Столыпинская аграрная реформа в Беларуси: причины, условия, итоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:09, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является выявление влияния аграрной реформы П.А. Столыпина на становление и развитие производительных сил сельского хозяйства страны.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1)Понять замысел аграрной реформы Столыпина.
2)Рассмотреть сельское хозяйство в Белоруссии накануне реформ
3)Изучить основные мероприятия, которые проводило царское правительство.
4)Подвести итоги аграрной реформы.
Объектом исследования является аграрная реформа Столыпина и ее влияние на становление и развитие производительных сил сельское хозяйство страны.
Предметом исследования данной работы является деятельность местных органов власти по внедрению в жизнь аграрной реформы в стране.

Оглавление

Введение 2
Замысел земельной реформы 3
Сельское хозяйство Белоруссии накануне реформы 5
Проведение аграрной реформы в Белоруссии 7
Начало реформы 7
Указ 9 ноября 1906 г. 8
Основные мероприятия аграрной реформы 10
Разрушение сельской общины 10
Переселение крестьян в Сибирь 13
Агрокультурные мероприятия 15
Итоги аграрной реформы 16
Заключение 18
Список использованных источников 20

Файлы: 1 файл

реферат по истор б.docx

— 48.42 Кб (Скачать)

        Крестьянство, которое сосредоточило ¾ населения страны, было затронуто социальным расслоением общества (20% - кулаки, 30% - середняки, 50% - бедняки). В начале века класс наёмных рабочих насчитывал 16,8 млн. человек. Он был неоднороден, большая часть рабочих состояла из недавно пришедших в город крестьян, но ещё не потерявшая связь с землёй. Ядром этого класса стал фабрично-заводской пролетариат, который насчитывал более 3 млн. человек. 

 

Проведение  аграрной реформы в Белоруссии

Начало  реформы

   В обстановке спада революционного движения и разгула контрреволюции движения царское правительство спешно приступило к реформированию деревни, которому предшествовало усиление буржуазных тенденций в аграрно-крестьянской политике.

   Подготовительный  курс «новой аграрной политики» завершился изданием указа 9 ноября 1906 г. «Об изменении  и дополнении некоторых постановлений  о крестьянском землевладении». Так  началась «вторая реформа» (после 1861 г.), на которую правящие классы России возлагали спасительные надежды.

   Непосредственное  осуществление реформы было возложено  на губернские и уездные землеустроительные комиссии, которые официально были созданы указом правительства 4 марта 1906 г. На них официально возлагались  задачи : содействие крестьянам в покупке  земли у частных лиц при  помощи Крестьянского поземельного банка; продажа казенных земель; сдача  этих земель крестьянам в аренду; содействие переселению на казенные земли Азиатской  России; помощь сельским обществам  и отдельным домохозяевам в улучшении  условий землевладения и порядка  землепользования и др.

   Уездные землеустроительные комиссии являлись главными органами по проведению землеустройства  на местах. В их руки отдавалось все  землеустройство.

   Значительную  роль в осуществлении реформы  сыграли земские учреждения. Хотя земство не играло самостоятельной  роли, тем не менее оно способствовало хозяйственному прогрессу, отстаивало и защищало интересы капиталистов. Земство было оппозиционным по отношению  к царизму.

   Земства ассигновывали средства на оказание агрономической помощи крестьянскому  населению, занимались огнестойким  строительством, создавали сельскохозяйственные склады, снабжали помещиков и кулаков  новейшей земледельческой техникой, машинами, улучшенными семенами т. п. Иными словами, земства оказывали  помощь правительственным комиссиям  в осуществлении новой аграрной политики.

 

Указ 9 ноября 1906 г.

 

     Проект будущего указа о земельной реформе обсуждался в Совете министров 10 октября 1906 г. Предлогом постановки вопроса о выделах из общины послужило то обстоятельство, что манифестом от 3 ноября 1905 г. с 1 января 1907 г. отменялось взимание выкупных платежей за надельную землю, и вступала в полную силу заблокированная законом 14 декабря 1893 г. ст. 12 Общего положения о крестьянах 1861 г. Согласно ей каждый член сельского общества мог требовать выделения ему участка земли в частную собственность соразмерно с долей внесенного им выкупного платежа. Если даже выкуп был невозможен, общество могло удовлетворить выделяющегося деньгами по соглашению или по оценке. Но с момента выхода на выкуп прошло много лет, сменялись поколения, семьи делились, некоторые выбыли, земля переделилась, книги регистрации выкупных платежей  были заброшены или неисправны, а потому долю платежей каждого и размер подлежащего выделу участка определить оказывалось затруднительно. Положение, поистине, хуже некуда, надо было искать какой-то выход.

    Указ 9 ноября 1906 г. явился на свет в виде невинного ганца. А законодатель представился этаким «наивным старцем»; будто он, утверждая прежние законы, недоглядел, забыл вставить в них некоторые несущественные детали, а теперь вспомнил и  решил эти законы поправить. А потому так и назывался указ: «О дополнении  некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».

Согласно  этому указу крестьяне получали право выйти из общины со своей  землей. Они могли также продать  ее. П.Столыпин считал, что эта мера в скором времени разрушит общину. Он говорил, что указом “заложено  основание нового крестьянского  строя”.

    Это означало, что домохозяин, укрепивший  в собственность пять-шесть-десять чересполосных кусков в массиве надельной земли, более не подчинялся общине ни в смысле переделов или переверсток, ни в отношении севооборота, связывая руки всей общине. Но чересполосные владельцы обычно обществу не противились, так как и сами были зависимы от односельчан общим выгоном, толокой или пастбищем.

    Сложнее было с излишком земли. Излишки появлялись в семьях в силу естественных демографических изменений в промежутках между пределами. Но были и излишки другого рода. И всем имеющим излишки земли оказывалась привилегия, хоть среди них были не одни «кулаки». Но тайный смысл тут состоял в том, чтобы создать как можно больше противников общины.

    Дальнейшей целью реформы было создание обособленных единоличных владений – отрубов и хуторов. Ст. 12 указа гласила: «Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли, имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему, взамен сих участков, соответствующий участок, но по возможности, к одному месту».

    Отметим ещё одну немаловажную сторону реформы: замена семейной собственности единоличной собственностью домохозяина на выделенную из общины землю и на землю в подворном владении (это вызывало бурю протестов народников разного толка), без чего нельзя было обеспечить нормальный в капиталистическом обществе процесс купли-продажи земли. 

     В феврале 1907 года была созвана II Государственная дума. В ней, как и в I Думе, земельный вопрос оставался в центре внимания. Отличие состояло в том, что теперь “дворянская сторона” не только защищалась, но и наступала. Первый депутат князь Д.Святополк-Мирский заметил, что дворянские хозяйства во много раз культурнее крестьянских. “Сохраните и поддержите частных владельцев, - призывал он. - Наша серая, темная крестьянская масса без помещиков - это стадо без пастыря”. На это едко возразил крестьянин-монархист Ф. Петроченко: “Здесь кто-то из ораторов указывал, что крестьяне наши темны и невежественны и бесполезно им давать много земли... Что мы невежественны, так мы ничего иного и не просим, как земли, чтобы по своей глупости в ней же ковыряться. Дворянину и неприлично возиться с землей”. Ф. Петроченко заключил с эпической простотой: “Сколько прений не ведите, другого земного шара не создадите. Придется, значит, эту землю нам отдавать...”.

    Большинство депутатов во II Думе еще более твердо, чем в I Думе, выступали за передачу крестьянам части дворянских земель. П.Столыпин решительно отверг подобные проекты: “Не напоминает ли это историю тришкина кафтана: “ обрезать полы, чтобы сшить из них рукава?” Разумеется, II Дума не проявила желания одобрить столыпинский указ от 9 ноября. Среди крестьян в связи с этим ходили упорные слухи, что выходить из общины нельзя - вышедшим не достанется помещичьей земли.

    В марте 1907 года император Николай II в письме к матери замечал: “Все было бы хорошо, если бы то, что творится в Думе, оставалось в ее стенах. Дело в том, что всякое слово, сказанное там, появляется на другой день во всех газетах, которые народ с жадностью читает. Во многих местах уже опять заговорили о земле и ждут, что скажет Дума по этому вопросу... Нужно дать ей договориться до глупости или до гадости и тогда - хлопнуть”.

Позиция II Думы в земельном вопросе стала  основной причиной ее роспуска 3

июня 1907 года.

 

Основные  мероприятия аграрной реформы

Разрушение  сельской общины

 

    На первом месте в столыпинской аграрной политике стояло разрушение общины и проведение ускоренной хуторизации. Вся предыдущая история развития аграрных отношений  подготовила почву для наступления на сельскую общину, которая тормозила развитие производительных сил сельского хозяйства.К началу ХХ в. Сельская община уже была сильно подточена развитием капитализма. Внутри общины выделялись и крепли два противоположных типа хозяйства: кулацко-капиталистической и бедняцко-батрацкое, которым соответствовали два враждебных друг другу класса.

    Процесс постепенного разрушения общины начался после «первого раскрепощения» крестьян, последовавшего в 1861 г. Крестьянская община в России была распространена весьма широко.

    Ликвидация общинного землевладения  должна была снять противоречие  между интенсивно развивающимся  промышленным и финансовым капитализмом  и отсталой, «дикой» деревней. Разрушение  общины требовалось также для  насаждения частного крестьянского  землевладения, которое должно  было, по расчетам правящего класса, развить у крестьян «здоровый  инстинкт собственности», способный  убить их «захватнические склонности»,  направленные против помещичьего  землевладения.

     Важнейшую роль в ликвидации  общины сыграл указ 9 ноября 1906 г., юридически санкционировавший право  выхода из общины с землёй  и закрепление ее в личную  собственность.

    Согласно указу, каждый крестьянин, имевший в своем пользовании общинную надельную землю, мог теперь требовать закрепления ее в личную собственность. В случае выхода из общины за крестьянином сохранялось право пользования землями, находившимися ранее в общем владении – выгонами, пастбищами, сенокосами, лесными и другими угодьями. Выдел из общины производился в течении месячного срока со дня подачи заявления решением (приговором) общего собрания крестьян-домохозяев простым большинством голосов.

    Указ давал право при выходе  из общины требовать отвода  хуторов и отрубов по возможности  в одном месте. Устанавливалось  единоличное право собственности  на землю и вообще на все  хозяйство выделявшегося двора,  тогда как в общине оно считалось  семейной собственностью всех  членов двора.

    Если указ от 9 ноября разрешал  добровольный выход из общины, то закон 14 июня делал его  обязательным для предельных  общин.

    Другие статьи закона 14 июня предусматривали  в обществах, производивших общие  пределы. Обязательное создание  хуторских или отрубных хозяйств. По новому закону для перехода  на отруба или хутора уже  не требовалось согласие большинства  крестьян. Но царскому правительству  этого показалось мало, и стремясь всемерно форсировать ликвидацию общины, правительство издает 29 мая 1911 г. новое постановление, которое значительно расширяло права землеустроительных комиссий.. Последние теперь могли расселять крестьян на хутора и отруба, не считаясь с волей крестьянского большинства.

    В Белоруссии усиленное разрушение  общины производилось в Могилевской  и Витебской губерниях, где  было широко распространено общинное  землепользование.

     После начала реформы из общины  устремились многие бедняки, которые  тут же продавали свою землю  и уходили в города. Зажиточные  крестьяне с выходом не спешили.  Чем это объяснялось? Прежде  всего уход из общины ломал  привычный уклад жизни и все  мировоззрение крестьянина. Крестьянин  сопротивлялся переходу на хутора  и отруба не по темноте своей  и невежеству,  как считали  власти, а исходя из  здравых   житейских соображений. Община  защищала его от полного разорения  и многих иных превратностей  судьбы. Крестьянское земледелие  очень зависело от капризов  погоды. Имея несколько разрозненных  полос земли в разных частях  общественного надела: одну в  низине, другую на возвышенности  и т.д.,  крестьянин обеспечивал  себе ежегодный средний урожай:  в засушливый год выручали  полосы  в низинах,  в дождливый  - на взгорках.  Получив надел  в одном отрубе, крестьянин оказывался  во власти стихии. Он разорялся  в  первый  же  засушливый год,  если его отруб был на высоком месте.  Следующий год был дождливым,  и очередь разоряться приходила соседу, оказавшемуся в низине. Только большой отруб, расположенный в разных рельефах, мог гарантировать ежегодный средний урожай.

   После выхода крестьян на отруба или хутора прежняя “страховка” от неурожая исчезала. Теперь всего один засушливый или чересчур дождливый год мог принести нищету и голод. Чтобы подобные опасения у крестьян исчезли, выходящим из общины стали нарезать лучшие земли. Естественно, это вызывало возмущение остальных общинников. Между теми и другими быстро нарастала враждебность. Число вышедших из общины стало постепенно уменьшаться.

Информация о работе Столыпинская аграрная реформа в Беларуси: причины, условия, итоги