Судебная реформа 1922 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 19:58, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии с духом того времени, выразившемся в строчке из гимна
интернационалистов «Весь мир насилья мы разрушим до основания, а
потом…», в нем широкомасштабно реализовывался новый принцип
построения зарождавшегося советского государства - все судебные учреждения
царской России враз были полностью упразднены. П

Оглавление

Введение………………………………………………………......… 3
Глава 1. Дореформенные судебные органы и нормы права..…… 5
1.1. Судебная система России в период 1917 – 1922 гг.…. 5
1.2. Нормы права в послереволюционной России…..….... 6
1.3. Необходимость судебной реформы ……….….……… 8
Глава 2. Новая судебная система права……….…….………….… 8
2.1. Реформа судоустройства РСФСР ……………..…….... 8
2.2. Создание нормативно-правовой базы ……..…….…… 11
2.3. Судейские кадры. Создание системы юридического
образования……………………………………………..…… 12
2.4. Создание прокуратуры ………….…………………….. 13
2.5. Создание следственных органов ….………………….. 14
2.6. Создание нотариата и адвокатуры ………………….… 15
2.7. Развитие права ……………………………………..…… 15
Заключение ………………………….…………………..……..…… 19
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ИОГП 1 сессия 2013 Борзунов.doc

— 292.50 Кб (Скачать)

Существовал определенный порядок осуществления правосудия. Вначале судья должен был попытаться найти прямой ответ (решение) в действующем законе. Когда же это не получалось, он обращался к анализу так называемых «общих начал», которые определяли само существо советского законодательства. Если же и там не находилось достаточно определенного ответа, то судье предоставлялось право искать решения в последней инстанции – в «общих принципах классовой политики».

Возникало это из–за достаточно кратких и не совсем четких кодексов и порождало частые изменения и дополнения в законах, вольность судей в толковании законов1.

 

 

 

1.3. Необходимость судебной реформы

Советское правительство в начале 1920-х годов ХХ века остро нуждалось в судебной реформе. С окончанием Гражданской войны, возобновлением мирной жизни и переходом государства к новой экономической политике перед судами ставились новые задачи в борьбе с преступностью.

Необходима была смена установившегося во время Гражданской войны «беззакония» устойчивой «революционной законностью», которая означала бы «наступление революционного порядка там, где раньше был хаос». Подразумевалось, что революционная законность должна заменить собой царящий административный произвол, даже революционный. Этим правительство, по сути, признавало не только несовершенство, но и фактическое отсутствие единой судебной системы, которая по своим качествам - законности, открытости и справедливости, смогла бы убедить пролетариат в наступлении вслед за социализмом коммунизма в самое ближайшее время, что было нужно для удержания власти.

Уровень преступности в России оставался достаточно высоким. Страна недавно вышла из Первой мировой войны, пережила Гражданскую войну, встала на рельсы новой экономической политики (НЭП). На фоне снижения количества преступлений, связанных с вооруженными попытками свержения власти, бандитизмом, организацией массовых беспорядков, в то же время отмечался рост преступлений, именовавшихся в советской литературе «экономической контрреволюцией», - вредительств на промышленных предприятиях, диверсий, преступлений в торговле.

С повышением благосостояния граждан РСФСР стало больше имущественных преступлений и преступлений против личности. Перед судами ставились новые задачи в борьбе с преступностью, помимо тех, которые они уже исполняли.

Отсутствие органов прокуратуры и адвокатуры дополняло уродливости в систему правосудия социалистической России послереволюционного периода.

 

Глава 2

Содержание судебной реформы

 

      1.   Реформа судоустройства РСФСР

Началом реформирования судоустройства можно считать Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке рассмотрения земельных споров» от                24 мая 1922 года. Этим Порядком образовывались специальные суды - земельные комиссии, которые подразделялись на волостные, уездные, губернские.

Все члены земельных комиссий при разрешении ими дел пользовались правами народного судьи. Высший контроль по спорным земельным делам и рассмотрение кассационных жалоб на решение губернских земельных комиссий возлагались на Народный комиссариат земледелия совместно с Наркомюстом и Особой коллегией высшего контроля по земельным спорам.             В конце 20-х годов все дела, разрешаемые в земельных комиссиях, были переданы в систему общих судов, а Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 года эти комиссии были упразднены.

Еще одним из специальных судов стали арбитражные комиссии.                   Их создание было утверждено Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 года2 и обусловлено введением в стране новой экономической политики (НЭП), переходом к рыночным отношениям и оживлением товарооборота, включением банков в финансово-административную жизнь страны. Арбитражные комиссии разрешали имущественные споры в центре – при Совете Труда и Обороны (СТО), а на местах – при областных экономических совещаниях (ЭКОСО).

Также образовывались Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны и арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях3.

Как и другие органы специальной юрисдикции, арбитражные комиссии тоже не стали долговечными. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 января 1931 года «Об упразднении арбитражных комиссий» они были ликвидированы, а в мае 1931 года учрежден специальный административный орган – Государственный арбитраж.

Реформа набрала обороты в ноябре 1922 года, когда ВЦИК принял «Положение о судоустройстве РСФСР». Положением создавалась новая трехзвенная судебная система, включавшая:

1) Народный суд (в составе постоянного народного судьи либо народного судьи и двух народных заседателей);

2) Губернский суд;

3) Верховный Суд РСФСР и его коллегии.

Но представленная система не становилась единой, так как в соответствии со статьей 2 указанного Положения, устанавливались и специальные суды - военные и военно-транспортные трибуналы.                             Из существовавших ранее трибуналов были упразднены только трибуналы революционные. Несмотря на указание о временном характере функционирования оставшихся трибуналов, их деятельность продолжалась вплоть до 1990-х годов, когда они были заменены военными судами.

На народные суды в качестве судов первой инстанции приходилось рассмотрение до 90% всех разрешаемых дел. В условиях новой экономической политики изменилось соотношение уголовных и гражданских дел в сторону увеличения последних. Судьи и заседатели народных судов избирались губернскими исполкомами из рабочих, крестьян и военнослужащих. Кандидаты в судьи должны были обладать стажем ответственной работы.

Важная роль отводилась губернскому суду. Он действовал в качестве суда первой инстанции по наиболее важным гражданским и уголовным делам, являлся кассационной инстанцией для дел, решенных народными судами, а также являлся органом судебного управления для народных судов губернии. Губернский суд состоял из председателя, двух его заместителей, постоянных членов и народных заседателей, привлекавшихся к участию в заседаниях по первой инстанции. В составе губернского суда имелись уголовный и гражданский отделы. Как орган судебного управления губернский суд имел пленум (а с 1924 года и президиум), а также дисциплинарную коллегию для рассмотрения дел о служебных проступках судейских работников.

После нового административно-территориального деления РСФСР                   в 1924 году губернии, уезды и волости сменились на края (области), округа и районы. От создания дополнительного (окружного) звена в судебной системе решено было отказаться, и ставшая уже привычной трехзвенная система – народный суд/краевой или областной суд (бывший губернский)/Верховный Суд продолжила свое существование.

В январе 1923 года постановлением ВЦИК был создан Верховный Суд РСФСР. Он также выступал судом первой инстанции по наиболее важным делам и являлся кассационным судом в отношении приговоров губернских судов. Дополнительно Верховный Суд наделялся надзорными полномочиями в отношении всех судебных учреждений республики. Избирался Верховный Суд РСФСР Всероссийским ЦИК и состоял из Президиума, Пленума и семи коллегий: двух судебных (по уголовным и гражданским делам), двух кассационных, военной, военно-транспортной и дисциплинарной (по делам судебных работников). За период с 1922 по 1925 года Верховные Суды были созданы во всех союзных республиках образовавшегося СССР.

Наличие губернских судов и Верховного Суда РСФСР не только как судов первой инстанции, но и как кассационных и надзорных органов достаточно сильно отдалило суд от населения. Такое отдаление хоть и противоречило декларациям большевиков о демократических принципах советского правосудия, однако было нужно для упрочения положения партии, которое достигалось увеличением бюрократии.

В связи с образованием СССР уже в 1923 году судебная система была дополнена еще одним органом – Верховным Судом СССР.                                       Эта четырехзвенная судебная система с некоторыми уточнениями и просуществовала до распада СССР в 1992 году.

В качестве высшего органа судебного надзора, суда первой инстанции по особо важным делам и в качестве кассационного суда в системе военных трибуналов существовал (и не претерпел качественных изменений) Верховный трибунал при ВЦИК. Позже в союзных республиках были созданы его отделения.

Вместе с Верховным трибуналом функционировал также Высший судебный контроль, уполномоченный на осуществление надзорных функций в отношении всех без исключения судов республики.

Еще одним органом, возникшим в этот период, стали товарищеские суды. Совнарком РСФСР в 1921 году «в целях поднятия трудовой дисциплины и производительности труда» утвердил «Положение о дисциплинарных товарищеских судах». Эти суды могли применять различные взыскания, вплоть до увольнения с работы и направления в исправительно-трудовой лагерь на срок до 6 месяцев. Однако позже, в 1923 году, в связи с проводимой новой экономической политикой это Положение было упразднено.

После проведенного в 1922 году реформирования судоустройства, существовавшая ранее судебная система была упрощена (были ликвидированы территориальные революционные трибуналы). Однако, теперь целых три звена стали действовать в качестве судов первой инстанции вместо прежнего единого народного суда. Поэтому реального упрощения судебной системы фактически не произошло.

Более того, несмотря на создание существенно новой судебной системы, в некоторых исламских районах и на отдаленных северных территориях еще действовали органы, опирающиеся на нормы архаичного обычного права.

Так, в Таджикистане до 1928 года функционировали казийские суды, применявшие законы шариата, а также земельно-водные комиссии, опиравшиеся на мусульманское и обычное право, а в северных окраинах действовали туземные суды в лице родовых (тундровых, островных) Советов, воплощавшие в себе слияние исполнительной (туземные органы управления) и судебной власти.

 

    1. Создание нормативно-правовой базы

В мае 1922 года в РСФСР был принят первый Уголовный кодекс (ранее были уложения определенных видов законов), четко установивший круг преступных деяний и определивший меры наказания за их совершение. Данный кодекс был на порядок совершеннее как в юридическо-правовом смысле, так и в смысле соответствия изменившейся обстановки в государстве.

Проводится кодификация уголовно-процессуального законодательства, результатом которой в 1922 году первого Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

На содержание первого УПК, конечно же, наложило определенный отпечаток существование в то время двух судебных систем – местного народного суда и территориальных революционных трибуналов.                     Поэтому кодекс отражал особенности рассмотрения дел и в тех и в других органах правосудия. В кодексе впервые были предприняты попытки определить и законодательно закрепить стадии советского уголовного процесса, что, несомненно, явилось значительным шагом в развитии российского права.

До этого момента некоторые стадии не имели законодательного оформления (например, стадия возбуждения уголовного дела), ведь во время Гражданской войны судьям на них зачастую просто недоставало времени. Еще одной причиной могло быть и то, что, опять-таки, во время войны идеологические предрассудки наиболее сильны в обществе, нежели в мирное время. Поэтому для того, чтобы показать противникам, насколько к ним суровы законы советского государства, судьи могли опускать данные стадии.

Кодекс устанавливал следующие стадии уголовного процесса: возбуждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие, предание суду, судебное разбирательство, постановление приговора, кассационное рассмотрение, исполнение приговора. Однако, не все стадии были регламентированы достаточно четко. Например, некоторую неясность вызывало соотношение стадий дознания и предварительного следствия.

Кодекс внес некоторые ограничения в права граждан на защиту по сравнению с первыми декретами суде №№ 1, 2, 3. Так, участие защитника допускалось лишь со стадии судебного разбирательства. На стадиях дознания и предварительного следствия его участие нормами нового УПК не предусматривалось.

УПК РСФСР 1922 года был относительно высоко оценен не только советскими юристами, но и враждебно настроенными к революции и советской власти прежними российскими правоведами, находившимися в эмиграции. Так, видный специалист по уголовному праву Тимашев Н.С. писал, что «с внешней стороны УПК является, вероятно, наиболее совершенным из законодательных актов Советской власти»4. Он также обратил внимание на практически полное отсутствие выражений агитационного характера и деклараций. Что касается пробелов и неточностей, присутствовавших в кодексе, то они, по его мнению, не превышали технических погрешностей многих законов дореволюционной России. По мнению того же                              Тимашева Н.С., основным лейтмотивом первого УПК являлась «идея ничтожности частного лица перед государственными органами»5.

 

    1. Судейские кадры. Создание системы юридического образования

Разрушение судебной системы царской России повлекло серьёзную проблему того времени – не хватало квалифицированных юридических кадров. Большинство служителей Фемиды «старой» России неохотно сотрудничали с новой властью. Одновременно и новую власть не устраивало, что те, кто и проявлял интерес к сотрудничеству, были носителями идеалистического мировоззрения и не разделяли марксистско-ленинскую доктрину о государстве и праве. Ставка делалась на новое поколение, беззаветно преданное революционным идеям, преимущественно из классового принципа (рабочие и крестьяне).

Информация о работе Судебная реформа 1922 года