликовская битва и ее значение для Руси:
3.1. Собирание с силами___________________________________________23
3.2. В канун эпохального сражения__________________________________24
3.3. Битва________________________________________________________27
3.4. Значение Куликовского сражения________________________________28
4. Великие княжества Владимирское и Московское:
4.1. Нашествие Тохтамыша и Едигея_________________________________30
4.2. Внутренние процессы в русских землях___________________________34
4.3. Централизация власти в Северо-Восточной Руси___________________35
4.4. Противостояние Новгорода_____________________________________37
4.5. Конец ордынского ига__________________________________________39
5. Заключение___________________________________________________40
6. Используемая литература_______________________________________41
Далее последовало почти десятилетие вражды между ними, сопровождавшаяся победами и поражениями то одной, то другой стороны. В это время 16 февраля 1446 года Василия II ослепили по указанию Дмитрия Шемяки, ранее, 14 июня 1445 года, сгорела Москва, имея под своими стенами хана Угул-Мухаммеда. Только в 1453 году, Шемяку отравили в Новгороде, ради справедливости стоит заметить, что он не был любим везде, и в Москве, и в Новгороде, и в других городах. На этом закончилась война между внуками Дмитрия Донского, у великокняжеской власти развязались руки для ее укрепления, разрушения последних очагов сепаратистских тенденций в среде крупнейших князей-феодалов.
Много разорений претерпела Русь в первой половине великого княжения Василия Темного. Призвав на службу ордынского царевича Касима и пожаловав ему Городец Мещерский, великий князь получил в свое распоряжение союзника, который был способен оказать ему политическую и военную помощь в обороне Московской Руси от ордынских набегов, а вместе с тем в какой-то мере участвовать в централизации Владимирского княжества.
Последнее десятилетие княжения Василия Темного явило нам государя, устанавливавшего государственную власть над всей Северно-восточной Русью. Можайск, Серпухов, отчасти Новгород, Псков и Рязань. Уладил свои дела Василий II и с Ордой. Распад ослабил Орду, усиление Москвы и её войска удерживало ханов от набегов.
Вовремя утвердилось единовластие в Северо-восточной Руси. На историческую арену выступала новая сила - Османская империя. К 1453 году ни одно из европейских государств уже не могло не считаться в своей политике с турецкими султанами. Римская курия под видом спасения христианства решила проникнуть на Русь. Ватикан утвердил митрополитом всея Руси Исидора, ставленника Рима и отверг посланного Василием II рязанского архиепископа Иону.
В 1449 году был подписан мирный договор между Василием Темным и новым польским королем Казимиром. Василий завершал объединение русских княжеств вокруг Москвы. В 1462 году великий князь Василий II скончался.
4.4. Противостояние Новгорода
Ивану Васильевичу шел двадцать третий год, когда он стал Великим Князем. К концу жизни Иван III сосредоточил в руках необъятную власть, которой не обладал ни один европейский государь.
Эпоха Ивана III - эпоха сложнейшей работы русской дипломатии, эпоха укрепления русского войска, необходимого для обороны Русского государства. Первым завоеванием Ивана III было Казанское ханство, в 1467 году смута в Казани дала Московскому князю
повод для вмешательства. Первый поход на Казань царевича Касима потерпел неудачу. Весной 1469 года и летом того же года было еще 2 похода. Но дальнейшие военные действия остановились, ибо начались новгородские дела.
13 декабря 1470 года умер уже новгородский владыка Иона, крепко державший сторону Москвы. Весной 1471 года Иван III предпринял поход на Новгород, отошедший за год к Литве. Поход завершился возвращением былого влияния Москвы на Новгород и большим откупом от новгородского боярства, желавшего независимости. Ход всего "новгородского дела" в 1471 году показал, что затея перехода Новгорода под власть короля Казимира всего лишь авантюра, не имеющая корней в народной среде.
Завершив первый этап покорения Новгорода и понимания, что на этом "новгородское дело" не окончено, Иван III занялся делами ордынскими. Для того, чтобы нейтрализовать Казимира и его ставку на окатоличиствание церкви, Иван делает остроумный и совершенно непредсказуемый маневр. Он женится на Софье Палеолог племяннице императора Византии, погибшего в стенах Константинополя. Тем самым Ватикан жил ожиданием усиления окатоличивания Руси через Софью, а Иван, введя тот же Ватикан в заблуждение, не давал распространиться на Руси католичеству.
Новым предлогом для давления на Новгород стало воцарение в нем тянущегося к Литве Василия Ананьина. 22 октября 1475 года Иван пошел на Новгород. 21 ноября он уже вошел в Новгород, 26 ноября состоялся великокняжеский суд, после которого сразу же были схвачены Ананьин и его помощники.
В это время в 1476 году в Крыму на ханский престол сел сын хана Большой Орды Ахмата Джанибек. Создавался антимосковский триумвират: Ахмат, Джанибек, Казимир. Незамедлительно вступив в переговоры с Ахматом, в 1476 году Иван принимает от него ярлык на великое княжение.
К 1478 году появился момент для завершения дел с Новгородом: Султан Османской Империи начал войну с Джанибеком и Ахматом 27 ноября Иван III встал со своими войсками у стен города. Формальным поводом к этому стали жалобы новгородцев, доносившихся до Москвы. Уже 14 февраля Иван тронулся в обратный путь, но обратно вместе с ним двигался и вечевой колокол, символ новгородского суверенитета. Проблема Новгорода была решена.
4.5. Конец Ордынского ига
В 1492 году Иван III стал официально величаться "государь всея Руси". Но еще в 1480 году Иван III стал подготавливать политическую почву для свершения ордынского ига. Как только в Москве получили с Дикиго поля точное известие, что хан Ахмат со всей своей силой к Дону, великий князь выставил полки на Оке. Хан Ахмат, узнав, что на Оке выставлены сильные полки, пошел к Калуге, на соединение с Казимиром. Определив направление похода Орды Иван III перехватил ее на реке Угре. Москва тем временем была осаждена.
Ахмат грозился начать наступление когда лед скует Угру. 26 октября Угра встала. Стоял и Ахмат. 11 ноября хан Ахмат, несмотря на то, что все переправы через Угру были открыты повернул прочь. Кинулся в бег через литовские волости своего союзника Казимира.
11 ноября 1480 года, день ухода хана Ахмата с берегов Угры, принято считать днем полного освобождения Русской земли и русского народа от ордынского ига, от какой-либо зависимости от ханов Золотой Орды.
Наступил конец 250-летнему игу Татаро-Монголов на Русской земле. Эти годы оказали огромное влияние на развитие русских земель. Под игом татар вырастали целые поколения русского народа и также умирали, не изведав свободной жизни. Способ татарского ига был целью всего русского народа, люди жили и умирали с этой мыслью.
5. Заключение
В 11 в. Русь достигла своего расцвета и стояла на одной ступени с европейскими странами по экономическому развитию и государственному устройству. Но нашествие монголо-татар остановило её развитие, если не сказать отбросило на ступень ниже, в то время, как Европа продолжала идти вперёд. Хотя, говорит Карамзин, неизвестно, как бы обернулась судьба России, если бы не татаро-монголы, а, скажем, шведы, поляки или литовцы захватили её.
В городах произошли следующие изменения. В 11-13 вв. в русских городах постепенно зарождался тот самобытный уклад, который в Европе получил название «городской строй». Горожане на Руси активно боролись за городские вольности и играли важную роль в политических делах. В дальнейшем традиции «народоправства» не получили развития. После воцарения на Руси ордынского ига создались крайне неблагоприятные условия для формирования особого городского строя. Это связано с рядом причин. Города более всего пострадали от нашествия, они постоянно подвергались набегам и наездам ханских послов. В этих условиях замолкает древнее вече. Зато быстро идет усиление княжеской власти, поддержанной ханскими ярлыками из Сарая. Власть тысяцких постепенно сосредоточивается в руках крупных боярских семей и передается по наследству. В послемонгольский период угасают древние демократические обычаи, и в 14-15 вв. города становятся преимущественно княжескими центрами. Экономическое и культурное значение города во многом определялось тем, что здесь работали искусные ремесленники - зодчие, каменотёсы-резчики, мастера по «меди, сребру и злату», иконописцы. Их изделия славились далеко за пределами Руси. Монгольское нашествие нанесло особенно тяжелый урон именно городскому ремеслу. Физическое истребление и увод в плен тысяч ремесленников подорвали самую сердцевину городской экономики. В средние века ремесло основывалось на ручной технике, а, следовательно, на навыках, передававшихся из поколения в поколение. Оборвалась связь мастер - подмастерье - ученик. Исследования показали, что в целом ряде ремесел во второй половине 13 в. произошло падение или даже полное забвение сложной техники, её огрубление и упрощение. После монгольского завоевания были утрачены многие технические приёмы, знакомые мастерам Киевской Руси.
Что же стало с религией русского народа? Именно в период монголо-татарского ига христианство стало по-настоящему религией русского народа, так как религия - общая идеология - помогала им сплотиться в борьбе, «смягчая жестокие нравы, умеряя неистовые страсти, проповедуя и христианские, и государственные добродетели». Порабощение народа оказало влияние на его нравственный облик. Карамзин считает, что русские, «забыв гордость народную, выучились низким хитростям рабства, заменяющим силу в слабых; обманывая татар, более обманывали и друг друга: откупаясь деньгами от насилия варваров, стали гораздо корыстолюбивее и гораздо бесчувственнее к обидам, к стыду...». Карамзин утверждает, и я согласна с его точкой зрения, что Российское государство, несмотря на 250 лет влияния восточной культуры, всё-таки осталось близко Европе, хотя сама Европа этого не признавала. Вероятно, в основе нравственности лежала общая религия. Но всё же Россия отстала. Она отстала от Европы, в частности, в судебном деле. «Русская Правда» перестала выполнять свои функции судебника, и судили «по совести» либо выясняли отношения в поединке. Такие «судебные» разбирательства были характерны для Европы 10 в.. Отстала Россия и в военном искусстве. Европа развивала и совершенствовала тактику боя, а Россию спасали исключительно талантливые полководцы.
Однако были и положительные стороны. Открылись новые торговые пути взамен древнего пути «из варяг в греки»: с Востоком через Орду, с Константинополем и Западом через Дон - Азов. Великие московские князья сумели покончить с уделами и создать политически сплоченное Русское государство, несмотря на то, что отдельные его области, «земли», продолжали еще в течение двух веков жить самодовлеющей, обособленной одна от другой экономической жизнью. Можно отметить три главные особенности формирования русской государственности. Это, во-первых, боевой строй государства. Вторую особенность составлял внеправовой характер внутреннего управления и общественного состава. Централизация сопровождалась закрепощением крестьянства и усилением сословной дифференциации. Третьей особенностью московского государственного порядка была неограниченная верховная власть с неопределенным пространством действия. Византийское и восточное влияние обусловили сильные деспотические тенденции в структуре и политике власти. Основной опорой самодержавной власти стал не союз городов с дворянством, а поместное дворянство.
Именно эти особенности и определили историческое развитие державы на последующие столетия.
6. Используемая литература
Бреков И.Б. "Мир истории: Русские земли в 13-15 вв."
Ключевский В.О. "Курс русской истории",Москва,том 2,2001 г.
Пресляков А.Е. "Российские самодержцы" Москва,
"Книга" 1999 г.
Соловьев С.М. "Чтения и рассказы по Истории России",
Москва, "Книга" 2000 г.
«История России с древнейших времен до конца 16 века» А.Н.Сахаров.
Гумилёв Л.Н. От Руси к России. - М.: Прогресс, 2006