Становление Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:39, контрольная работа

Краткое описание

Культура, традиции и быт народа являются частью его истории. Их появление и развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие страны. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и .т.д.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………… 3
Становление Древней Руси…………….………………………………………...... 4
Образ жизни и быт восточных славян……….…….……………………………… 6
Религиозные представления восточных славян………………………………… 10
Письменность, литература, школа…………………...…………………………... 15
Зодчество и архитектура в Киевской Руси………...…………………………….. 17
Традиции и обычаи………………………………...……………………………… 20
Заключение………………………………………..……………………………….. 23
Список литературы……………...………………………………………………… 24

Файлы: 1 файл

История.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

На втором этапе в славянском язычестве развиваются культ  предков и земледельческие культы. На первое место выдвигаются «Род и рожаницы». Они представлялись славянам в виде божеств плодородия. Появление данного культа свидетельствовало о переходе к земледелию, благодаря которому жизнь стала более стабильной. Род также выступал творцом Вселенной. Он «вдувал» в людей жизнь, повелевал небом, распоряжался дождем, был тесно связан с земными водами и огнем, посылал на землю молнии. В его подчинении находилось и подземное царство. Вместе с Родом обычно выступали рожаницы — богини плодородия. Каждый год 9 сентября отмечался день Рода и рожаниц. Это был праздник в честь завершения всего цикла земледельческих работ.

В качестве помощников Рода выступают  Ярило и Купала. Бог Ярило олицетворял  собой весну, пробуждающуюся от зимней спячки природу. Славянам он представлялся в виде молодого красивого юноши, ездившего по полям и селениям на белом коне в белой мантии. Считалось, что там, где Ярило проедет на своем коне, вырастет богатый урожай. Праздник его отмечался весной и сопровождался играми и плясками. Купала рассматривался как плодотворящее божество лета. Его празднику, 24 июня, предшествовали «русалии» — торжества, во время которых людей обливали водой, девушек бросали в реки. Этими действиями у Купалы и русалок просили дождей, необходимых для богатого урожая. Вечером 23 июня на высотах зажигали костры, через которые молодежь прыгала попарно. Спускали с гор горящие колеса, стремясь, чтобы они потухли только после того, как коснутся воды. Это символизировало поворот солнца с лета на зиму.

Со временем Род теряет многие из своих функций. По более поздним славянским повериям, небом стал владеть Сварог, которого стали почитать верховным властителем Вселенной. У Сварога был сын — Сварожич — бог огня, покровитель кузнецов и кузнечного дела. Слова «вар», «сварка», «варить железо» связаны своими корнями с именами этих божестн. По представлениям славян огонь способен прогнать не только мрак и холод, но и нечистую силу. Поэтому нельзя было на огонь, плевать, бросать в него нечистоты, топтать ногами. Считалось, что в противном случае он может жестоко отомстить. Разводить его следовало в полном молчании, не оглядываясь назад. По поверьям, огонь прогонял и демонов болезней: если возникали эпидемии, то жители вокруг своих сел разводили очистительные костры. Несмотря на то, что славянам с давних пор было известно, как делаются дымоходы, они предпочитали топить свои избы по-черному, веря в очистительную силу огня.

На третьем этапе развития язычества  у восточных славян уже появляется бог, удаленный от мира, — существо небесное, глава иерархии богов. Начиная с VI в. Перун вытесняет Сварога на второй план и становится во главе пантеона восточно - славянских божеств. Изначально он считался повелителем грома и молний. В эпоху военной демократии, когда из общей массы славян выделились воины-профессионалы и утвердили свое привилегированное положение в обществе, Перун стал считаться покровителем воинов-дружинников. Славяне полагали, что Перун пускает свои стрелы-молнии из огромного лука-радуги; молниями он рассеивает тучи, оплодотворяет землю дождями, выводит солнце из облаков. С помощью его творческой силы пробуждается вся природа. Зимой Перун лежит в туче-гробу, а весной оживает, раскалывает своими молниями тучу и начинает действовать. Праздник Перуна отмечался 20 июля. В этот день ему приносили жертвы: быка или петуха — птицу, символизировавшую собой счастье и плодородие. Перуну посвящался один из дней недели — четверг. Этот день считался удачным для всякого начинания.

К числу наиболее чтимых божеств относился и Волос (Велес) — покровитель скота и скотоводов. Считалось также, что «скотский бог» способствует обогащению людей. Именно эта функция Велеса позднее, с усложнением общественных отношений, выдвигается на первое место в его культе, его почитают как покровителя богатства, торговли и даже поэзии. Даждьбог, сын Сварога, олицетворял собой солнце. Славяне верили, что Даждьбог живет далеко на востоке, где находится страна вечного лета. Каждое утро он выезжает на своей светозарной колеснице и совершает круговой объезд по небу. Появлению Даждьбога на небе предшествует появление его сестры — Утренней Зари, которая выводит на небосклоне его белых коней; другая сестра — Вечерняя Заря заводит коней на конюшню после того, как бог закончит свой объезд. Славяне полагали, что осенью Даждьбог умирает, а 24 декабря рождается новый, молодой.

В славянском пантеоне были и боги неславянского происхождения. Божеством, близким к Даждьбогу, являлся Хорс (вероятно, производное  от Хороса — бога солнца пародов  Востока). Он представлялся славянам белым конем, совершающим свой бег над землей с востока на запад, поэтому конь считался священным животным. Деревянными конскими головами украшали крыши домов. Конские головы помещали на колья возле конюшен и хлевов: считалось, что они отгоняют злых духов. Богиня Мокошь (Макошь), финского происхождении, была покровительницей женщин и женского рукоделии, символом домашнего уюта. Ей был посвящен пятый день недели, в который, по славянским поверьям, нельзя было начинать никакого дела, ибо это дело будет «пятиться». Работа в пятницу считалась грешным делом. В пятницу можно было лишь торговать.

У славян существовали довольно развитые формы языческой обрядности - системы магических действий, цель которых состояла в воздействии  на окружающую природу.

Языческие символы проявлялись  в славянском фольклоре. В некоторых  древних песнях упоминаются Купало и Ярило — представители летнего  солнца и Дид-Ладо — богиня Плодородия. Дид (дед) Ладо — название божества солнца. Последнее название, означающее свет, красоту, мир, любовь, радость, — полнее всего относится к солнцу.

Едва ли не в каждой сказке, повествующей о препятствиях, которые приходится преодолевать добрым, мужественным и смекалистым героям, встречаются Кощей Бессмертный  и Баба Яга, живущая на опушке леса в избушке на курьих ножках, поворачивающейся на ветру, олицетворяющие собой силы, враждебные человеку; Морской царь, увлекающий пловцов в свои подводные дворцы, — как символ таинственных, стихийных сил рек и морей; Мороз— олицетворение жестокой зимней стужи.

У восточных славян были деревянные рубленые языческие храмы. Эти святилища не были зданиями с  массивными конструкциями и замкнутым  пространством. Поскольку боги в  представлениях древних славян сохраняли  связь с природой и ее явлениями  — солнцем, дождем и грозой, водой источников и плодородием земли — поклонение им не требовало отрешенности от мира в замкнутых пространствах, подобных тем, какие создавались в христианских храмах. Обряды совершались в природном окружении, и храм был не вместилищем людей, а центром, отмечавшим место их сбора, где хранились предметы поклонения—изображения божеств. Такая постройка могла иметь сложную, ярко впечатляющую форму и вместе с тем быть прозрачной, легкой.

Культовыми действиями руководили волхвы (некоторые арабские авторы указывали, что у русов их авторитет был выше авторитета верховных правителей земель). Проводимые ими обряды сопровождались произнесением заговоров, заклинаний, пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах, элементами театрализованных действий.

                   Письменность, литература, школа

Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Считается, что её создателями были Моравские братья (Кирилл и Мефодий). Но, есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог Д.В. Авдусин во время раскопок под Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит.

    Первым  этапом русской литературы был  перевод Священного писания, толкований к нему, а также жития святых и прочей церковной литературы. Позже появились и новые жанры, такие как: летопись, житиё, поучения повесть. Давайте кратко рассмотрим некоторые из них. Летопись - эпическое повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде. Но надо отметить, что в русских летописях были некоторые особенности: во первых, летописные повествования о событиях прошедших до XI века основываются лишь на фольклорном материале; во вторых, освещение событий вызывает сомнение, так как любой летописец освещал события в лучшем свете для своего князя; и, наконец, в третих - летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя. Житиё - жанр, описывающий жизнь святых людей. В этих произведениях хорошо просматривается жизнь простых монахов и простых людей вообще. Большое место занимала поучительно - бытовая литература такая, как притчи и другие поучения. Но были также и научные труды, так в XIIв (1136г) был написан труд, содержащий вычисления всех високосных годов, пасх, церковных праздников и т.д. назывался он "Учение им же ведати человеку числа всех лет".

Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древний порядок брошюровки сохранился и по сей день.

Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже ХIV-.XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. 

Осталось и еще одно любопытное свидетельство о развитии грамотности на Руси так называемые надписи граффити. Их выцарапывали на стенах церквей любители излить свою душу. Среди этих надписей размышления о жизни, жалобы, молитвы. Знаменитый Владимир Мономах, будучи еще молодым человеком, во время церковной службы, затерявшись в толпе таких же молодых князей, нацарапал на стене Софийского собора в Киеве «Ох тяжко мне» и подписался своим христианским именем «Василий».

      Образование на Руси в то  время имело те же корни,  что и литература. Школы устраивались  при монастырях, учителями были представители низшего духовенства (дьяконы, дьячки). С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. А в 1086 году сестра Мономаха устроила в Киеве школу и для девушек при одном из монастырей. О том, что преподавали в таких школах, мы можем судить по тетрадям новгородских учеников, попавшим в руки археологов. Эти тетради датированы 1263 годом. Итак, Ученики XIII века проходили коммерческую корреспонденцию, цифирь, учили основные молитвы. Высшим учебным заведением того времени считался Киево-Печерский монастырь. Из этого монастыря выходили церковные иерархи (игумены монастырей, епископы, митрополиты), которые должны были пройти курс богословия, изучить греческий язык, знать церковную литературу, научиться красноречию.

                  Зодчество и архитектура в Киевской Руси

   Русская  архитектура времён Киевской  Руси имела ряд особенностей, связанных в основном с социальным строем. Если в общих чертах рассматривать планировку древнего Киева, то на вершине холма стоял каменный княжеский дом, возле него помещались в основном деревянные дома чиновников, купцов и других богатых людей, ниже же помещались дома остального населения в основном землянки. Надо ли говорить, что у последних отсутствовала архитектура как таковая. Настоящими носителями лучших традиций архитектура и зодчества на Руси всегда являлись храмы. Несмотря на то, что вместе с христианством на Русь должны был прийти и церковные здания, в облике русского храма "утрачено всякое подобие греческого архитектурного стиля: весь облик храма - чисто русский, в особенности его заострённые главы, - всё завершение фасада приняло определённо луковичную форму". На Руси было достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основным являлся крестово-купольный стиль, давайте подробней остановимся на нём. крестово-купольный храм прямоугольной формы, четырьмя или более столбами его интерьер делиться на продольные (восток - запад) части - нефы (3, 5 или более). Четыре центральных столба соединялись арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Всё центральное пространство храма, при виде сверху образует крест (отсюда и название). В восточной части интерьера размещаются алтарные помещения (возвышенный жертвенник) - аспиды, полукружьями выступающие на внешней стороне. Здесь совершается богослужение, и находиться главная святыня - престол, на котором, как полагают верующие, присутствует сам господь.

    В  княжеско-боярской среде в три  года мальчика сажали на коня, затем отдавали его на попечение и выучку пестуну. В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами.

   Каждая  семья  или  группа  родственников  изготовляла для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - или ямах из местных руд выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, сошники, наконечники стрел и копий, мечи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотна  и шили одежду.  В большом ходу была деревянная посуда и утварь, а также изделия из бересты и луба.

    Дел и забот всегда было много и у  мужчин и у женщин. Работу крестьяне начинали с первыми  лучами солнца, а заканчивали, когда уже было совсем темно. Так шли дни, месяцы, годы...

Зато когда  приходил праздник, он был для крестьян  особенно радостным и желанным, его ждали, к нему готовились. Все жители деревни в эти дни надевали свою лучшую,  праздничную одежду. И чем тяжелее и безрадостнее была  жизнь, тем больше хотелось в праздник окружить себя весельем, яркой красотой, всем показать свои наряды, своё  мастерство в шитье и в украшении одежды.

В каждой местности  одевались по-разному, но основные  предметы крестьянского костюма  были одинаковыми в  большинстве  областей России. Одежда резко делилась на  будничную и праздничную. Будничная  одежда была простой, часто её почти никак не украшали. А праздничная,  наоборот, - демонстрировала всё, на что были способны её  хозяева. Любую одежду в деревне очень берегли, потому  что доставалась она большим трудом, и каждая вещь должна была служить долгие годы, часто не одному поколению  семьи.

Женская одежда состояла из длинной рубашки с  рукавами. Поверх неё надевали сарафан, обычно шерстяной, а в  южных областях носили клетчатую домотканую юбку-понёву, голову покрывали платком. Девушки  могли ходить с  открытой головой. Они, как правило, заплетали одну косу  и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом.  Сверху, если было нужно, надевали платок. Замужняя женщина не имела права появляться при посторонних с

открытой головой. Это  считалось неприличным. Волосы у  неё были заплетены в две косы, а на голову надевали богато  украшенный твёрдый кокошник или особую мягкую шапочку – рогатую кичку, затем платок. В будни вместо парадного кокошника обычно надевали скромный повойник.  Открытым у замужних женщин оставались лишь лицо да  кисти рук.

   Основной  частью мужской одежды тоже  была рубаха и порты - длинные  штаны вроде брюк. Обувь у крестьян, и у мужчин и у женщин, была одинаковая. У бедных - лапти,  которые плели из лыка, особым образом очищенной коры  липы. Липа - лиственное дерево, которое растёт в России  повсюду. Лапти, хотя и не отличались особым изяществом,  в сухую погоду были и лёгкой и удобной обувью, но изнашивались очень быстро. Поэтому каждый крестьянин  мог сплести лапоточки и делал это быстро, весело и красиво. Но в дождь, в холод в лаптях было плохо. Богатые  крестьяне на такое время шили из кожи сапоги, бедные  редко могли позволить себе такую роскошь. Зато зимой,  когда устанавливались морозы и снег плотно укрывал землю, все надевали валенки. Валенки изготовляли (валяли) из домашней овечьей шерсти. Были они удобными, тёплыми, мягкими, и ходить в них по льду и снегу - одно удовольствие, хотя особенно красивой обувью их не назовёшь.

Информация о работе Становление Руси