Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 19:58, контрольная работа
В соответствии с духом того времени, выразившемся в строчке из гимна
интернационалистов «Весь мир насилья мы разрушим до основания, а
потом…», в нем широкомасштабно реализовывался новый принцип
построения зарождавшегося советского государства - все судебные учреждения
царской России враз были полностью упразднены. П
Введение………………………………………………………......… 3
Глава 1. Дореформенные судебные органы и нормы права..…… 5
1.1. Судебная система России в период 1917 – 1922 гг.…. 5
1.2. Нормы права в послереволюционной России…..….... 6
1.3. Необходимость судебной реформы ……….….……… 8
Глава 2. Новая судебная система права……….…….………….… 8
2.1. Реформа судоустройства РСФСР ……………..…….... 8
2.2. Создание нормативно-правовой базы ……..…….…… 11
2.3. Судейские кадры. Создание системы юридического
образования……………………………………………..…… 12
2.4. Создание прокуратуры ………….…………………….. 13
2.5. Создание следственных органов ….………………….. 14
2.6. Создание нотариата и адвокатуры ………………….… 15
2.7. Развитие права ……………………………………..…… 15
Заключение ………………………….…………………..……..…… 19
Список использованных источников
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина»
КАФЕДРА ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Контрольная работа по истории отечественного государства и права
ВАРИАНТ - 12
«Судебная реформа 1922 года»
Выполнил: студент 4 группы, 1 курса Юридического заочного института Борзунов Евгений Николаевич |
Проверил: Доцент Соколова С.Н. |
г. Москва
2013 год
О Г Л А В Л Е Н И Е
Стр. | |
Введение………………………………………………………. |
3 |
Глава 1. Дореформенные судебные органы и нормы права..…… |
5 |
1.1. Судебная система России в период 1917 – 1922 гг.…. |
5 |
1.2. Нормы права в послереволюционной России…..….... |
6 |
1.3. Необходимость судебной реформы ……….….……… |
8 |
Глава 2. Новая судебная система права……….…….………….… |
8 |
2.1. Реформа судоустройства РСФСР ……………..…….... |
8 |
2.2. Создание нормативно-правовой базы ……..…….…… |
11 |
2.3. Судейские кадры. Создание системы юридического образования…………………………………………….. |
12 |
2.4. Создание прокуратуры ………….…………………….. |
13 |
2.5. Создание следственных органов ….………………….. |
14 |
2.6. Создание нотариата и адвокатуры ………………….… |
15 |
2.7. Развитие права ……………………………………. |
15 |
Заключение ………………………….…………………..……..…… |
19 |
Список использованных источников………….…………..………. |
20 |
После Октябрьского переворота 1917 г., одним из первых декретов советской власти стал декрет «О суде» №1, принятый Советом Народных Комиссаров 24 ноября 1917 года.
В соответствии с духом того времени, выразившемся в строчке из гимна интернационалистов «Весь мир насилья мы разрушим до основания, а потом…», в нем широкомасштабно реализовывался новый принцип построения зарождавшегося советского государства - все судебные учреждения царской России враз были полностью упразднены. Прекращалась деятельность старых судов (окружных, военных, морских, коммерческих), судебных палат, правительствующего сената, приостанавливалась деятельность мировых судей. Полностью были ликвидированы прокурорский надзор, адвокатура и институт судебных следователей. Началось строительство нового советского суда и формирование нового советского права.
В условиях Гражданской войны, голода и военной интервенции процесс этот был стремительным и не подчинялся какому-либо плану. Все решения по формированию новой судебной системы, как и все остальные решения в вопросах внешней и внутренней политики социалистической России того времени, принимались исходя из решения основной задачи – защита революционных достижений 1917 года любыми средствами.
Вполне объяснимо, что спустя некоторое время, когда новая власть сумела отстоять революционные завоевания и на карте мира появилась новая страна – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) – советское правительство приступило к созданию нового правового строительства уже более основательно. Изменившиеся в стране социальные условия (известные как новая экономическая политика), большой массив несистематизированного нормативного материала (как царских времен, так и вновь появившегося), существенные пробелы в законодательстве - послужили причиной проведения в 1922 году крупномасштабной судебной реформы. Реформирование судебной системы диктовалось пестротой судебных органов и вследствие этого отсутствием единой судебной практики.
Изучение становления судебной системы в непростых для нашей страны условиях даёт богатый материал, который можно и нужно использовать и в наши дни. Отталкиваясь от опыта предыдущих поколений, нужно не повторять их ошибок, стремиться к устранению прорех в ныне действующем законодательстве и к его совершенствованию.
С научной точки зрения, изучение судебной реформы 1922 г. представляет интерес для понимания самой сути судебных органов и тех задач, которые стояли перед правительством в те годы, а именно: требовалось создать систему, предназначенную не только для перехода от административного произвола «военного коммунизма» к периоду «революционной законности», но и жизнеспособную долговременную структуру советского судоустройства, пусть и сформированную под идеологической окраской того времени.
Образованная в итоге советская судебная система – это совокупность судебных органов Советского государства, взаимосвязанных единой целью – осуществления правосудия в государстве, с новой для начала ХХ века формой правления. Она отражала не только федеративное устройство советского многонационального государства, но и политические взгляды, господствовавшие в нем.
Более того, в эти первые годы советской власти наметились несколько тенденций, определивших в последующем на многие годы принципы построения судебной системы в России и в СССР.
Дореформенные судебные органы и нормы права
После принятия декретов Совнаркома «О суде» №1 (1917г.), «О суде» №2, №3 (1918г.) и декрета «О революционных трибуналах» (1918г.), ко времени проведения реформы на территории РСФСР сложились две системы судебных органов - общие суды и революционные трибуналы.
К первым относились:
- народный (местный) суд (в составе постоянного народного судьи, постоянного народного судьи и двух очередных народных заседателей либо в составе постоянного народного судьи и шести очередных народных заседателей)
- камера народного судьи при Чрезвычайном Комитете;
- дежурная камера народного суда;
- особые сессии народного суда (под председательством члена президиума совета народных судей или уездного бюро юстиции и при участии народных заседателей);
- губернские Советы народных судей (кассационная инстанция для рассмотрения жалоб на приговоры и решения народного суда) и находящиеся при них особые сессии народного суда.
К революционным трибуналам относились:
- губернские трибуналы;
- военные трибуналы;
- военно-транспортные трибуналы;
- единый Верховный трибунал при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете (ВЦИК);
В качестве органов судебного управления и органов надзора за исполнением законов были созданы Народный комиссариат юстиции, осуществлявший свои полномочия в республике, губернские отделы и уездные бюро юстиции, Высший судебный контроль при Наркомате юстиции.
Издавалось большое количество нормативных актов, касающихся реорганизации судебных органов республики, так как шел процесс поиска наиболее приемлемых форм деятельности новых советских судов.
После отмены в 1917 году всех царских судов была отменена апелляционная форма проверки решений нижестоящего суда. Сохранилась лишь кассация, осуществлявшаяся Советом местных народных судей.
Существовал и чрезвычайный орган внесудебного решения дел, наделенный с 1918 года полномочиями с применением высшей меры наказания – расстрелом.
Таким органом была Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Во время Гражданской войны члены ВЧК проводили «Красный террор» - они самостоятельно могли вести оперативную работу и следствие, выносить приговор и приводить его в исполнение, заменяя таким образом следственные судебные органы.
1.2. Нормы права в послереволюционной России
В советской республике того времени законодательные акты назывались по-разному: обращения, декреты, постановления, воззвания, но принципиальных различий между ними не было. Чаще всего они отличались по органу, который их принял.
В гражданском праве этого периода законодательно было закреплено право собственности государства на орудия и средства производства (земля, недра, леса, воды, предприятия промышленности (вплоть до мелких), железные дороги).
Государство защищало собственность граждан, основанную на личном труде, но всячески притесняло собственников, эксплуатировавших труд других. Стремясь свести к нулю частную собственность граждан, был установлен лимит наследования по закону в размере 10 тысяч рублей, причем недвижимое имущество не наследовалось вовсе, независимо от его оценки. Оно становилось достоянием РСФСР. Также нельзя было передавать авторские права по наследству. Авторские произведения национализировались государством.
В 1917 году ВЦИК и СНК принимают два декрета «О гражданском браке, о детях и ведении книг актов состояния» и «О расторжении брака». С их введением семейное право было выделено в самостоятельную отрасль права, тогда как ранее семейно-брачные отношения являлись предметом регулирования гражданского права. По новому законодательству государство признавало только гражданский брак, который нужно было регистрировать в органах ЗАГСа, а брак церковный теперь становился частным делом граждан и не порождал никаких прав и обязанностей для супругов. Устанавливались принципы добровольности вступления в брак, равноправие супругов в браке, его моногамность. На брак не требовалось согласия родителей, не придавалось значения сословию, расе и религии брачующихся. Внебрачные дети уравнивались в правах с законными. Родители обязывались содержать несовершеннолетних, нетрудоспособных и нуждающихся детей, а те в свою очередь обязывались содержать родителей, если родители не получали пособия от государства. Усыновление не разрешалось из-за боязни эксплуатации детей со стороны усыновителей. Развод супругов тоже устанавливался свободным, по заявлению одного из супругов.
Также в самостоятельную отрасль формируется трудовое право. РСФСР становится первым государством в мире, установившем 8-часовой рабочий день. Законодательно был закреплен перерыв в работе для отдыха и принятия пищи. Запрещался ночной труд женщин и детей до 16 лет. Оплата сверхурочных работ устанавливалась в двойном размере. В целях уничтожения паразитических слоев общества сначала была продекларирована, а позже вошла в Конституцию РСФСР 1918 года всеобщая трудовая повинность под лозунгом «Кто не работает – тот не ест». Создавались биржи труда, вводился двухнедельный оплачиваемый отпуск. В 1918 году был введен «Кодекс законов о труде» (КЗОТ), где достаточно четко были определены вопросы приема и увольнения с работы, оплаты труда, рабочее время и ежегодные отпуска, обеспечение охраны труда и введение пособий. Большое значение придавалось профсоюзам.
В уголовном законодательстве новой России первым специальным актом, принятым 28 октября 1917 года II Всероссийским съездом Советов, стало постановление «Об отмене смертной казни». Этот запрет просуществовал до июня 1918 года, когда смертная казнь была вновь введена ввиду тяжелого военного положения и участившихся случаев дезертирства из Красной Армии. «Руководством для устройства революционных трибуналов» 1917 года и «Руководящими началами по уголовному праву РСФСР» 1919 гола вводился перечень наказаний, применяемых трибуналами: штраф, общественное порицание, лишение общественного доверия, принудительные общественные работы, лишение свободы, высылка за границу, объявление виновного врагом народа. Отдельными инструкциями раскрывалось содержание контрреволюционной деятельности. Причем в таковой могли быть обвинены некоторые граждане (охранники, осведомители, царские сановники или иные деятели старого режима) за деятельность, хоть и до установления власти большевиков, но которая признавалась вредной для революции.
При формулировании уголовных правонарушений четко прослеживался классовый подход. Для ревтрибуналов отягчающими обстоятельствами являлись деяния обвиняемого (ранее принадлежащего к имущему классу) с целью восстановления (сохранения, приобретения) какой-либо привилегии, связанной с правом собственности; а также деяния в восстановлении власти угнетающего класса. Применение высшей меры наказания – расстрела – являлось прерогативой только ревтрибуналов. Дети до 16 лет и душевнобольные к уголовной ответственности не привлекались.
Особенностью применения норм права в это время становится подгон судом конкретного дела под конкретную статью, так как ни в одной из статей не содержались исчерпывающие меры наказания. Для его определения суду предоставлялись достаточно широкие полномочия.