Судебная реформа 1922 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 19:58, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с духом того времени, выразившемся в строчке из гимна
интернационалистов «Весь мир насилья мы разрушим до основания, а
потом…», в нем широкомасштабно реализовывался новый принцип
построения зарождавшегося советского государства - все судебные учреждения
царской России враз были полностью упразднены. П

Оглавление

Введение………………………………………………………......… 3
Глава 1. Дореформенные судебные органы и нормы права..…… 5
1.1. Судебная система России в период 1917 – 1922 гг.…. 5
1.2. Нормы права в послереволюционной России…..….... 6
1.3. Необходимость судебной реформы ……….….……… 8
Глава 2. Новая судебная система права……….…….………….… 8
2.1. Реформа судоустройства РСФСР ……………..…….... 8
2.2. Создание нормативно-правовой базы ……..…….…… 11
2.3. Судейские кадры. Создание системы юридического
образования……………………………………………..…… 12
2.4. Создание прокуратуры ………….…………………….. 13
2.5. Создание следственных органов ….………………….. 14
2.6. Создание нотариата и адвокатуры ………………….… 15
2.7. Развитие права ……………………………………..…… 15
Заключение ………………………….…………………..……..…… 19
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ИОГП 1 сессия 2013 Борзунов.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

Кадровому составу судей в этот период уделялось большое внимание, но квалификация судей того времени была далеко не идеальной. Во главу угла ставилось не наличие специального образования, знание законов или опыт работы, а идеологическая благонадежность и опыт революционной борьбы. Целенаправлен был и отбор на должности судей - при избрании предпочтение отдавалось рабочим и крестьянам. Непременным условием становилось членство в партии большевиков.

Народные судьи избирались губисполкомами на один год и могли быть переизбраны вновь. Отзыв народного судьи производился по мотивированному предложению Наркомата юстиции. К кандидатам предъявлялись следующие требования:

-  стаж ответственной политической работы в течение двух лет в общественных рабочих и крестьянских организациях или трехлетний опыт работы в органах юстиции на должностях не ниже народного следователя;

-  кандидат должен был обладать правом избирать и быть избранным в советы.

Данные ограничения были обусловлены стремлением советской власти не допустить в состав судебных органов представителей бывших эксплуататорских классов. Естественно, что при таком подходе профессиональные знания кандидата в судьи ценились значительно ниже, чем политический опыт работы в советских органах6.

Народными заседателями могли избираться все трудящиеся РСФСР, обладавшие правом избирать и быть избранным в местные советы. Народные заседатели избирались на промышленных предприятиях, в воинских частях, волостных и сельских советах. Были установлены ограничения по классовому составу для народных заседателей и кандидатов в народные заседатели: 50% должны были избираться от рабочих; 35% - от волостей и селений; 15% - от воинских частей. Особое внимание обращалось на социально-классовый состав.

Советским правительством предпринимались меры для создания кадрового юридического резерва. Организовывались различные краткосрочные курсы для подготовки советских юристов «экстренным порядком». При отборе студентов предпочтение не скрываемо отдавалось угнетаемым при царском режиме классам – рабочим и крестьянам. Ленинский принцип «Каждая кухарка может управлять государством» понимался буквально и также неуклонно претворялся в жизнь. Юридические ВУЗы и курсы готовили кадры для правоохранительных органов и управленческих структур государственного аппарата. 

 

    1. Создание прокуратуры

Октябрьский переворот 1917 года вообще ликвидировал прокуратуру. Около пяти лет в стране не было прокуроров. С 1917 года прокурорский надзор осуществлялся органами рабоче-крестьянской инспекции (РКИ) и народным комиссариатом юстиции РСФСР.

Функции по надзору за соблюдением законов выполняли также и органы Всероссийской Чрезвычайной Комиссии, пока они в 1922 году не были преобразованы в органы Главного политического управления.

Однако разобщенность всех перечисленных органов, отсутствие у них необходимых властно-распорядительных полномочий не могли обеспечить точного и единообразного исполнения законов в Российской Федерации, поэтому в 1922 году прокуратура была восстановлена. Прокуроры, кроме поддержания обвинения перед судом, стали вновь надзирать за законностью актов (действий и решений) должностных лиц, предприятий, учреждений, общественных организаций и даже граждан. Функция прокуратуры по надзору за исполнением законов была последовательно закреплены в «Положении о прокуратуре»  и «Положении о прокурорском надзоре» 1922 года. Устанавливалась централизация и единоначалие органов прокурорского надзора, строгое подчинение прокуроров только по вертикали, для того, чтобы местные советские и партийные органы не могли оказывать на них давление.

На прокуратуру возлагались основные четыре функции, сохранившиеся затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре:

- осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций, а также частных лиц;

- наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, органов ГПУ;

- поддержание обвинения в суде;

- наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей7.

Вместе с созданием в 1922 году советской прокуратуры в качестве специальной системы была организована и военная прокуратура.

В любом случае, органы  прокуратуры не представляли собою самостоятельного государственного органа: прокуратура входила в качестве отдела в Наркомат юстиции РСФСР. Народный комиссар юстиции являлся одновременно и прокурором республики.

Становление прокуратуры в РСФСР было связано со многими трудностями. Повторялись попытки противодействия новому институту со стороны руководителей некоторых местных органов власти, видевших в деятельности прокуроров по внедрению единой законности чуть ли не подрыв своего авторитета и ограничение прерогатив местной власти.

 

2.5. Создание следственных органов

Этим же «Положением о прокуратуре» 1922 года для осуществления предварительного следствия устанавливались народные следователи. Они учреждались при соответствующих следственных участках, губернских судах и Верховном суде РСФСР. При отделе прокуратуры Наркомата юстиции РСФСР состояли также народные следователи, которым поручалось расследование дел особой государственной важности.

Следователи при следственных участках назначались губернским судом и утверждались губернским исполкомом советов и Наркоматом юстиции. Следователи при губернских судах, Верховном суде и Наркомате юстиции назначались на должность соответствующими органами, при которых они функционировали. Важно при этом отметить, что «следователь был свободен от какой-либо административной зависимости от прокурора, последний имел право давать следователю указания о направлении и дополнении расследования, о мере пресечения»8. Если между прокурором и следователем возникали разногласия, они «решались судом, только суд обладал полномочиями наложения на следователей взысканий»9.

 

2.6. Создание нотариата и адвокатуры

В 1922 году также были созданы «Положение о нотариате» и постановление ВЦИК «Об адвокатуре». На нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с недвижимостью и другим имуществом, регистрации различных юридических актов.

В 1917 году советская власть уничтожила институт частных поверенных и присяжных поверенных. По началу считалось, что сам советский суд в состоянии осуществлять защиту подсудимого. Но спустя время решено было законодательно организовать адвокатуру на постоянной основе. Создание органов адвокатуры началось с организации в губерниях коллегии защитников, состав которых утверждался губисполкомом по представлению отдела юстиции. Не разрешалось совмещение должности члена коллегии с занятием иной должности в государственном учреждении или предприятии (кроме выборных и профессорско-преподавательских должностей в учебных заведениях); коллегия управлялась президиумом, избираемым общим собранием её членов; сфера деятельности коллегии не ограничивалась судебными рамками – «основная работа коллегии выражается в консультациях и пропаганде права»10.

 

2.7. Развитие права

Развитие права в этот период определялось переходом страны от чрезвычайных условий Гражданской войны к мирной жизни, введением новой экономической политики, нескладностью экономики страны. Право должно было стать не самостоятельным «священным» понятием, а как можно больше способствовать реализации программы правящей партии и Советского правительства. Образование СССР привело к появлению республиканских и общесоюзного законодательств. 1922-1923 годы вошли в историю права России как годы масштабной кодификации законодательства.

Гражданское право. Гражданский кодекс РСФСР 1922 года исходил из наличия многоукладной экономики, проведения НЭПа, развития товарно-денежных отношений, но отдавал явное предпочтение социалистическому укладу (разрешалось прямое вмешательство государства в имущественные отношения). Пол, раса, вероисповедание не имели никакого значения на объем гражданской правоспособности, которая наступала с 18 лет.

Каждый гражданин РСФСР и союзных республик мог свободно перемещаться и селиться на территории РСФСР, приобретать и отчуждать имущество, избирать и быть избранным в органы власти.

Гражданский кодекс различал собственность: государственную, кооперативную, частную, причем земля, недры, воды, горы, железные дороги с передвижным составом и летательные аппараты могли находиться исключительно в собственности государства. Предметами кооперативной и частной собственности могли быть немуниципальные строения, торговые предприятия, мелкие предприятия промышленности (в кооперативной собственности до крупных предприятий), орудия производства, разрешенные товары, предметы домашнего хозяйства и обихода.

Кодекс определял порядок, условия и формы договоров имущественного найма, мены, купли-продажи, подряда, дарения, а также последствия их нарушения. Но ограничивалась возможность расширения частной собственности в результате таких сделок. По договору займа взимание процентов допускалось не свыше 6% годовых, начисление процентов на проценты запрещалось. Наследование (как по закону, так и по завещанию) ограничивалось в пределах 10 тысяч золотых рублей, а когда ограничение было снято (1929 год), то наследуемое имущество стало облагаться высоким налогом.

Семейное право. Был узаконен фактический брак, который признавался при совместном проживании, при ведении совместного хозяйства, при совместном проживании детей. Вступающие в брак имели право оставлять свои добрачные фамилии. Вводились условия, когда родителей могли лишить родительских прав, передавая детей органам попечительства. Стало возможным усыновление несовершеннолетних.

С развитием товарно-денежных отношений при введении НЭПа возросла роль финансового права. В проведении налоговой политики также четко осуществлялся классовый принцип. Кроме прямых налогов государство вводило множество налогов косвенных, натуральный налог постепенно заменялся денежным. С образованием СССР союзные республики наделялись правом вводить дополнительные свои налоги. Восстанавливалась и расширялась кредитная система. Наряду с учреждением Государственного банка, создавались банки коммерческие, кооперативные. Устанавливался бюджет союзных республик и СССР.

Трудовое право. В Кодексе законов о труде РСФСР 1922 года (КЗоТ), в отличии от кодекса 1918 года, отменялась всеобщая трудовая повинность. Государство от методов принуждения в регулировании трудовых отношений приходит к методу свободного найма рабочей силы. Трудовые отношения закреплялись трудовым договором, условия которого не должны были выходить за рамки КЗоТ. Также вводился коллективный договор работодателя и работников. Вместо социального обеспечения, введенного законодательством 1918 года, вводилось социальное страхование, которое распространялось на всех трудящихся и предполагало оказание лечебной помощи, выдачу различных пособий. 

Земельное право. Основное внимание Земельного кодекса РСФСР 1922 года было сосредоточено на правовом режиме сельскохозяйственных земель. Частное право на землю, недра и леса в пределах РСФСР объявлялось «отмененным навсегда». Правом пользования земель сельскохозяйственного назначения наделялись только объединения земледельцев, городские поселения, государственные учреждения и предприятия. Обычные граждане (без различия расы, пола, национальности) имели право на пользование землей бессрочно, но запрещалась покупка, продажа, завещание, дарение и залог земли. Аренда допускалась, но только у государства. Предпочтение отдавалось организованным коллективным хозяйствам. Позже, в 1925 году, стал разрешен подсобный наемный труд в крестьянских хозяйствах силами батраков. 

Уголовное право. Задачей Уголовного кодекса РСФСР 1922 года являлась правовая защита государства трудящихся от преступлений и общественно опасных элементов путем применения к нарушителям наказания. Преступлением признавалось всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожавшее основам советского строя и правопорядку. Целью наказаний являлось общее предупреждение новых нарушений. А также перевоспитание несознательных элементов путем исправительно-трудового воздействия. Уголовная ответственность наступала с 14 лет. Использовались такие меры наказания как изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно, лишение свободы со строгой изоляцией или без таковой, принудительные работы, условное осуждение, конфискация имущества, штраф, увольнение, общественное порицание, возложение обязанности загладить вред. Обязательным условием применения наказания являлось виновное отношение преступника к содеянному, то есть наличие умысла или неосторожности.

В особенной части УК РСФСР стояли наиболее опасные государственные преступления (контрреволюционные), которыми признавались действия, направленные на свержение власти рабоче-крестьянских Советов и советского правительства, а также пособничество той части международной буржуазии, которая путем интервенции, блокады, шпионажа стремилась к такому свержению. В военных трибуналах за подобные преступления применялась высшая мера наказания – расстрел.

Уголовный процесс. В новом Уголовно-процессуальном кодексе              1922 года закреплялись такие принципы судопроизводства, как гласность и публичность заседаний, устность судопроизводства, ведение процесса на русском (или на языке большинства проживающих в данной местности) языке. Суд не был ограничен никакими формальными доказательствами и в зависимости от обстоятельств дела мог допускать или не допускать те или иные доказательства. Присяга, как доказательство не допускалась. В кодексе подробно регулировался порядок дознания и следствия. При вынесении приговора все вопросы решались простым голосованием. Судья, оставшийся в меньшинстве, мог изложить в письменном виде свое особое мнение, которое приобщалось к приговору, но не оглашалось. Отменялась апелляция и устанавливался только кассационный порядок обжалования приговора.

Информация о работе Судебная реформа 1922 года